Влияние слов взрослого на ребёнка

Зинченко Анна Михайловна

Часто мы не задумываемся, что сказать растроенному ребёнку. Мы хотим его успокоить и добиться быстрого результата. Какие фразы мы используем? Это угрозы, сравнения, обесценивания. И последствия этих слов откликаются всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_fraz_plachushchemu_rebyonku.docx52.36 КБ

Предварительный просмотр:

6 фраз, которые не нужно говорить плачущему ребёнку
(но мы всё равно их говорим)

НЕ ПЛАЧЬ!

Ребёнок понимает такую фразу по-своему: «Спрячь эмоции, они мне мешают/не нравятся/не могу их слушать». Эмоции при этом никуда не уходят, но ребёнок начинает их прятать. Это может привести к нарушению поведения ребёнка, тревожности, проблемам с общением.

НЕ ПОЗОРЬ МЕНЯ, ВСЕ СМОТРЯТ!

Так мы формируем у ребёнка представление, что мнение окружающих о тебе важнее собственного ощущения. Ребёнок учится зависеть от реакции других людей, подстраиваться под окружающих, не может отказать в чём-либо. Впоследствии вырабатываются склонность к различным зависимостям.

БУДЕШЬ РЕВЕТЬ, ОСТАВЛЮ ЗДЕСЬ!

Как ребёнок понимает эту фразу: «Когда я спокоен – меня любят, когда я расстроен – я не нужен»

ЭТО СОВСЕМ НЕ СТРАШНО/НЕ БОЛЬНО!

Ребёнок верит родителям безоговорочно, если его ощущения не совпадают с оценкой родителей, то он перестаёт доверять самому себе.  Ребёнок понимает так: «Я неправильно чувствую!». Человек, который не верит себе, не чувствует себя, сильно уязвим, им легко манипулировать.

СЕЙЧАС ТЕБЯ ПОЛИЦИЯ ЗАБЕРЁТ/ОТДАМ ДЯДЕ

Так мы показываем ребёнку, что мир – страшное и опасное место, защиты нет. Ребёнок становится замкнутым, подозрительным, тревожным. Появляются страхи, чувство беспомощности.

ПОСМОТРИ НА ДЕВОЧКУ, ОНА ЖЕ НЕ ПЛАЧЕТ!

Это прямой удар по самооценке ребёнка. «Кто-то всегда лучше, чем я. Они хорошие, я плохой. Они правильные, а я неправильный». Низкая самооценка приводит к развитию депрессии, психологической неустойчивости.

Чем можно заменить такие фразы

Самое главное – не отрицать эмоции ребёнка. Нужно объяснить ему, что происходит. Например: «Тебе сейчас больно/страшно/грустно/ты злишься». Это поможет ребёнку понять свои чувства.

А дальше важно позволить ребёнку прожить всё, что с ним происходит, давая ему поддержку и опору. Например: «Бояться/злиться/грустить – это нормально, я тебя понимаю, я рядом».

Важный момент: эмоцию надо прожить, но не застрять в ней. Хорошо бы вместе найти выход из ситуации. Например: «Давай подумаем, что можно сделать».

Консультацию подготовил педагог-психолог Зинченко А.М.