Программа психологического сопровождения выпускников в период подготовки к экзаменам.
Психологическое сопровождение выпускников в период подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) является необходимым направлением работы педагога-психолога образовательной организации.
На сегодняшний ень имеется достаточное количество материалов, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к ГИА. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к испытанию. Между тем, при отсутствии психологической подготовки, нередко бывает так, что выпускник знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но в итоге не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать и регулировать свою деятельность, не владеет навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое задание.
Программа психологического сопровождения выпускников в период подготовки к экзаменам.
Идея психолого- педагогического сопровождения является востребованной в образовательной практике и в настоящее время получила импульс для развития в связи с введением новых стандартов образования. Стандарты второго поколения, ориентированные на достижение не только предметных, но метапредметных и личностных образовательных результатов, невозможно внедрить в практику без учета возрастно-нормативной модели и социальной ситуации развития обучающихся.
Психологическое сопровождение выпускников в период подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) является необходимым направлением работы педагога-психолога образовательной организации.
На сегодняшний ень имеется достаточное количество материалов, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к ГИА. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к испытанию. Между тем, при отсутствии психологической подготовки, нередко бывает так, что выпускник знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но в итоге не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать и регулировать свою деятельность, не владеет навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА.
Программа психолого-педагогического сопровождения подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ в 9 , 11 классах составлена всоответствии с такими нормативными документами, как:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и и среднего (полного) общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированным в Минюсте России 3 марта
2011г., регистрационный номер 19993);
-О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков. Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86;
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии (Руководство по психиатрии, 1983; Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В., 1998; Стрелец В.Б., Голикова Ж.В., 2001). В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы учащихся. (Maes M., Van der Planken M., Van Gastel A., et al., 1998; Deinzer R., Kottmann W., Forster P., et al., 2000).
В то же время, следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая обучающимся мобилизовать свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому необходимо в период подготовки обучающихся к ГИА, во-первых – организовать специальные методы прогнозирования показателей экзаменационного стресса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а, во-вторых - создать комплекс эффективных психолого-педагогических методов способствующих оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса у данной категории обучающихся, т.к. психологическое сопровождение экзаменов предполагает не только определенную сумму знаний по предмету, но и серьезную психологическую подготовку.
Как эта ситуация отражается на педагогах, занимающихся подготовкой старшеклассников к ЕГЭ?
У педагогов она вызывает особую тревогу, поскольку результативность сдачи ЕГЭ влияет на оценку профессиональной компетентности учителя, у подавляющего большинства педагогов крайне отрицательное отношение к новой форме экзамена, преобладают чувства тревоги, беспокойства, раздражения, ощущение бессилия и неуверенности в себе. Учителя считают, что эта форма не всегда объективна и часто не соответствует реальным знаниям учащихся.
Наконец, нельзя не отметить наличие в образовательной среде феномена, который условно можно назвать «мифология» ЕГЭ. Другими словами - иррациональные, неосознаваемые, эмоционально нагруженные убеждения и установки, отражающие отношение к ЕГЭ.
Конечно, проявляться они будут по-разному: дети говорят о том, что «ЕГЭ сдать невозможно», педагоги — о нереалистических требованиях и некорректно сформулированных
заданиях, родители — о том, что «где-то в других регионах все куплено и дети получают только пятерки». Как правило, подобные высказывания сопровождаются сильными эмоциями: тревогой, гневом, страхом. Таким образом, необходимо проводить работу по психологическому сопровождению ГИА не только с обучающимися, но и с педагогами и родителями.
Программа психолого-педагогического сопровождения подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ в 9 , 11 классах построена с опорой на программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к экзамену «Путь к успеху» (Н. Стебеневой, Н Королевой) и программу М.Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ».
Исследователи(М.Ю. Чибисова и др.) выделяют следующие типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзаменов:
1. Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми зданиями. обучащиеся с когнитивными трудностями не могут выбрать оптимальную стратегию подготовки к экзаменам. Основная
психологическая стратегия работы с такими учащимися должна строиться на выработке собственной стратегии подготовки и сдачи экзаменов. Данная стратегия строится на оптимальном использовании временного потенциала.
2. Личностные трудности – эти трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего, к личностным трудностям отнесем высокий уровень тревожности. Основная стратегия работы с
обчающимися, имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями проведения экзамена (незнакомая обстановка, отсутствие знакомых преподавателей, использование только одного канала восприятия и демонстрации своих знаний). К личностным трудностям также может быть отнесены группы риска, представляющие собой доминирование у выпускника определенных личностных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзамена.
3. Процессуальные трудности – это проблемы, которые связаны с самой процедурой экзамена. Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.
Исходя из вышесказанного, основной целью программы психолого-педагогического сопровождения подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ в 9 , 11 классах. является:
оказание комплексной психолого - педагогической помощи обучающимся школы при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
1. Способствовать формированию адекватного реалистичного мнения об экзамене;
2. Способствовать развитию установки на успешную сдачу экзамена;
3. В процессе коррекционно - развивающей работы способствовать преодолению когнитивных трудностей, мешающих подготовке и сдаче экзамена.
5. Способствовать формированию конструктивной стратегии деятельности в период подготовки и на экзамене.
6. Способствовать улучшению психоэмоционального состояния, снижению тревожности, напряжённости в период экзаменов.
7. Способствовать формированию УУД: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.
Ожидаемые результаты: | Критерии оценивания | |
Сформированность адекватного, реалистичного мнения об экзамене. | Беседа, анкетирование. | |
2. | Позитивная установка на успешную сдачу экзамена. | Беседа, тестирование. |
3. | Улучшение показателей внимания и памяти, интеллектуальной лабильности, УУД. | Наблюдение, тестирование, анкетирование. |
4. | Сформированность конструктивной стратегии деятельности в период подготовки и на экзамене. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена. | Наблюдение, беседа, пробный экзамен. |
5. | Снижение уровня тревожности и напряжённости в экзаменационный период. | Наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. |
6 | Сформированность УУД | Анкетирование. |
Основные формы занятий: занятия с элементами тренинга, деловые игры, психологические практикумы, дискуссии, сеансы релаксации.
Условия проведения: класс, кабинет психоразгрузки,
План психолого - педагогического сопровождения ЕГЭ, ОГЭ 9, 11 класс
№ № п\п п\п п/п | Наименование работы. Виды деятельности, содержание, формы . | Условия проведения. | Ответственные и привлекаемые к сотрудничеству | Сроки проведения | Предполагаемый результат. | ||
Работа с педагогами | |||||||
11 1. | Ознакомление с процедурой ЕГЭ, обязанностями ответственных наблюдателей. | консультация | Заместитель директора по УВР | По плану зам. дир. по УВР | Снижение риска экзаменационного стресса обучающихся. Снижение напряжённости у педагогов- предметников, классных руководителей. Повышение психолого- педагогической компетентности по вопросам психолого- педагогического сопровождения ЕГЭ и ОГЭ. Исключение нарушений в ходе проведения ЕГЭ и ОГЭ. | ||
2. 2. | Психологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ. Профилактика нарушений обучающимися порядка ЕГЭ. | Психолого- педагогический семинар. | Зам. дир. по УВР, пед- психолог, педагоги. | По плану зам. дир. по УВР | |||
3 3. | «Готовим к ЕГЭ, стратегии работы с детьми гр. риска». | Стенд. в учительской | Пед.- психолог | III-VI | |||
4 4. | Памятки для педагогов. | Стенд, буклеты | Пед- психолог, Зам. директора по УВР | III-VI | |||
5 5. | Сеансы релаксации, психоразгрузки для педагогов | Каб .психоразгрузки | Пед.-психолог | В теч. у.г. | |||
6 6. | Индивидуальные консультации. | По запросам. | Пед.-психолог, зам директора по УВР | В теч. года | |||
7 7. | Профилактика профессионального выгорания и толерантность педагога . | Пихолого- педагогический семинар- практикум. | Зам. дир. по УВР, пед- психолог, педагоги. | ||||
8. | Профилактика эмоционального выгорания. | Психолого- педагогический семинар- практикум. | Зам. дир. по УВР, пед- психолог, педагоги. | Снижение напряжённости у педагогов- предметников, классных руководителей. | |||
Работа с родителями | |||||||
22 1. | Родительское собрание «Психологические аспекты подготовки к экзаменам». | РС 9, 11 классы | Зам. дир. по УВР, пед.-пс., кл. рук. | I | Информирование о стратегии поведения на экзаменах, психологической подготовки к экзаменам, Повышение психолого-педагогической компетентности и культуры родителей, снижение стресса. | ||
2. | Родительское собрание «Какую помощь могут оказать родители при подготовке к экзаменам». Ролевая игра «Сдаём ЕГЭ» (шуточное, по правилам поведения на ЕГЭ). | РС 9, 11 классы | Зам. дир. по УВР, пед.-пс., кл. рук. | IV | |||
3. | Материалы стенда для родителей «Советы психолога» | стенд | Пед.-психолог | III-VI | |||
4. | Индивидуальные консультации. | По запросам. | Пед.-психолог, зам директора по УВР | В течение уч.года | |||
Работа с обучающимися. | |||||||
1. | Диагностика напряжённости | 9, 11 класс. Анкета напряжённости | Пед.-пс. | X, IV | Выявление обучающихся с эмоциональными проблемами. | ||
2 | Диагностика экзаменационного стресса | 9, 11 класс. Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?» | Педагог-психолог | II | |||
3 | Диагностика эмоционального состояния . | 9 класс Тест СПС (Г.Айзенк) | Педагог-психолог | III | |||
4 | Диагностика эмоционального состояния . | Тест Люшера Инд. , по запросам | Педагог-психолог | ||||
5. | Карта риска суицида | Заполнение карты. | Пед.- пс., кл.рук, социальный педагог. | X | Мониторинг риска суицида, выявление подростков гр. риска, профилактика суицидальных проявлений в период экзаменов. | ||
6. | Ознакомление с процедурой ОГЭ, ЕГЭ, правилами поведения на экзамене, бланками. | Консультация, тренинг. | Заместитель директора по УВР | По плану зам. дир. по УВР | Снижение риска экзаменационного стресса обучающихся. Снижение напряжённости. Повышение процессуальной компетентности. Исключение нарушений в ходе проведения ОГЭ и ЕГЭ. | ||
7 | Пробный ЕГЭ, ОГЭ | Заместитель директора по УВР | По плану | ||||
8. | Индивидуальные консультации по запросам учащихся, и по выявленным в ходе анкетирования проблемам. | Кабинет пед.-психолога. | Педагог- психолог | В течение учебного года | Конструктивное преодоление проблемных ситуаций, стабилизация эмоционального состояния. | ||
9. | Занятия по формированию психологической готовности к ЕГЭ. | Кабинет пед.-психолога. Занятия с элементами тренинга | Педагог- психолог | II-V | 1).Знание об особенностях и процедуре экзамена; 2) Повышение сопротивляемости стрессу в результате: а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации; б) возрастания уверенности в себе, в своих силах; 3) развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы. 4.)Развитие познавательных процессов и учебной мотивации. | ||
10. | Упражнения для развития самоконтроля и стрессоустойчивости. | Урок. | Педагог-психолог, учителя –предметники. | IV,V | Повышение сопротивляемости стрессу , развитие навыков самоконтроля | ||
11. | Экзамены – не проблема, а задача! « Я иду на экзамен» | Кл.час, 9,11 кл. | Пед-пс., кл. рук. | IV,V | Снижение риска экзаменационного стресса. | ||
12. | Материалы стенда для обучающихся «Советы психолога» | стенд | Пед.-психолог | III-VI | Информирование о стратегии поведения на экзаменах, психологической подготовки к экзаменам, | ||
13. | Коррекция эмоциональных нарушений, тревожности, напряжённости. | Сеансы психоразгрузки. | Пед.- пс. | В теч. у.г. | Стабилизация эмоц. состояний. | ||
Занятия по формированию психологической готовности к ЕГЭ с элементами тренинга способствуют преодолению таких проблем у обучающихся, как когнитивные, личностные, процессуальные, физиологические.
Трудности и стратегии поддержки старшеклассников на этапе подготовки
к ЕГЭ и ОГЭ
Вид трудностей | Содержание затруднений | Условия успешности |
Когнитивные (особенности переработки информации) | Работа с тестовыми заданиями предполагает выделение существенной стороны в каждом вопросе, отделение ее от второстепенной; оперирование фактами и положениями в отрыве от контекста | Хорошая произвольность внимания. Хороший уровень долговременной памяти; Развитое мышление, интеллектуальная лабильность. Учёт репрезентативной системы. |
Личностные (особенности восприятия учеником ситуации экзамена) | Непривычная обстановка, самостоятельность в принятии решения, прием и оценка экзамена незнакомыми людьми – все это повышает уровень тревоги и дезорганизует деятельность, снижает концентрацию внимания и работоспособность | Рассмотрение ЕГЭ как ценного и полезного этапа в жизни; Позитивный настрой. |
Процессуальные (особенности процедуры ЕГЭ) | Фиксирование ответа на отдельном листе разводит целое «вопрос-ответ», необходимо осуществлять кодирование-раскодирование информации (соотнесение содержания с соответствующим номером). Присутствующий взрослый несет только функцию оценки, вместо привычной оценки и поддержки. Самостоятельная выработка стратегии деятельности. | Знакомство с процедурой экзамена. Выбор индивидуальной стратегии деятельности |
Физиологические (связаны с особенностями работы мозга и организма на фоне повышенных нагрузок и стресса) | Стрессовая ситуация ведет к перенапряжению нервной системы, которое в свою очередь «бьет» по организму, вызывая различные заболевания. | Гармоничная работа правого и левого полушария; Умение расслабляться; Рациональный режим труда и отдыха; Режим питания |
Содержание.
Что такое ЕГЭ.(ОГЭ) и что он значит для меня. Как лучше подготовиться к экзаменам. 2 ч .
Мини- лекция «как готовиться к экзаменам»: режим дня,питьевой режим, питание, упражнения для отдыха глаз, учёт индивидуальных биоритмов, репрезентативной системы, место занятий и поза при подготовке. Условия поддержки работоспособности, кинезиологические упражнения, упр. «Ассоциации». Дискуссия , «мозговой штурм». Снижение влияния иррациональных убеждений (дискуссия, мозговой штурм «Страхи и опасения по поводу ЕГЭ»); Экзамен «Хорошо- плохо». Шуточный ЕГЭ ( по процедуре проведения экзамена).
Развиваем произвольное внимание: устойчивость, переключение, распределение, объём.1 ч.
Мини- лекция «Как развивать произвольное внимание». Упражнения: «Трёхминутный тест»,
«Секундная стрелка», «Перепутанные линии», « Кодирование», таб. Шульте, «Штриховка
(рисунок) 2 руками», «Разные движения», «Сумма», «Муха».
Развиваем память.-1 ч . Мини- лекция «Как запомнить большой объём материала». «Некоторые закономерности запоминания». Упражнения: «Ассоциации», «метод Цицерона», «Снежный ком», «Кластеры и опорные схемы». Дискуссия «Успешные приёмы запоминания»
Развиваем мышление.-1 ч. Мини- лекция «Как развивать мышление». тест «Интеллектуальная лабильность», упр. «Ассоциации», «Аналогии» , «Сравнение понятий», «Пространственное мышление. Кубики. Развёртки».
Способы снятия нервно- психического напряжения.-1 ч. упр. дорисуй и передай. упр. Мини- лекция «Как снять напряжение» . Упр. «Эксперимент», «Дыхание стимулирующее и расслабляющее», «Дыхание через левую и правую ноздрю», «Перекрёстные движения» гармонизация работы левого и правого полушария, «Стряхни неприятный груз», релаксация, Метод «Ключ» Х.Алиева.
Как бороться со стрессом.-1 ч. Мини лекция «Стресс конструктивный и деструктивный. Методы борьбы с дистрессом». Упр. «Мышечная релаксация», « Дыхательная релаксация», «Сосредоточение на предмете»,«Аутотренинг, формулы самовнушения».
Уверенность на экзамене. -1 ч. Упр. «Передача хлопка», «Поддержка», «Статуя неуверенности и уверенности », «Приятно вспомнить», «Образ уверенности» (визуализация).
Тематический план.
№ п/п | Тема | теория | практика |
1 | Что такое ЕГЭ.(ОГЭ) и что он значит для меня. Как лучше подготовиться к экзаменам. | 0.5 | 1.5 |
2 | Развиваем произвольное внимание: устойчивость, переключение, распределение, объём. | 0.25 | 0.45 |
3 | Развиваем память. | 0.25 | 0.45 |
4 | Развиваем мышление. | 0.25 | 0.45 |
5 | Способы снятия нервно- психического напряжения | 0.25 | 0.45 |
6 | Как бороться со стрессом. | 0.25 | 0.45 |
7 | Уверенность на экзамене | 0.25 | 0.45 |
Литература.
- Павлова М.А., Гришанова О.С. Психолого –педагогическое сопровождении е ЕГЭ/ М.А Павлова , О.С.Гришанова.- Волгоград: Учитель, 2011.-201 с.
- Стебнева Н., Королева Н., журнал "Школьный психолог" издательского
дома "Первое сентября" № 29/2003.
- Стратегия психологической помощи субъектам образовательного процесса на этапе подготовки к ЕГЭ. Сост. И.В.Зимнякова. Иваново. 2007.- 18 с.
- Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями/ М.Ю. Чибисова . – М. 2009.
- http://www.ege.edu.ru/
Информационные источники для обучающихся:
