"Как привлечь родителей к взаимодействию с педагогами".

Полева Галина Петровна

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей (отдельных родителей) имеется определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.

Поэтому педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. В консультации представлены различные психолого-педагогические  подходы, активизирующие взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_privlech_roditeley_k_vzaimodeystviyu_s_pedagogami.docx122.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ

К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ»

(консультация для воспитателей)

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1362253/pub_5feb310c5fec142ae9ebb908_5fec1de35fec142ae9d190c3/scale_1200

                                                                                                                               

Педагог-психолог:

Полева Г.П.

п.г.т. Стройкерамика

2021-2022 учебный год

Как привлечь родителей к взаимодействию

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей (отдельных родителей) имеется определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.

Поэтому педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Можно выделить пять уровней участия родителей:

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Педагог должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно, для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

                Разнообразные виды деятельности педагога с родителями.

В работе с родителями педагог должен использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей и делиться информацией друг с другом. Отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставлять достаточно времени для вопросов родителей. Педагог должен уметь слушать.

Ниже приведены пример, которые будут работать, если их использовать шаг за шагом.

1. Первые визиты в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти и познакомиться с педагогами и с детским садом.

2. Вводное собрание.

После того, как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.

3. Посещения на дому.

Воспитатель может иногда посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

4. Когда приводить и забирать ребенка.

Расписание должно находиться на переднем плане, чтобы родители без опоздания приводили и забирали детей.

5. Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях, как со стороны родителей, так и воспитателей.

6. Конференции родителей и воспитателей.

Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами.

Используйте письменные формы общения

7.Брошюры.

Помогают родителям узнать, например, о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

8. Газета группы.

Газету можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях.

9. Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с воспитателями

Общение в социальных сетях

Цифровые средства организации взаимодействия : Современные средства поддержания контакта с родителями

Сегодня распространение информационных технологий позволяет воспитателю активно использовать самые современные средства для поддержания контакта с родителями. С появлением компьютеров и смартфонов это можно делать быстрее и надежнее. Давайте посмотрим, что может использовать современный педагог.

В нашем современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с педагогом, хотя и осознают данную необходимость как благо для развития своего ребенка.

Попробуем решить данную проблему с помощью сетевого взаимодействия посредством информационных технологий, которые предоставляют колоссальные возможности для выстраивания эффективных коммуникаций педагогов и родителей.

Совет. Обязательно собирайте контактные данные родителей своих воспитанников либо лично, либо через администрацию образовательного учреждения. Как минимум Вам необходимо знать ФИО родителей, их сотовые телефоны и личную почту (по возможности). Напомните родителям, что сотрудники сада ответственны за нераспространение их персональных данных. Они могут быть уверены, что их контакты не попадут чужим людям.

Давайте рассмотрим четыре наиболее эффективных способа взаимодействия, позволяющих превратить родителей в Ваших союзников:

— группа в социальной сети, например, Вконтакте;

— блог или личный сайт педагога;

— электронная почта;

— популярные бесплатные мессенджеры, например, Twitter, WhatsApp или Viber.

Совет. Если Вы не использовали ни один из предложенных каналов связи до сегодняшнего дня, обязательно начните это делать! Обещаем, что активность родителей в образовательном процессе и в вопросах воспитания детей значительно возрастет.

Проведем краткий обзор по каждому из вышеперечисленных каналов связи.

Нужна ли группа «группы…» в социальной сети?

Наличие группы в социальной сети позволяет популяризировать деятельность педагога, информировать большое количество посетителей об интересных событиях, обсуждать достижения детей.

Совет. Чтобы создать такую группу, проведите опрос среди родителей и выясните, какой социальной сетью пользуется большинство из них.

Плюсы. В социальной сети родители могут общаться в любое время, когда им удобно, обсуждать детали предстоящего мероприятия и делиться впечатлениями о прошедших праздниках и досугах. Здесь можно провести опрос среди родителей и оперативно собрать информацию, разместить ссылки на методическую литературу, фото- и видеоматериалы.

Минусы. Общение в социальной сети может свести к минимуму живое общение с родителями. Кроме того, если сразу не оговорить с родителями правила группы, она превратится в ленту бесполезных постов. К группе могут присоединиться посторонние пользователи, размещать рекламу, запрещенные материалы, некорректно высказываться.

Совет. Создавайте закрытые группы, проверяйте запросы на вступление в группу и материалы, которые предлагают разместить.

Блог или личный сайт педагога – это возможно?

Блоги и странички приобретают большую популярность среди педагогов. Здесь можно разместить информацию о своей профессиональной деятельности и достижениях, а также рекомендации для родителей (сеть интернет, Twitter).

Плюсы. Материалы, которые педагог размещает на своей страничке или в блоге, демонстрируют родителям его профессиональные интересы, знания и навыки. Это повышает авторитет педагога, формирует уважение и доверие к нему.

Совет. В блоге можно размещать видеоконсультации для родителей, которые пропустили собрание.

Минусы. Чтобы создать и вести блог или личную страницу, педагог должен иметь специальные знания и умения. Помимо технических вопросов, нужно понимать, о чем и как писать, чтобы посетителям было интересно. Кроме того, это отнимает много времени, ведь заниматься блогом или страничкой придется в нерабочее время.

Как использовать электронную почту

С помощью электронной почты родители получают информацию о жизни группы, мероприятиях образовательного учреждения. Необязательно использовать свою личную почту — заведите почту группы, но в настройках укажите отправку всех писем на Ваш личный электронный адрес в папку «Родители  группа…».

Совет. Используйте свою электронную почту как «Ящик пожеланий от родителей». Это позволит напрямую отправить в Ваш адрес рекомендацию, а возможно и претензию, на которую Вы сможете своевременно и тактично отреагировать.

Плюсы. Электронную почту группы легко создать и использовать. В ней можно хранить разную информацию и пересылать файлы в виде обычных и форматированных текстов, изображений, аудио и видео. Такой формат общения гарантирует быструю доставку сообщений, позволяет отправлять письма всем родителям группы, что экономит время.

Минусы. Электронную почту нужно постоянно проверять, чистить от спама и неактуальных писем. Она не предполагает общение в режиме реального времени. Если Вы написали поздно вечером, то родитель, скорее всего, ответит с задержкой. Кроме того, он может долгое время не проверять ящик, а потом нечаянно удалить Ваше письмо вместе со спамом или сменить адрес электронной почты и не предупредить.

Совет. Проведите групповую рассылку письма-приглашения родителям с правилами общения через электронную почту и информацией по «Ящику пожеланий». Проверяйте свою электронную почту не реже чем 2 раза в неделю.

Чаты в бесплатных мессенджерах: сейчас у всех!

Мессенджеры — программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями (Viber, WhatsApp, Skype, Telegram). Их используют и педагоги, и родители. Однако радость от того, что теперь можно «поймать» постоянно занятого родителя, быстро сменяется на раздражение, когда родители начинают писать педагогам круглосуточно. Чтобы этого не произошло, пользуйтесь мессенджерами правильно.

Факт. По данным на январь 2018 года среднемесячная аудитория Вконтакте составляет 97 миллионов человек, что определяет ее как самую крупную социальную сеть в Российской Федерации.

Плюсы. Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео. С их помощью можно отправить фото с фрагментами занятия родителям. Используйте мессенджеры для личной переписки и отдельно создайте чат группы. Это позволит общаться со всеми родителями и обеспечить приватность для решения личных обращений.

Минусы. В чат группы родители могут писать ночью и рано утром, сообщать, что их ребенок не придет, скидывать картинки с пожеланиями хорошего дня, новости из интернета, советовать магазины с детской одеждой.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Если Вы недовольны поведением родителя или его ребенка, обсуждайте проблему с ним лично, не пишите сообщений по этому поводу. Имейте в виду, что некоторые родители могут использовать Ваши высказывания как улику и основание для обращения к администрации образовательного учреждения или в правоохранительные органы, если конфликт достигает максимума.

Совет. Рекомендуем использовать все вышеперечисленные каналы связи, независимо от того есть ли группы Вконтакте или сайт у самого образовательного учреждения.

Шпаргалка «Правила общения в родительском чате»

Чтобы добиться максимального эффекта от сетевого взаимодействия, стоит учесть 3 самых важных фактора:

— правила общения;

— тематика общения;

— этика общения.

Чтобы не попасть в ловушку собственной вежливости и выстроить бесконфликтное общение с родителями, разработайте свод простых правил сетевого общения.

В зависимости от способа взаимодействия: социальная сеть, электронная почта, блог или мессенджер, правила устанавливаются разные.

Свод правил отправляется на ознакомление всем участникам группы при открытии группы, а в последующем всем новым участникам.

Обязательно предусмотрите следующие основные правила:

Правило 1. Определите временные рамки общения

Установите четкие границы времени для общения в мессенджерах, а также временной промежуток для ответов. Не нужно мгновенно реагировать на сообщения, расставляйте приоритеты и следите за допустимым временем общения. Не забывайте сами четко следовать данному правилу.

Совет. Установите правило для чата в мессенджере: писать не раньше 08:00, не позже 20:00. Ответы на обращения обрабатываются в течение дня. Во время выходных и праздничных дней возможно присылать только экстренные обращения.

Правило 2. Пишите только по делу

При обсуждении важных вопросов в общих родительских чатах отслеживайте сообщения не по теме. Мягко, но настойчиво возвращайте родителей к изначальной теме разговора. Чтобы удобно было фиксировать сообщения по одному вопросу, в теме сообщение обозначьте его суть.

Правило 3. Предотвращайте конфликты

Держите нейтралитет, общайтесь одинаково со всеми родителями. Если назревает конфликт, призывайте родителей не смешивать личное и деловое общение. При необходимости приглашайте на личную беседу.

Если родители постоянно засоряют общий чат длинными обсуждениями малозначительных вопросов или личными разговорами, предложите создать отдельный родительский чат для обмена мнениями, где все желающие смогут предаться такой активности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

За разглашение персональных данных предусмотрена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Передача через мессенджеры, социальные сети личной информации независимо от того, кто именно ее передает, сразу влечет за собой риски нарушить закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Родители часто просят прислать фотографии, видео с прошедших мероприятий. Принципиально важно при обмене фото, видео — не публиковать их без согласия субъекта персональных данных. Закон допускает возможность для личных целей использовать персональные данные, но при этом не должны нарушаться права субъектов. Поэтому на собрании получите от родителей письменное согласие на работу с персональными данными по всем используемым каналам связи.

Этика общения

В Интернете, как и при личной встрече, необходимо соблюдать нормы поведения и уметь поддерживать разговор. Правила общения при сетевом взаимодействии несколько отличаются от этики повседневной жизни. Предлагаем Вам придерживаться нескольких простых правил этикета:

— Будьте вежливы. Обязательно приветствуйте родителей обращением, типа: «Уважаемые родители…», а когда отвечаете или обращаетесь лично к автору сообщения, не забывайте называть его по имени и отчеству.

— При составлении писем к родителям через электронную почту необходимо помнить о структуре письма. Начинается письмо всегда со слов «Уважаемые родители», «Предлагаем Вам», «Приглашаем Вас», «Напоминаем Вам». А заканчивается своеобразной визиткой, т.е. личной подписью или информацией, например: «С уважением, Мария Ивановна», «Ждем всех желающих», «Будем рады видеть Вас» и т.д.

— Расставляйте смысловые и эмоциональные акценты, придерживайтесь уважительного тона общения. Не злоупотребляйте смайликами и картинками.

— Следите за орфографией и пунктуацией. Не пишите предложения заглавными буквами.

— Предложения, которые состоят только из заглавных букв, человек подсознательно воспринимает как повышение голоса. В случае виртуального общения, Вы — то, что Вы пишите, поэтому излагайте мысль кратко и емко, ставьте необходимые знаки препинания.

Совет. Перед отправкой всегда читайте свое сообщение, это позволит убрать лишний текст и исправить ошибки.

Как понять, насколько эффективно Ваше взаимодействие с родителями? Создайте  электронный  опрос в сервисах Google.

КАК ЕЩЕ МОЖНО ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ?

Создавайте множество ролей для родителей!

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

1.Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для реализации определенной педагогической задачи в работе с детьми.

2. Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в группе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

3. Член родительского совета.

Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы помочь педагогу в работе с другими родителями.

Предложения для работы с родителями

Советы, предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей

  • Уважение к роли родителей: укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями.
  • Поощряйте участие родителей, содействуйте им.

Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.

  • Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие в детском саду ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.
  • Будьте терпеливыми.

Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление.

  • Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.
  • Поддерживайте тесные контакты.

Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.

  • Постарайтесь вовлекать всю семью.

Отцы часто исключаются во взаимодействие с детским садом. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.

  • Поощряйте посещаемость родительских собраний.

Сохраняйте конфиденциальность.

Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.

  • Учитесь навыкам сотрудничества.

Интернет-источники:

1.https://34bel.tvoysadik.ru/?section_id=33

2. Материалы курсов «Технологии взаимодействия педагога с современными родителями»