Мастер-класс для педагогов-психологов "Метафорические ассоциативные карты в системе детско-родительских отношений"

Гафурова Гульнара Нязифовна
Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога в системе детско-родительских отношений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ноябрь, 2021 г. «Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы психолога в системе детско-родительских отношений» Мастер-класс для педагогов-психологов подготовила Гафурова Гульнара Нязифовна , педагог-психолог 1 квалификационной категории МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка

Слайд 2

Психологическое консультирование по вопросам детско-родительских отношений имеет свою специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса. Его содержанием становится психологическое сопровождение родителей в сложные периоды взаимоотношений с ребенком, формирование продуктивного отношения к ребенку у родителя, обретение веры в свои силы и желание преодолевать трудности, восстановление разрушенных связей и ответственности членов семьи друг перед другом. Главный показатель успешности работы - это изменения состояния клиента в процессе психологической помощи. Умение выделить эти изменения и сделать их доступными для клиента- основное правило специалиста. С этой целью часто используются методы арт-терапии . Использование МАК позволяет не только выявить проблему, но и помочь клиенту самому найти новое эффективное решение, которое его полностью устроит

Слайд 3

МАК: ассоциативные карты метафорические карты терапевтические карты проективные карты психотерапевтические карты психологические открытки (карты ) Метафорические ассоциативные карты – это карточки размером с игральную карту или открытку, содержащие изображения (людей, событий и абстракций), текст (слова, словосочетания) или то и другое 3

Слайд 4

Карта-это дверь во внутреннее пространство человека, обеспечивающая быстрый контакт с его бессознательным. Каждый клиент видит в любом символе определенный смысл, возникающий в результате интеграции сознательного ( мысли, представления, воспоминания и пр.) и бессознательного материала Клиент во время работы с МАК благодаря ассоциациям может заново пережить некоторые события истории своей жизни, в том числе и травматичные . Психолог должен выстраивать при работе с клиентом последовательность предъявления карт и сопровождающих их вопросов с его учетом определенного алгоритма анализа проблемы Не существует «правильной и неправильной» интерпретации карт и способа вытаскивать карты 4 Важные моменты в использовании МАК

Слайд 5

При работе со зрительным образом у клиента снижается сознательная цензура, что облегчает работу с его неосознанными подсознательными конфликтами Карты дают возможность увидеть правдивую картину межличностных и других взаимоотношений человека с его окружающей реальностью и образами, живущими в его внутреннем мире Отлично подходят для работы с людьми, которые плохо осознают свои чувства и больше полагаются на факты, чем на эмоции Помогают преодолевать внутреннее сопротивление, которое очень часто не поддается больше никакой методике Преимущества использования МАК

Слайд 6

Открывает большие возможности для творчества, саморазвития, самопознания и сочетаются в работе со всеми известными методиками психотерапевтов Универсальная методика , использовать которую можно практически во всех ситуациях и в разных возрастных категориях

Слайд 7

Профессионализм/ экспертность ведущего и цели работы Личные непроработанные проблемы психолога Психические расстройства и клинические нарушения у клиента (с осторожностью!) Возраст клиента (от этого выбор колод) Состояние клиента, особенно в работе с травмой (выбор колод и отсев «опасных» карт из уже выбранных колод).• Обязательное «заземление», резюмирование («сборка» клиента и его чувств в конце сессии), обращение к ресурсной колоде. В ХОДЕ РАБОТЫ С МАК-КАРТАМИ: Клиенту: если чувствуете неготовность говорить, остановитесь. Скажите "стоп" и завершите упражнение. Порисуйте произвольно на бумаге, отдохните. Задайте себе вопрос, почему вам трудно продолжать? Обратись за помощью к психологу, если делали упражнение самостоятельно, а тревожное чувство не проходит Ограничения

Слайд 8

С какими проблемами и вопросами можно работать при помощи МАК Дети Проблемы взаимоотношений с родителями, сверстниками, устранение фобий Психологическая помощь в критических ситуациях (потеря близких людей, развод родителей и др. Взрослые Диагностика семейной системы, проблемы одиночества, проблемы выбора Поиск ресурсов для достижения необходимых целей

Слайд 9

Сочинение историй

Слайд 10

МАК-практика Техника «Какой я родитель(ребенок) Ц ель: экспресс-анализ актуальной роли Выберите ВО или ВЗ карту и расскажите о себе как о родителе (ребенке)

Слайд 11

Колоды портретные, «Сага», «Из сундучка прошлого»

Слайд 12

- Какой я как родитель (ребенок)? -Каковы мои сильные стороны? Почему я хороший? -Как я проявляю их во взаимоотношениях с ребенком? (С родителем?) -Каковы мои слабые стороны? В чем я недостаточно хорош? -Что я думаю в связи с этим? -Что я хочу изменить в себе в соответствии с этим? -Каким я хочу стать родителем? Ребенком? -Как я могу сделать желаемые изменения? -Что мне поможет? -Как улучшатся мои отношения с ребенком (родителем)? Вопросы

Слайд 13

Работа с картами позволяет сделать наглядными существующие проблемы для всех участников, дает возможность членам семьи получить обратную связь друг от друга. Инструкция: представь себе, что тебе надо создать робота, похожего на тебя, но при этом надо помнить, что одна часть- мамина, другая- папина, а третья- ни на кого не похожая. Определись сам, какая часть кому принадлежит. Портрет ребенка делают по той же инструкции и родители Техника « Я-мамин , Я-папин , я –неповторимый» (Роботы)

Слайд 14

Можно дать имя роботу. Каждый отвечает на вопросы, при этом остальные внимательно слушают друг друга . В конце что удивило в услышанном?

Слайд 15

- Почему твой робот выглядит именно так? -Что ты чувствуешь, глядя на нее? -Что означает каждая его часть? -Комфортно ли частям вместе? -Комфортно ли всем частям вместе? -Что хорошего каждая из его частей дает роботу в целом и каждой его части в отдельности? Итоги: -Чем похожи 3 робота? -Что каждый вносит в общий образ? -Какая часть самая значимая? Вопросы

Слайд 16

Буравцева Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками.- Новосибирск, 2017 Кац Г.Б., Мухаматулина Е.А. Метафорические карты. Руководство для психолога — М., 2016 Морозовская Е. Мир проективных карт:Обзор колод, упражнения, тренинги.-2-е изд.,-М .: Генезис, 2015 Толстая С. В. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании.-М .: Вариант, 2019г Чайковская И.А., Аргунеев Э.П. Возможности метафорических ассоциативных карт в работе с личностным ресурсом клиента (на примере комплекта «Мой жизненный сценарий») / Вестник Оренбургского государственного университета 2018 №2 (214) Чурсинова О.В. Метафорические ассоциативные карты как эффективный инструмент педагога-психолога в работе с девиантными подростками / International Journal of Humanities and Natural Sciences , vol.8-1, 2019 https://mak.arcanes.ru/sozdanie_mak https://makomania.ru/product-category/литература/ www.genesisbook.ru psygamak.ru https://www.b17.ru/media/26542/?prt=403895 https://www.b17.ru/media/40575/?prt=403895 16 Список литературы

Слайд 17

Благодарим за участие в вебинаре !