ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Орехова Юлия Николаевна

1 сентября! Нет равнодушных в этот день. Гордость в глазах малыша. Рядом с ними мамы, папы, бабушки, дедушки – и все волнуются. Можно понять и волнение учителя, принявшего новое пополнение в школу: «Каким оно будет?» Как сложится его новая жизнь? Это во многом зависит от того, насколько он подготовлен к этому новому этапу в своей жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребёнка к школе

1 сентября! Нет равнодушных в этот день. Гордость в глазах малыша. Рядом с ними мамы, папы, бабушки, дедушки – и все волнуются. Можно понять и волнение учителя, принявшего новое пополнение в школу: «Каким оно будет?» Как сложится его новая жизнь? Это во многом зависит от того, насколько он подготовлен к этому новому этапу в своей жизни.

Конечно же, важно, чтобы ребёнок пошёл в школу физически крепким, здоровым. Особого внимания в подготовительный к школе период требует здоровье детей, их закаливание. Укрепление нервной системы будущих школьником, охрана их зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки становятся особо важной заботой. Умеренными, красивыми, ловкими, достаточно разнообразными должны быть их движения.

Когда речь идёт о подготовке детей к школе, в первую очередь необходимо серьёзно позаботиться о психологической готовности (развиты ли у них психические качества, свойства личности, умение необходимое для успешного обучения).

Центром, главным содержанием жизни первоклассника становится его учебная деятельность; остро, аффективно переживают дети свои успехи или неудачи в учёбе.

Что же в себя включает готовность? Иногда можно слышать жалобы на то, что будто новая школьная программа не учитывает возрастных особенностей детей, чрезмерно их перегружает. Но как правило перегрузку, о которой любят говорить, испытывают не все ребята, а те, кто недостаточно подготовлен к овладению такими видами познавательной деятельности, которая особенно необходима для успешной учёбы. И это не обязательно дети, с которыми мало занимались, на развитие которых не обращали внимание. Среди них не мало ребят, которые владеют элементарными умениями и навыками письма, чтения, счёта и др. Ничего плохого нет, если дошкольник уже имеет такие навыки. Но формирование каких то частных умений и навыков не исчерпывают проблемы готовности ребёнка к школе. Как только багаж этих «сверхзнаний» кончается, такие первоклассники, успевшие привыкнуть к «лёгкой» жизни начинают отставать от других, учебный материал становится для них трудным. Главное условие успешного обучения, видимо кроются в ином.

Интеллектуальная готовность к учёнию заключается не только и не столько в численном запасе представления, навыков и умений, сколько, и это главное, в общем уровне развития познавательной деятельности. С этой точки зрения быть готовым к школьному обучению – значит иметь дифференцированное восприятие, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением делать самостоятельно выводы.

Много внимания педагоги справедливо уделяют формированию у будущих школьников начальных умений в области учебной деятельности. Эти умения своеобразны: они включают в себя способность слышать, слушать учителя, действовать по намеченному плану, следовать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, достигать результатов в своей работе, действовать самостоятельно. Обладание этими умениями обеспечивает ребёнку высокий уровень обучаемости. Характерной особенностью его является умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности, что не просто для ребёнка, не всем и не сразу удаётся. Это требует от поступающего в школу ребёнка не только определённого уровня интеллектуального развития, но и познавательного отношения к действительности, способности удивляться и искать причины замеченного.

Не менее важно, чтобы, вступая на порог школы, ребёнок был готов к принятию новой единой социальной позиции – к положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, новому образу жизни. Этого типа готовности (личностная) выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе.

Велика тяга ребёнка учиться в школе. Об этом свидетельствуют и наблюдения за играми детей, их беседы, экспериментальные исследования. Любимой игрой старших дошкольников становится игра в «школу», а главным в ней – уроки. С каким вниманием и затаённой завистью слушают они бывших воспитанников детского сада, уже школьников, пришедших к ним в гости; с интересом и упорством постигают азы грамоты; их старание при этом так напоминают усердие первоклассника.

Что же привлекает детей к школе, каковы главные мотивы этого стремления?

Может быть, желание новой обстановки, новых предметов, более старших товарищей? Внешние атрибуты школьной жизни, действительно, привлекают детей («У меня портфель будет новенький и пенал мне купят», «Мне форму купят красивую, как у Лены»).  Однако, не они являются ведущими в стремлении ребят к школе. «Хочу учиться, чтобы, как папа, быть», «Там научусь писать и читать буду сам», «У меня братик есть маленький, ему буду читать». «В школе буду задачи решать», «Буду читать и писать, как мой брат», «Я уже сейчас могу немного читать. Вот послушайте» - так чаще всего объясняют своё желание идти в школу шести -, семилетки.

Следует расценить имеющиеся у незначительно числа детей отрицательные отношения к школе, навеянное старшими («Нет, не хочу в школу. Чего там хорошего? Двойку поставят – ругать будут», « не хочу в школу, там программа трудная. И играть некогда будет»). Причиной подобного отношения нередко является запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь. Как же ты в школу пойдёшь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как же ты в школе учиться будешь? Одни двойки и будешь получать»).

Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с поступлением в школу: ведь их ждут там одни неприятности и огорчения. И сколько же терпения, внимания, теплоты, времени придётся уделить этим детям учителю, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы, завоевать любовь! А это куда сложнее, чем сразу сформировать правильное отношение к школе, к учителю.

Во многом задачу по подготовке детей к школе можно считать решённой, если воспитатель, родители сформировали у ребят положительное отношение к ней, если школа привлекает старших дошкольников главным образом новой интересной и серьёзной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребёнка и для окружающих взрослых.

Если же ребёнок не готов к такой социальной позиции школьника, то даже при наличии большого запаса умений и навыков, относительно высоко уровня интеллектуального развития он учится очень неровно. Его успехи на лицо, если занятия вызывают у него непосредственный интерес. Но если его нет и надо выполнять учебные задания из чувства долга с ответственностью, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, хорошего результата, как правило, не достигает.

Нельзя оставить без внимания эмоционально – волевую готовность будущего школьника. Ведь его ждёт напряжённый труд, ему придётся спокойно сидеть на уроках, внимательно слушать учительницу, выполнять все её задания, что не так то легко. Мало ли заманчивых интересных мечтаний, дел у ребят в этом возрасте? И так нелегко порой отказаться от них на время ради самого важного сейчас – учёба.

Чтобы сделать это нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением. Поэтому так важно развивать ещё в дошкольном возрасте способность не только действовать по моральным мотивам, но и при необходимости отказаться от того, что непосредственно привлекало. Правильно организовать свою деятельность, добиться успехов в ней намного легче оказывается школьникам, у которых достаточно развита самостоятельность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. О формировании этих волевых качеств также следует позаботиться заранее: ведь не сразу, не вдруг появляются они у человека.

Формированию эмоционально – волевых черт способствует то, что в дошкольные годы дети активно усваивают «что такое хорошо и что такое плохо», элементарные нормы поведения и начинают пользоваться ими, как своеобразными эталонами, мерками при оценке поступков окружающих, художественных персонажей и своих собственных.

К концу дошкольного возраста развившиеся нравственные чувства постепенно превращаются в устойчивые образования личности. Нельзя сказать, что в этом возрасте личность окончательно сформировалась: впереди ещё долгий путь её становления.

Но основы личности, к которой в дальнейшем будут притягиваться сходные черты, создаётся уже в дошкольные годы. Направленность личности может быть разной – от крайне эгоистической до высоконравственной, что проявляется в характере отношения детей к сверстникам, взрослым, в их рисунках, играх, в детских мечтах, желаниях.

Итак, чтобы обеспечить нормальный переход ребёнка в школу, ему необходима продуманная психологическая подготовка. Важно, чтобы она была всесторонней, шла в единстве всех граней воспитания. Успех в решении этой сложной задачи во многом зависит от правильно организованной преемственности между детским садом и школой. Активными сторонниками, создателями её должны быть и воспитатели, и учителя, и родители.