Нейропсихологический аспект темы "проблемных детей"

Благих Алина Витальевна

"Проблемные дети"...каждый слышал эту формулировку, но понимают ее по-разному. нейропсихологический взгляд проблемы осветим в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Трудный ребенок» - проблема воспитания или неврологии

Психолог-дефектолог Благих А.В.

              Поведенческие проблемы, неуспеваемость в школе и трудности в освоении образовательной программы в детском саду возглавляют список сложностей, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.

Причины подобных проблем разнообразны. Например, они могут иметь неврологическую природу. Наиболее распространены: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или синдром дефицита внимания (СДВ), синдром минимальных мозговых дисфункций (ММД). Такие  диагнозы могут поставить ребенку психиатр, невролог или невропатолог. Соответственно, если такой ребенок проходил хотя бы плановые осмотры в детской поликлинике, то о таком диагнозе родители, скорее всего, должны знать. В этом случае нужно строго следовать рекомендациям врачей, запастись любовью и терпением [1].

            Для более детального понимания проблемы, необходимо обратиться к науке нейропсихологии, которая объясняет вышеописанные проблемы детей

            Эмоциональная сфера в контексте вышеописанных проблем с точки зрения нейропсихологии играет немаловажную роль. С состоянием эмоций теснейшим образом связано поведение, совокупность поступков в той или иной жизненной ситуации. Существуют определенные нормы поведения, к которым предъявляются как общечеловеческие (универсальные) для данного периода времени требования, так и те, которые значимы для определенной культурной среды (этноса, семьи, учреждения и т.п.).

Поведение человека может соответствовать установленным нормам, а может быть ненормативным. Поведение детей является результатом воспитательных мер, которые применяют к ним взрослые. Среди популяций детей немало тех, которые трудно поддаются воспитанию. Их называют «трудными», а само их поведение — девиантным («отклоненным»). Проблема «трудных» детей довольно часто обсуждается на страницах различных газет, журналов, книг (Д.А. Фарбер, М. М. Безруких). Чаще всего речь идет о тех детях, которые являются малолетними правонарушителями и попадают в детские колонии, в полицию. Конечно, эта проблема чрезвычайно важна для общества и является в той же мере прерогативой юристов, педагогов, социологов и публицистов, что и психологов, педагогов, врачей. Не менее проблемную группу составляет категория трудных детей, которые не вписываются в систему школьного обучения. Учителя в таких случаях, как правило, констатируют, что ребенок способный, но не может учиться: невозможно собрать его внимание, он разболтан, отвлекается, часто забывает нужные вещи, вертится на уроках, иногда совершает откровенно хулиганские поступки. О таких детях принято говорить, что они «избалованы до предела». Иногда наблюдение педагогов за трудными детьми сводится к выводам, что ребенок не способен учиться, но часто заторможен, вял, «витает в облаках», его трудно активизировать. Таких детей принято считать лодырями [3].

Таким образом, школа нередко выдает трудным детям ярлыки — «баловень», «хулиган» или «лентяй». Между тем нередко это нездоровые дети. В чем дело? Откуда берутся дети, которые с первых же дней обучения успевают прослыть хулиганами или лентяями? Ведь психологи пришли к выводу, что «синдром хулиганства» к 7 годам — явление очень редкое, даже уникальное. Лень, лентяйство как таковое встречается у детей еще реже. Оно противоестественно детской природе, которая «направлена» на познание, активные действия. Все дело в том, что в действительности «хулиганы и лентяи», о которых идет речь, — дети со слабой центральной нервной системой. Причины этой слабости могут быть самые разные: от наследственного фона до отдаленных последствий различных заболеваний, и прежде всего нервно-психических, а также вредных экологических влияний на организм неблагоприятных условий жизни. В последнее время, по данным социальных служб, к сожалению, участились случаи детского алкоголизма, наркомании, токсикомании [2].

Ненормативное поведение в одних случаях — результат болезни, и прежде всего нервно-психической, когда изменено сознание, однако оно может быть спровоцировано внешними обстоятельствами, приводящими к игнорированию принятых норм или нарочитому их нарушению (фрондирование, эпатаж, преступления). Нестандартное поведение может быть обусловлено также врожденными дефектами (глухота, слепота, олигофрения). Кроме того, нередко в группу риска к девиантному поведению попадают дети с нарушениями речевого развития, поскольку речь играет в поведении, как известно, значительную регулирующую роль. Л.С. Выготский придавал речи большое значение в регуляции поведения, обращая внимание на то, что большая часть воспитательных сентенций подается ребенку в вербальной форме. Он также считал чрезвычайно важной роль внутренней речи, обеспечивающей функцию саморегуляции поведения [2, 3].

Девиантное поведение связано не с гибелью нервных клеток мозга, а с их неправильным функционированием, изменением «режима» деятельности. То, что они в этих случаях не умирают (нет их атрофии, некроза), делает реальной задачу устранения дисфункции, — приведения режима нервной деятельности в норму, а значит — налаживания функции.

Врачи-психоневрологи иногда считают, что негрубые формы отклоненного поведения являются одним из видов минимальной мозговой дисфункции. При этом выделяют два типа, гипердинамию и гиподинамию (условно можно сказать, что гипердинамия — это чрезмерная активность, а гиподинамия — недостаточная). И то и другое указывает на слабость нервных процессов, как действия ребенка не достигают своей цели. Чрезмерно активный ребенок действует беспорядочно, берется за все, но, не оканчивая одно дело, принимается за другое, хватает все подряд. Ему быстро надоедают игрушки, даже те, которые он очень нравились. Возбуждаясь, он становится неуправляемым, кричит, убегает, отмахивается от взрослых. Недостаточно активный ребенок, напротив, ни к чему не проявляет явного интереса, не откликается на игру, не добивается своего, отказывается от развлечений, не радуется явно новым игрушкам, эмоционально бедно реагирует на книги, телепередачи и т.д. Он не сопротивляется вмешательству взрослых, но не выполняет до конца их просьбы. Внимание такого ребенка рассеяно, память снижена. В отличие от других детей, которые внешне тоже малоактивны, но живут своей внутренней жизнью, эти дети не имеют настоящих увлечений, так как не в состоянии ни на чем сосредоточиться. Закрепленная как за одной, так и за другой категорией детей репутация хулиганов и лодырей, еще больше усугубляет недостатки психического становления, и образуется порочный круг [2, 3].

Что же лежит в основе такого формирования психики детей, с нейропсихологической точки зрения? Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что основными зонами, которые определяют патологию мышления, сознания, памяти, эмоций, а следовательно и поведения, являются фронтально лобно-глубинные дисфункции. Следовательно, причину того, что у ребенка девиантное поведение, следует искать именно в недостаточности взаимодействия этих зон мозга. Каков же выход из положения? Прежде всего таких детей нужно лечить — медикаментозно, осуществлять мероприятия, укрепляющие нервную систему. Необходима система закаливания организма, в которой ведущая роль принадлежит физическим упражнениям. Мы очень часто недооцениваем их значение, думая, что они воздействуют исключительно на мышцы. На самом деле физические упражнения способствуют насыщению мозга кислородом, помогают справляться со стрессами. Точнее, они сбрасывают вызванные ими вредные «продукты распада», появляющиеся в результате сложных биохимических реакций и скапливающиеся в мышцах. Физические упражнения улучшают обмен веществ, аппетит и сон. Ритмичные интерактивные движения активизируют работу мозга в целом. Наконец, дети с минимальной мозговой дисфункцией нуждаются в специальных психотерапевтических и развивающе-коррекционных занятиях с психологом или дефектологом. У чрезмерно активных детей необходимо воспитывать навыки самоуправления, вырабатывать выдержку, терпение. У недостаточно активных, напротив, — живость реакции, подвижность, активность [2, 3].

И того и другого возможно достичь, по-настоящему заинтересовав ребенка, подобрав к нему «ключик» и, конечно же, не вешая на него позорных ярлыков. Родители должны стать союзниками своих детей, а не противниками. Оскорблениями и наказаниями не только нельзя добиться положительных результатов, но легко ухудшить состояние ребенка            Терпение, мудрость, добро, любовь, а иногда и самопожертвование — вот то, что необходимо трудным детям. Со стороны специалистов — психологов, дефектологов, врачей — им должна быть оказана помощь, рассчитанная на применение методов, корригирующих поведение. Причем к каждому ребенку с девиантным поведением нужен по-настоящему индивидуальный подход, который ни в коем случае не должен быть формальным. Ребенку необходимо чувствовать, что его понимают и считаются с ним как с личностью. Выработка такой личностно-ориентированной программы помощи ребенку с девиантным поведением — трудная задача, рассчитанная на совместное участие в ней специалистов разных профилей, а также родителей и людей, близких ребенку. Важно, чтобы были учтены особенности мозговой ориентации ВПФ ребенка, а также специфика отклонений в функционировании мозговых структур, обусловившая девиантность поведения [2, 3]. 

Еще одной  распространенной причиной «неуправляемости» или «неуспеваемости» ребенка являются неправильно построенные детско-родительские отношения: родители своим собственным поведением и отношением к ребенку провоцируют его капризы, истерики или даже потакают им. Если в семье является нормой орать друг на друга и при любом конфликте бросаться друг в друга предметами, то и дети, копируя поведение родителей, будут делать то же самое. Часто родители даже не осознают, что они предъявляют ребенку противоречивые требования (мама/бабушка разрешает все, а папа не разрешает ничего), и тогда ребенок, не понимая, что же правильно, просто отказывается выполнять хоть какие-то правила. В некоторых семьях чрезмерная любовь или забота (гиперопека) сменяется равнодушием, и ребенок пытается любыми способами привлечь к себе внимание. Такие семьи очень нуждаются в помощи психолога, который смог бы проанализировать проблему и помочь перестроить отношения родителей к ребенку.

Очередной причиной неуправляемости можно назвать внутренний душевный дискомфорт у ребенка, наличие внутренней проблемы, когда своим поведением ребенок пытается привлечь внимание к своему неблагополучию, «кричит» о помощи. Нужно постараться понять, что же тревожит или выбивает из равновесия ребенка. Подростков в этих случаях спасает «горячая линия» психологической помощи, поскольку обращаться напрямую к психологу или учителям им неловко. А вот детям помладше, конечно, нужны встречи с психологом.

Иногда родители рассказывают психологу о резком изменении поведения ребенка, который еще вчера якобы вел себя идеально, но вдруг стал строптивым, капризным, непослушным. Тогда можем предположить вторую причину детского непослушания – возрастной кризис. Симптомы кризиса детского развития могут  проявиться в 1 год, ближе к трем (так называемый кризис трех лет), в 6,5-7 лет и при переходе в подростковый возраст. Когда поведение ребенка внезапно испортилось – это сигнал, что растущий человек нуждается в самостоятельности. Ребенок таким поведением пытается освободиться от излишней опеки, добиться другого к себе отношения, добиться личностной свободы (даже если этой личности 1 год!), а нередко привлечь внимание взрослых, если имеет место попустительство в семейном стиле воспитания. Иногда родителям достаточно и одной встречи с психологом, чтобы перестроить свое отношение к взрослеющему отпрыску. Возрастной кризис не всегда проявляется в ухудшении поведения, так, если родители своевременно и постепенно дают возможность ребенку взрослеть, быть самостоятельным, принимать решения, соответственно возрасту, то негативных проявлений кризиса можно благополучно избежать.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что плохое поведение в образовательной организации или дома, недостаточная успеваемость или трудности в освоении образовательной программы детского сада – это всего лишь следствия, а причина носит либо неврологический характер, либо кроется в детско-родительских отношениях конкретной семьи. Обращение к психологу поможет разобраться и решить эти проблемы, понять, какой симптом первичен, а какой вторичен, будь то индивидуальная консультативная работа с семьей или направление на обследование к неврологу.

Библиография

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: АСТ, 2009.

  1. Лурия А.П. Нейропсихологический анализ решения задач учеб. пособие /А.П. Лурия, Л.С.Цветкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.

3. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие / Л.С.Цветкова. – 3-е изд., стер. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж; Издательство НПО «МОДЭК», 2007.