Вредные привычки

Причины и механизмы возникновения т.н. "вредных привычек" достаточно сложны. В данной статье попробуем разобраться в этом вопросе, а также дадим некоторые рекомендации, помогающие устранить "вредную привычку".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patologicheskaya_periodichnost_deystviya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патологическая периодичность действия (ППД) т.н. вредные привычки  можно разделить на несколько групп:

  1. сосание пальца и языка
  2. актация (качание)
  3. мастурбация  допубертантного периода
  4. анихофагия (ногти грызут)
  5. трихотиломания (поедание волос с образованием бизоаров – волосяных комков).

Причины и механизмы возникновения* вредных привычек* достаточно сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка,  которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постели. Он отлучен с рождения от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть.Все т.н. вредные привычки порождены нехваткой эмоционального тепла на 1-ом году жизни. Иногда т.н. вредные привычки возникают у ребенка в связи с  тревожно-мнительным  воспитанием.

Ребенок, предоставленный самому себе,  ощущая недостаток  впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим  испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях. У человека как бы 2 уровня психической деятельности – осознаваемая и неосознаваемая сферы. В данном случае  в силу вступает именно неосознаваемая сфера психической деятельности.  Именно она ищет компенсацию  за нехватку эмоционального  тепла. Психическое развитие ребенка прекращается и он как бы возвращается во внутриутробный период, где у него есть контакт с матерью, где он защищен. Постепенно такие действия закрепляются. С помощью вредных привычек ребенок утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается  на себе.

Сосание пальцев или одежды, качания, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимание, ласку, общение. Вредная привычка как ритуал утешает ребенка днем, успокаивает его при засыпании. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах – еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувство вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себе до крови пальцы, кусает  щеки и это приносит ему удовлетворение.

Часто вредная привычка, выражающаяся в серии ритмических движений, является вынужденным замещением необходимых ритмических  движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга.  Для нормального развития ребенка необходим, например, сосательный рефлекс. Такой ритмический акт, как сосание груди, - не только акт кормления. Сложный комплекс воздействий: пищевого, эндокринного и психологического – стимулирует развитие головного мозга.  Сосание пальцев, языка,губы и т.д. – самостимуляция и у детей старше 1 года нередко является свидетельством задержки созревания тех или иных функциональных систем в организме. Как эквивалент стимуляции оно возникает у детей, лишенных прикосновений любящих рук матери. Ребенок, привыкший успокаивать, убаюкивать и укачивать себя сам, сосет или теребит что-то, вертит волосы, прикасается к половым органам и раздражает их, раскачивается в постели, чтобы уснуть. Эта самостимуляция  всегда растягивается на многие годы, чтобы восполнить дефицит стимулирующего влияния матери.

Вредная привычка как ритуал самоуспокоения, самоободрения нередко приобретает сложные формы выражения. Ребенок сосет большой палец правой руки, а левой вертит волосы, прикрывает глаза. Если левую руку подвязать к туловищу, он перестает сосать правую. Нарушена целостность ритуала, а часть его не приносит удовлетворения. Испытывая тревогу, дети сосут язык, прикрыв рот ладонью правой руки и потягивая мочку уха левой. Эти ритуалы, равно как и отгрызание ногтей, надногтевых валиков, слизистой оболочки щек, губ и кожи вокруг них до красноты, язвочек, нередко входят в клинику невроза навязчивых состояний и неврастении.

        Еще одна из так называемых вредных привычек – это детский онанизм. Ребенок до 3-х лет – существо, по сути, бесполое. Он не выделяет себя из окружающей среды. Ребенок только для нас – мальчик или девочка. Идентификация с мужским или женским полом происходит после 3-х лет в процессе формирования личности. Ребенок до 3 лет не предполагает, что он раздражает именно половые органы. Это известно только взрослым. Для него нос, пупок, половой член – только части  его тела. Трехлетний ребенок понимает: взрослые недовольны им, осуждают эти его действия, которые попадают под определение «нельзя», но причины отрицательной их оценки в данном случае ему неведомы. После 3-4 лет ребенок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться – сформировалась привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию.  Он стремиться получить удовлетворение, переступив через запрет, и ни к чему хорошему это не приведет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания взрослых к в общем-то безобидному акту. Ребенок стремиться к уединению,  становится замкнутым.

Прикосновение детей к своим половым органам, как и интерес к ним, является составной частью нормального психосексуального  развития. Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда он практикуется часто, занимает ребенка более всего, это может быть следствием органического поражения мозга в родах (ММД). В этом случае необходимо обратиться к психиатру.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка  одного в постели пока он не заснул. Почитайте ему сказку, расскажите  добрую историю. Внимательно следите за руками: ручки у ребенка должны быть поверх одеяла, желательно под щечкой. Ребенку не следует засиживаться на горшке. Следует предупреждать появление запоров – они нередко способствуют онанизму. Не допускать, чтобы ребенок загулялся и задержал акт мочеиспускания. Такая задержка у мальчиков приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести в низу живота и в результате способствует возникновению онанизма. Следует тщательно соблюдать гигиену промежности, чтобы не было зуда. Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубцы не врезались в тело, а одежда не давила. Это тоже способствует онанизму. Ребенка не рекомендуется качать верхом на колене. От попыток онанизма ОТВЛЕКАЮТ, НЕ ЗАОСТРЯЯ  ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА НА НЕМ, интересными занятиями.

Если вредная привычка уже сформировалась, взрослые не начинают борьбу с ребенком, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают. Прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и к его невротизации. Все это - неприемлемая жестокость по отношению к ребенку. У ребенка с вредной привычкой не следует требовать честного слова в том, что он  откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Формируется вторая вредная привычка – нарушать честное слово. РЕБЕНКА НЕ НАКАЗЫВАЮТ  ЗА ВРЕДНУЮ ПРИВЫЧКУ – ОН НЕ ВИНОВЕН В НЕЙ. Наказание  только усугубляет ситуацию. Ребенок начинает прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще больше замкнется в себе, страдая от непонимания взрослыми его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя – взрослые с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно чем-то занят. У ребенка не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой – всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Если ребенок грызет ногти, следует их коротко обрезать. Можно разрешить грызть конец ручки, который ребенок пишет, но обязательно чистый.  Полезно потереть ладонь о ладонь, если возникло желание погрызть ногти. Ребенка побуждают самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными  ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют: «Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся». Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. Ногти грызут те дети, которые мучительно не уверенны в себе, и борьба неуверенности в себе – основное условие избавления от этой привычки. При сосании пальца, предметов рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой перед сном (это очень важно, и в случаях ритмических вредных привычек занятия со скалкой в течении 10-15 мин. перед сном обязательны). Полезно также качать ребенка на качелях несколько раз в день по 10-15 мин; желательно использовать также лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку. Вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон  настроения, склонных к депрессии, и поэтому, все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.

К 10-12 годам у ребенка созревает эмоциональная структура, и все эти вредные привычки постепенно уходят, на при условии выполнения данных рекомендаций. Надо помчьребенку восполнить отсутствие эмоционального тепла на 1-м году жизни, собственно из-за чего все эти привычки и появились. Только при вашем участии и вашей помощи ребенок поборет все эти вредные привычки.