ПРОЕКТ по программе "Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса"

Семеняко Татьяна Васильевна

Данный материал представляет собой проект в рамках обучения по программе"Психолого-педагогическое взаимодействие участников  образовательного процесса"

Объектом моего исследования выступает коллектив педагогов МАДОУ ЦРР-д/с №21 "Надежда" города Ступино. Всего участников исследования - 20 человек, из них - 19 педагогов и 1 руководитель.

Предмет исследования - темперамент и поведение в работе педагогического коллектива.

Цель: определение типа темперамента и его взаимосвязи с поведением в профессиональной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Рассмотреть особенности  взаимодействия  руководителя  и  подчиненных

с разными типами темперамента.

  1. Выявить типы темперамента и их роль во взаимоотношениях руководителя и подчинённых.
  2. Раскрыть основные модели поведения в организации.

Педагогическая направленность проекта:

Участники: педагог дополнительного образования, педагоги, руководитель дошкольного учреждения.

Сроки реализации проекта:1 неделя.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 21 «НАДЕЖДА»

Ступинского муниципального района

____________________________________________________________________________

Адрес: г. Ступино, ул. Горького, владение 69                                                                     тел.: 642-45-95; 642-22-92

ПРОЕКТ

по программе

"Психолого-педагогическое взаимодействие участников

образовательного процесса"

(кафедральный вариативный учебный модуль)

Составила: Семеняко Татьяна Васильевна

педагог дополнительного образования  

первой квалификационной категории

СТУПИНО  2017 г.

Оглавление:

1

Введение.

Обоснование выбора темы

3

Актуальность проекта

3

Цель и задачи проекта

4

Педагогическая направленность проекта

4

2

Основная часть.

Теоретическое обоснование

4

Особенности проявления различных типов темперамента

4

Методы влияния на людей с различными типами темперамента

10

Практическая часть

12

Описание работы над проектом

12

3

Заключение.

15

4

Список литературы.

17

5

Приложение.

18

ВВЕДЕНИЕ:

Обоснование выбора темы.

В течение полутора лет коллективом нашего детского сада управляет новый руководитель. На протяжении всего этого времени я обращала внимание на то, что взаимоотношения заведующей с коллективом часто не складываются: возникает недопонимание, конфликтные ситуации и т.п.

У меня возникло предположение, что одной из причин нескладывающихся взаимоотношений может являться различие типов темперамента у руководителя и подчинённых.

Всё вышесказанное предопределило выбор темы практико-значимой работы: "Тип темперамента и его взаимосвязь с поведением в профессиональной деятельности".

Актуальность:

Руководителям и подчиненным в своей работе приходится ежедневно работать друг с другом и при этом каждый обладает своими психологическими особенностями. Для достижения наибольшей эффективности работы с людьми, и, вследствие, организации в целом, важно:

  • знать и учитывать особенности деятельности, общения и взаимоотношений, в соответствии с темпераментом и поведением;
  • создавать комфортные условия и психологический климат для работы персонала;
  • находить подходящие способы воздействия на подчиненных, клиентов и партнеров;
  • выбирать формы общения, необходимые для того, чтобы строить взаимоотношения и избегать конфликтов.

Объектом моего исследования выступает коллектив педагогов МАДОУ ЦРР-д/с №21 "Надежда" города Ступино. Всего участников исследования - 20 человек, из них - 19 педагогов и 1 руководитель.

Предмет исследования - темперамент и поведение в работе педагогического коллектива.

Цель: определение типа темперамента и его взаимосвязи с поведением в профессиональной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Рассмотреть особенности  взаимодействия  руководителя  и  подчиненных

с разными типами темперамента.

  1. Выявить типы темперамента и их роль во взаимоотношениях руководителя и подчинённых.
  2. Раскрыть основные модели поведения в организации.

Педагогическая направленность проекта:

Участники: педагог дополнительного образования, педагоги, руководитель дошкольного учреждения.

Сроки реализации проекта:1 неделя.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Теоретическое обоснование.

Особенности проявления различных типов темперамента.

В природе невозможно встретить двух абсолютно одинаковых людей. Нас отличает внешность, личные качества, ценности, мировоззрение, характер и, конечно же, темперамент. Темперамент относится к структуре врожденных, устойчивых черт, характеризующих индивида.

Темперамент ─ устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения, темперамент ─ тип высшей нервной деятельности человека.

Руководитель-флегматик.

Руководителю с флегматическим темпераментом свойственны:

  • надежность в службе и работе, уверенность и самообладание, упорство и настойчивость;
  • умение терпеть и безропотно переносить тяготы и лишения;
  • авторитетность среди подчиненных, желание оказать им любую помощь;
  • постоянство в дружбе с одним или двумя коллегами.

В сложных условиях действует бесстрашно, не страшится эмоциональных перегрузок, в конфликты не вступает, стремится до конца выполнить намеченное.

Недостатки руководителя-флегматика:

  • с трудом овладевает новыми знаниями и навыками;
  • не умеет быстро реагировать на приказы и распоряжения;
  • не стремится избавиться от плохих привычек и стереотипов мышления;
  • на критические замечания реагирует спокойно, пассивен в общественной работе, с предубеждением относится к отдельным подчиненным;
  • бывает ленив и инертен, не способен одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с одного задания на другое.

Подчиненный-флегматик.

Такой работник - послушный, аккуратный, точный, ответственный, но не любит брать на себя ответственность, не проявляет инициативы, не стремится к новым задачам и проектам. Он лучше всех способен выполнить работу, которая требует усидчивости и монотонности, справляется с рутинными действиями. Однако он любит задания, которые надо выполнять при дефиците времени. Флегматики - хорошие исполнители и очень ценные работники, главное, суметь грамотно организовать их труд. Им нужно четко ставить задачу, выделять время на выполнение и после этого давать другую задачу.

Флегматики стабильные сотрудники, очень преданны работе и не стремятся её менять. В трудный для организации момент, когда большинство работников будут искать более выгодные места работы, флегматики будут терпеливо выжидать.

Руководитель-сангвиник.

Руководителю с сангвиническим темпераментом присущи такие положительные качества:

  • целеустремленность и настойчивость;
  • большая подвижность и легкая приспособляемость к новой обстановке, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях;
  • гибкость ума и сосредоточенность внимания, высокая продуктивность при динамической работе;
  • оптимизм и склонность к юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству;
  • умение быстро найти контакт с подчиненными и завоевать авторитет;
  • постоянное стремление к духовному обогащению и самовоспитанию.

Отрицательные качества руководителя-сангвиника:

  • формальное отношение к своим обязанностям при потере интереса к службе;
  • упрямство и раздражительность в ответ на критику;
  • ненадежность в дружбе;
  • неосмотрительность и беспечность в опасных условиях.

Подчиненный-сангвиник.

Практически не отличается по характеристикам от руководителя - сангвиника. Он сдержанный, деловой, стремится повысить свой профессиональный уровень. Отношения в коллективе поддерживает хорошие, но тяготеет к официально-деловым, без фамильярности, а потому, хоть и участвует в вечеринках, но вовремя уходит домой. Дисциплинирован и умеет грамотно организовать свое время. Место работы оценивает только с точки зрения собственной выгоды. Если не видит перспектив, то быстро меняет работу. Инициативный, креативный, любит работать над новыми проектами, но может переключиться на новое дело, не завершив предыдущее.

Руководитель-холерик.

Руководителю с холерическим темпераментом присущи:

  • быстрота реакции, подвижность и энергичность в служебной деятельности;
  • постоянное стремление быть впереди всех;
  • умелое командование подчиненными;
  • большая активность, критичность, инициативность, самостоятельность;
  • общительность, легкая установка эмоциональных связей;
  • настойчивое стремление к лидерству;
  • чрезвычайная чувствительность к общественному мнению и оценкам подчиненных.

Отрицательные качестваруководителя-холерика:

  • неуравновешенность и несдержанность, грубость и бестактность, самонадеянность и зазнайство;
  • стремление к особому положению в коллективе;
  • легко меняет друзей;
  • открыто высмеивает недостатки слабых,бывает злопамятен, мстителен;
  • настроение неустойчиво, чувства меняются резко и неожиданно;
  • может быть источником конфликтов и напряжений;
  • будучи уволен, часто возглавляет группу нарушителей дисциплины, распространяет негативные традиции.

Подчиненный-холерик.

Такой подчиненный очень противоречив, как и его нервная система. С одной стороны, он активный, инициативный, энергичный, работает много и с энтузиазмом, проявляет инициативу, выдвигает собственные идеи. Такого работника не нужно подгонять и задавать ему темп работы, он сам стремится получать новую информацию и новый опыт. Однако такой подчиненный со временем сам активно стремится занять место непосредственного руководителя. Он с таким же энтузиазмом, силой воли и работоспособностью может достигать этой цели. Кроме того, подчиненный-холерик вспыльчив, и не всегда беспрекословно исполняет поручения.

Руководитель-меланхолик.

Так как меланхолику очень важны внутренние переживания, то и подчиненных своих он бережет, не кричит и не унижает, не оскорбляет и редко критикует. Самое слабое место у меланхолика - высокая утомляемость и возможность попасть под влияние неформального лидера-манипулятора.

Руководитель с неуравновешенным меланхолическим темпераментом обладает высокой чувствительностью и подвижностью психических процессов, быстрым восприятием приказаний старших начальников, активностью в общественной работе, умением выдвинуть хорошую идею, провести диспут. В спокойной обстановке хорошо справляется с обязанностями руководителя младшего звена, находится в постоянной готовности к действиям. Вместе с тем у него наблюдаются такие недостатки, как вспыльчивость, неуравновешенность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам, проявление грубости и раздражительности, придирчивости и предвзятости. Испытывает неуверенность, и даже страх перед старшим начальником, волнуется перед получением нового задания, с большим трудом его выполняет. Среди подчиненных часто авторитетом не пользуется, конфликтует с другими менеджерами.

Руководителя со слабым меланхолическим темпераментом отличают добросовестность, усердие, старание. Ему свойственны исполнительность, повышенное чувство ответственности, принципиальность, справедливость, отзывчивость, деликатное отношение к подчиненным, критичность и самокритичность. Его иногда называют добрым и хорошим товарищем, душой коллектива. Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого служащего можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность, замкнутость и необщительность, малую инициативность и подверженность чужому влиянию, пессимизм и упрямство.

Руководителям с инертным меланхолическим темпераментом присущи усердие и аккуратность при выполнении привычных обязанностей, ровное настроение, скромность и тактичность, самокритичность и постоянство в дружбе. С подчиненными поддерживает уставные взаимоотношения, редко спорит, в конфликтах участия не принимает, проявляет внимание к просьбам и предложениям подчиненных, спокойно воспринимает похвалу, тщательно анализирует свою деятельность. Но у него могут быть и недостатки такого рода: серьезные затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, неуверенность действий в сложной обстановке, заторможенность реакций и пассивность в учебе, отсутствие решительности и инициативы в опасных условиях, безразличие к мнению коллектива, критике со стороны начальников, попустительство и лень.

Меланхолик - подчиненный.

Это идеальный подчиненный для руководителей, которые предпочитают авторитарный стиль управления. Меланхолик всегда и с удовольствие занимает ведомую позицию, он не любит быть в центре внимания и предпочитает не брать на себя много ответственности. Меланхолики не бывают неформальными лидерами, не будет критиковать своего руководителя и стремиться занять его место. Такой подчиненный может быть компетентным сотрудником, владеющим информацией, и, выдавая эту информацию своему руководителю, не стремится ее использовать в личных целях. Для него главное - поддержка и понимание. Меланхолики преданны своим руководителям, часто разговаривают с ними «по душам», спрашивают совета. Меланхолики не только стремятся сами получить поддержку, но всегда готовы оказать ее другим людям. В коллективе меланхолики выполняют роль миротворцев, они хорошо чувствуют обстановку в команде.

Описанные характеристики показывают, что положительные черты одного типа (например, флегматика) являются минусами другого типа (например, неуравновешенного меланхолика). Но чистые темпераменты встречаются крайне редко. Как правило, у людей проявляются такие качества, которые нельзя относить к конкретному типу темперамента. Тем не менее, исследования показали, что работники с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой добиваются лучших результатов, чем их коллеги со слабой, инертной и неуравновешенной нервной системой.

Методы влияния на людей с различными типами темперамента.

При управлении людьми так же важно учитывать мотиваторы, присущие тому или другому типу. Чтобы человек был полезнее и этим эффективнее в работе, ему нужно создать определенные условия, замотивировать.

мотиватор

темперамент

начальник

подчиненный

холерик

  • условия карьерного роста в компании, вертикальная карьера;
  • свобода и самостоятельность, минимум контроля;
  •  высокая интенсивность работы;
  •  креативная работа, новые меняющиеся задачи;
  •  наличие профессиональной конкуренции;
  •  наличие высоких целей;
  •  сплоченная команда единомышленников.
  •  самостоятельность в работе, минимум контроля;
  •  участие в новых проектах, интересные задачи;
  •  частые командировки, новые контакты с людьми;
  •  демократичный стиль управления;
  •  публичная похвала, участие в выставках;
  •  вертикальная карьера и возможность власти;
  •  обучение и получение новых знаний.

сангвиник

  •  заработная плата;
  • возможность карьерного роста;
  • формально-деловой стиль работы;
  • новые проекты, инновации;
  • обучение, повышение уровня профессиональной компетентности;
  • имидж и престиж.
  • заработная плата;
  • перспектива карьерного роста;
  • обучение, повышение уровня профессиональной компетентности;
  • имидж и престиж;
  • корпоративные мероприятия и льготы;
  • инновации.

флегматик

  • стабильность, надежность компании;
  • корпоративные традиции;
  • работа, требующая усидчивости, внимания, тщательности и скрупулезности;
  • минимум контактов с людьми при работе;
  • признание и уважение коллег и начальства;
  • взаимосвязь заработной платы и стажа работы в компании.
  • стабильность, надежность компании;
  • стабильность в выплате заработной платы;
  • спокойная работа, без стрессов;
  • удобное рабочее место, комфорт;
  • удобное место расположения работы;
  • социальные гарантии;
  • признание и уважение коллег и руководителя.

меланхолик

  • спокойная работа;
  • работа в знакомой, постоянной, позитивной атмосфере;
  • уважение, признание и доверие со стороны высшего руководства;
  • отсутствие рисков и частых стрессов.
  • позитивные отношения с руководством;
  • ощущение понимания и получение поддержки;
  • позитивная атмосфера в компании и отделе;
  • возможность регулярного отдыха;
  • наличие медицинской страховки;
  • стабильная работа.

Хотя на успешность процесса мотивации влияет множество факторов, наиболее значимым из них все же является способность определять предпочтения человека, на которого влияют, касательно поведенческого стиля человека, который влияет. Как только мы научимся, распознавая язык тела, определять тип темперамента человека, количество успешных мотиваций за меньший промежуток времени возрастет.

Практическая часть.

Описание работы над проектом.

Для определения типа темперамента своих коллег и заведующей детского сада я использовала тест-опросник Г. Айзенка EPI (1963) (см. Приложение, стр.18). Опросник содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстраверсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, а также его отношения к обследованию и достоверности результатов.

Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получить достаточно чёткое отнесение человека к одному из четырёх типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Результаты опроса наглядно представлены в таблице1: "Тип темперамента":

Таблица 1

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Татьяна С.

Елена Г.

Наталья Е.

Марина Р. (руководитель)

Татьяна К.

Елена Бур.

Елена Бус.

Светлана Т.

Мария О.

Светлана С.

Вера Ш.

Екатерина С.

Анастасия Т.

Марина П.

Ирина М.

Елизавета В.

Лариса К.

Галина М.

Мария Н.

Лидия Е.

Елена Ф.

Итак, тест-опросник Г. Айзенка позволил получить предварительные результаты:

  1. Руководитель нашего образовательного учреждения обладает меланхолическим типом темперамента в сочетании с  неуравновешенностью и инертностью, что проявляется, с одной стороны:
  • активностью в общественной работе;
  • постоянной готовностью к действию;
  • аккуратностью при выполнении привычных обязанностей;
  • поддерживанием уставных взаимоотношений с подчинёнными;

и, с другой стороны, у заведующего д/с  наблюдаются такие отрицательные качества, как импульсивность, склонность к необдуманным поступкам, проявление  придирчивости и предвзятости, безразличие к мнению коллектива.

  1. В нашем коллективе преобладает флегматический тип темперамента. Флегматики - хорошие исполнители и стабильные работники, способные выполнить работу, которая требует усидчивости и монотонности, справляются с рутинными действиями.  Им нужно четко ставить задачу, выделять время на выполнение и после этого давать другую задачу.
  2. Второе место занимают сотрудники с холерическим типом  темперамента.  Подчиненный-холерик противоречив, вспыльчив, и не всегда беспрекословно исполняет поручения.

Однако определение типа темперамента не дало мне ясной картины, как темперамент влияет на поведение и общение  человека с окружающими. Поэтому я обратилась к психологическим источникам в поиске ответа на вопрос: отчего возникают недопонимание и конфликты?

У Л.Д. Столяренко в книге "Основы психологии" читаем: "...темперамент - это характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, степени эмоциональности.

Можно выделить следующие признаки свойств темперамента:

  • сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость;
  • устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменения эмоций; регуляция динамики психических процессов и психической деятельности в целом (скорость, темп реагирования)..."

Я решила исследовать результаты теста Г. Айзенка по показателю нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность). Эти результаты приведены в таблице 2: Нейротизм

Таблица 2

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная впечатлительность

Признаки расшатанности нервной системы

Наталья Е. (флегматик)

Татьяна С. (холерик)

Марина Р. (меланхолик)

Елена Бус. (флегматик)

Лариса К. (холерик)

Татьяна К. (холерик)

Светлана С. (флегматик)

Ирина М. (холерик)

Мария О. (холерик)

Анастасия Т. (флегматик)

Марина П. (меланхолик)

Екатерина С. (холерик)

Елизавета В. (флегматик)

Светлана Т. (меланхолик)

Галина М. (флегматик)

Вера Ш. (меланхолик)

Мария Н. (флегматик)

Лидия Е. (флегматик)

Елена Ф. (флегматик)

Елена Г. (сангвиник)

Елена Бур. (сангвиник)

Таблица позволила увидеть интересные результаты: все флегматики и сангвиники, т.е. люди, обладающие эмоциональной устойчивостью, в реальной жизни, на основе моих наблюдений действительно достаточно продуктивно и бесконфликтно общаются с заведующим детским садом.

Мои коллеги с холерическим и меланхолическим типом темперамента и эмоциональной впечатлительностью (из 2-ой графы таблицы 2) зачастую испытывают недопонимание во взаимоотношениях с руководителем ДОУ.

Коллеги с очень высокой эмоциональной впечатлительностью, попавшие в 3-ю графу таблицы, часто конфликтуют с руководителем ДОУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

У людей, которые работают в организациях, есть свои психологические проблемы; их источники находятся и за пределами организации, и внутри нее. Организации, в свою очередь, сами порождают новые психологические проблемы. Хотелось бы, чтобы этих проблем было меньше и чтобы был механизм их решения.

Знать особенности психики человека необходимо специалистам разных профессией, например, психологам, педагогам, но наибольшую роль эти знания играют в работе руководителей, поскольку последним в процессе работы приходится взаимодействовать и управлять разными людьми, координировать и контролировать их деятельность. Эффективность организаций складывается из множества составляющих, среди которых узловыми являются психологические факторы, то есть качества и состояния людей, их взаимоотношения, тот организационный климат, который они создают друг для друга и для себя своим темпераментом и собственным поведением. Когда организационное поведение становится поведением единой команды, отдельные члены которой в ладу друг с другом и с самим собой, тогда организация процветает, растет ее социальный вес и укрепляется благоприятный имидж.

Таким образом, чтобы правильно и эффективно руководить, необходимо учитывать психологические особенности человека в практике управления для того, чтобы знать, кому какие задания лучше поручить и на какие сроки, избегать конфликтов, создавать благоприятные условия для работы. Руководителю также следует учитывать некоторые характеристики психики, имеющие устойчивые свойства и их не надо пытаться изменить, необходимо подбирать подходящую для характера работу, формируя коллектив так, чтобы большинство сотрудников подходило для данного вида деятельности.

Знание психологических особенностей человека позволяют руководителю более эффективно организовать процесс труда, а, следовательно, повысить эффективность управления организацией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Маклаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала: Теория и практика: учебник для вузов/ А. Г. Маклаков. - Питер., 2008. - 480 с.
  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2007. - 688 с.
  3. Организационное поведение: взаимодействие личности и организации. Мотивация и результативность поведения в организации. Управление карьерой работника: практикум: учеб.пособие / (под ред. Латфуллина Г.Р., Громовой О.Н.). - Питер, 2006. 272 с.
  4. Психологические тесты для профессионалов/авт.-сост. Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем.шк., 2007. - 496 с.
  5. Самоукина Н. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах - М.: Вершина, 2009. - 224 с.
  6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 15-е изд. Учебное пособие /Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 672 с.
  7. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 416 с.
  8. Хохлова Т. П. Организационное поведение / Т. П. Хохлова Изд. Магистр. 2009 - 509 с.
  9. http://delovoymir.biz/res/upload/columns/Test%20dlya%20opredeleniya%20temperamenta%20G.%20YU.%20Ajjzenka.pdf
  10. http://allbest.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест-опросник Г. Айзенка по определению темперамента

Инструкция: Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «Да» или «Нет». Долго не задумывайтесь над ответами, будьте искренни.

Текст вопросника

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли вы человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все закончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?

47. Вы нервный человек?

48. Есть ли среди ваших знакомых те, которые явно вам не нравятся?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Как обрабатывать данные

Подсчитайте число баллов отдельно по трем показателям (А, Б, В).

Показатель А

 Присвойте 1 балл каждому ответу «Да», если Вы дали его на вопросы №№ 6, 24, 36.

Присвойте 1 балл каждому ответу «Нет», если Вы дали его на вопросы №№ 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Внимание! Если сумма баллов по показателю А превышает 4, то результаты теста считаются недостоверными, так как это свидетельствует о неискренности в ответах,  а также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение; меньше 4 - норма.
Показатель Б

Присвойте 1 балл каждому ответу «Да», если Вы дали его на вопросы №№ 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Присвойте балл каждому ответу «Нет», если Вы дали его на вопросы №№ 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Показатель В

Присвойте балл каждому ответу «Да», если Вы дали его на вопросы №№ 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57

Экстраверсия - интроверсия:
«да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
«нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Нейротизм(эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):
«да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия:
больше 19 - яркий экстраверт,
больше 15 - экстраверт
12 - среднее значение,
меньше 9 - интроверт,
меньше 5 - глубокий интроверт.
Нейротизм:

больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
больше 14 - высокий уровень нейротизма,
9 - 13 - среднее значение,
меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Описание шкал 

Экстраверсия — интроверсия 

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм 
Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Круг Айзенка.



http://psytu.narod.ru/Material/Test/krug.jpg

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.