Эмоциональный интеллект

Благих Алина Витальевна

Эмоциональный интеллект, что же это, осветим в статье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blagih_a.v._statya_konferentsiya.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Благих Алина Витальевна,

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад «Белочка»

 села Новая Таволжанка

 Шебекинского района

 Белгородской области (Россия),

Дьяченко Наталия Николаевна,

педагог дополнительного образования

 МБУ ДО «ДЮЦ «Развитие»

Шебекинского городского округа

Белгородской области (Россия)

Эмоциональный интеллект, как одно из условий психологического благополучия детей.

Интуитивный разум суть священный дар,

 а рациональное мышление – преданный слуга.

Мы создали общество, чтящее слуг,

 но забывшее о дарах.

Альберт Эйнштейн

Средства массовой информации пестрят заголовками о развитии эмоционального интеллекта детей, где за некую сумму создатели объявления готовы помочь нашим детям стать «вундеркиндами» в области эмоциональной сферы. Что такое эмоциональный интеллект, надо ли его специально развивать и что, в конце концов, сам родитель может сделать, чтобы не обделить свое чадо, попробуем разобраться.

Если проанализировать и обобщить данные специальной литературы по данной теме, то мы увидим, что эмоциональный интеллект – это комплексная способность использовать эмоции как информацию о конкретной ситуации, эффективно действовать на основе своих знаний [1, 2, 3].

 Эмоции маленького ребенка интенсивны, но в тоже время, изменчивы, так как высока переключаемость внимания в силу возрастных особенностей. Тем не менее, дети начинают контролировать свои эмоциональные выражения в дошкольном возрасте, могут критиковать себя, оценивать поведение, сожалеть о неправильных действиях, злиться на себя. У здорового дошкольника преобладает веселое настроение, постепенно отступает страх перед неизвестным, для него постепенно приобретают большее значение социальные ценности (любовь, ненависть, сочувствие, антипатия).

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников часто игнорируется, ввиду того, что, якобы он формируется автоматически с взрослением маленького человека, но не всегда этот процесс проходит так легко на самом деле. Здесь влияет и врожденный тип темперамента ребенка (флегматикам, например, тяжелее переосмысливать свои эмоции и давать адекватную обратную связь), тип воспитания в семье (при авторитарном стиле воспитания вообще не приветствуется выражение чувств ребенком) и другие факторы. А ведь если малыш научится адекватно реагировать на ситуации, ощущать чувства других, это поможет ему в построении эффективной коммуникации.

Однако, как показывает практика, дошкольникам трудно говорить об абстрактных чувствах, в силу преобладания наглядно-образного мышления. Помочь в этом может сказкотерапия, в частности тренировка поведения в конкретных ситуациях, анималотерапия, песочная терапия.

Каковы же целевые ориентиры в развитии эмоционального интеллекта, если говорить о дальней перспективе? Показатели развитости эмоционального интеллекта для взрослого, в идеале [3]:

  • Хорошая ориентация в собственных эмоциях, возможность понимать свои чувства и эмоциональные реакции.
  • Управление эмоциями. Способность принимать чувства по мере их возникновения, излишне не обременяться ними, поддерживать сбалансированное настроение. Управление эмоциями предполагает способность принимать неприятные стимулы, при необходимости, откладывать удовлетворение.
  • Способность использовать эмоциональные знания в контакте с людьми, устанавливать, поддерживать межличностные отношения. Это аспект социального поведения, необходимым условием которого является эмпатия, т.е. чувствительность к эмоциям других людей, их понимание, сопереживание. Он обусловлен способностью адекватной ориентации в собственных чувствах. Человек, не знающий себя, неспособен понять чувства другого.

Начинать учить этому надо с раннего детства на своем и примере и называя ребенку свои чувства: «Я злюсь, потому что…», «я расстроена, ведь…», «я устал…», «мне стыдно…» и так далее. Начиная примерно с двухлетнего возраста малыша, можно использовать с ребенком такие фразы, обозначающие его эмоции, как «я понимаю, что ты злишься…», «мне тоже стыдно и неприятно…», «это обидно, когда…» и другие. Ребенок при таком подходе быстро научится считывать эмоции сначала родителей, затем и окружающих людей.

На формирование эмоционального интеллекта у дошкольников существенно влияет раннее детство. Чувствительная мать дает ребенку необходимую обратную связь, реакции взрослых – ответ на его поведение. Родители служат зеркалом для ребенка, своеобразным образцом значения различных эмоций. Благодаря контакту с родителями малыш учится различать разные эмоциональные выражения, понимать их смысл (например, что означает, когда мама печальна, сердита). Этот опыт позже применяется в общении с другими людьми [2].

Если родители игнорируют ребенка (иногда хуже открытого конфликта, который хотя бы можно конструктивно решить), реагируют на чадо отрицательно, раздражительно, дети подсознательно считывают это как угрозу, выражение безразличия или другого негативного отношения, хотя это не обязательно так, в итоге нарушается привязанность и часто недоверие проецируется на мир в целом (Л. Петрановская). В итоге, развитое недоверие отражается не только страхом, но и меньшим вниманием к другим. Причина заключается в том, что каждый человек ищет в других эмоции, которые испытывает сам.

Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта детей. Автор приведенных ниже правил развития эмоционального интеллекта Д. Гоулман, психолог из США, автор книг об эмоциональном интеллекте [1].

  1. Правила воспитания эмоционально интеллектуальных детей

  1. 1. Умение расслабляться. Мы часто забываем учить детей успокаиваться, расслабляться. У них много энергии, они постоянно находятся в движении, время на отдых просто отсутствует. Тем не менее, важно развивать у малышей умение расслабляться уже от рождения. Физически спокойный ребенок может лучше понять, что ему говорят другие. Поэтому важно, чтобы родители знали, как его успокоить. Проще всего передавать ему информацию в форме игры. С возрастом поощряйте его расслабляться самостоятельно. Например, малышу, младшему 1-2 лет, помогает успокоиться кроватка. Мама может найти постоянное место в доме, где всегда будет проводить спокойное время с ребенком в течение дня. В конечном итоге это станет ритуалом. Детям, старше 1-2 лет, можете пальцем на спине рисовать фигуры, буквы, животных (в зависимости от возраста, уровня способностей), позволить угадывать, что вы рисуете.

Детям в этом возрасте нравится игра, это их ведущий вид деятельности. Хороший способ успокоения – игры с дыханием. Сначала ребенок делает полный вдох, затем задерживает дыхание на несколько секунд, после чего делает выдох. Лучше всего упражнения делать вечером; постепенно приучайте ребенка к выполнению занятий самостоятельно, в течение дня [1].

  1. 2. Умение замечать. Методы развития эмоционального интеллекта у дошкольников включают обучение замечанию положительных вещей, которые помогут им в трудные моменты улучшить настроение. Это поспособствует лучшему управлению отрицательными мыслями. Способность воспроизводить положительный опыт помогает справиться с болезненными моментами в эмоциональной памяти.

Опять же, можно опираться на «вечерний ритуал», постепенно приводя ребенка к выполнению упражнений самостоятельно, в течение дня (все зависит от возраста, способностей, навыков). Поговорите с ним о том, что хорошего произошло за день. Важно, чтобы он наслаждался ощущениями при воспоминаниях приятных впечатлений. Поэтому в план разговора включите вопросы о чувствах.

В общении с маленькими детьми используйте язык жестов, подражание. Сядьте вместе, расскажите им, как хорошо вы провели день. Чем младше ребенок, тем больше преувеличивайте мимику, переигрывайте [1].

  1. 3. Использование воображения в отношении желаемых результатов. Упражнение с использованием воображения, развивающее эмоциональный интеллект дошкольников, состоит из 3-х этапов:

  • Попросите ребенка делать что-то хорошее, приятное. При тренировке маленьких детей описывайте, какие чувства вызывает данное действие. Чем старше возраст, тем больше самостоятельного описывания чувств.
  • Затем вместе разыграйте ту же ситуацию с той разницей, что ребенок будет вести себя более эгоистично. Снова описывайте чувства, которые вызывают действия.
  • Вместе оцените оба варианта поведения, укажите на «правильную» форму.

В этом упражнении у маленьких детей первоначально используйте подражание. Родители играют, рассказывая о своих чувствах (словами, знаками). С возрастом ребенок может тренироваться самостоятельно [1].

  1. 4. Осознание своих мыслей, чувств, работа с ними. Осознание причины эмоций – важный аспект развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Когда чадо сердится, поинтересуйтесь, что вызвало гнев. Учите дитя понимать соотношения между тем, что оно думает, и как себя чувствует. Затем придумайте причины для того, чтобы оно чувствовало себя в безопасности (в случае страха) или поощрите его («твоя роль в сказке небольшая, но важная») [1].

          Развитие эмоционального интеллекта должно быть включено в систему образования, независимо от возраста. Благодаря нему дети смогут контролировать многие социальные навыки. Отсутствие умения контролировать эмоции можно сравнить с состоянием, при котором человек не знает, что с ним происходит, испытывает страх. Это проявляется гневом, яростью и т.д. Родители, воспитатели, психологи детских садов должны подготовить детей к таким моментам. Лучший способ — это сделать – через игру и личный пример.

Библиография

1. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. — США: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 1995.

2. Шабанов, С.В., Алешина, А.А.  Эмоциональный интеллект – российская практика. — СПб.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2019.        

3. Электронный ресурс, режим доступа: https://youtu.be/jN7-J3rAbhU.