Упражнения для развития внимания, памяти и мышления у подростков на уроках математики
Упражнения для развития внимания, памяти и мышления у подростков на уроках математики
- Упражнение на развитие памяти. Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой. Числовые ряды:
- Упражнение на развитие памяти. За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых цифр и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите цифры с их порядковыми номерами."
- Рассмотрим задание со сменой установки. Даны числа
- Упражнение «Перепутанные линии». Это задание также ориентировано на развитие концентрации внимания у детей.
- Упражнение на внимание «Считаем вместе».
- Упражнение «Два понятия». Упражнение направлено на развитие мышления, умение выделять существенные признаки математических понятий. Подросткам предлагается ряд математических понятий. Необходимо из пяти предложенных терминов выбрать два, которые наиболее точно определяют математическое понятие. На выполнение каждого задания даётся 20 секунд.
- Упражнение на развитие мышления «Исключение лишнего».
Подросткам предлагается ряд математических понятий, чисел, математических выражений. В каждом из заданий пят элементов, четыре из которых обладают общим свойством, а пять не обладают этим свойством. Ученикам необходимо за 30 секунд исключить элемент, не относящийся к группе других элементов. Эта методика так же выявляет умение классифицировать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития внимания, памяти и мышления у подростков на уроках математики.
- Упражнение на развитие памяти. Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой. Числовые ряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 84
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83
- Упражнение на развитие памяти. За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых цифр и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите цифры с их порядковыми номерами."
1. 43 6. 72 11. 37 16. 6
2. 57 7. 15 12. 18 17. 78
3. 12 8. 44 13. 87 18. 61
4. 33 9. 96 14. 56 19. 83
5. 81 10. 7 15. 47 20. 73
- Рассмотрим задание со сменой установки. Даны числа
43 0 55 148 1812.
Ваша задача запомнить данные числа в том же порядке и ответить на вопросы учителя. ( хором)
1. Сколько всего чисел?
2. На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
3. Сложите 3-е и 5-е число с конца.
4. Какое число стоит после 0?
5. На каком месте стоит трехзначное число?
6. Какие цифры отсутствуют в ряду?
7. Назовите первое число.
8. Какому событию соответствует последнее число?
Этот прием работы на уроке способствует не только развитию зрительной памяти, быстроте реакции, вниманию, но и позволяет проверить знания детей по теме.
- Упражнение «Перепутанные линии». Это задание также ориентировано на развитие концентрации внимания у детей.
Для его проведения необходимы карточки размером 12 x 7, на которых нарисованы перепутанные линии одного цвета.
Игра проводится с детьми 6- 17 лет.
Время выполнения 3- 5 мин. Ежедневно в течение 3- 4 недель.
Занятие может быть организовано как индивидуальное или как групповое. Каждый ребёнок получает карточку.
Инструкция к заданию такова: «Посмотри на карточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с нанесенными на них шкалами. Около каждой чёрточки стоит цифра. Эти цифры соединены перепутанными линиями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощи рук найти дорожку («пройти» по ней), ведущую от одной цифры к другой: от единицы к единице, от двойки к двойке т т.д. Всё понятно?»
По мере овладения игрой предлагаются новые карточки с более запутанными линиями и соединяющими разные цифры: единицу с тройкой, двойку с семёркой т т.д. На обратной стороне карточки записывают ответы: пары соединяющихся цифр.
Норма выполнения за 3 мин. Нужно определить все 10 пар разных цифр, соединенных линиями.
Обычно через 1,5 – 2 недели ежедневных занятий дети сами замечают, что им легче включаться в какую- либо интеллектуальную деятельность. Наступившее улучшение означает, что упражнение надо прекратить, а концентрация внимания стала устойчивой. Занятия необходимо ежедневно повторять ещё такой же период: 1, 5- 2 недели.
- Упражнение на внимание «Считаем вместе».
Участники игры по очереди должны выполнить сложение или вычитание однозначных чисел. Первый называет число: например - 9. Второй называет знак: например- плюс. Третий называет число: например - 3. Четвёртый называет знак: равно. Пятый должен назвать сумму. Шестой называет число и т.д.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
- Упражнение «Два понятия». Упражнение направлено на развитие мышления, умение выделять существенные признаки математических понятий. Подросткам предлагается ряд математических понятий. Необходимо из пяти предложенных терминов выбрать два, которые наиболее точно определяют математическое понятие. На выполнение каждого задания даётся 20 секунд.
1) геометрия (фигура, точка, свойства, уравнение, теорема)
2) уравнение (корень, равенство, сумма, неизвестное, произведение)
3) планиметрия (плоскость, квадрат, прямоугольник, фигура, прямая)
4) треугольник (вершина, катет, сторона, центр, перпендикуляр)
5) сумма (слагаемое, равенство, плюс, делитель, множитель)
6) периметр (разность, сторона, сумма, фигура, прямоугольник)
7) куб (угол, равенство, плоскость, сторона, вектор)
8) дробь (делимое, числитель, частное, знаменатель, произведение)
9) степень (корень, показатель, решение, основание, переменная)
10) координата (плоскость, абсцисса, ось, ордината, прямая)
Подростки, которые правильно выполнили задание, умеют выделять существенные и несущественные признаки математических понятий, т.е. способны к абстрагированию.
- Упражнение на развитие мышления «Исключение лишнего».
Подросткам предлагается ряд математических понятий, чисел, математических выражений. В каждом из заданий пят элементов, четыре из которых обладают общим свойством, а пять не обладают этим свойством. Ученикам необходимо за 30 секунд исключить элемент, не относящийся к группе других элементов. Эта методика так же выявляет умение классифицировать.
1) 8; 20; -4; 18; 5.
2) 1/3; 4/6; 16/13; 5/6; -8/9.
3) 8,7; -3; 4; 4/5; 6,1.
4) делимое; частное; плюс; деление; делитель.
5) 7/7; 1/2; 3/2; 8/5; -10/9.
6) 4; 6; 10; 3; 36.
7) основание; показатель; степень; произведение.
8) 11; 3; 5; 18; 7.
9) прямоугольник; треугольник; ромб; квадрат; параллелеграмм.
10) точка; отрезок; прямая; уравнение; плоскость.
11) десять; число; дробь; буква; пятнадцать.
12) координата; ось; абсцисса; фигура; ордината.
13) 145; -434; 56; -186; 875.
14) 30; 15; 91; 635; 400.
15) 3х2; -4х; 3х + 8у2 -7; 4у; 18х2.
8. Для развития вычислительных навыков, внимания, мышления служит, например, такая задача:
Вот задача не для робких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верим – к финишу придёшь!
5 5 5 5 = 3
5 5 5 5 = 4
5 5 5 5 = 5
5 5 5 5 = 6
5 5 5 5 = 7
5 5 5 5 = 26
5 5 5 5 = 30
- 5 5 5 = 55
