Психологическое сопровождение воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации -  дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств. Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Поэтому очень важно своевременно выявить неблагополучие и создать условия для успешного развития ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое  сопровождение воспитанников,  оказавшихся в трудной жизненной ситуации

                                                                               

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств.

Психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка– это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности.        Основные направления психологического  сопровождения в оказании помощи в решении проблем: выбор образовательного маршрута;  преодоление затруднений в учебе, личностных проблем развития ребенка; формирования здорового образа жизни. В первую очередь специалисты рассматривают состояние здоровья ребенка как исходную позицию в решении всех проблем развития:

  • Оказание помощи родителям (законным представителям) и ребенку в выборе образовательного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка;
  • Изменение образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребенка в связи  с возникшими проблемами, трудностями, состоянием здоровья;
  • Помощь ребенку, изменившему образовательный маршрут, при адаптации в новых условиях.

Основные этапы индивидуального сопровождения

Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке.

Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности,  документации дошкольного или школьного учреждения.

Второй этап – анализ полученной информации.

На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т.д.

Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, воспитателей специалистов: составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника.

Четвертый этап – консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап – решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап – анализ выполненных рекомендаций всеми  участниками (Что удалось? Что не получилось? Почему?)

Седьмой этап – дальнейший анализ развития ребенка (Что мы делаем дальше?)

Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход.

У детей, попавших в трудную жизненную ситуацию,  очень часто возникают проблемы социализации, формами проявления которой являются стойкие затруднения детей в усвоении дошкольной и школьной программ, нарушения дисциплины, отказ посещать образовательные учреждения. Причины могут быть различные:

- нарушения физического развития (дети с ограниченными возможностями здоровья),

-  психологические (жертвы насилия, участники военных событий, техногенных катастроф и т.д.),

-  социальные (малоимущие семьи, дети-сироты, дети-переселенцы и т.д.).

При любом варианте неблагоприятного развития детей у них наблюдается недоразвитие функций, соответствующих данному или предыдущему возрастным периодам, неадекватная потребность во внимании, проявляющаяся в демонстративном поведении или отрыве от действительности, слабая мотивация обучения и развития, трудности в выражении чувств и отсутствие навыков адекватного общения.

Устранение причин, затрудняющих развитие ребенка, возможно только с помощью значимых взрослых, реализующих систему требований и подкреплений в виде направляющих и управляющих воздействий  на ребенка. Поэтому в данной работе реализацию коррекционно-развивающих программ предлагается проводить в целостной взаимосвязанной.

Воспитатели  и педагоги часто не понимают характера трудностей детей и ставят перед ними задачи, не соответствующие их реальному уровню развития. Дети на это отвечают неадекватным поведением и отказом от действия, что приводит к неудачам в учебе. В ответ взрослые оказывают силовое воздействие в виде угроз, наказаний, вызывая чувство вины, что не приводит к положительному результату. При этом воспитатели  и учителя стоят как бы «над ребенком», не понимают его проблем, часто не могут и не хотят установить с ним эмоциональный контакт. Ребенок чувствует себя одиноким и не видит со стороны взрослых доброжелательности и заинтересованности в его успехах. К трудностям ребенка взрослые часто относятся отрицательно и опираются в работе с ним только на анализ его неудач. Если ребенок не учится успешно, он становится «плохим» в глазах взрослых, что приводит к снижению самооценки, повышению тревожности и еще большей дезинтеграции ребенка. Так складывается своеобразный «порочный круг»: нарушение деятельности ведет к неуспеху, неуспех порождает тревогу и снижение самооценки, что способствует закреплению неблагоприятного направления развития ребенка. Все участники этого  процесса обычно фрустрированы, обвиняют друг друга и не видят выхода из сложившейся ситуации.

Осуществление выхода из кризисного состояния возможно при рассмотрении взаимоотношений и взаимодействий между ребенком- воспитателем (законным представителем) и учителем с точки зрения единой взаимосвязанной системы, в которой все участники взаимно обуславливают состояние и поведение друг друга. Для изменения состояния этой системы необходимо проводить одновременно работу с ребенком, воспитателем и учителем, а так же способами их коммуникации. Эту работу проводит психолог. Целью психологического вмешательства является:

- изменить состояние ребенка, создав «поддерживающую среду» и организовать формирование функций, способствующих дальнейшему развитию;

- изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о состоянии и возможностях ребенка и создав у них ожидания по его выводу из кризиса и дальнейшему развитию.

Таким образом, психолог может осуществлять воздействие на ребенка не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы в специально организованной среде), но и через воспитателей и учителей, меняя через них систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка.

Работа по выбору и реализации индивидуальной коррекционно-развивающей работы предполагает следующие этапы.

  1. Определение актуального уровня и зоны ближайшего развития ребенка, а так же ресурсов его развития и обсуждение с ребенком и воспитателем возможностей и способов их использования в имеющейся социальной ситуации.
  2. Помощь в формулировании позитивной цели ребенка, т.е. создание его модели будущего развития, а так же мотивация ребенка на достижение поставленной цели с учетом его потребностей, возможностей и личных особенностей.
  3. Выбор способов достижения поставленных целей, включая программу и режим занятий с ребенком в искусственно созданных условиях,  а так же переноса сформированных навыков на актуальную ситуацию развития ребенка. Любая индивидуальная программа предусматривает следующие основные блоки:
  1. Блок работы с эмоциональным состоянием, мотивацией и самооценкой ребенка.
  2. Блок развития структур головного мозга, согласованной работы систем восприятия, контроля, программирования целенаправленных двигательных актов.
  3. Блок развития когнитивных процессов и навыков учебной деятельности.
  4. Блок формирования навыков эффективного общения и социальных норм поведения.

Конкретное содержание и режим занятий выбирается с учетом выявленного при обследовании «центра тяжести» основных проблем ребенка. В случае, когда проблема лежит в сфере его эмоционального состояния (тревожность, страхи, депрессивное состояние), в первую очередь, необходима работа методами психотерапевтического воздействия. Если страхи имеют реальную основу в виде враждебного отношения к ребенку окружающих, то необходима работа с социумом по изменению этого отношения, а так же одновременно работа по изменению типа реагирования ребенка. Если страхи ребенка связаны с психологическими искажениями раннего детства (проблемы в семье, психологические травмы, болезни и т.д.), то результатом является недоверие ребенка к миру как общая установка, определяющая способ его реагирования. Ее изменение так же осуществляется с использованием методов психотерапии.

Депрессивные состояния в целом характеризуются отсутствием ресурса развития, то есть неготовностью ребенка к когнитивному и личностному росту. Выход из депрессивного состояния должен быть связан с постепенным «выращиванием» у ребенка такого ресурса, что так же является психотерапевтической задачей.

Состояние тревожности сопровождает любую стрессовую ситуацию. Оно может быть уменьшено путем введения ребенка в ситуацию успеха в специально созданной среде. Однако если тревожность обусловлена повышенной чувствительностью как типологической чертой личности, то она не может уменьшиться ниже определенного уровня. В последнем случае повышение стрессоустойчивости ребенка должно быть связано с несформированностью структур головного мозга и согласованной работы анализаторов, то решение этих проблем осуществляется при использовании интенсивного телесноориентированного  тренинга и методов обучающей кинезиологии.

В случае несформированности когнитивных процессов и навыков учебной деятельности используются методы когнитивного тренинга, а так же различные развивающие программы в сочетании с методами нейролингвинистического программирования.

Если проблема связана с несформированностью социальных навыков и трудностей общения, то используются элементы коммуникативного социально-психологического тренинга.

Таким образом, психологическое  сопровождение детей, попавшим в трудную жизненную ситуацию, направлено на всех участников процесса: ребенка, родителей (законных представителей), педагогов.