Консультация для родителей "Эмоции и чувства"

Плешкова Евгения Николаевна

История о том, ЗАЧЕМ нужно помогать детям разбираться со своими чувствами и эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация с родителями13.93 КБ

Предварительный просмотр:

Я расскажу вам одну пронзительную историю. Про маленького мальчика, который обижал девочку.

Когда он был маленький, проезжая на велике мимо дома соседской девочки, дразнил её.

Эй ты, Краснуха! – кричал он, потому что её лицо было покрыто маленькими пятнышками.

То, как отреагировал отец этой девочки, изменило мальчика навсегда. И знаете кем он вырос? Великим психотерапевтом Ирвином Яломом.

Вот отрывок из его книги «Как я стал собой».

Мне лет десять, может быть одиннадцать. Я качу на велосипеде вниз по холму недалеко от дома моих родителей. Вижу девочку по имени Элис, сидящую на открытой веранде своего дома. Она чуть старше меня, симпатичная, хотя её лицо покрыто красными пятнышками. Я окликаю её, проезжая мимо:

- Привет, Краснуха!

Внезапно мужчина, невероятно огромный и сильный на вид, вырастает перед моим велосипедом и останавливает его, ухватив за руль. Я откуда-то знаю, что это отец Элис.

Он громко говорит мне:

- Эй, ты, как там тебя! Задумайся на минуту – если ты вообще способен думать – и ответь вот на какой вопрос. Задумайся о том, что ты только что крикнул моей дочери, и скажи мне одну вещь: что Элис чувствует, когда ты это говоришь?

От испуга я не могу вымолвить ни слова.

- Ну, давай, отвечай! Ты парнишка Блумингдейла, и я готов побиться об заклад, что ты умненький еврейчик. Так давай же, догадайся, что чувствует Элис, когда ты такое говоришь.

Я трепещу. Язык у меня отнялся от ужаса.

- Ладно-ладно, - говорит он. Успокойся. Сделаем проще. Просто скажи мне вот что: как из-за твоих слов Элис относиться к себе – хорошо или плохо?

Меня хватает только на то, чтобы промямлить:

- Не знаю…

- Не получается подумать честно, да? Ничего, я тебе помогу. Предположим, я посмотрел на тебя, выбрал в тебе одну плохую черту и стал отпускать замечания о ней всякий раз при встрече с тобой…- Он пристально вглядывается в меня. – У тебя в носу сопли, верно? Как насчёт прозвища «сопляк»? Левое ухо у тебя больше правого. Предположим, я говорю «толстоухий» всякий раз, как вижу тебя. А как насчёт «еврейчика»? Да, вот именно! Тебе бы это понравилось?

Во сне я понимаю, что уже не первый раз проезжаю мимо этого дома, что я делал тоже самое день за днём – проезжал мимо и окликал Элис одними и теми же словами, пытаясь завязать с ней разговор, пытаясь подружиться с ней. И всякий раз, выкрикивая «Эй, Краснуха!», я обижал, оскорблял её. Я в ужасе – от вреда, который причинял раз за разом, и от того факта, что был так слеп и не видел этого.

Когда её отец наконец отпускает меня, Элис спускается со ступенек крыльца и тихо говорит:

- Хочешь зайти к нам поиграть?

Она бросает взгляд на отца. Тот кивает.

- Я чувствую себя так ужасно, - отвечаю я. Мне стыдно, так стыдно! Я не могу, не могу, не могу…

Эта история как нельзя лучше показывает, ЗАЧЕМ нужно помогать детям разбираться со своими чувствами и эмоциями.

Хотелось папе Элис наказать и «порвать» обидчика? Наверняка. Было ли ему обидно за дочь? Ещё бы.

Но он не прошёл мимо. Не сказал ей: не обращай внимания на дурака. Не набросился на парня с угрозами.

Он объяснил. Показал. Научил.

И этот урок оказался гораздо более эффективным средством.

В реальной жизни мы не можем, как папа Элис поговорить с теми, кто будет встречаться на пути наших детей. Но мы можем подготовить их к этим встречам.