Формирование позитивной самооценки у младших школьников

Валиуллина Лилия Канифовна

Выпускная квалификационная работа 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1642_valiullina_vkr_09.docx124.82 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

Кафедра педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова

Факультет педагогики и психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Формирование позитивной самооценки у младших школьников

44.03.05 Педагогическое образование

Профиль «Начальное образование и Дошкольное образование»

 

Заведующий кафедрой

к.псх.н., доцент                               ______________________                   Федекин И.Г.

                                                                                    (подпись, дата)

         

«Допустить к защите»

«___»____________2020 г.

Руководитель                      

к.псх.н., доцент                                  ______________________                    Ахмеров Р.А

                                                                       (подпись, дата)                                

Обучающийся                                 ______________________                   Валиуллина Л.К.

                                                                       (подпись, дата)                               группа 1642

 

Набережные Челны, 2020

Содержание

Введение……………………………………………………………………

3

Глава 1 Теоретические аспекты формирования самооценки детей младшего школьного возраста…………………………………..…………

6

1.1        Феномен самооценки в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………………….

6

1.2 Развитие самооценки в младшем школьном возрасте………………

11

1.3        Общая характеристика младшего школьного возраста…………...

16

Глава 2 Экспериментальная исследование по формированию самооценки младших школьников………………………………………..

21

2.1 Характеристика выборки, методов и организация исследования..…

21

2.2 Обсуждение результатов исследования.………………………………

2.3 Работа по формированию самооценки у младших школьников……

24

30

Заключение………………………………………………………………….

39

Список использованных источников……………………………………...

41

Приложения


Введение

Актуальность исследования заключается в том, что младший школьный возраст является особой стадией развития личности ребенка. В младшем школьном возрасте на основе качественного изменения всей психической жизни все прежние отношения ребенка с миром и с самим собой, прежде всего с самим собой, разрушаются и восстанавливаются. В младшем школьном возрасте, исходя из качественно нового характера структуры и состава деятельности, ребенок развивает сознательное поведение, решающий шаг сделан с детства на новый этап психологического и социального развития.

Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают важность младшего школьного возраста для развития самооценки. Появление сознательного я, проявление рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и моральная самооценка являются одними из феноменальных проявлений самосознания в этом возрасте.

Младший школьный возраст - это период формирования личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважения к людям и понимания других, независимо от их социального происхождения, национальности, языка и религии. В этот период его самооценка также интенсивно формируется.

Самооценка ребенка осуществляется в образовательных мероприятиях, которые, в отличие от игры, являются целенаправленными, эффективными, обязательными, произвольными. Она оценивается другими и поэтому определяет положение ученика среди них, которое определяет его внутреннюю позицию, его благополучие, эмоциональное благополучие. Сейчас, уже в учебной деятельности, ребенок учится сам, он развивает представления о себе, самооценку, формы навыков самоконтроля, навыки саморегуляции.

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Самооценка - это оценка человеком самого себя: его качеств, способностей, характеристик его деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих его факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего, как он воспринимает и оценивает эти знания, к какому общему результату они складывают. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих действий и действий, их мотивов и целей, умения видеть и оценивать свои способности.

Самооценка является одним из основных приобретений младшего школьного возраста (дети постепенно становятся критическими, требовательными к себе), и именно в этот возрастной период происходит очень важный период его формирования. На формирование самооценки учащегося начальной школы влияют многочисленные факторы, которые часто сводятся к особенностям семейных отношений и особенностям школьного образования ребенка. Итак, среди факторов второй группы успеваемость в школе заслуживает особого внимания: то, какие оценки и оценки получает ученик, как учитель реагирует на него, влияет на самооценку ребенка младшего школьного возраста. Теоретическая часть основана на изучении материалов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, Л.Ю., В.В. Столина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева.

Цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие формированию позитивной самооценки младших школьников.

Для реализации данной цели были поставлены и решались следующие задачи:

- провести теоретический анализ феномена самооценки в трудах отечественных и зарубежных ученых;

- изучить возможности развития самооценки в младшем школьном возрасте;

- определить особенности младшего школьного возраста;

- проанализировать результаты проведенного исследования по развитию позитивной самооценки младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования позитивной самооценки у младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия эффективного формирования позитивной самооценки у младших школьников.

Гипотеза – развитие позитивной самооценки младших школьников будет эффективным, если учитель использует в педагогической деятельности методы, направленные на понимание самого младшего ученика их самооценки и соответствующей коррекции через способность выбирать, поддерживать позитивные проявления, отражать негативные ситуации и т. д.

Методы исследования: методика «Лестница» (В.Г. Шур), методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан и З. Василяускайте), методика «Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки» (по Р.В. Овчаровой).

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Практическая значимость работы выражается в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе начальной школы для формирования самооценки младших школьников.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения развития самооценки младших школьников, особенности самооценки; Особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста.

Вторая глава - экспериментальное исследование эффективности использования методик в развитии самооценки детей младшего школьного возраста.

Глава 1 Теоретические аспекты формирования самооценки детей младшего школьного возраста

1.1. Феномен самооценки в трудах отечественных и зарубежных ученых

Самооценка - это способность человека оценивать себя, свой характер, качества и способности, а также отношение других людей и социальную значимость в обществе. Самооценка связана с возможностями личности и степенью сложности на пути к достижению целей, которые индивид ставит перед собой - уровня притязаний. Несоответствия между уровнем притязаний человека и его фактическими способностями приводят к трудностям установления адекватного уровня самооценки.

Изучение такого психологического феномена, как самооценка, посвящено исследованиям и работам многих отечественных и зарубежных психологов и ученых (А. Адлер, Е. А. Архипова, В. Джеймс, И. С. Кон, С. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чесноков ).

Впервые за исследование самооценки как психологического феномена занялся американский философ и психолог - Уильям Джеймс. Он придерживался мнения, что самооценка человека может проявляться в двух аспектах:

˗ самодовольство (индивид проявляет себя как высокомерный, эгоистичный, высокомерный человек);

˗ недовольство (индивид проявляет себя как скромный, неуверенный, униженный человек) [7, с. 45].

По словам американского психолога Карла Роджерса, личность не может существовать без чувства собственного достоинства, поскольку именно чувство собственного достоинства является ядром личности. Изучив теорию Карла Роджерса, можно констатировать, что самооценка развивается, изменяется, формируется только в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой, а также оценивается взаимодействие индивидов в процессе жизни. При этом исследователь отмечает, что поведение индивида в зависимости от его возраста всегда соответствует самооценке [10, с. 173].

Основываясь на анализе методической и справочной литературы, многие специалисты, изучавшие вопросы формирования самооценки, придерживаются единой точки зрения, что самооценка является центральным и органическим компонентом самоидентификации каждого индивида.

Советский психолог Б. С. Мерлин, также изучавший формирование самооценки, выделил в своей структуре следующие фазы:

1. Сознание «я» индивида как активного субъекта жизни;

2. Сознание идентичности (изолирование ощущений собственного тела и ощущений, вызванных внешними объектами);

3. Осознание психических свойств в результате обобщения данных самонаблюдения;

4. Осознание социальной оценки (оценка личности окружающим обществом).

В. С. Мерлин [14] указал на существование зависимости самооценки личности индивида от его причастности к определенной социальной группе.

С. Л. Рубинштейн, советский философ и психолог в своих научных трудах отмечает, что в становлении и формировании личности индивида самооценка является основной основой. В основе самооценки лежат неосознанные ценности, которые определяют формы поведения личности и определяют механизм саморегуляции [17, с. 201].

Советский педагог и психолог А.Н. Леонтьев утверждал в своих трудах, что самооценка является необходимым условием формирования личности человека. Он утверждал, что именно самооценка формирует уровень требований, требований и личных оценок, которых необходимо придерживаться в сложившемся обществе [12, с. пятьдесят].

Представление самооценки как регуляции поведения, особой формации самосознания в структуре личности принадлежит советскому исследователю И. И. Чеснокова. Этот автор, исследуя структуру самооценки, рассматривал представленный психологический феномен как взаимодействие двух областей:

1. Эмоционально-ценностная оценка самого человека как субъекта жизни;

2. Самопознание [23, с. 76].

Исследования Липкина А.И., Захарова А.В. и другие показали, что самооценка тесно связана с самооценкой, то есть с самооценкой. Вышеуказанные авторы выделили три группы младших школьников по степени формирования их самооценки [13, с. 49].

В первую группу входят студенты, чья самооценка относительно адекватна и стабильна. Содержание презентации включает в себя много, и что наиболее важно, сложные, обобщенные черты личности. Дети этой группы характеризуются умением анализировать свои действия, выявлять свои мотивы, думать о себе. В своей деятельности эти дети больше ориентированы на знания о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

Вторая группа характеризуется тем, что представления учащихся этой группы о себе неадекватны и нестабильны. Они не обладают достаточной способностью выделять в себе существенные качества, анализировать свои действия. Количество собственных реализованных качеств невелико. Только в некоторых ситуациях дети в этой группе могут оценить себя адекватно. Кроме того, они требуют конкретных рекомендаций по развитию навыков самоконтроля.

Третья группа студентов характеризуется тем, что их самооценка сводится к характеристикам, данным им другими, особенно взрослыми. У них нет желания заглядывать в свой внутренний мир, их самооценка нестабильна, самооценка неадекватна, то есть у детей низкий уровень развития самооценки. Недостаточное знание о себе приводит этих детей к неспособности ориентироваться в своей практической деятельности на свои объективные способности и сильные стороны.

Как отмечают Липкина А.И., Захарова А.В. у младших школьников обнаруживаются следующие виды самооценки: адекватная стабильная, завышенная, стабильная, нестабильная (в сторону завышения или недооценки). Устойчивая низкая самооценка встречается крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к стабильности, затем переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности [13]. ,

Итак, дети с адекватной самооценкой активны, веселы, находчивы, общительны, имеют чувство юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своей работе, выбирают задачи, соответствующие их возможностям. Правильно решив сложную задачу, выберите такую же или более сложную. Их прогнозы на будущее становятся более разумными и менее категоричными.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением добиться успеха в каждом виде деятельности. Они характеризуются максимальной независимостью. Они уверены, что своими усилиями смогут добиться успеха. Это обычно оптимистично. Более того, их оптимизм и уверенность в себе основаны на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

Недостаточно низкая самооценка младших школьников отчетливо проявляется в их поведении и личностных качествах. И если таких детей приглашают проверить свою работу, найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не меняя или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что они все равно не найдут никаких ошибок. Воодушевленные и поощренные учителями, они постепенно включаются в работу и часто сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи - как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Как будто они дорожат своим небольшим успехом, боятся потерять его, и из-за этого они несколько боятся самой деятельности. Деятельность других завышена. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко выражена в их планах на будущее [18, с. 224].

Характерной чертой детей с низкой самооценкой является их склонность проникать в себя, искать слабости в себе и фокусировать на них внимание. Нормальному развитию детей с низкой самооценкой препятствуют их повышенная самокритика и неуверенность в себе.

Дети с высокой самооценкой переоценивают свои способности, личные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают задачи, которые они явно не могут себе позволить. После неудачи они продолжают настаивать самостоятельно или сразу переключаются на самую легкую задачу, обусловленную мотивом престижа. Они не обязательно хвалят себя, но они охотно отвергают все, что делают другие, они критикуют других.

Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная уверенность в себе - эти черты личности формируются у детей с высокой самооценкой.

Л.С. Славина отмечает, что стабильная самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. В то же время учащемуся начальной школы необходимо поддерживать самооценку и уровень притязаний на ее основе. Если уровень притязаний не может быть удовлетворен, поскольку он расходится с возможностями ребенка, то у него возникают острые аффективные эмоции, вызывающие некоторые негативные формы поведения: упрямство, негативизм, обиду, агрессивность [19, с. 118].

Недостаточная самооценка сопротивляется перестройке, и ребенок склонен ее спасать, игнорирует и оценивает окружающих и свой опыт. Он не хочет признавать наличие слабостей, неспособности, несостоятельности. Долгосрочное сохранение высокой самооценки происходит в двух случаях: когда ребенок, несмотря на неудачу, все же получает от кого-то положительную оценку (вознаграждение за реальный успех, объективно) или когда он обладает способностями, которые указывают на частичный или временный успех.

Если у детей не было устойчивой чарующей самооценки, если в процессе обучения такие дети выясняют, что источники, порождающие и поддерживающие их неадекватную самооценку, могут измениться, одновременно страдают от таких детей и приносят их поведение вернулось к норме.

A.B. Ларина [11] отмечает, что самооценка ученика начальной школы - это формирование личности, отражающее взаимосвязь между собственной познавательной деятельностью учащегося, его внутренними ценностями, стандартами и оценками сторон; Это также компоненты образовательной деятельности, одна из целей образовательного процесса.

Таким образом, было установлено, что при изучении структуры личности самооценка играет ключевую роль. Многие исследователи, психологи и ученые находятся в состоянии самосознания и индикатора индивидуального развития.

1.2. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст характеризуется важными явлениями в жизни ребенка. Это обучение, которое позволяет проявить себя в новом виде деятельности - образовательном. Л.И. Божович отмечает, что это возраст, который обеспечивает интенсивное развитие всех черт личности. В этот период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вступление в общество. Ребенок получает определенный социальный статус, меняются ценности и интересы [4].

Протоколист Немов [15] отмечает, что особенностью детей младшего школьного возраста является неограниченное доверие взрослых, в основном учителей, подчинение и подражание им. Дети этого возраста признают авторитет взрослого, практически безоговорочно принимают его оценку. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник и в основном повторяет только то, что о нем говорит взрослый. Это относится к такому важному личному образованию, как самооценка, закрепленная в этом возрасте. Это напрямую зависит от характера оценок, данных взрослому ребенку, и его успеха. Младшие школьники уже имеют различную самооценку: адекватную, завышенную и заниженную.

Е.Л. Серебрякова отмечает, что младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому для формирования адекватной оценки своего поведения уровень достижений, приобретенных каждым ребенком на этом возрастном этапе, так важен. Если ребенок не испытывает радости от обучения, не приобретает способности к обучению, не обретает уверенности в своих способностях и способностях, это будет гораздо сложнее сделать в будущем и потребует неизмеримо более высоких психических и физических затрат. Кроме того, это может негативно повлиять на самооценку ребенка, выражающуюся в недооценке уровня самооценки [18, с. 88].

Процесс формирования самооценки сложен. Ребенок не рождается на свет с каким-либо отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка развивается в процессе воспитания, в котором главная роль принадлежит семье и школе. Дети с адекватной самооценкой, как правило, встречаются в семьях, в которых родители уважают личность ребенка и его интересы, и в то же время внимание к личности сочетается с требовательными стандартами поведения. Дети с низкой самооценкой чаще всего встречаются в разбитых семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают своими интересами, своим мнением, и в результате дети чувствуют себя неуверенно, неуверенно и одиноко. Дети с чрезмерной самооценкой, скорее всего, воспитываются в семьях, где ребенок является «центром жизни», где его сильные и слабые стороны оцениваются одинаково положительно, где ребенок уверен в своей исключительности.

Самоуважение, которое развивается у ребенка в семье, существенно влияет на отношение, с которым он приходит в школу. Когда ребенок входит в школу, начинается новая жизнь; ведущая форма его деятельности оценивается специальными баллами. Успехи и неудачи в обучении, оценка преподавателем результатов своей учебной работы начинают определять отношение ребенка к себе, то есть самооценку.

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что критическая потребность у детей постепенно возрастает. Первоклассники положительно оценивают свою образовательную деятельность, и успехи связаны только с объективными обстоятельствами, средние и третьи классы более критичны по отношению к себе, оценивают не только успехи, но и их неудачу в обучении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий и действий) к более обобщенной, возрастной и независимой самооценке. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то учащиеся 2 и 3 классов оценивают свои достижения более независимо, подвергая учителя самому критической оценке и оценочной деятельности. Становясь независимым и устойчивым, самооценка начинает выполнять функцию мотива для деятельности младшего студента.

Самоуважение является результатом постоянного сравнения того, что он видит в других людях, и того, что он предлагает другим людям. Основополагающими факторами, влияющими на открытую самооценку детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителей, родителей и их отношение к учебной деятельности. Именно поэтому учителя должны знать психологические особенности учеников начальных классов и учитывать индивидуальные особенности самооценки учащихся в образовательном процессе.

Как самооценка зависит от большей или меньшей уверенности студентов в своих способностях, работоспособности образовательной деятельности [13]. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличались активностью, стремлением добиться успехов в учебе, проявлением максимальной самостоятельности. Иными словами, отличные дети с низкой самооценкой - это прекрасно. Они демонстрируют неуверенность в себе, боятся учителя, и они предпочитают слушать других, чем они сами включены в дискуссию.

А.И. Липкина [13] отмечает, что наличие правильной самооценки в процессе учебной деятельности оказывает положительное влияние на успеваемость, отношение к учебе и, в целом, на личность человека. Обучение в начальной школе является формальным методом, средством оценки, средством мониторинга результатов организации образовательной деятельности.

Т.Ю. Андрущенко предлагает во время урока включить ситуации, которые актуализируют самооценку ребенка: его пригласили проанализировать его готовность к устному ответу или письменной работе; оцените, насколько хорошо он знает определенный материал, что он знает лучше, а что не особенно хорошо, насколько успешно он может справиться с заданием, почему он так думает. После выполнения задания ученика попросили оценить, правильно ли он выполнил задание, почему он так считает, что вызвало наибольшие трудности, что не сработало, почему, над чем еще нужно поработать [2].

При работе с детьми с высоким уровнем самооценки необходимо чаще включать учащихся в командные формы работы (в том числе в группы с переменным составом). Именно в таких группах они учатся слушать и слышать других, ориентироваться на позиции партнера во взаимодействии, формулировать свои собственные мнения, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве, воспитывая чувство сочувствия. А оценивая свои действия, учитель показывает как «области достижений», так и их «точки роста», обоснованно аргументируя оценку каждого действия и оценку, поставленную для реализации каждой образовательной, практической и учебно-познавательной задачи [1, п. 18].

Успешное решение проблемы формирования адекватной самооценки у учащихся начальных классов во многом зависит от того, как структурирована система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точна обратная связь; сколько включает студентов в независимые оценочные мероприятия; насколько он информативен для управления системой образования на уровне школы.

Детей из первого класса учат вместе с учителем разрабатывать критерии оценки конкретной работы. Когда критерии сформированы и зафиксированы на бумаге, учитель и ученик становятся одним уровнем в оценке выполненного задания.

Важным условием развития самооценки у младших школьников является организация педагогического взаимодействия со студентами на основе сотрудничества, «развивающей помощи», которая предполагает: отношение к младшему ученику как к самооценке личности, уважение и принятие его индивидуальных творческих проявлений; мотивация студента анализировать собственную деятельность; создание ситуации выбора в учебной деятельности; стимулирование проявления таких личностных качеств, как достоинство, способность к самоанализу, инициативность, независимость; недостаточная оценка личностных характеристик студента, толерантность.

Основным содержанием такого состояния, как актуализация и развитие рефлексивных умений учащихся, становится помощь в выборе каждым ребенком индивидуальных форм, темпа и логики самоорганизации познавательной деятельности, при этом учащийся берет на себя ведущую роль в этом процессе. , В образовательной деятельности важно создавать «отражающие ситуации», в которых требуется проявление личных функций, когда необходимо найти смысл во всем, подумать о себе и что-то оценить.

Следующим важным условием формирования адекватной самооценки у младших школьников в образовательной деятельности является педагогически адекватное сочетание оценки учителя и самооценки ребенка. Для развития самооценки у учащихся начальных классов необходимо соблюдать такие условия, как создание ситуации успеха в образовательной деятельности. При создании ситуации успеха важно обеспечить, чтобы каждый студент испытывал радости достижения, реализацию своих способностей, веру в себя, в результате чего у него развивается устойчивое чувство удовлетворения, новые, более сильные мотивы для деятельности. , уровень самооценки, самооценка меняется. Это возможно при реализации сюжетно-игрового принципа построения урока, когда предметный материал и все формы работы связаны в одну семантическую линию [6, с. 46].

Сюжетно-игровая конструкция урока позволяет варьировать количество материала, позволяет ученикам самостоятельно выбирать игровую ситуацию, изменять и направлять ее. Разнообразие ситуаций способствует достижению успеха младшими школьниками, проявлению их индивидуальности, что является важнейшими предпосылками для обретения уверенности в себе, самооценки, достоинства как важнейших компонентов позитивного представления о себе.

Итак, вышеперечисленные условия, реализованные комплексно, определяют эффективность процесса формирования самооценки учащегося начальной школы.

1.3. Общая характеристика младшего школьного возраста

«Младший школьный возраст-период впитывания, накопления, период усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» - так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.

Когда ребенок поступает в школу вся структура его жизни меняется, изменяется режим дня, развиваются определенные отношения с окружающими, особенно с преподавателем.

Чаще всего младшие школьники безотговорочно выполняют требования преподавателя, не спорят с ним, что, например, вполне типично для подростка. Они доверчиво воспринимают оценки и назидания преподавателя учителя, подражают ему в стиле рассуждать, интонацией. На уроках младшие школьники тщательно выполняют данные задания, не задумываясь о цели своей работы. Послушание детей проявляется как в поведении - среди них непросто отыскать злобных нарушителей дисциплины, так и в самом процессе обучения - они принимают как должное то, чему их учат, и не требуют свободы и независимости. Более того, доверие, послушание, личная тяга к учителю, как правило, появляются у младших школьников независимо от качества самого учителя. Подобное свойство, отражающее конкретную стадию возрастного развития ребенка, имеет свои сильные и слабые стороны. Такие психические особенности, как доверчивость, трудолюбие, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. В то же время абсолютное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его инструкций имеют все шансы в последующем негативно отразится на процессе обучения и воспитания.

Младшие школьники с радостью и вниманием приобретают новые знания, умения и способности. Они хотят научиться писать, читать, считать правильно и красиво. Пока же они лишь выбирают и поглощают знания. И этому во многом способствует восприимчивость и впечатлительность детей данного возрасте. Все новое вызывает незамедлительную реакцию. Повышенная реактивность, готовность к действиям проявляется на уроках и в том, как быстро дети поднимают руки, нетерпеливо выслушивают ответы друг друга, стараются ответить сами.

У детей младшего школьного возраста очень сильная направленность на внешний мир. Все события и факты рождают у него сильные эмоции. При малейшей возможности дети подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, пытаются взять в руки незнакомый предмет и сосредоточить внимание на его деталях. Младшие школьники с радостью рассказывают о том, что увидели, упоминают множество деталей, малоизвестных для постороннего, но очень, по-видимому, значимых для них самих.

В данном возрасте ребенок находится во власти яркого факта в образа: учитель читает что-то ужасное - детские лица становятся напряженными; история печальна, лица опечалены, у некоторых слезы на глазах.

При этом у детей младшего школьного возраста стремление понять сущность явлений, понять их причину заметно не проявляется. Младший школьник не может выделить главное. Например, пересказывая тексты или отвечая на вопросы о них, дети часто практически дословно повторяют отдельные фразы, абзацы. Это также происходит, когда им нужно говорить своими словами или кратко пересказывать прочитанное.

Важным источником успеха для младших школьников является их подражание. Учащиеся повторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные рассуждениям товарищей и т. д. Такое иногда только внешнее копирование помогает ребенку усвоить материал.

Дети этого возраста обычно не склонны думать о каких-либо трудностях. Н.С. Лейтес приводит такое наблюдение. Ученикам задавали вопросы о том, кем они хотели бы стать. Ответы были краткими и уверенными: «Я буду изобретателем», «Я буду космонавтом», «Я буду художником». И оказалось, что некоторые ребята, называющие профессию, ничего об этом не знали. Некоторые тут же на уроке изменили свой выбор. Зная названия профессий и представляя себя представителями той или иной из них, они превратили разговор о выборе профессии в своего рода игру. Такое наивное, игривое отношение к знаниям позволяет им легко осваивать новые переживания, присоединяться к жизни взрослых.

Как и дошкольника, у младшего школьника есть сильная потребность в движении. Ему трудно сидеть долго на уроке. Особенно ярко такая потребность проявляется на переменах. Вот почему необходимо предоставить детям возможность больше двигаться

Как для дошкольника, так и для младшего школьника потребность во внешних впечатлениях очень характерна. Впоследствии он превращается в познавательные потребности.

С первых дней обучения у ребенка появляются новые потребности: четко выполнять требования учителя, успешно осваивать новые знания, умения, навыки, приходить в школу с выполненными заданиями; потребность в хорошей оценке, в одобрении и контроле его действий взрослыми, особенно учителями; необходимость быть лучшим, любимым учеником, необходимость постоянного общения с учителем, с одноклассниками, желание стать учеником Октября, выполнять определенную социальную роль и многие другие.

Остановимся более подробно на развитии познавательных потребностей, которые ведут к младшему ученику. Потребность во внешних впечатлениях как основной движущей силе развития психики младшего школьника в начале обучения удовлетворяется в первую очередь учителем. Он вводит ребенка в новую сферу деятельности и помогает ему постигать новые впечатления, понимать их.

В первые дни учитель знакомит учеников со всеми особенностями школьной жизни. Под влиянием учителя ученики должны овладеть необходимыми навыками. И, наконец, потребность в новых знаниях. Невозможно установить строгую последовательность этих потребностей.

Постепенно, в связи с систематической работой учителя по воспитанию детей в духе товарищества и коллективизма, им нужно, чтобы все дети в классе были хорошими учениками, чтобы класс стал лучшим.

Постепенно у ребенка возникает потребность в самооценке: он начинает руководствоваться в своем поведении не только взрослыми, но и своими собственными чувствами.

Таким образом, младший школьный возраст является этапом значительных изменений психического развития. Полноценное проживание ребенка этого возрастного периода возможно только при решающей и активной роли взрослых (учителей, родителей, педагогов, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей первичной школьники, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.


Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию самооценки младших школьников

2.1 Характеристика выборки, методов и организация исследования

Основная цель экспериментального исследования – изучение особенностей процесса развития самооценки младших школьников и подбор педагогических методов, приемов, направленных на его развитие.

Экспериментальное исследование по развитию самооценки младших школьников было проведено на базе Нижнекамского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (МБОУ «СОШ №7»). Было отобрано два параллельных класса (4Б и 4Г), в каждом из которых обучаются по 20 учеников. В качестве контрольной группы был определен 4Г класс, в качестве экспериментальной группы – 4Б класс.

Экспериментальное исследование по развитию самооценки младших школьников включает в себя три взаимосвязанных этапа:

1. Констатирующий этап – выявление с помощью диагностических методик первоначального уровня самооценки младших школьников.

2. Формирующий этап – реализация педагогических методов и приемов, направленных на развитие самооценки младших школьников.

3. Контрольный этап – анализ полученных результатов.

Для определения уровня самооценки младших школьников на констатирующем и контрольном этапе экспериментального исследования были использованы следующие диагностические методики:

- методика «Лесенка» (В.Г. Шур);

- методика «Нарисуй себя» ( А.М. Прихожан и З. Василяускайте);

- методика «Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки» (по Р.В. Овчаровой).

Далее рассмотрим характеристику каждой методики исследования.

Методика «Лестница», разработанная В.Г. Шуром направлена определение общего уровня самооценки младшего школьника. Учащимся выдается лист бумаги, на котором нарисована лестница (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Стимульный материал к методике «Лесенка» (В.Г. Шур)

Преподаватель дает младшим школьникам следующую инструкцию:

«Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».

Интерпретировать результаты диагностики по данной методике мы будем следующим образом:

 1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

 4-7 ступенька - средний уровень самооценки (адекватный);

 8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может указывать на то, что он либо не понимает задачу, либо не хочет ее выполнять. Дети с низкой самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, они отвечают на все вопросы: «Я не знаю».

Следующая проведенная методика «Нарисуй себя», разработанная А.М. Прихожан и З. Василяускайте. Цель данная диагностики - определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей младшего школьного возраста.

Для выполнения задания ребенку даются шесть цветных карандашей — синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый.  Бланк методики представляет собой сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист нелинованной белой бумаги. Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально. Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, поэтому при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после того, как все закончили предшествующий.

Инструкция: «Сейчас вы будете рисовать. Сначала нарисуете плохого мальчика или плохую девочку. Будете рисовать тремя карандашами. Выберите эти карандаши и покажите их мне, а оставшиеся три уберите. Найдите страницу, вверху которой написано «Плохой мальчик/девочка». Все нашли? Начинаем рисовать».

После того, как все дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: «А теперь отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возьмите три оставшихся. Этими карандашами вы нарисуете хорошего мальчика или хорошую девочку. Найдите страницу, на которой сверху написано «Хороший мальчик/девочка».  Начинаем рисовать».

Инструкция, даваемая перед третьим рисунком: «На оставшемся листке (на нем сверху написано «Я») каждый из вас нарисует себя. Себя вы можете рисовать всеми шестью карандашами. А вот сейчас внимание! Пусть ваш рисунок будет с секретом. Если кто-нибудь захочет нарисовать себя похожим на хорошего мальчика или хорошую девочку, то пусть в рисунке будет больше тех цветов, которыми вы рисовали хорошего мальчика или девочку. А если захочется нарисовать себя, похожим на плохого, то тогда в нем будет больше тех цветов, которыми рисовали плохого мальчика или девочку. Но постарайтесь в этом рисунке использовать все карандаши. Итак, найдите страницу, вверху которой написано «Я» (проверить) и начинайте работать.

При интерпретации данных используются как проективные критерии, так и показатели, базирующиеся на методе прямого шкалирования.

1. Анализ «автопортрета» (рисунок «Я»): наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, степень окрашенности «автопортрета»; статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение себя в какой-либо сюжет — игру, танец, прогулку и т.п. Неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывают на отрицательное или конфликтное отношение.

2. Анализ других проективных показателей по «автопортрету», в том числе по размеру рисунка, его расположению на листе по соотношению отдельных частей рисунка и т.п. Размещение рисунка внизу страницы может свидетельствовать о депрессивности ребенка, наличии у него комплекса неполноценности.

3. Сопоставление «автопортрета» ребенка с рисунками «хорошего» и «плохого» сверстника по следующим параметрам:

 а) цвета, использованные в «автопортрете», их соответствие цветам «хорошего» и «плохого» ребенка, каких цветов больше;

б) размер «автопортрета» по сравнению с размерами двух других рисунков;

в) повторение в «автопортрете» деталей из рисунков «хорошего» и «плохого» ребенка: одежда, головной убор, игрушка, цветок, рогатка, пистолет и т.п.

г) наличие в «автопортрете» новых деталей и их характер;

д) общее впечатление о похожести «автопортрета» на рисунок «хорошего» или «плохого» сверстника.

4. Анализ поправок, перечеркиваний, перерисовывания (без существенного улучшения качества рисунка); их выраженность свидетельствует о конфликтности, тревожности ребенка.

Также в процессе исследования была использована методика «Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки» (по Р.В. Овчаровой). Суть данной методики заключается в том, что младшему школьнику предлагается ответить на 10 вопросов. В каждом из них возможно 3 варианта: «да», «нет» или «трудно сказать». Последний следует выбирать только в крайних случаях. За каждый положительный ответ испытуемому присуждается 2 балла, а за ответ «трудно сказать» - 1 балл. В случае отрицания любого из утверждений ребенок не получает за него ни одного балла.

Вопросы теста на самооценку для детей Р.В. Овчаровой выглядят следующим образом:

Вопросы:

1. Мне нравится создавать фантастические изделия.

2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

4. Быстро нахожу решения в трудных для меня ситуациях.

5. Мне нравится находить причины своих неудач.

6. Стараюсь во всем оценивать себя.

7. Могу объяснить: почему мне что-то нравится или не нравится.

8. У меня часто рождаются интересные идеи.

9. Мне интереснее творческая работа, чем другая.

10. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Оценка результатов:

- 20 -15 баллов – высокий уровень;

- 14 - 9 баллов – средний;

- 0 – 8 баллов – низкий.

 Таким образом, определение уровня самооценки учащихся 4Б и 4Г классов МБОУ «СОШ №7» НМР РТ проходила в три этапа с использованием методики «Лесенка» (В.Г. Шур), методики «Нарисуй себя» ( А.М. Прихожан и З. Василяускайте) и методики «Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки» (по Р.В. Овчаровой).

2.2 Обсуждение результатов исследования

На констатирующем этапе экспериментального исследования измерялся начальный уровень самооценки учащихся 4Б и 4Г классов Нижнекамского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» НМР РТ.

Результаты, полученные на констатирующем этапе по методике «Лестница» (В.Г. Шур) представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Результаты изучения уровня самооценки младших школьников в экспериментальной и контрольной группах по методике В.Г. Шур «Лесенка»

Экспериментальная группа (4Б класс)

Контрольная группа (4Г класс)

№ ребенка

№ ступеньки

Уровень самооценки

№ ребенка

№ ступеньки

Уровень самооценки

1

6

адекватная

21

9

завышенная

2

8

завышенная

22

5

адекватная

3

8

завышенная

23

8

завышенная

4

5

адекватная

24

10

завышенная

5

5

адекватная

25

3

заниженная

6

5

адекватная

26

8

завышенная

7

3

заниженная

27

2

заниженная

8

6

адекватная

28

6

адекватная

9

5

адекватная

29

9

завышенная

10

2

заниженная

30

8

завышенная

11

9

завышенная

31

7

адекватная

12

10

завышенная

32

8

завышенная

13

8

завышенная

33

2

заниженная

14

2

заниженная

34

9

завышенная

15

6

адекватная

35

10

завышенная

16

8

завышенная

36

2

заниженная

17

9

завышенная

37

8

завышенная

18

8

завышенная

38

3

заниженная

19

10

завышенная

39

9

завышенная

20

10

завышенная

40

3

заниженная

На рисунке 2.2 наглядно показаны результаты исследования уровня развития самооценки учащихся 4Б и 4Г классов по методике В.Г. Щура «Лестница» в процентном соотношении. Данные рисунка позволяют выявить общий уровень развития самооценки младших школьников.

Рис. 2.2 Результаты изучения уровня самооценки младших школьников в экспериментальной и контрольной группах по методике В.Г. Шур «Лесенка», в %

Результаты, полученные с использованием методики «Лестница», показывают, что 50% учащихся экспериментальной группы (10 человек) и 55% (11 человек) контрольной группы, ставят себя на 7-10 уровни, что указывает на завышенную самооценку. Люди с высокой самооценкой характеризуются демонстративностью, командованием людьми, неадекватной реакцией на комментарии учителя, игнорированием своих ошибок и отрицанием неудачи. Разговаривая с такими детьми, они говорили: «Я поставлю себя на первый шаг, потому что он высокий», «Я очень красивая», «Я очень люблю себя», «Лучшие ребята стоят здесь, и я тоже хочу быть с ними».  Некоторые дети не могли прокомментировать свой выбор, улыбались или делали задумчивое лицо. Это обусловлено тем, что у таких детей плохо развита рефлексия.

35% учащихся экспериментальной группы (7 человек) и 15% учащихся контрольной группы (3 человека) ставят себя на 4-7 уровни, что говорит об их адекватной самооценке. У таких детей благоприятное отношение к себе, они научились оценивать свою деятельность и себя: «Я добрый, потому что я кормлю птиц зимой», «Я хороший, потому что я достигаю спортивных успехов» и т. д. Это является нормальным вариантом развития самооценки.

15% учащихся экспериментальной группы (3 человека) и 30% учащихся контрольной группы (6 человек) ставят себя на 2-й и 3-й уровень, что говорит об их низкой самооценке. Симптомами низкой самооценки можно назвать: беспокойство, нерешительность, отказ от упражнений повышенной сложности. Обычно это связано с какой-то психологической проблемой младшего школьника. В разговоре такие учащиеся часто говорят: «Я не хороший и не плохой, потому что я очень добрый (когда я помогаю своей бабушке), я злюсь (когда я обижаю свою маленькую сестру)». У этих детей возникают трудности в отношениях с их семьи. «Я не хороший и не плохой, потому что я очень плохо читаю, а учитель и папа ругали меня за это».

Таким образом, анализ результатов по методике В.Г. Шур «Лестница» свидетельствует о том, что в экспериментальной и контрольной группах у большинства учащихся завышенная самооценка (10 и 11 человек).

Для диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности, а именно самооценки младшего школьника, была реализована вторая методика А.М. Прихожан и З. Василяускайте «Нарисуй себя». Ученикам 4Б и 4Г классов было дано задание нарисовать себя. Полученные результаты представлены на рисунке 2.3.

Рис. 2.3 Результаты изучения уровня самооценки младших школьников в экспериментальной и контрольной группах по методике А.М. Прихожан и З. Василяускайте «Нарисуй себя»

По методике «Нарисуй себя» на констатирующем этапе экспериментального исследования были получены следующие данные.

У 7 школьников экспериментальной группы и 8 учащихся контрольной группы наблюдалось тщательное прорисовывание деталей рисунка; его закрашивание указывает на позитивное отношение к себе, что является признаком высокой самооценки. Размер автопортрета немного больше, чем на двух предыдущих рисунках. Также в автопортретах этих детей присутствует прорисовывание новых платьев, что свидетельствует о завышенной самооценке.

У 4 учащихся экспериментальной группы и 3 школьников контрольной группы размер автопортрета совпадает с размером изображения «хороший мальчик» и «хорошая девочка», что указывает на желание быть хорошим, позитивным и соответствует адекватной самооценке.

Рисунки оставшихся 18 детей (по 9 детей из экспериментальной и контрольной групп) указывают на низкую самооценку. Размеры автопортретов этих детей меньше, чем на предыдущих рисунках. В автопортрете использовались только цвета изображения «плохой мальчик» и «плохая девочка», эта характеристика указывает на негативное отношение учащегося к себе, проявление конфликта с самим собой, неуверенности.

Таким образом, результаты экспериментального исследования по методике А.М. Прихожан и З. Василяускайте «Нарисуй себя» свидетельствуют о том, что у большинства младших школьников преобладает завышенная или заниженная самооценка, когнитивный компонент самооценки сформирован недостаточно, то есть учащиеся не могут адекватно оценить свои качества.

Результаты, полученные по методике «Анкете учащимся по выявлению уровня самооценки» (по Р.В. Овчаровой) среди учащихся экспериментальной и контрольной групп приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Результаты изучения уровня самооценки младших школьников в экспериментальной и контрольной группах по методике Р.В. Овчаровой

Экспериментальная группа (4Б класс)

Контрольная группа (4Г класс)

№ ученика

Уровень самооценки

№ ученика

Уровень самооценки

1

Высокая

21

Высокая

2

Высокая

22

Адекватная

3

Высокая

23

Высокая

4

Высокая

24

Высокая

5

Адекватная

25

Высокая

6

Высокая

26

Высокая

7

Высокая

27

Высокая

8

Высокая

28

Высокая

9

Высокая

29

Высокая

10

Высокая

30

Высокая

11

Высокая

31

Высокая

12

Высокая

32

Высокая

13

Адекватная

33

Низкая

14

Высокая

34

Высокая

15

Высокая

35

Высокая

16

Высокая

36

Низкая

17

Высокая

37

Высокая

18

Высокая

38

Низкая

19

Адекватная

39

Высокая

20

Высокая

40

Низкая

Учащимся 4Б и 4Г предлагалось ответить на десять вопросов. Трудности были в том, что дети сомневались, как ответить – ставили сначала одну цифру, затем зачеркивали ответ и ставили другую. Это свидетельствует о неустойчивости самооценки в младшем школьном возрасте. После проведения анкетирования бланки с ответами детей были собраны, результаты проанализированы. Результаты были подсчитаны и выведена сумма баллов каждого школьника. На основе полученных результатов был выявлен уровень самооценки, который наглядно представлен на рисунке 2.4.

Рис. 2.4 Результаты изучения уровня самооценки младших школьников в экспериментальной и контрольной группах по анкете учащимся по выявлению уровня самооценки (по Р.В. Овчаровой)

3 учащихся экспериментальной группы (15%) и 1 ученик контрольной группы (5%) имеют средний (адекватный) уровень самооценки. Чем более адекватна самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний. Остальные 17 учащихся экспериментальной группы (85%) и 16 учащихся контрольной группы (80%) имеют завышенный уровень самооценки, что указывает на стремление к тому, чего они не могут достичь. В экспериментальной группе низкий уровень самооценки не был продемонстрирован ни одним младшим школьником. При этом 4 учащихся (20%) контрольной группы имеют низкий уровень самооценки. Эти дети выбирают простые и упрощенные цели, хотя они способны на большее.

Общий уровень самооценки младших школьников на констатирующем этапе наглядно представлен на рисунке 2.5.

Рис. 2.5 Уровень самооценки младших школьников в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе исследования

Таким образом, в результате диагностики, проведенной для выявления уровня самооценки младших школьников, нами были определены показатели самооценки на констатирующем этапе исследования. Наибольший процент респондентов (по 56,67%) имеют завышенную самооценку. Также многие дети имеют заниженную самооценку. Это говорит о необходимости реализации психолого-педагогических условий для формирования адекватной самооценки младших школьников.

2.3 Работа по формированию самосознания у младших школьников

Работы по формированию адекватной самооценки младших школьников проводились как в классе, так и во внеурочное время (в перерывах, после занятий, в часы занятий, внеурочные занятия). Основой работы стали следующие принципы:

- расширить банк информации о младших школьниках, часто взаимодействовать с ними вне школьных занятий;

- при оценке, чтобы дифференцировать свойства учащихся, не переносить оценку ребенка как субъекта учебной деятельности на его личность в целом;

- давать оценку только конкретной работе школьника, но не его личности;

 - не призывать школьников подражать отличникам;

- оценить заслуги ребенка в сравнении с теми его достижениями, которые имели место ранее;

- руководствоваться принципом плюсов и положительных качеств каждого учащегося.

Для формирования адекватной самооценки учащихся было решено запустить дневник «Личный еженедельник ученика», созданный для учащихся экспериментальной группы. Он объединяет в себе элементы дневника обычного школьника и еженедельника «для взрослых», а также позволяет развить организационные навыки и навыки самооценки у четвероклассников и позволяет учителям и родителям принимать участие в этом процессе.

Этот дневник предлагает ребенку оценить свои успехи, свое отношение к урокам, к школьному дню в целом с помощью символов: в конце урока, напротив каждого предмета, младшему школьнику нужно закрасить пустой круг определенным цветом (цвет зависит от работы, проделанной в уроке). Дети называют эти кружки «смайликами». Зеленоватый смайлик с улыбкой - значит, все получилось, все хорошо; желтоватый смайлик с улыбкой - получилось, но не все; красноватый смайлик - еще не получилось, но я буду стараться. Различных размеров и цветов они несут в себе смысловой груз радости, удовлетворения от проделанной работы или общения с учителем и одноклассниками.

На протяжении всего формирующего опыта проводились учебные занятия, которые были направлены на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:

- проведение самоанализа собственной работы (в рабочих тетрадях и тетрадях), когда ребенка просят оценить результат своей работы, например, правильность краткой записи для задания. В конце страницы нарисуйте круг и раскрасьте его цветом или логотипом, который скажет, как вы оценили свою работу в рецепте;

- научить детей беспристрастно оценивать свои знания нереально, не научив их беспристрастно оценивать знания своих одноклассников. Для успешной оценки можно поставить детей в роли учителя, для этого можно просто обменяться тетрадями, тетрадями, чтобы оценить работу соседа за партой;

- выполнение самооценки на разных этапах урока, например, основной этап первичного закрепления, задание - воткнуть пропущенные слагаемые. Прежде чем дети начнут выполнять эту задачу, каждый ученик предсказывает, насколько хорошо он справится с этой задачей, и фиксирует свое предположение на «пути успеха». Выполнив и проверив этот тип работы, дети снова повернутся на «путь успеха» и определят шаг на этом пути, который станет адекватной самооценкой.

Возможны два варианта такой самооценки:

- учащийся оценивает себя перед выполнением работы, а затем соглашается или не соглашается с самим собой после ее завершения;

- учащийся оценивает себя перед заданием, а затем еще раз - после теста учителя. В то же время было видно, что младшие школьники не скрывают собственного невежества, неспособности. Это позволяет им пересмотреть свои способности, усердие или отсутствие таковых, и прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников оценивать себя.

- в конце недели каждый ребенок обрисовывает в общих чертах свое «дерево настроения» или «цветок настроения», которое отражает его чувственное и психическое настроение и комфорт на этой школьной неделе.

Предлагаемые методы оценки позволяют:

-  учащемуся: наращивать свой прогресс, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое невежество, он имеет возможность лучше выполнять свою работу, добиваться успеха;

- преподавателю: не только определить конкретный результат в знаниях и навыках, но и четко увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечив целевую и своевременную корректировку;

- родителям: вовремя помочь своему ребенку улучшить ситуацию.

Давая оценку работы каждого ученика, учитель обязательно комментирует свою оценку. Исключительно в этом случае ребенок понимает, где он был прав, а где нет. Необходимо подобрать такие слова, чтобы ребенок осознал свою ошибку, и чтобы эти слова не могли быть унизительными для него. Оценка учителя особенно важна для тех детей, чья самооценка слишком высокая или слишком низкая. Озвучивая результаты этой работы, учитель особо отмечает тех учеников, чья самооценка совпадала с самооценкой учителя. В процессе самоанализа и оценки собственной работы в обязательном порядке формирует беспристрастную самооценку, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неприятностям, что существенно влияет на развитие личности в целом, воспитание социально активной нравственной личности.

В целях развития адекватной самооценки и чувства компетентности у младших школьников повышенное внимание уделялось созданию атмосферы душевного комфорта и поддержки в классе. Учитель объясняет свою оценку, замечание.

Все младшие школьники очень чувствительны к тому, как они оценивают свои знания и навыки. Оценка зафиксирована соответствием или несоответствием результатов усвоения требованиям образовательной деятельности. В начальной школе мы организовали оценку образовательного процесса школьников в форме подробного суждения, которое состояло из следующего содержания: «Молодец, ты сейчас постарался. Диктант написал очень отлично: без единой ошибки, аккуратненько, без помарок, прекрасным почерком. И правила грамматики знаешь, все задания выполнил правильно. А у тебя, Петя, к сожалению, не все сейчас получилось, но не расстраивайся. Сейчас ты сделал намного меньше ошибок, чем обычно. Ты стал больше заниматься и стараешься, это очень приметно. Продолжай занятия. Я верю, у тебя все получится».

Таким образом, оценочное суждение проясняет положительные и отрицательные особенности работы учащегося, отмечает, есть ли какие-либо успехи, дает советы ребенку. В детальной оценке мы отметили не только знание предмета, но и усилия и старания, мотивы учения каждого ученика.

Проанализировав результаты работы за 6 недель, мы смогли сделать вывод, что обучение без оценок не отменяет значимой оценки, поскольку без нее формирование реальной образовательной деятельности нереально. В частности, оценка дает младшему ученику понимание того, чего он уже достиг, что он освоил и что с ним происходит, все еще недостаточно хорошо. Образование без оценок в школе предъявляет самые высокие требования к способности учителей давать детальную оценку работы каждого учащегося.

Постоянно сталкиваясь с оценкой собственной образовательной деятельности и работой одноклассников, младшие школьники начинают понимать свои сильные стороны и способности. К этому времени среди них начинает формироваться определенный уровень претензий.

Мы также провели дидактическую игру для развития самостоятельности учеников, сотрудничества, кооперации и повышения уровня «я могу, я знаю» у ребенка в школе. Мы разделили младших школьников на группы по пять-шесть человек с разной самооценкой, успеваемостью и мотивацией к обучению. Затем они разделили изучаемую тему предмета (например, «Знакомство с внешним миром») на 6 или 5 частей, в зависимости от количества людей в группе. И каждый ребенок стал «специалистом в своей части». По этой теме один ученик изучал историю, другой - культуру, третий - географию и т. д. Сначала все «историки», «географы» и остальные собрались вместе, чтобы освоить материал. Затем они поползли в свои группы и научили своих партнеров. Уверенные в себе школьники слушали застенчивых и обучали их, и вскоре застенчивые поняли, что могут рассказать своим сверстникам что-то фундаментальное.

Эта игра, адаптированная к различным предметам в начальной школе, проводилась нами в течение 6 недель практики.

Мы также провели учебный час на тему «Познай и оцени себя». Основные цели, которые были поставлены на этом уроке: научиться учитывать их поведение; способствовать формированию самооценки, самообразования, сохранению психического здоровья учащихся. В этом уроке мы проанализировали концепцию «люби себя», обрисовали наши сильные стороны, проанализировали практические ситуации и дали советы героям этих вымышленных ситуаций.

Часто в классе и после занятий использовались учебные ситуации. Для этого был специально выбран более удачный момент в уроке, были продуманы различные возможные варианты их включения в урок, и в ряде различных случаев были применены реальные условия, которые возникли. Рассмотрим образовательные ситуации, которые мы создаем.

В экспериментальном классе были ученики, которые чувствовали себя неуверенно, отвечая на доску и разговаривая с аудиторией, потому что они верили, что у них ничего не получится. Особенно тяжело им дают гуманитарные предметы, где нужно много говорить, выражать свое мировоззрение, участвовать в обсуждении определенной трудности. Для таких детей были специально выбраны темы для ответов на уроке, которые были очень близки к ним и вызвали сильный чувственный отклик. Например, дети, которые очень любят домашних животных, добры к ним, кормят кочевых кошек, а собаки умеют рассказывать о домашних животных, об отношении человека к ним (на уроках мира, литературного чтения, изобразительного искусства).

Сначала ученики вышли на доску без охоты, сказав: «У меня ничего не получится», «Я не справлюсь». На что учитель ответил: «Это легко. Вы много знаете о животных и поэтому наверняка справитесь с заданием». Эти слова придали им уверенности, они отлично ответили на материал, не побоялись выразить свое мировоззрение.

Для младших школьников с высокой самооценкой, которые имели отличные академические результаты, их попросили «взять под покровительство» тех, кто много пропустил (например, из-за болезни), и теперь эти дети нуждаются в помощи и поддержке. Таким образом, мы признаем удачливость первого ребенка, но он не чувствует себя выше других, а наоборот, начинает относиться к ним с осознанием, состраданием, предлагать свою помощь.

Также для детей с высокой самооценкой было предложено вести подгруппы на уроках-соревнования. Для победы подгруппы, командиру пришлось приложить немало усилий и помочь своим товарищам. Правильное выполнение тренировочных заданий позволило командиру испытывать чувство гордости не только за себя, но и за членов своей команды.

Во время формирующего эксперимента во время перерывов между занятиями мы играли в такие игры, как «Игровые ситуации» и «Зеркало».

«Игровые ситуации». Детям предлагаются ситуации, в которых они должны изобразить себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Другие роли исполняли остальные дети. Иногда мы предлагали учащимся поменяться ролями. Вот примеры ситуаций, которые мы ставили перед учащимися:

- Вы участвовали в конкурсе и заняли первое место, а ваш друг оказался почти последним. Он был очень расстроен, помогите ему успокоиться.

- Мама принесла тебе и твоей сестре (брату) 3 апельсина, как ты их поделился? Зачем?

- Ребята из вашего класса в школе играют в интересную игру, а вы опоздали, игра уже началась. Попросите, чтобы вас приняли в игру. Что вы будете делать, если дети не захотят вас принять?

«Зеркало». Мы играли в такую игру с несколькими детьми из экспериментальной группы. Один из учеников должен смотреть в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» был еще один школьник. Вы можете изобразить не себя, а кого-то другого, «Зеркало» должно угадать, а потом поменяться ролями. Игра помогает ученикам раскрыться, чувствовать себя более свободно, расслабленно.

Во время педагогической практики на различных уроках в начальной школе мы способствовали преобладанию позитивных представлений ученика о себе: «Я пока не знаю, но я буду учиться» или «Я не умею красиво писать, поэтому мне приходится заниматься физическими упражнениями». Негативные эмоции, которые возникали у младших школьников в такие моменты, побуждают к стремлению избежать контакта с негативным событием, то есть студент отказывается выполнять задание, в котором он не силен. Поэтому очевидно, что познавательный интерес младшего школьника формируется только тогда, когда учебная деятельность успешна, а способности оцениваются положительно.

Для подтверждения эффективности проделанной работы нами был проведен сравнительный анализ количественных показателей констатирующего и формирующего этапов эксперимента, которые представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов в экспериментальной группе

Уровни самооценки

Общий показатель уровня самооценки на констатирующем этапе

Общий показатель уровня самооценки на формирующем этапе

%

%

Заниженный

20,00

-

Адекватный

23,33

80

Завышенный

56,67

20

Всего

100

100

Сравнительный анализ данных констатирующих и формирующих этапов эксперимента позволил выявить динамику формирования самооценки младших школьников в образовательной деятельности. На основании полученных данных были сделаны следующие выводы.

В начале эксперимента самый большой процент учеников начальных классов показал завышенный уровень самооценки – 56,67%. Это связано с тем, что такие ребята переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личные качества. Они выбирают задачи, которые они не могут себе позволить. После неудачи они продолжают настаивать самостоятельно или сразу переключаются на самую легкую задачу, обусловленную мотивом престижа. Трудно сказать, что у таких ребят есть какие-то особые таланты, где им лучше держаться подальше.

В конце эксперимента мы видим, что процент детей с высокой самооценкой снизился до 20%, то есть более чем в 2 раза.

Важным моментом, по нашему мнению, является увеличение почти в 4 раза процента учащихся с адекватной самооценкой. Так, в начале эксперимента таких детей было 23,33%, а после формирующего эксперимента 80% детей проявили адекватную самооценку. Младшие школьники с адекватной самооценкой активны, находчивы, энергичны, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в работе, выбирают задачи, соответствующие их возможностям. После успеха в решении задачи, они выбирают такой же или более сложный. У этих детей большие способности, они стремятся к своей цели. Дети с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением добиться успеха в учебной деятельности. Они характеризуются максимальной независимостью. Они уверены, что своими усилиями смогут добиться успеха в образовательной деятельности. Это основано на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

Следует отметить, что 20% учащихся показали низкую самооценку в начале эксперимента. Мы выяснили, что главной чертой таких детей является неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ожидают только неудачи. Младшие школьники с низкой самооценкой склонны переоценивать достижения своих товарищей. В результате формирующего эксперимента ни у одного ребенка не выявлена низкая самооценка.

Сравнительный анализ представленных данных позволил оценить эффективность формирования самооценки младших школьников в процессе учебной и внешкольной деятельности, а также приемов и методов, использованных в работе.


Заключение

Самооценка - это не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; в то же время самооценка не имеет своей собственной линии развития, отдельной от личности, но входит как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним открываются не только все новые аспекты жизни, но и происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс переосмысления его, проходящий через всю жизнь человека, формирует самое тайное и основное содержание его бытия, определяет мотивы его действий и внутренний смысл задач, которые он решает в жизни.

Самооценка формируется с раннего детства и должно формироваться в основном за счет молодежи. Самооценка у детей младшего школьного возраста находится на стадии формирования, их имидж «Я» характеризуется недостаточной ясностью, дифференцированностью и изощренностью.

Самооценка в младшем школьном характеризуется недостаточной адекватностью, имеет тенденцию к переоценке или занижению.

Умственное развитие самооценки в школе осуществляется, в первую очередь, в процессе социально значимой, комплексно организованной, междисциплинарной деятельности и определяется тем, насколько ученик в нее включен.

Экспериментальное исследование по развитию самооценки младших школьников было проведено на базе Нижнекамского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (МБОУ «СОШ №7»). Было отобрано два параллельных класса (4Б и 4Г), в каждом из которых обучаются по 20 учеников. В качестве контрольной группы был определен 4Г класс, в качестве экспериментальной группы – 4Б класс.

Исследование проходила в три этапа: констатирующего, формирующего, контрольного.

На констатирующем этапе осуществлялся замер уровня самосознания с помощью следующих методик:

- методика «Лесенка» (В.Г.Щур);

- методика «Нарисуй себя» ( А.М. Прихожан и З. Василяускайте);

- методика «Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки» (по Р.В. Овчаровой).

В результате проведенных диагностик по выявлению уровня сформированности самооценки младших школьников нами были определено что большой процент респондентов (56,67%) имеет завышенную самооценку. Это связано с тем, что такие ребята переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личные качества. Они выбирают задачи, которые они не могут себе позволить. После неудачи они продолжают настаивать самостоятельно или сразу переключаются на самую легкую задачу, обусловленную мотивом престижа. Трудно сказать, что у таких ребят есть какие-то особые таланты, где им лучше держаться подальше.

На формирующем этапе проводились упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Работа по формированию самосознания младших школьников проводилась как в урочное, так и во внеурочное время (на переменах, после уроков, на классных часах, внеклассных мероприятиях).

Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего этапов эксперимента позволил выявить динамику формирования самооценки младших школьников в учебной деятельности. Процент детей с завышенной самооценкой уменьшился до 20%, т.е. практически в 2 раза.

Более чем в 4 раза увеличилось количество школьников с адекватной самооценкой. Младшие школьники с адекватной самооценкой активны, находчивы, энергичны, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в работе, выбирают задачи, соответствующие их возможностям. После успеха в решении задачи, они выбирают такой же или более сложный. У этих детей большие способности, они стремятся к своей цели. Дети с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением добиться успеха в учебной деятельности. Они характеризуются максимальной независимостью. Они уверены, что своими усилиями смогут добиться успеха в образовательной деятельности. Это основано на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

Следует отметить, что 20% учащихся показали низкую самооценку в начале эксперимента. Мы выяснили, что главной чертой таких детей является неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ожидают только неудачи. Младшие школьники с низкой самооценкой склонны переоценивать достижения своих товарищей. В результате формирующего эксперимента ни у одного ребенка не выявлена низкая самооценка.

Сравнительный анализ представленных данных позволил оценить эффективность формирования самооценки младших школьников в процессе учебной и внешкольной деятельности, а также приемов и методов, использованных в работе.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.

 


Список использованных источников

  1. Андреева, М. Н. Организационно-педагогические задачи формирования самооценки младших школьников / М. Н. Андреева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. - №4. – С. 14-22.
  2. Андрущенко, Т. Ю.  Первоначальное обучение и воспитание / Т. Ю. Андрущенко. - М.: ЭКСМО, 2018. – 672 с.
  3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания / Р. Бернс. - Пер.с англ. под ред. В.Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 2016. – 422 с.
  4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович.-М., 2017. – 464 с.
  5. Витушкина, Э.В., Кружилина, Т.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. - №14. –С.45-51.
  6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Прогресс, 2017. - 248 с
  7. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта: Исследование человеческой природы / У. Джеймс. – М.: Академический проект, 2017. – 128 с.
  8.  Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец // Принцип развития в психологии. – 2016. – С. 243.
  9. Зеньковский, В.А. Психология детства / З. А. Зеньковский. -  М.: Просвещение, 2016. -  236 с.
  10. Карл Роджерс. Становление личности: Взгляд на психотерапию. – М.: ЭКСМО, 2018. – 420 с.
  11. Ларина, А. Б. Педагогика / А.Б. Ларина. - СПб.: Издательство «Питер»,2016. – 304 с.
  12. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения  / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 2018. – 318 с.
  13. Липкина, А. И., Захарова, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х томах / А. И. Липкина, А. В, Захарова. – М. : Педагогика, 2017. – 468 с.
  14. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды  / В. С. Мерлин. Воронеж : Изд-во МПСИ, 2016. – 544с.
  15. Немов, Р. С. Педагогика: учебник для вузов / Р.С. Немов. – СПб.: Издательство «Питер», 2018. – 304 с.
  16. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека  / К. Роджерс. – М. : «Прогресс», 2016. – 251 с.
  17.  Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство  Питер, 2018. - 400 с.
  18. Серебрякова, Е. Л. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Е. Л. Серебрякова. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.
  19. Славина, Л. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л. С. Славина. – М.: Академия, 2016. – 401 с.
  20. Суворова, О. В. Влияние родительского общения и структуры семьи на самооценку младшего школьника / О. В. Суворова, С. Н. Сорокоумова // Педагогика и психология образования. – 2017. - №5. – С. 47-55.
  21. Фатуллаева, А. Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте / А. Т. Фатуллаева // Учение записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. - №2. – С. 34-38.
  22. Ходусов, А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика / Ходусов А. Н. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 400 с.
  23. Чеснокова, И. И. Самосознание личности. Теоретические проблемы психологии личности / И. И. Чеснокова. – М. : Наука, 2017. – 225 с
  24. Эльконин, Д. Б. Мышление младшего школьника / Д. Б. Эльконин // Очерки психологии детей / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2018. – 241 с.