Программа психологического сопровождения выпускников в период подготовки к экзаменам.

Аймалетдинова Надия Ринатовна

Психологическое сопровождение выпускников в  период  подготовки к государственной итоговой  аттестации (ГИА) является  необходимым  направлением  работы  педагога-психолога  образовательной  организации.

На сегодняшний  ень  имеется достаточное  количество  материалов,  обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к ГИА. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к испытанию. Между тем, при отсутствии  психологической  подготовки,  нередко  бывает  так,  что  выпускник  знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но в итоге не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями,  не  умеет  контролировать  и  регулировать  свою  деятельность,  не  владеет навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zadanie.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Итоговое задание.

Программа психологического сопровождения выпускников в период подготовки к экзаменам.

Идея психолого- педагогического сопровождения является востребованной  в  образовательной  практике  и  в  настоящее  время  получила  импульс для развития в связи с введением новых стандартов образования. Стандарты второго поколения, ориентированные на достижение не только предметных, но метапредметных и личностных образовательных результатов, невозможно внедрить в практику без учета возрастно-нормативной модели и социальной ситуации развития обучающихся.

Психологическое сопровождение выпускников в  период  подготовки к государственной итоговой  аттестации (ГИА) является  необходимым  направлением  работы  педагога-психолога  образовательной  организации.

На сегодняшний  ень  имеется достаточное  количество  материалов,  обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к ГИА. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к испытанию. Между тем, при отсутствии  психологической  подготовки,  нередко  бывает  так,  что  выпускник  знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но в итоге не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями,  не  умеет  контролировать  и  регулировать  свою  деятельность,  не  владеет навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА.

Программа  психолого-педагогического сопровождения подготовки обучающихся  к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ  в 9 , 11 классах составлена всоответствии с такими нормативными документами, как:

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об

утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для

общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы

общего образования»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об

утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов

начального общего, основного общего и и среднего (полного) общего образования»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированным в Минюсте России 3 марта

2011г., регистрационный номер 19993);

-О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков. Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86;

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии (Руководство по психиатрии, 1983; Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В., 1998; Стрелец В.Б., Голикова Ж.В., 2001). В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы учащихся. (Maes M., Van der Planken M., Van Gastel A., et al., 1998; Deinzer R., Kottmann W., Forster P., et al., 2000).

В то же время, следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая обучающимся  мобилизовать свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому необходимо в период подготовки обучающихся  к ГИА,  во-первых – организовать специальные методы прогнозирования показателей экзаменационного стресса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а, во-вторых - создать комплекс эффективных психолого-педагогических методов способствующих  оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса у данной категории обучающихся, т.к. психологическое сопровождение экзаменов предполагает  не только  определенную сумму знаний по предмету, но и серьезную психологическую подготовку.

Как эта ситуация отражается на педагогах, занимающихся подготовкой старшеклассников к ЕГЭ?

У педагогов она вызывает особую тревогу, поскольку результативность сдачи ЕГЭ влияет на оценку профессиональной компетентности учителя, у подавляющего большинства педагогов крайне отрицательное отношение к новой форме экзамена, преобладают чувства тревоги, беспокойства, раздражения, ощущение бессилия и неуверенности в себе. Учителя считают, что эта форма не всегда объективна и часто не соответствует реальным знаниям учащихся.

Наконец, нельзя не отметить наличие в образовательной среде феномена, который условно можно  назвать «мифология» ЕГЭ.  Другими словами -  иррациональные, неосознаваемые, эмоционально нагруженные убеждения и установки, отражающие отношение к ЕГЭ.

Конечно, проявляться они будут по-разному: дети говорят о том, что «ЕГЭ сдать невозможно», педагоги — о нереалистических требованиях и некорректно сформулированных

заданиях, родители — о том, что «где-то в других регионах все куплено и дети получают только пятерки». Как правило, подобные высказывания сопровождаются сильными эмоциями: тревогой, гневом, страхом.  Таким образом, необходимо проводить работу по психологическому сопровождению  ГИА не только с обучающимися, но и с педагогами и родителями.

Программа психолого-педагогического сопровождения подготовки обучающихся  к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ  в 9 , 11 классах  построена с опорой на программы  психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к экзамену «Путь к успеху» (Н. Стебеневой, Н Королевой) и программу М.Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ».

Исследователи(М.Ю. Чибисова и др.) выделяют  следующие типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзаменов:

1. Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми зданиями. обучащиеся с когнитивными трудностями не могут выбрать оптимальную стратегию подготовки к экзаменам. Основная

психологическая стратегия работы с такими учащимися должна строиться на выработке собственной стратегии подготовки и сдачи экзаменов. Данная стратегия строится на оптимальном использовании временного потенциала.

2. Личностные трудности – эти трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего, к личностным трудностям отнесем высокий уровень тревожности. Основная стратегия работы с

обчающимися, имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями проведения экзамена (незнакомая обстановка, отсутствие знакомых преподавателей, использование только одного канала восприятия и демонстрации своих знаний). К личностным трудностям также может быть отнесены группы риска, представляющие собой доминирование у выпускника определенных личностных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзамена.

3. Процессуальные трудности – это проблемы, которые связаны с самой процедурой экзамена. Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.

Исходя из вышесказанного, основной целью программы психолого-педагогического сопровождения подготовки обучающихся  к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ  в 9 , 11 классах. является:

 оказание комплексной психолого - педагогической помощи обучающимся школы при сдаче ОГЭ  и ЕГЭ.

Задачи:

1. Способствовать формированию  адекватного реалистичного мнения об экзамене;

2. Способствовать развитию  установки на успешную сдачу экзамена;

3. В процессе коррекционно - развивающей  работы способствовать преодолению когнитивных трудностей, мешающих подготовке и сдаче экзамена.

5. Способствовать формированию конструктивной стратегии деятельности  в период подготовки и на экзамене.

6. Способствовать  улучшению психоэмоционального состояния, снижению тревожности, напряжённости в период экзаменов.

7. Способствовать формированию УУД: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.

Ожидаемые результаты:  

Критерии оценивания

Сформированность адекватного, реалистичного мнения об экзамене.

Беседа, анкетирование.

2.

Позитивная установка на успешную сдачу экзамена.

Беседа, тестирование.

3.

Улучшение показателей внимания и памяти, интеллектуальной лабильности, УУД.

Наблюдение, тестирование, анкетирование.

4.

Сформированность конструктивной стратегии деятельности  в период подготовки и на экзамене. Осознанное принятие на себя ответственности за

подготовку и результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность построить «план Б» в случае

неуспешной сдачи экзамена.

Наблюдение, беседа, пробный экзамен.

5.

Снижение  уровня тревожности и напряжённости в экзаменационный период.

Наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

6

Сформированность УУД

Анкетирование.

Основные формы занятий: занятия с элементами тренинга, деловые игры, психологические практикумы, дискуссии, сеансы релаксации.

Условия проведения: класс, кабинет психоразгрузки,

 

План психолого - педагогического сопровождения ЕГЭ, ОГЭ   9, 11 класс

№ №  п\п  п\п

п/п        

Наименование работы. Виды деятельности, содержание, формы .

Условия проведения.

Ответственные

 и привлекаемые к сотрудничеству

Сроки проведения

Предполагаемый результат.

Работа с педагогами

11   1.

Ознакомление с процедурой ЕГЭ, обязанностями ответственных наблюдателей.

консультация

Заместитель директора по УВР

По плану зам. дир. по УВР

Снижение риска экзаменационного стресса обучающихся.

Снижение напряжённости у педагогов- предметников, классных руководителей.

Повышение психолого- педагогической компетентности по вопросам психолого- педагогического сопровождения ЕГЭ и ОГЭ.

Исключение нарушений в ходе проведения ЕГЭ и ОГЭ.

2.    2.

Психологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.

Профилактика нарушений обучающимися порядка ЕГЭ.

Психолого- педагогический семинар.

Зам. дир. по УВР, пед- психолог, педагоги.

По плану зам. дир. по УВР

3   3.

«Готовим к ЕГЭ, стратегии работы с детьми гр. риска».

Стенд. в учительской

Пед.- психолог

III-VI

4  4.

Памятки для педагогов.

Стенд, буклеты

Пед- психолог,

Зам. директора по УВР

III-VI

5  5.

Сеансы  релаксации, психоразгрузки для педагогов

Каб .психоразгрузки

Пед.-психолог

В теч. у.г.

6  6.

Индивидуальные консультации.

По запросам.

Пед.-психолог, зам директора по УВР

В теч. года

7  7.

Профилактика профессионального выгорания и толерантность педагога .

Пихолого- педагогический семинар- практикум.

Зам. дир. по УВР, пед- психолог, педагоги.

    8.  

Профилактика эмоционального выгорания.

Психолого- педагогический семинар- практикум.

Зам. дир. по УВР, пед- психолог, педагоги.

Снижение напряжённости у педагогов- предметников, классных руководителей.

Работа с родителями

22   1.

Родительское собрание

«Психологические аспекты подготовки к экзаменам».

  РС  9, 11 классы

Зам. дир. по УВР, пед.-пс., кл. рук.

I

Информирование о стратегии поведения на экзаменах, психологической подготовки к экзаменам,

Повышение

психолого-педагогической компетентности и культуры родителей, снижение стресса.

2.

Родительское собрание

«Какую помощь могут оказать родители при подготовке к экзаменам».

 Ролевая игра «Сдаём ЕГЭ» (шуточное, по правилам поведения на ЕГЭ).

РС 9, 11 классы

Зам. дир. по УВР, пед.-пс., кл. рук.

IV

3.

Материалы стенда  для родителей «Советы психолога»

стенд

Пед.-психолог

III-VI

4.

Индивидуальные консультации.

По запросам.

Пед.-психолог, зам директора по УВР

В течение уч.года

Работа с обучающимися.

1.

Диагностика напряжённости

9, 11 класс.

Анкета напряжённости

Пед.-пс.

X, IV

Выявление обучающихся с эмоциональными проблемами.

2

Диагностика экзаменационного стресса

9, 11 класс.

Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»

Педагог-психолог

II

3

Диагностика эмоционального состояния .

9 класс

Тест СПС (Г.Айзенк)

Педагог-психолог

III

4

Диагностика эмоционального состояния .

Тест Люшера

Инд. , по запросам

Педагог-психолог

5.

Карта риска суицида

Заполнение карты.

Пед.- пс., кл.рук, социальный педагог.

X

Мониторинг риска суицида, выявление подростков гр. риска, профилактика  суицидальных проявлений в период экзаменов.

6.

Ознакомление с процедурой ОГЭ, ЕГЭ, правилами поведения на экзамене, бланками.

Консультация, тренинг.

Заместитель директора по УВР

По плану зам. дир. по УВР

Снижение риска экзаменационного стресса обучающихся.

Снижение напряжённости.

Повышение  процессуальной компетентности.

Исключение нарушений в ходе проведения ОГЭ и ЕГЭ.

7

Пробный ЕГЭ, ОГЭ

Заместитель директора по УВР

По плану  

8.

Индивидуальные консультации по запросам учащихся, и по выявленным  в ходе анкетирования проблемам.

Кабинет  пед.-психолога.

Педагог- психолог

В течение учебного года

Конструктивное преодоление проблемных ситуаций, стабилизация эмоционального состояния.

9.

Занятия  по формированию психологической готовности к ЕГЭ.

Кабинет  пед.-психолога.

Занятия с элементами тренинга

Педагог- психолог

II-V

1).Знание об особенностях и процедуре  экзамена;

2) Повышение сопротивляемости стрессу в результате:

 а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации; б) возрастания уверенности в себе, в своих силах;

3) развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

4.)Развитие познавательных процессов и учебной мотивации.

10.

Упражнения  для  развития самоконтроля и стрессоустойчивости.

Урок.

Педагог-психолог, учителя –предметники.

IV,V

Повышение сопротивляемости стрессу , развитие навыков самоконтроля

11.

Экзамены – не проблема, а задача!

« Я иду на экзамен»

Кл.час, 9,11 кл.

Пед-пс., кл. рук.

IV,V

Снижение риска экзаменационного стресса.

12.

Материалы стенда  для обучающихся «Советы психолога»

стенд

Пед.-психолог

III-VI

Информирование о стратегии поведения на экзаменах, психологической подготовки к экзаменам,

13.

Коррекция эмоциональных нарушений, тревожности, напряжённости.

Сеансы психоразгрузки.

Пед.- пс.

В теч. у.г.

Стабилизация эмоц. состояний.

 

Занятия  по формированию психологической готовности к ЕГЭ с элементами тренинга способствуют преодолению таких проблем у обучающихся, как  когнитивные, личностные, процессуальные, физиологические.

Трудности и стратегии поддержки старшеклассников на этапе подготовки

к ЕГЭ и ОГЭ

Вид трудностей

Содержание

затруднений

Условия успешности

Когнитивные (особенности переработки информации)

Работа с тестовыми заданиями предполагает выделение существенной стороны в каждом вопросе, отделение ее от второстепенной; оперирование фактами и положениями в отрыве от контекста

Хорошая произвольность внимания.

Хороший уровень долговременной памяти;

Развитое мышление, интеллектуальная лабильность. Учёт репрезентативной системы.

Личностные (особенности восприятия учеником ситуации экзамена)

Непривычная обстановка, самостоятельность в принятии решения, прием и оценка экзамена незнакомыми людьми – все это повышает уровень тревоги и дезорганизует деятельность, снижает концентрацию внимания и работоспособность

Рассмотрение ЕГЭ как ценного и  полезного этапа в жизни;

Позитивный настрой.

Процессуальные (особенности процедуры ЕГЭ)

Фиксирование ответа на отдельном листе разводит целое «вопрос-ответ», необходимо осуществлять кодирование-раскодирование информации (соотнесение содержания с соответствующим номером).

Присутствующий взрослый несет только функцию оценки, вместо привычной оценки и поддержки.

Самостоятельная выработка стратегии деятельности.

Знакомство с процедурой экзамена.

Выбор индивидуальной стратегии деятельности

Физиологические (связаны с особенностями работы мозга и организма на фоне повышенных нагрузок и стресса)

Стрессовая ситуация ведет к перенапряжению нервной системы, которое в свою очередь «бьет» по организму, вызывая различные заболевания.

Гармоничная работа правого и левого полушария;

Умение расслабляться;

Рациональный режим труда и отдыха;

Режим питания

Содержание.

Что такое ЕГЭ.(ОГЭ) и что он значит для меня. Как лучше подготовиться к экзаменам. 2 ч .

Мини- лекция «как готовиться к экзаменам»: режим дня,питьевой режим, питание, упражнения для отдыха глаз, учёт индивидуальных биоритмов, репрезентативной системы,  место занятий и поза при подготовке. Условия поддержки работоспособности, кинезиологические упражнения,  упр.  «Ассоциации». Дискуссия ,  «мозговой штурм». Снижение влияния иррациональных убеждений (дискуссия, мозговой штурм «Страхи и опасения по поводу ЕГЭ»); Экзамен «Хорошо- плохо». Шуточный ЕГЭ ( по процедуре проведения экзамена).

Развиваем  произвольное внимание: устойчивость, переключение, распределение, объём.1 ч.

Мини- лекция  «Как развивать произвольное внимание». Упражнения: «Трёхминутный тест»,

«Секундная стрелка», «Перепутанные линии», « Кодирование»,  таб. Шульте, «Штриховка

 (рисунок) 2 руками», «Разные движения», «Сумма», «Муха».

Развиваем  память.-1 ч . Мини- лекция  «Как запомнить большой объём материала». «Некоторые закономерности запоминания». Упражнения: «Ассоциации», «метод Цицерона», «Снежный ком», «Кластеры и опорные схемы». Дискуссия «Успешные приёмы запоминания» 

Развиваем мышление.-1 ч.  Мини- лекция «Как развивать мышление». тест «Интеллектуальная лабильность»,  упр. «Ассоциации», «Аналогии» ,  «Сравнение понятий», «Пространственное мышление. Кубики. Развёртки».

Способы снятия нервно- психического напряжения.-1 ч. упр. дорисуй и передай. упр. Мини- лекция «Как снять напряжение» . Упр. «Эксперимент», «Дыхание стимулирующее и расслабляющее»,  «Дыхание через левую и правую ноздрю», «Перекрёстные движения» гармонизация работы левого и правого  полушария, «Стряхни неприятный груз», релаксация, Метод «Ключ» Х.Алиева.

Как бороться со стрессом.-1 ч. Мини лекция «Стресс конструктивный  и деструктивный. Методы борьбы с дистрессом». Упр. «Мышечная релаксация», « Дыхательная релаксация»,  «Сосредоточение на предмете»,«Аутотренинг, формулы самовнушения».

Уверенность на экзамене. -1 ч. Упр. «Передача хлопка», «Поддержка», «Статуя неуверенности и  уверенности », «Приятно вспомнить», «Образ уверенности» (визуализация).

Тематический план.

№ п/п

Тема

теория

практика

1

Что такое ЕГЭ.(ОГЭ) и что он значит для

 меня. Как лучше подготовиться к

экзаменам.

0.5

1.5

2

Развиваем  произвольное внимание:

 устойчивость, переключение,

 распределение, объём.

0.25

0.45

3

Развиваем  память.

0.25

0.45

4

Развиваем мышление.

0.25

0.45

5

Способы снятия нервно- психического

 напряжения

0.25

0.45

6

Как бороться со стрессом.

0.25

0.45

7

Уверенность на экзамене

0.25

0.45

Литература.

  1. Павлова М.А., Гришанова О.С. Психолого –педагогическое  сопровождении е ЕГЭ/ М.А Павлова , О.С.Гришанова.- Волгоград: Учитель, 2011.-201 с.
  2.  Стебнева Н., Королева Н., журнал "Школьный психолог" издательского

      дома "Первое сентября" № 29/2003.

  1. Стратегия психологической помощи субъектам образовательного процесса на этапе подготовки к ЕГЭ. Сост. И.В.Зимнякова. Иваново. 2007.- 18 с.
  2. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями/ М.Ю. Чибисова . – М. 2009.
  3. http://www.ege.edu.ru/ 

Информационные источники для обучающихся:

  1. http://www.ege.edu.ru/