ЧТО ТАКОЕ ЗПР?

Фарафонова Галина Николаевна

ЧТОТАКОЕ ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr.docx14.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога для родителей.

«Задержка психического развития - что это такое?»

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития ЗПР является одной из наиболее распространённой формой психической патологии детского возраста.

Термин «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребёнка. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

Перечислим наиболее характерные особенности детей с ЗПР:  снижение работоспособности;  повышенная истощаемость;  неустойчивость внимания;  более низкий уровень развития восприятия;  недостаточная продуктивность произвольной памяти;  отставание в развитии всех форм мышления;  дефекты звукопроизношения;  своеобразное поведение;  бедный словарный запас;  низкий навык самоконтроля;  незрелость эмоционально-волевой сферы;  ограниченный запас общих сведений и представлений.

Среди причин ЗПР выделяются следующие:

 Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периодах жизни ребёнка.

 Генетическая обусловленная недостаточность ЦНС.

 Интоксикация, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.

 Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания и др.) Эффективная динамика развития детей намечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая, педагогическая, психологическая диагностика и реализуется необходимая психологическая коррекция, психотерапия, биологическая терапия, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учётом всей сложности, неравномерности и дисгармоничного развития интеллекта и личности детей. В семье, уделяющей ребёнку должное внимание, задержка психического развития может быть полностью или в значительной степени компенсирована путём целенаправленной активизации различных сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы. В неблагоприятных же семьях, при отсутствии не только стимуляции психического развития такого ребёнка, но невнимание к его физическому состоянию, своевременному лечению, его психическое развитие ещё более замедляется.