Как учитывать темперамент ребенка в процессе педагогической деятельности

Полноценное развитие ребенка возможно при соблюдении одного из важнейших психолого-педагогических принципов. Речь идет об индивидуальном подходе, суть которого - обеспечить ребенку оптимальное развитие его характера, способностей, стиля поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как учитывать темперамент ребенка в процессе педагогической деятельности.

        Полноценное развитие ребенка возможно при соблюдении одного из важнейших психолого-педагогических принципов. Речь идет об индивидуальном подходе, суть которого – обеспечить ребенку оптимальное развитие его характера, способностей, стиля поведения. Иными словами о внимании к особенностям каждого воспитанника, сохранения его психического здоровья. Ведь расстройства в поведении ребенка возникают тогда, когда методы, средства воспитания и воздействие окружающей среды не соответствуют или даже противоречат его темпераменту.

        Немецкий психолог Г.Айзенк выделяет 4 темперамента:

  • Холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, раздражительный, изменчивый, оптимистичный, активный.
  • Сангвиник – общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный.
  • Флегматик – пассивный, осмотрительный, вдумчивый, мирный, контролируемый, внушающий доверие, ровный, спокойный.
  • Меланхолик – тревожный, легко расстраивающийся, сдержанный, необщительный, тихий, пессимистичный, склонный к рассуждениям, негибкий.

Определить темперамент ребенка можно по специальному опроснику (см. приложение).

Холерический и сангвинический темпераменты относятся к экстравертному типу поведения; меланхолики и флегматики – к интровертному типу. Дети-экстраверты любят бывать среди людей, общительны, требуют похвалы и одобрения, много говорят, легко вступают в контакт, любят веселье, подвижные игры. Таких детей необходимо как можно чаще хвалить, выслушивать, быть терпеливыми к ним. Поскольку ребенок-экстраверт легковозбудим, при нарастании эмоционального напряжения необходимо применять отвлекающие приемы.

Дети-интроверты любят одиночество, после длительного общения с товарищами быстро утомляются; задания выполняют самостоятельно, редко говорят о своих переживаниях. Таким детям необходимо обеспечить возможность побыть одному, позаботиться о том, чтобы на ребенка не «падали» эмоциональные перегрузки. Ребенка-интроверта более всего привлекают такие занятия, как рисование, лепка, мягкая игрушка.

Если окружающие ребенка взрослые не учитывают свойств его темперамента, следствием выступают нарушения поведения. Свойства темперамента определяют динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими особенностями человека. Важно воспринимать их как природную данность, как природное явление.

Каковы же врожденные свойства темперамента? Какой способ доступен воспитателю и учителю для распознаванию этих особенностей? Наблюдение – постоянное, внимательное, заботливое – за поведением, привычками, склонностями, потребностями и реакциями детей. Американские ученые С.Чесс и А.Томас выделяют в этой связи девять параметров темперамента.

Первый. Уровень активности – степень наследственной моторной активности, определяющая, активен или пассивен ребенок. По этому параметру всех детей можно условно разместить по полюсам. На одном полюсе – «живчики» и «шустрики», дети с «моторчиком», безудержные, нетерпеливые. На другом – «мямлики», «ни рыба ни мясо», обидчивые, малоподвижные, робкие. Между полюсами – так называемый умеренный тип – те, у которых двигательная активность выражена неярко.

С «живчикам и шустриками» основная задача педагога – быть сдержанным, разговаривать медленно и спокойно, быстро реагировать на любые позитивные сдвиги; избегать непрерывных запретов – «прекрати, нельзя, не смей»; отделять негативное поведение ребенка от его личности («Поступок плохой, но ты хороший»). Полезно давать только одно задание и следить, чтобы ребенок довел его до конца, объясняя неоднократно, как следует его выполнить. Главное – не задеть самолюбие. Не менее важны такому ребенку тактильные контакты с детьми. Для этого взрослый создает такую предметную среду, когда при взаимодействии с товарищами ребенок имеет возможность поваляться, протиснуться, залезть куда-то, проползти, преодолеть препятствие и т.п.

Неуверенным и тревожным детям подбираются такие задания, с которыми они легко справляются и, как следствие, имеют гарантированный успех. Не следует сравнивать их достижения с достижениями других. Необходимо уделять пристальное внимание формированию культуры движений, умению владеть своим телом, часто подбадривать и хвалить.

Второй параметр темперамента – ритмичность – предсказуемость таких компонентов, как голод, тип питания, ритм цикла сон-бодрствование. По этому параметру детей можно разделить на «ритмиков» и «аритмиков». С «ритмиками» легко, они предсказуемы, потому что их биологические часы работают без сбоев.

«Аритмики» же труднопредсказуемы: невозможно предсказать, когда и сколько будут спать, когда и сколько будут есть. Часто ведут себя спонтанно, без элементарного планирования и выбора определенного способа реагирования. Их биологические часы диктуют ритм жизнедеятельности. Нежелательный прогноз поведения – повышенная конфликтность.  Важно одно: педагог должен принять ребенка таким, какой он есть, проявлять терпимость. Основная цель воспитательного воздействия – не изменить, а понять ребенка.

Третий параметр темперамента – приближение или удаление – тип естественных реакций на новые стимулы. Одни дети реагируют на новые стимулы адекватно, быстро приспосабливаются, вступают в контакт, их действия предсказуемы и понятны. Другие – дают реакцию отстранения, раздражения, неприятия, избегают всего незнакомого и непривычного. С такими детьми важно, чтобы педагог соблюдал особый такт, учитывал, что их приспособительные механизмы к миру устроены другим образом, нежели у детей с типом естественной реакции на приближение к новым стимулам. Терпимость и понимание со стороны взрослого – опора их адаптации к новым стимулам.

Четвертый параметр темперамента – приспособляемость – скорость и легкость, с которыми ребенок способен изменять свое поведение в ответ на изменения окружающей среды. Приспособительные возможности у каждого свои. Ригидному ребенку сразу трудно приспособиться, действия его замедленны, заторможены или отсутствуют. Он как бы взвешивает на своих весах личные возможности и последствия и не спешит демонстрировать изменение в поведении. Если таких детей торопить, подталкивать, то время их раскачки увеличивается. Увидеть и оценить результат их действий, а не время, потраченное на его достижение; понять, подбодрить и подождать – основные принципы работы с такими детьми.

Пятый параметр темперамента – интенсивность – количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроений. Дети с сильным, неуравновешенным, подвижным  типом нервной системы наделены от природы большой энергией. Их эмоции и чувства интенсивно окрашены, возможны эмоциональные бури. Основная задача: не реагировать раздражением на вспышки эмоций. Эффективный прием – вербализация (проговаривание) эмоционального состояния ребенка, выражении симпатии по отношению к нему. Дети, у кого эмоциональные реакции слабо выражены, мимика и движения невыразительны нуждаются в особом внимании, теплом отношении со стороны взрослых.

Шестой параметр темперамента – порог реактивности – уровень интенсивности стимула, требующегося для  того, чтобы появилась нужная реакция. Реактивность – это ответ организма на какое-то воздействие. Чем выше порог реактивности, тем медленнее реакция. Низкий порог обуславливает быстроту, энергию и силу реагирования. Подавляющее большинство детей кодирует и декодирует информацию по трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой) и кинестетической (двигательной). Детям –«визуалам» понятна информация о красках, форме, величине  предметов и явлений окружающего мира. Но если педагог использует в своей речи кинестетические образы, то ребенок –«визуал» не сразу поймет, примет и быстро среагирует на его слова. Поэтому очень важно, чтобы речь педагога была насыщена и визуальными , и  аудиальными,  и кинестетическими  образами. Тогда она станет понятна всем детям.

Седьмой параметр темперамента – качество настроения: веселый, приятный, радостный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением.  Это те самые оптимисты, пессимисты и реалисты. Пессимистичному ребенку прежде всего важна поддержка и уверенность в том, что его никто не будет переделывать, перестраивать.

Восьмой параметр темперамента – способность отвлекаться характеризует степень влияния посторонних помех на способность концентрировать внимание на своей линии поведения. Внимательному нетрудно быть внимательным, природа наградила его высокой степенью концентрации. Невнимательному очень трудно довести начатое дело до конца. Основная педагогическая задача с такими детьми – не сравнивать с другими, а замечать самые незначительные положительные сдвиги в их поведении.

Девятый  параметр темперамента – интервал внимания и настойчивости – время, в течении которого ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствия. Свойство этого параметра тесно связано с предыдущим. Важный вывод для педагога – быть максимально тоталитарным к тем воспитанникам, у которых интервал внимания и настойчивость незначительны.

Подводя итог, необходимо отметить, что 3,4,5 и7 параметры темперамента, по мнению С.Чесса и А.Томаса, играют решающую роль при определении того, насколько легко или трудно ребенку со взрослым, а взрослым с ним. Для наилучшего развития личности каждого ребенка, важно, чтобы его искренне и безусловно принимали и понимали и на этой основе строили взаимодействие и взаимоотношения с ним.

Приложение 1.

  1. Как ведет себя, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?

а) Включается легко, без ярких эмоций.

б) включается активно, эмоционально.

в) включается неторопливо.

г) включается робко, осторожно.

  1. Как реагирует на замечания взрослого?

а) говорит, что больше не будет, но позже поступает точно так же.

б) не слушает и поступает по-своему, проявляет бурную реакцию.

в) молчит, принимает к сведению, обдумывает.

г) обижается, молчит, долго переживает, плачет.

  1. Как разговаривает с товарищами в значимых для него ситуациях?

а) быстро, прислушиваясь к высказываниям других.

б) стремительно, страстно, никого не слушая.

в) спокойно и уверенно.

г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других.

  1. Как ведет себя в непривычной для него обстановке.

а) легко ориентируется, проявляет любопытство, активность.

б) возбужден, иногда излишне беспокоен.

в) внимательно, обстоятельно рассматривает все вокруг.

г) слушает взрослых, ведет себя застенчиво.

Если реакция чаще всего проявляются по типу «а», можно считать: преобладают сангвинистические черты темперамента;

по типу «б» - холерические;

по типу «в» - флегматические;

по типу «г» - меланхолические.