Работа психологической службы

Лень Татьяна Сергеевна

Работа психологической службы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brashyurka_na_rmo.docx147.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Қарабалық ауданы әкімдігінің білім бөлімінің Станционный ОМ» ММ

ГУ «Станционная СШ отдела образования акимата Карабалыкского района»

Подготовила: педагог-психолог Лень Т.С.

Ноябрь 2017 г

Психологическая служба школы - очень важная составляющая образовательного процесса. На данную службу возлагаются такие обязательства, как выявление и работа с неадаптированными детьми, сопровождение трудных обучающихся, работа с семьями и социальными службами.

Целями Службы является:

  • содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

  • содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

  • оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

  • содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи Службы:

  • психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

  • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;

  • формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;

  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе;

  • психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;

  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;

  • участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом школы в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
  • содействие в обеспечении деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Основными функциями работы психолога в школе являются следующие:

  • Диагностическая, которая включает изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении в той мере, в какой они детерминируют их психику и предъявляют к ним определенные требования, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей преподавателей, сотрудников, учащихся, их социального статуса, особенностей межличностных отношений, как в коллективах педагогов, так и в группах учащихся. Итог этой работы – подробная психологическая характеристика личности преподавателя, сотрудника, воспитанника, составление психологических паспортов, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;

  • Консультативно -просветительная, которая включает работу по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение преподавателям и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития. Данная функция может осуществляться в форме консультаций, внушающих воздействий, просветительских и психотерапевтических бесед с различными контингентами. Эти беседы можно проводить с администрацией учреждений на семинарах руководителей, где они получат основные сведения по психологии руководства и управления. Занятия с преподавателями и воспитателями можно осуществить, организовав семинар или курсы повышения психолого-педагогических знаний. Реализовать психолого-педагогическое воздействие на учащихся можно через педагогов, воспитателей и наставников, непосредственно занимающихся с группами учащихся, работая с ними на постоянно действующем семинаре;

  • Консультационная, включающая объяснение и психологическую интерпретацию отдельных состояний, настроений преподавателей и воспитанников или особенностей их поведения в профессиональной деятельности и семейной жизни;

  • Воспитательная, которая включает выбор и осуществление мероприятий, направленных на морально-волевое воспитание учащихся, формирование у них определенных личностных качеств, воздействие на социальный статус отдельных личностей, организацию адекватных межличностных отношений в педагогических коллективах и группах учащихся;

  • Психопрофилактическая и психотерапевтическая, включающая диагностику, психотерапию и психопрофилактику невротических состояний, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе и т.д.);

  • Методическая, включающая всю работу по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, а также разработку новых методов диагностики и психопрофилактики как для нужд данного учреждения, так и для запросов других учреждений района, не имеющих подобной службы.

Направления работы службы:

  • Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов. 
  • Социально-правовое. Защита прав ребенка. 
  • Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме. 
  • Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся.
  • Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи. 
  • Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности. 

В своей деятельности психологическая служба руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

Конституция РК

  • Гражданский кодекс РК
  • Законодательство о труде РК
  • Закон РК «Об образовании»
  • Инструктивное письмо Министерства образования и науки РК «О ведение должности психолога в организацию образования»
  • Конвенция о правах ребенка
  • Закон о браке и семье
  • План работы школы
  • Устав школы
  • Организационно-методические принципы работы психологической службы
  • Этические нормы работы практического психолога

Концептуальная документация психолога:

  • Концепция развития образования в РК
  • Концепция психологической службы в РК
  • Этический кодекс психолога
  • Функциональные обязанности педагога-психолога
  • Образовательные программы
  • Целевые программы.

В папке психологической службы должно лежать:

  • Постановление 272 о внесение изменений и дополнений в постановление акимата №42
  • Правила деятельности психологической службы в организации среднего образования Костанайский области
  • Школьный приказ «О работе психологической службы»
  • Приказ об усилении работы по профилактике аутодеструктивного поведения среди несовершеннолетних
  • Республиканское положение о деятельности психологической службы
  • Школьное положение о работе психологической службе
  • Районы план деятельности психологической службы
  • Школьный план деятельности психологической службы
  • Примерный расчет времени по основным направлениям деятельности педагога-психолога
  • Расчасовка режима работы педагога-психолога
  • Типовые й   Квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравнённых к ним лица
  • Должностная инструкция педагога-психолога
  • Анализ деятельности психологической службы за год.