Коррекция процесса общения путем психолого-педагогических тренингов.

Одной из важнейших проблем современности является проблема общения.  Потребность в общении - главное условие и основной способ жизни человека. В данной статье мы рассмотрим методы и способы коррекции процесса общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_protsessa_obshcheniya_putem_treningov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция процесса общения путем психолого-педагогических  тренингов.

     Одной из важнейших проблем современности является проблема общения. Потребность в общении – главное условие и основной способ жизни человека. Без межличностного общения невозможно формирование полноценной личности. В последние годы у детей все чаще возникают отклонения в прохождении процесса общения. Общение имеет большое значение для формирования детской психики, ее развития, становления личности ребенка. Оно определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Л.С. Выгодский отмечал, что сложные формы психической жизни ребенка формируются в процессе общения.  Развитие, усложнение и обогащение форм общения помогают усвоению ребенком от окружающих различного рода знаний и умений. Надо отметить, что единого понятия «общение» нет, что усложняет рассмотрение проблемы общения. Разные педагоги и психологи определяют его по разному, т.к. общение составляет контекст всей нашей жизни, оно проникает во все ее сферы.

       Способности общаться ребенок учится в коммуникативной деятельности со сверстниками, со взрослыми. Способность к общению включает в себя:

  • Желание вступать в контакт с окружающими
  • Умение организовать общение (умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации)
  • Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
  • Знания о средствах с помощью которых происходит общение.

Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь и невербальные средства общения (внешний вид, прикосновения, жесты, мимика, пантомимика, интонация, система контакта глазами и т.д.) Необходимо отметить, что невербальная коммуникация, «работая» преимущественно на подсознательном уровне психики играет огромную роль в человеческом взаимодействии, являясь одним из основных средств передачи обратной связи партнеру по общению. Чтобы получить наиболее точную информацию о состоянии ребенка, необходимо обращать внимание на невербальные составляющие его поведения в процессе взаимодействия. Ребенок, не умеющий общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, снижается самооценка, возрастает робость, неуверенность в себе, замкнутость. При нормальном развитии, у детей к 5-6 годам формируется внеситуативно-личностное общение, появляется адекватная самооценка. От самооценки зависит умение общаться.

     В настоящее время появляется все больше детей, имеющих трудности в протекании процесса общения. Отечественный психиатр, В.П.Кащенко, еще в середине 20 века, разделял детей, имеющих трудности в общении на нормальных и ненормальных, исключительных. Он отмечал, что «психические черты» (отклонения) у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет и сделает соответствующее усилие. Психопаты и нервные дети не могут этого сделать без длительной, целенаправленной, систематической медико-педагогической коррекции, т.к. они не в состоянии достаточно проявить активно-волевого усилия и чувств. У них слабая, заторможенная восприимчивость к воспитанию. Поэтому,  я хотела бы рассказать о некоторых отклонениях в прохождении процесса общения у детей, не имеющих ярко выраженных психопатий и неврозов и поддающихся коррекционному психолого-педагогическому воздействию.

Агрессивный ребенок.  Первые признаки агрессивности наблюдаются после  двух с половиной лет. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов  психологической защиты. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, которые имеют прямую или косвенную формы. Поведение агрессивного ребенка часто носит провокационный характер.  Выделяют две причины, наиболее частые, агрессии у детей:

  • Это боязнь быть травмированным, обиженным. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.
  • Пережитая обида или душевная травма, или само нападение.

Надо отметить, что у невротиков агрессия – знак отверженности, отчаяния, забитости. Как только повышается самооценка, агрессия у них уходит.

Агрессия у детей психопатического склада происходит от излишней расторможенности. Она ситуационна, непродолжительна, она следствие эмоционального дисбаланса, нестабильности. Их хаотическая, кипучая энергия как бы затуманивает интеллект. Шизофреническая агрессия концептуальна. Такие дети регидны, непластичны.

Застенчивый ребенок  .  Он не склонен к яркому проявлению эмоций. Основные трудности в общении лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Ребенок сосредоточен не на том, что он делает, а на том, как его оценят взрослые. По существу, застенчивость – это сочетание крайнего эгоцентризма с заниженной самооценкой. Невротическое отклонение – избирательный мутизм. Означает, что ребенок молчит не со всеми, но вступает в словесный контакт с очень ограниченным кругом людей.

Замкнутый ребенок. Не хочет и не знает как общаться. Замкнутость проявляется достаточно рано. Характеризуется отсутствием импульса общительности. Неохотно общаются с другими, предпочитая играть сами с собой или оставаться вдалеке от товарищей, погруженные в свои мечты, фантазии.

Гиперактивный ребенок. Основные признаки – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Действует, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет. Не помнит обиды, не держит зла. Часто эгоистичны, демонстративны, требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности.

Лидеры.  У настоящих лидеров не нарушена функция общения. Он умеет ладить с другими людьми.

Псевдолидер. «Якалка». Конфликтен, обидчив, плохо идет на компромисс, часто бывают ябедами или занудами. Ранимы, любая неудача воспринимается, как катастрофа. Не умеют быстро ориентироваться в новой обстановке. Трусливы, но часто трусость сочетается с гипертрофированным самолюбием. Не обладают даром общения.

Таким образом, наиболее типичными для детей дошкольного возраста являются следующие отклонения от нормы в процессе общения: агрессия, застенчивость, замкнутость, псевдолидерство.

Это мы говорили о вербальном общении. Однако психологи установили , что с помощью речи мы передаем и получаем 20-40% информации, а остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств. Вербальный канал используется для передачи информации, в то время, как невербальный применяется для обсуждения межличностных отношений, передачи эмоций.  Невербальное общение осуществляется по нескольким каналам, таким как: интонация, жест, мимика, взгляд, прикосновение, дистанция между общающимися. Мимика выражает эмоциональное состояние людей в процессе общения. Жест может сказать о внутреннем мире человека, его душевном состоянии, желаниях, отношении к данному событию. Визуальное взаимодействие – около 80% чувственных впечатлений человек получает через глаза, обеспечивается обратная связь с партнером. Интонация – дети обладают исключительным «эмоциональным слухом» и, поэтому, по интонации могут расшифровать не только содержание сказанного, но отношение к нему со стороны других людей. Дистанция общения – ученые утверждают, что дистанция между говорящими зависит от отношения между ними.

Обучение невербальным средствам общения необходимо для повышения уровня прохождения процесса общения у детей.

      Работа по коррекции трудностей, возникающих у детей в процессе общения проводится нами в 3 этапа. Первый этап – диагностический. На данном этапе происходит выявление детей, имеющих трудности в прохождении процесса общения. Для этого мы используем метод наблюдения и тестирование. Второй этап – коррекционный. Игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. С целью коррекции трудностей, возникающих у ребенка в процессе общения, мы использовали психолого-педагогические тренинги.  Психолого-педагогические тренинги для детей с трудностями в прохождении процесса общения в нашей работе, по сути, являлись набором различного вида игр и  игровых упражнений на коррекцию тех или иных трудностей, возникающих у детей в коммуникативной деятельности. Каждое занятие начинается ритуалом приветствия и заканчивается ритуалом прощания. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятия – 30 – 40 мин. Используемые игры:

  • Игры на повышение самооценки детей, коррекцию застенчивости, замкнутсти
  • Игры на развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта
  • Игры на развитие невербальных средств общения
  • Игры, направленные на коррекцию агрессивности детей, умение сдерживать свои эмоциональные порывы.

    Предлагаемые детям упражнения и игры из книги Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько «практикум для детского психолога». Данные тренинги предоставляют детям возможность участвовать в тех или иных играх часто в несвойственных для себя ролях. Дети учатся правильно реагировать на трудные, проблемные ситуации; понимать и принимать себя, окружающих людей; оценивать собственное поведение, поведение сверстников; учились понимать чувства других. Развивались навыки общения в различных жизненных ситуациях, формировались умения и навыки практического овладения невербальными средствами общения. Происходила коррекция таких черт характера, как застенчивость, замкнутость, агрессивность, обидчивость, конфликтность.

     И третий этап – контрольный.  Он состоит в наблюдении и заключительном тестировании после курса тренингов. Контрольный этап позволяет выявить изменения в характере общения детей, имеющих трудности в процессе общения.