В помощь педагогам дошкольных образовательных организаций

Бучнева Ольга Вячеславовна

Предварительный просмотр:

        

        

profilaktika-konfliktov

        

        



Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов «Жалоба»

Цель: содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

- формировать представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций,

- научить участников анализировать конфликтные ситуации и вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.

Материал: карточки с заданиями для педагогов, памятки, таблички с названиями ДОУ, картинки с изображениями цветов по количеству участников.

Ход игры

1. Вводная часть. Создание мотивации

Мы приглашаем вас на деловую игру, в ходе которой попробуем решить ряд проблемных ситуаций, возникающих у педагогов и родителей при взаимодействии.

Как вы думаете, могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Безусловно, нет. А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? Конечно же, нет. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы можем конфликтовать дома, на улице, в магазине, на работе. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Хотя конфликты в современном обществе возникают постоянно, их можно признать нормой общественной жизни, необходимо правильно регулировать и разрешать конфликтные ситуации.

Поскольку профессиональное общение в системе "педагог — родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Вопрос к аудитории. Какие конфликтные ситуации возникают чаще всего?

(ответы участников).

2. Информационный блок

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны, любой конфликт разрешаем, эффективным решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации

Пример: В случае конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:

Существует формула мудрого поведения в конфликте (ОПРСТ).

О - открытость ума.

П - положительное отношение.

Р - рациональное мышление.

С - сотрудничество.

Т - терпимость к людям.

1. «Открытость» ума. Человек с «открытым» умом настроен на понимание доводов и аргументов, которые ему самому не пришли бы в голову. Он как бы «открыт» для восприятия того, чего не видит сам, занимая свою позицию. Он допускает многоальтернативный подход и понимает, что лучше иметь выбор.

2. Позитивное отношение к оппоненту. «Мудрый» человек в отличие от «незрелого» даже в конфликте пытается увидеть в сопернике друга и лучшую сторону его личности. И это разумно. Ведь всегда легче договориться с другом, а не с врагом. Друг не агрессивен, настроен на взаимопонимание, хочет договориться, открыт, не подозревает тебя в нечестных намерениях и т.д.

3. Рациональное мышление. У «мудрого» человека разум контролирует эмоции, и он отдается не стихиям и порывам, а дипломатии и трезвым мыслям. Он умеет отделять свои отношения, эмоции от самой проблемы и не смешивает их. Он решает две самостоятельные задачи. Одна — найти разрешение конфликта. Вторая — упорядочить при этом свои взаимоотношения с оппонентом. Важно сохранить хорошие отношения, даже если решение конфликта не найдено. К поиску решения можно вернуться и позднее.

4. Сотрудничество. Типичное поведение (по статистике оно составляет две трети всех случаев) в конфликте — стремление к односторонним выигрышам, ориентация на стандартную победу, где есть победитель и побежденный. Только ориентация на равенство и сотрудничество дает выход из конфликта.

5. Терпимость. Незрелый человек нетерпим к людям, их особенностям. Его раздражают их эмоции, непонимание, иная позиция или точка отсчета, другие ценности. Мудрый всегда терпим. Он признает право людей быть такими, какие они есть, и их право думать так, как они думают. Даже если оппоненты проявляют деструктивное поведение, мудрый воспринимает это как беду человека, а не его вину.

-Надеюсь, все эти качества присутствуют и у наших педагогах, переходим непосредственно к игре.

3. Практическая часть

ВЕДУЩИЙ. Начальнику управления образования поступает ряд жалоб от родителей нескольких детских садов. Общий смысл жалоб заключался в «проявлении не толерантного отношения» к их детям со стороны педагогов ДОУ, и просьба принять меры по разрешению конфликтных ситуаций.

Начальник управления образования для разрешения конфликтных ситуаций направляет по инспектору в каждый детский сад. /Инспекторы это ведущие деловой игры 4 человека / и просит провести анализ конфликтных ситуаций и найти конструктивное решение.

Все участники игры получают по карточке и изображением цветка «василёк», «роза», «одуванчик», «колокольчик» и размещаются, группируясь по данным картинкам в 4 ДОУ, «ВАСИЛЁЧЕК», «РОЗОЧКА», «ОДУВАНЧИК», «КОЛОКОЛЬЧИК» (ставятся таблички с названием детского сада).

Каждый из инспекторов подходит к своему детскому саду и организует игру в дальнейшем.

Коллектив каждого детского сада получает:

  1. Карточку с конфликтной ситуацией.

/Каждый коллектив педагогов определённого ДОУ, выбирает один из пяти способов выхода из ситуации и представляется свою стратегию поведения остальным участникам игры/.

  1. Игровое упражнение.

/Выполняет вся группа («группа педагогов одного ДОУ»)/.

        После небольшой подготовки каждый коллектив «ДОУ» в определённой последовательности демонстрирует свои действия для всех участников игры.

ПАМЯТКА

СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

(раздаётся каждой «группе» ДОУ)

/Любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны/.

Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Недостатки: при поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.

Избегание (уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.

 характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера  

Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.

Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.

 достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда, на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.

предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха, является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество.

КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ

Карточка № 1

Ситуация. Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

/Необходимо выбрать способы выхода из конфликтных ситуаций и представляется свою стратегию поведения остальным участникам игры/.

Упражнение «Пессимист, Оптимист, Шут»

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

/Используем проблемную ситуацию, представленную в карточке/.

  1. Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить историю эмоциональным содержанием – пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.
  2. Далее зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.
  3. После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Карточка № 2

Ситуация Данная ситуация возникла из-за того, что родители неправильно оценивают поступки своего ребенка: он постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят. Конфликт не разрешен.

/Необходимо выбрать способы выхода из конфликтных ситуаций и представляется свою стратегию поведения остальным участникам игры/.

Упражнение. «Помоги себе сам»

Цель.  Поддержания стабильного психологического состояния, профилактика различных профессиональных психосоматических расстройств.

Восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Ведущий: для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на "стирание" антистрессовой ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Карточка № 3

Ситуация: очень «подвижный мальчик» попадает во время игры кубиком в голову девочки. Родители девочки возмущённо настраивают других родителей против ребёнка. Мама мальчика обращается за помощью к воспитателю, воспитатель пытается решить конфликтную ситуацию.

/Необходимо выбрать способы выхода из конфликтных ситуаций и представляется свою стратегию поведения остальным участникам игры/.

Упражнение. «Каким мы хотим видеть своего ребенка?»

Цель; формирования толерантности к детям с эмоциональными нарушениями

Выбирается один доброволец и один помощник, которому выдаются шарфы, платок, веревка, ремень.

 Ведущий просит помощника, согласно тексту, завязывать платками, шарфами, лентами и т.д. «каналы воспроизведения»:

1        Рот – чтобы не ругался и не кричал;

2        Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;

3        Уши – чтобы не слышали лишнего;

4        Руки – чтобы не дрались;

5        Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;

6        Душу – чтобы не страдала.

После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), ведущий обращается к участникам с вопросами: что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован! Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты! Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны! Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений! Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!

После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители

Карточка № 4

Ситуация.  Катя – активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя в некомпетентности, сказав, что пойдет жаловаться.

Воспитатель выслушала маму и ушла. В последующие дни Машу в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

/Необходимо выбрать способы выхода из конфликтных ситуаций и представляется свою стратегию поведения остальным участникам игры/.

Упражнение. «Нужны ли конфликты с родителями?».

Цель: формирование представлений о положительных и отрицательных сторонах конфликта.

Игроки разбиваются на пары и образуют круг, стоящие внутри круга высказывают отрицательные черты, конфликтной ситуации.

Участники, располагающиеся по внешнему кругу, представляют это с обратной, положительной стороны.

Давайте подумаем, конфликт имеет только отрицательные стороны или мы можем извлечь из возникшего конфликта что- то положительное?

Положительные

 Получение социального опыта.

 Нормализация морального состояния.

 Получение новой информации.

 Разрядка напряжённости.

 Помогает прояснить отношения.

 Стимулирует позитивные изменения.

Отрицательные

 Настроение враждебности.

 Ухудшение социального самочувствия.

 Формализация общения.

 Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение.

 Эмоциональные затраты.

 Ухудшение здоровья.

 Снижение работоспособности.

Вывод: таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Рефлексия

Каждому участнику предлагается поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт (Была ли эта встреча полезной? Что нового сегодня узнал? Что хотелось бы узнать ещё?).

Психолог: Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью.

Дорогие коллеги, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству!

Список использованных источников

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М: Владос, 2003.
  2. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе.  М.: Генезис, 2003.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

ОБЩАТЬСЯ ПОЗИТИВНО. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Практикум для педагогов

Цель: развитие коммуникативной компетентности  педагога в общении с родителями, детьми  и коллегами.

Задачи:

- осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

- развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников.

Организационная часть

Сегодня мы с вами проведем занятие на овладение практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения с родителями, игры и упражнения с элементами рефлексии.

- В начале давайте возьмемся  за руки и с поклоном произнесем «Добрый день!, Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает  с головы человека, т.е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

Разминка

Я предлагаю  следующую игру в круге, чтобы настроиться на позитивное общение.

«Вы еще не знаете, что я…» и продолжаете фразу, любым высказыванием о себе.

(научилась кататься на коньках, или люблю путешествовать…) и т.д.

Основная часть

Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы  мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром.  Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.

«Составим письменный портрет»

- 1 подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)

- 2 подгруппа «Самый трудный родитель в общении»

Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»  

Нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Раздаются  листочки с началом  стихотворения. Вы должны продолжить в положительном ключе, смысле (работа малых группах)

- Все любят послушных, приветливых деток.

Капризных, упрямых – не любит никто…

- Утром настроение плохое,

Глаз накрасить не могу никак…

- Родители часто сердясь и бронясь,

С ребенком теряют душевную связь…

- Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенять…

- Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не стоит надувать…

Прочитайте стихи коллегам.

Тест «Важней всего погода в ДОУ»

Примите результаты теста без обид и задумайтесь …

Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой  и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри.  Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете  взамен другие.

Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик. Или съедаете что-то другое.

Съедаете что-то другое.

Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если Вы выбрали первый вариант, значит это человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.

Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.

Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.

Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Зная об особенностях сотрудников, можно грамотно использовать их сильные стороны и не дать проявиться слабым.

Итоговая часть

Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы»

Из прочитанной фразы нужно найти положительные и отрицательные моменты  для себя  как педагога. Раздаются листочки с фразами:

- Коллеги отозвались не лестно о вас…

- Родители группы воспринимают вас как не опытного педагога…

- Вы сегодня  поздно встали и не успели  накраситься и попить кофе...

- Администрация сада предложила участвовать в районном конкурсе другому   педагогу… и т.д.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Кроме того, построение и формирование высших форм психической деятельности совершается именно в процессе социализации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация является ключевым понятием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и определяется, как процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Понятие «социализация» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «коммуникация» - процесс обмена информацией между субъектами.

В соответствии с ФГОС ДО, основными задачами социально-коммуникативного развития являются:

- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Отбор содержания, эффективных форм и методов социализации дошкольника зависит от многих факторов. Например, интенсивность процесса социализации на каждом возрастном этапе не одинакова.

Так, например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте с взрослым, в познавательном общении с ним; во внимании взрослого к своим вопросам и максимально полных ответах на них. Кроме того, на данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками в совместной деятельности. Наряду с этим, ребенок 3-5 лет способен взаимодействовать в сообществе сверстников, созданном на основе общей деятельности (игры, коллективной работы). Саму деятельность ребенок тоже способен выбирать, в соответствии со своими предпочтениями – ведь теперь у него начали складываться интересы, ценностные ориентации. Кроме того, он начинает осознавать собственное «Я».

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками; в сопереживании, взаимопонимании, эмоциональной близости с ними; в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые дружеские объединения для игры и реализации других общих интересов; проявлять на высоком уровне коммуникативные умения и более гибко их использовать; осознать свое социальное «Я».

Поскольку речь идет о таком сложном процессе как социально-коммуникативное развитие, отметим, что осуществляется этот процесс во взаимодействии: взрослого с ребенком, ребенка со сверстником. Причем, как уже отмечалось выше, взаимодействие это может быть как стихийным, так и специально организованным.

Рассмотрим наиболее эффективные формы и методы реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольника.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Повседневная жизнь дошкольника насыщена различными видами детской деятельности.

Режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности.

Сам по себе режим дня оказывает социализирующее влияние на дошкольника: он учится подчиняться общим правилам, переходить от одного вида деятельности к другому, выполнять просьбы и поручения воспитателя.

Кроме того, существуют формы, методы и приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

1) ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая это, иногда просто повторяя ритуал изо дня в день, пока дети не усвоят его.

Примеры:

- символика группы: это могут быть эмблема, гимн, флаг, отличающие ее от других групп детского сада;

- правила группы;

- утро радостных встреч, когда в группе принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

- «минутка шалости» и «минутка тишины».

- читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу, все вместе ее читают и обсуждают;

- день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома;

2) условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

- воспитатель звонит (или поручает дежурному) в звонок, когда начинаются занятия;

- воспитатель или дежурный стучат в бубен, когда пора идти на утреннюю зарядку;

- фраза воспитателя, сообщающая детям о том, что начинается интересная игра, например, «Я ребят своих зову в интересную игру» и т. д.

3) социальные дистанции:

- повязка у дежурного по столовой, по занятиям;

- руль (любая другая игрушка) тому, кто ведет строй на физкультуру, на прогулку;

- флажок у того, кто замыкает строй.

Таких примеров можно привести немало, каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения, но и помогают педагогу в непосредственной организации жизнедеятельности детей.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена различными видами деятельности, одно из ключивых, занимает игра. В каждом из видов игр (сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава), ребенок учится.

Когда дошкольник овладевает игрой на уровне самостоятельности, игра превращается из предмета познания в самодеятельность ребенка – творческую форму выражения его индивидуальности.

1. Сюжетно-ролевая игра – одна из важнейших форм социализации дошкольника, поэтому от умелого руководства педагога зависит эффективность работы в данном направлении.

Важно соблюдать ряд требований, способствующих эффективному руководству игрой:

- игру нужно организовывать так, чтобы в каждом ее виде предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям (цель ставит воспитатель перед собой, но не перед детьми);

- необходимо содействовать накоплению у дошкольников представлений об образцах для подражания (герои, люди разных профессий, спортсмены, артисты и т. д.);

- необходимо продумывать средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство) – только в этом случае игра станет средством социализации, а не простой забавой;

- игра – «лаборатория познания» педагогом своих воспитанников;

- организация детской игры должна быть направлена на то, чтобы каждый ребенок приходил к ее результату – оценке и самооценке созданного образа.

2. Коммуникативные игры – игры, в ходе которых для выполнения игрового действия необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. Таких игр достаточно много, это игры различной степени подвижности, к ним можно отнести некоторые хороводные игры, много среди них словесных и ролевых игр (примеры – в приложении 1).

3. Игры с правилами – здесь дошкольник не только получает удовольствие от процесса игры, но и обязан соблюдать правила, заданные взрослым, обговоренные со сверстниками или предусмотренные самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится эмоционально приемлемо оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Социально-коммуникативное развитие в организованной образовательной деятельности

1. Организованная образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий происходит образовательное взаимодействие, при котором его участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют ее, учатся применять полученные знания на практике.

2. Опытно-экспериментальные методы (технология ТРИЗ, метод проектов) – такие методы позволяют ребенку включиться в определенную систему получения знаний, и ведут к появлению новых типов отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь организовать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта, где ребенок рассказывает: что изучали, где находили информацию, что и как сделано, какой получили результат.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум "Детский сад в радость

или эмоциональное благополучие в детском саду".

Цель семинара - повышение психолого - педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоциональное благополучие детей в детском саду.

Вступительное слово педагога-психолога. Уважаемые коллеги! Большинство детей дошкольного и раннего возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум и пребывание в нем, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность ребенка, поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояние эмоционального благополучия. Поэтому мы с Вами сегодня продуктивно поработаем над решением таких задач:

- познакомимся (вспомним) с теоретической информацией об особенностях адаптации детей;

- вспомним о конструктивных способах общения с детьми.

Упражнение «Улыбка»: педагог-психолог под звуки приятной музыки предлагает воспитателям выбрать шарик в соответствии со своим настроением. Затем, взявшись за руки, все стоящие в кругу улыбаются друг другу. Цель этого упражнения - настроить участников на позитивное общение и подарить друг другу самую искреннюю и добрую улыбку.

Блиц-опрос: как же мы можем помочь детям успешно адаптироваться в условиях ДОУ? ( Педагоги,  обсудив вопрос о создании эмоционально - благоприятной атмосферы в период адаптации ребёнка в группе, находят верный ответ. А  именно, необходимо сформировать у ребенка положительные установки, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует тепло, исчезнут его волнения и страхи, легче пройдет адаптация).

Я сейчас коротко напомню присутствующим педагогам о процессе адаптации детей в ДОУ. Адаптация - это сложный процесс приспособления организма к новым жизненным условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

        Для любого ребенка поступление в детский сад является трудным шагом, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам. Время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период, для всех семей острый период адаптации - индивидуален.

Психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острые заболевания не возникают. У ребенка преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, он активно контактирует со взрослыми и детьми.

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца, настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно. Но при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную активность.

Тяжелая адаптация - более 3-х месяцев. Длительные и тяжелые заболевания, преобладают агрессивно-разрушительные реакции. Активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо тихий плач, пассивное подчинение, подавленность. Наша с Вами задача – минимизировать психологические  потери детей в адаптационный период, в последующие дни пребывания детей в детском саду  и способствовать их эмоциональному благополучию.

Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.

Упражнение «Тонкая бумага» (каждому участнику раздается по листу бумаги, выполняют указания ведущего).

- Сложите листок пополам, оторвите верхний правый угол, снова сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. (до пяти раз). Упражнение выполняйте так, как вы его поняли.

- У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем они похожи? Каков смысл задания?

- Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково. Должен быть пример поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и дети их нарушит.

Все мы знаем, что невнимание к ребенку, неуважение его личности лишают возможностей самореализации в будущем. Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.

        Упражнение «Диктат». Для этого упражнения пригласим двух педагогов на роль ребенка и воспитателя.

А мы сейчас вспомним, как мы иногда общаемся с детьми.

* Если ребенок капризничает, мы ему говорим: «Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. (обвязываем  область сердца)

* Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, мы говорим: «Не трогай!» (Связываем бинтом руки.)

* Если ребенок разбегался, мешает нам, мы говорим: «Не бегай!» (Связываем ноги.)

* Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем: «Не слушай!» (Завязываем уши.)

* Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи!» (Завязываем рот.)

- Как вы думаете, ребенку хорошо? Как он себя чувствует? Как вы думаете, что нужно освободить в первую очередь? Если мы его спросим? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?

Давайте вспомним реплики взрослых, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить, негативное (3 ситуации) переделать в позитивное влияние они оказывают на ребенка. Например, часто можно слышать раздраженные высказывания взрослых в адрес расшалившегося малыша: «Хватит капризничать, а то оставлю тебя здесь».

- Какое воздействие оказывает эта реплика? (Негативное воздействие, т. к. ребенок может почувствовать свою ненужность, предательство со стороны родителей)

- Часто встречается ситуация, когда ребенок отказывается убирать свои игрушки. Что порой говорят взрослые в этом случае? «Убери свои игрушки, ты же взрослая девочка»

- Это позитивная или негативная установка? (Позитивная, т. к. подчеркивается самостоятельность ребенка.) А негативной в этом случае будет какая установка? (Угроза выкинуть игрушки или отдать другим детям.)

- Что в этом случае можно предложить ребенку? (Устроить соревнование: кто быстрее уберет свои вещи.)

 «Игра с платком».

Цель – снять эмоциональное напряжение, дать возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.

Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и мы место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто — зрителем, проведем небольшую артистическую разминку. У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

  • бабочку,
  • принцессу,
  • волшебника,
  • бабушку,
  • кошку,
  • человека, у которого болит зуб,
  • морскую волну,
  • лису.

После показа каждого нового персонажа задаю следующие вопросы: "Кто может показать бабочку (принцессу, ...) иначе? Кто еще хочет попробовать?"

У вас прекрасно получилось. Кому понравилось исполнять роли?.. Кому понравилось смотреть?.. Может быть, кто-то надумал сейчас изобразить еще что-нибудь?..

В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:

- Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

- Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

- Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.

Итог семинара - пополнение багажа практических знаний и хорошее настроение!



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Конфликты среди людей и способы их разрешения»


Цель: профилактика и разрешение педагогических конфликтов в ДОУ
Задачи:
• дать представление о различных стилях разрешения конфликта;

• углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля,

характерного для поведения в конфликте;

• способствовать развитию способности успешно действовать в конфликтных ситуациях и регулировать их.


Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)

1.Вступительное слово. 

Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.
Главная цель нашего занятия это выяснить как правильно вести себя в конфликтных ситуациях и как можно разрешать конфликты. Вначале давайте с вами вспомним, что такое конфликт и каковы причины его возникновения.

Итак, слово конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”, а с точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

2. Упражнение “Ассоциации”.
Цель: настроить участников на совместную работу.
Если конфликт – это одежда, то какая?
Если мебель, то какая?
Какой можно сделать вывод? (высказывания педагогов).

Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями.
Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор.

3. Беседа: кто является участником конфликтных ситуаций  в ДОУ? (ответы педагогов)

1. Воспитатель - воспитатель

2. Администрация - воспитатель

3. Родитель - администрация

4. Воспитатель – родитель

5. Воспитатель-ребенок

Подробнее сегодня остановимся на конфликтах в системе «воспитатель - родитель».

4. Формула конфликта и поводы для конфликта

Формула конфликта: конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия) + повод (инцидент) «последняя капля» = конфликт.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

  • С ребенком мало занимаются в д/с (в т. ч. специалисты);
  • Не могут найти подход к ребенку, предвзятое отношение к нему;
  • Ограничивают свободу ребенка;
  • Часто жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
  • Не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей.

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

  • Неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
  • Плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку);
  • Предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам и т.п.;
  • Перекладывают ответственность за воспитание и развитие ребенка на детский сад.

5. Деловая игра «Конфликтные ситуации» (педагоги разбиваются на 5  групп)

Каждой группе педагогов необходимо выбрать способы выхода из конфликтных ситуаций и представляется свою стратегию поведения остальным участникам игры.

1.  Таню родители приводят в группу часто с опозданиями, из-за чего девочка постоянно эмоционально возбуждена, не может сразу включиться в совместную деятельность с другими детьми, не может концентрировать свое внимание, мешает другим детям.

На замечания воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий психолога: у ребенка наблюдаются признаки гиперактивности. Важно подчеркнуть, что для гиперактивного ребенка необходимо соблюдать четкий распорядок дня. Оберегать ребенка от переутомления, т.к. это приводит к снижению самоконтроля, сильному эмоциональному возбуждения.

 В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Катя опоздала на очень интересную игру, и не смогла сразу присоединиться к детям.

2. Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о стеснительности и недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают. 

Комментарий психолога: важно сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, страшновато ему одному стоять перед полным залом, но, если поддержать малыша, все обязательно получится. При необходимости нужно помочь подобрать стихотворение так, чтобы оно не было сложным. Объяснить родителям, что, создав для ребенка ситуацию успеха, мы сможем преодолеть временные трудности.

3. Маша - очень активная девочка, наблюдается избыточная подвижность, крики, вспышки импульсивности, отсутствие сосредоточенности во время игры и на занятиях, склонность к разбрасыванию вещей; к ребенку трудно найти подход. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому неврологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей.

 В последующие дни Машу в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через некоторое время девочка снова стала посещать группу.

Комментарий психолога: если бы такую информацию родитель получил от педагога – психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с

воспитателем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

4. Забирая вечером ребенка из детского сада, мама возмущается, что одежда ее ребенка очень грязная. Выясняется, что мальчика толкнул в грязь Ваня (агрессивный ребенок). Мама обвиняет педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель был свидетелем происшествия.

Комментарий психолога: Постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, что не всегда агрессивный ребенок проявляет агрессию первым, но в данном случае ребенок не умышленно толкнул другого ребенка, агрессивные дети-импульсивны. Но если событие произошло по недосмотру воспитателя - Признать свою ошибку, извиниться.

5.   Вове 4 года, он дерется, громко скандалит, часто является инициатором конфликтных ситуаций в группе. Воспитатель, оберегая других детей, постоянно порицает поведение такого ребенка, прерывает его агрессивные нападки, жалуется на его поведение родителям. Мама считает, что это нормально и период такого поведения рано или поздно пройдет. А жалобы воспитателя надоели, «...решайте проблему сами».

 Комментарий психолога: Не оставлять без внимания таких детей; дать безопасный, социально приемлемый выход агрессии (эмоциональная разрядка); учить социальным нормам поведения в доступной для ребенка форме. Порекомендовать маме посещение педагога-психолога детского сада.

6.«Правила построения эффективного общения»

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить

«Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

  • Улыбка,
  • Имя собеседника
  • Комплимент.

- Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть.

7. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»  

Нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Раздаются  листочки с началом  стихотворения. Вы должны продолжить в положительном ключе, смысле (работа малых группах)

- Все любят послушных, приветливых деток.

Капризных, упрямых – не любит никто…

- Утром настроение плохое,

Глаз накрасить не могу никак…

- Родители часто сердясь и бронясь,

С ребенком теряют душевную связь…

-Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенять…

- Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не стоит надувать…

8. Упражнение. «Каким мы хотим видеть своего ребенка?»

Цель: формирования толерантности к детям с эмоциональными нарушениями

Выбирается один доброволец и один помощник, которому выдаются шарфы, платок, веревка, ремень.

 Ведущий просит помощника, согласно тексту, завязывать платками, шарфами, лентами и т.д. «каналы воспроизведения»:

1        Рот – чтобы не ругался и не кричал;

2        Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;

3        Уши – чтобы не слышали лишнего;

4        Руки – чтобы не дрались;

5        Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;

6        Душу – чтобы не страдала.

После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), ведущий обращается к участникам с вопросами: что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован! Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты! Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны! Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений! Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!

После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения.

9. Давайте подумаем, конфликт имеет только отрицательные стороны или мы можем извлечь из возникшего конфликта что- то положительное?

Отрицательные

• Настроение враждебности

• Ухудшение социального самочувствия

• Формализация общения

• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

• Эмоциональные затраты

• Ухудшение здоровья

• Снижение работоспособности

Положительные

• Получение социального опыта

• Нормализация морального состояния

• Получение новой информации

• Разрядка напряжённости

• Помогает прояснить отношения

• Стимулирует позитивные изменения

Вывод: таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

10. Рефлексия. Буклеты.

1.  Таню родители приводят в группу часто с опозданиями, из-за чего девочка постоянно эмоционально возбуждена, не может сразу включиться в совместную деятельность с другими детьми, не может концентрировать свое внимание, мешает другим детям.

На замечания воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

2. Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о стеснительности и недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают. 

3. Маша - очень активная девочка, наблюдается избыточная подвижность, крики, вспышки импульсивности, отсутствие сосредоточенности во время игры и на занятиях, склонность к разбрасыванию вещей; к ребенку трудно найти подход. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому неврологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей.

4. Забирая вечером ребенка из детского сада, мама возмущается, что одежда ее ребенка очень грязная. Выясняется, что мальчика толкнул в грязь Ваня (агрессивный ребенок). Мама обвиняет педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель был свидетелем происшествия.

5.   Вове 4 года, он дерется, громко скандалит, часто является инициатором конфликтных ситуаций в группе. Воспитатель, оберегая других детей, постоянно порицает поведение такого ребенка, прерывает его агрессивные нападки, жалуется на его поведение родителям. Мама считает, что это нормально и период такого поведения рано или поздно пройдет. А жалобы воспитателя надоели, «...решайте проблему сами».

- Все любят послушных, приветливых деток.

Капризных, упрямых – не любит никто…

- Утром настроение плохое,

Глаз накрасить не могу никак…

- Родители часто сердясь и бронясь,

С ребенком теряют душевную связь…

-Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенять…

- Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не стоит надувать…