Профилактика суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Лунина Людмила Сергеевна

ОБРАТИ НА МЕНЯ ВНИМАНИЕ! 

Мы любим своих детей, и они любят нас. Но иногда мы перестаем понимать друг друга, и в нашей жизни вместо любви и радости появляются обида, страх, раздражение. Мы ищем выход из сложившейся ситуации, но не всегда находим подходящий. 

Как во время заметить и оказать помощь нуждающемуся? 

https://youtu.be/HfAYaMCMYtQ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_suitsidalnyh_popytok_nesovershennoletnimi.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика суицидального поведения и оказание экстренной психологической помощи при суицидальных попытках детьми и подростками. Педагог-психолог МОУ «ОСОШ» Лунина Людмила Сергеевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа городского округа Стрежевой»

Слайд 2

Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет. .

Слайд 3

Суицид – это завершенная попытка самоубийства, закончившаяся летальным исходом. Суицидальное поведение- широкий набор норм поведения, связанный с темой смерти, добровольного ухода из жизни, суицидальной атрибутикой, способами суицида и т.д. Суицид и суицидальное поведение

Слайд 4

Демонстративное суицидальное поведение. Аффективное суицидальное поведение . Истинное суицидальное поведение. Типы суицидального поведения

Слайд 5

Неразделенная любовь Нарушение детско-родительских отношений. (Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился)). Конфликты с друзьями или педагогами. (Как последняя капля, толкнувшая к суициду). Прессинг успеха. (страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех). Буллинг , кибербуллинг . ( Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду). Отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков. (самоубийца вызывает сочувствие, а не призрение). Самоубийство фанатов, после смерти кумира. (имеют часто массовый характер). Мотивы и причины детско-подростковых суицидов

Слайд 6

Мотивы и причины детско-подростковых суицидов

Слайд 7

Мотивы и причины детско-подростковых суицидов

Слайд 8

Признаки суицидальных намерений у детей и подростков Эмоционально-психологические изменения Изменения внешнего вида и поведения Изменения оценки действительности и собственной жизни Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность. Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде. Нигилистическое отношение к окружающим и действительности. Безразличное или враждебное отношение к окружающим. Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание. Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее. Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога. Причитания, склонность к нытью, ворчливость. Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой. Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий. Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал. Поиск себе подобных суицидальноозабоченных в Интернете и других местах. Потеря интереса к привычным видам деятельности. Инццденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках. Связь с деструктивными сектами. Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках. Нигилистическое отношение к окружающим и действительности. Снижение успеваемости. Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание. Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.

Слайд 9

Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних

Слайд 10

Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся I. Документы Федерального уровня: Конституция Российской Федерации ( статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь). Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ». В соответствии со статьей 14 на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально-опасном положении . Органы образования должны незамедлительно сообщить в комиссию , инспектору по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактах Семейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей (ст. 9 ). Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию ». Закон четко определяет информационную продукцию, недопустимую детской аудитории, и регламентирует проведение экспертизы информационной продукции . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Статья 41 регламентирует обеспечение безопасности обучающихся и профилактику несчастных случаев во время их пребывания в образовательной организации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность , при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации . Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г . № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно данному постановлению в соответствии с критериями оценки информации , утвержденными межведомственным приказом Роскомнадзора , ФСКН России и Роспотребнадзора от 11.09.2013 г. № 1022/368/666 проводится экспертиза ссылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается решение о блокировании данных ссылок . Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 В Концепции предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. За жестокое обращение с детьми ( физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы ( пренебрежение основными потребностями ребенка)) в зависимости от его тяжести предусмотрено привлечение родителей к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ в виде штрафа от 100 до 500 рублей ). Уголовный кодекс Российской Федерации. Так как нанесение вреда здоровью может быть причиной суицидального поведения среди детей и подростков , предусмотрена уголовная ответственность (статьи 110, 115 – 118, 125 , 156). Семейный кодекс Российской Федерации . За ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде лишения родительских прав (ст. 69), ограничения (ст. 73 ), отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровья (ст. 77).

Слайд 11

Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся Ведомственные документы по профилактике суицидального поведения: Информационное письмо Минобрнауки России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков". Информационное письмо Минобрнауки России от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков". Письмо Рособрнадзора от 20.09.2004 г. № 01-130/07-01 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков ". МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО От 18 Января 2016 Г. № 07-149 О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида . Рекомендации по ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.

Слайд 12

Региональные нормативные документы: https://toipkro.ru/index.php?act=news&id=5173 Памятка «Инфраструктура медицинских и психологических услуг, оказываемых населению бюджетными организациями (в том числе в кризисных и чрезвычайных ситуациях )». Памятка по ознакомлению с факторами риска и признаками суицидального поведения несовершеннолетних, а также методами их профилактики Рекомендации родителям ребенка, совершившего попытку суицида. Методические рекомендации «Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты )». Информационное письмо ДОО ТО «О направлении методических материалов по вопросам проведения профилактических мероприятий» от 23.04.2021 №57-2476 Протокол координационного совещания Минпросвещения России от 09.04.2021 № Д07-13/07пр. Перечень документов и методических материалов для организации деятельности по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в субъекте РФ. «О реализации индивидуального подхода и дифференцированного сопровождения школьников с риском суицида», Макашева В.А., главный врач Новосибирского областного детского клинического психоневрологического диспансера Факторный анализ риска суицидального поведения.

Слайд 13

Практические задания: Педагогу-психологу школьной психологической службы обратился молодой педагог Максим Леонидович, который недавно впервые принял классное руководство. Максим Леонидович интересуется, с чего ему начать работу по профилактике суицидального поведения в 9 классе. Выберите, наиболее правильный ответ: Необходимо начать с формирования и поддержания психологической безопасности среды в классе, профилактики буллинга ; информирования обучающихся о возможностях получения помощи в трудных жизненных ситуациях . Необходимо начать с привлечения специалистов из Комиссии по делам несовершеннолетних с целью проведения разъяснительной работы среди обучающихся о вреде, недопустимости самоповреждающих действий, суицидальных попыток. Необходимо начать с информирования родителей о возможных суицидальных рисках их детей; информирования обучающихся о негативных последствиях суицидальных действий (в т.ч . для их родных, близких). Необходимо начать с проведения мероприятий, направленных на разъяснение недопустимости суицидальных, аутоагрессивных действий/поведения, развенчание мифа «романтизации» суицида .

Слайд 14

Выберите, наиболее эффективную стратегию действий педагога-психолога школьной психологической службы будут: В связи с тем, что необходимо поддерживать психологически безопасную образовательную среду педагогу-психологу необходимо проследить, чтобы педагоги и классный руководитель к Карине относились более «мягко», «не давили», старались максимально подстроиться под особенности личности обучающейся . В связи с тем, что Карина характеризуется как склонная к демонстративно-шантажному поведению, необходимо игнорировать ее высказывания, не привлекать излишнего внимания к ней, что позволит ей понять, что данный тип реагирования не является эффективным, и она не может добиться желаемого . В связи с тем, что Карина характеризуется по прошлому месту учебы как склонная к демонстративно-шантажному поведению, необходимо пресекать подобный стиль поведения, в т.ч . через убеждение, разъяснения обучающейся, что ее поведение недопустимо. В связи с тем, что педагог-психолог не обладает полной информацией о причинах высказываний Карины, ему необходимо провести с ней доверительный разговор, оповестить родителей (законных представителей) о высказываниях Карины и о возможных последствиях. Направить Карину (вместе с родителями (законными представителями) к профильным специалистам в области суицидального поведения несовершеннолетних (кризисный центр, психолого-медико-психологический центр (ЦППМС) и пр.) для детальной диагностики ее состояния и оказания консультативной помощи ей и ее семье . В 9 «А» класс недавно пришла «новенькая» ученица Карина. Карина ведет себя демонстративно, вызывающе, постоянно привлекает к себе внимание, несколько раз педагог-психолог школьной психологической службы слышал, как она говорила: «Выпрыгну из окна, если мне поставят двойку в четверти», «Вскрою себе вены, если он только посмотрит в сторону М.». При прояснении ситуации педагог-психолог выяснил, что в школе, из которой перешла Карина, у нее уже были «демонстративно-шантажные попытки». По мнению классного руководителя Карины из предыдущей школы – «даже не попытка, а просто несколько раз приходила с царапинами на запястье».

Слайд 15

3. Мария Петровна - классный руководитель 7 «Б» класса обратилась к педагогу-психологу школы с вопросом о том, что она недавно обратила внимание на то, что обучающаяся А. в сложных учебных ситуациях и ситуациях общения с одноклассниками или учителями употребляет высказывания типа: «Я больше так не могу…», «Как Вы меня все достали...», «Вы еще вспомните обо мне…». Педагог-психолог , в качестве наиболее эффективных действий классного руководителя, может предложить: Уточнить интересы обучающейся А. (помимо учебы), подобрать ей дополнительное образование по интересам. Выбрав удобные момент, доверительно переговорить наедине с обучающейся А., попытавшись понять причины таких высказываний, направить к педагогу-психологу школы, рассказать о возможностях получения помощи (в т.ч . анонимной, например, посредством Телефона доверия). Провести классный час (в классе обучающейся А.) на тему «Мы выбираем жизнь!», обсудить деструктивные способы реагирования на трудные жизненные ситуации . Вызвать родителей (законных представителей) и сообщить о негативных реакциях А., с просьбой провести воспитательную работу с ребенком.

Слайд 16

Как предотвратить суицид? Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе и не собирались . Они лишь хотели избежать проблем, которые на их взгляд разрешить им не под силу иным способом. До 75% таких детей и подростков, так или иначе раскрывали свои намерения : искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьез. Поэтому дети и подростки, находящиеся в предсуицидальном состоянии, нуждаются как никогда в индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.

Слайд 17

Первичная профилактика представляет собой комплекс мер, направленных на образование в области психического здоровья, разработку методических пособий, повышение уровня осведомленности школьных психологов, педагогов и родителей, выявление потенциальных групп риска среди подростков. Цель первичной профилактики—свести к минимуму риск возникновения суицидальных намерений

Слайд 18

Вторичная профилактика направлена на помощь лицам, переживающим кризисную ситуацию и всерьез размышляющим о самоубийстве. Основная цель вторичной профилактики—помочь человеку с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать его психологическое состояние. Вторичная профилактика осуществляется узкими специалистами с соответствующей квалификацией—психиатрами , психологами. В этот период для предотвращения тяжелых, потенциально летальных последствий, может потребоваться стационарное лечение. На этом этапе активно применяются различные методы фармако - и психотерапии.

Слайд 19

Третичная профилактика Применяется к людям, выжившим после суицидальной попытки и их окружению, а также к родственникам суицидентов , погибшим в результате завершенного суицида. Третичная профилактика направлена на психологическую поддержку и реабилитацию, а также на предотвращения повторных суицидальных попыток или подражательных суицидов.

Слайд 20

Стратегии действий участников образовательной организации, по оказанию экстренной психологической помощи при критических ситуациях суицидальных попыток несовершеннолетними:

Слайд 21

Стратегия 1—иметь в доступе телефоны экстренной службы помощи или других служб. Немедленно связаться с семьей. Важно, чтобы мы имели поддержку семьи и специалистов, работающих с профилактикой суицида (психиатров, психологов), друзей. Внутри образовательной организации полезно создать систему связи с сотрудниками, имеющими специальное образование по работе с суицидальным поведением. В случае актуального суицидального поведения нужно принимать срочные меры : Прежде всего, важно не оставлять ребенка одного, попытаться успокоить его, снизить его тревогу. Немедленно информировать его родителей или законных представителей о ситуации риска, в которой оказался подросток и о необходимости оказать ему экстренную помощь. Позвонить в службы экстренной помощи через 112. Работа экстренных служб необходима в ситуации высокого суицидального риска, попытки или завершенного суицида. Если суицидальное поведение связано с травлей или буллингом , также необходимо сообщить в полицию, объяснить ученикам, что доведение до самоубийства—это наказуемое преступление, в связи с чем дело будет расследовать следственный комитет.

Слайд 22

Стратегия 2—ограничить доступ к средствам самоповреждения и способам суицида. Убрать из зоны досягаемости все предметы, которые возможно использовать прямо с целью суицида. Ограничить возможность открыть окно или выйти на крышу : падение с высоты—второй по популярности способ суицида в городской среде . Ограничить возможности перемещения ребенка.

Слайд 23

Стратегия 3—не оставлять ребенка одного с проблемой— включать в ситуацию учителей, друзей и других сверстников. Чувство одиночества и отвержения—один из факторов риска суицидального поведения. Даже если подростка выписали из больницы, куда он попал в связи с суицидальными проявлениями, опасность может сохраняться и после выписки. Необходимо продолжать работу с профессионалами, медиками и значимыми людьми из окружения ребенка. Большое количество суицидов происходит на этапе кажущегося улучшения , когда у человека появляются энергия и воля для того, чтобы довести суицидальные идеи до конца. Однако , человек, который когда-либо совершал суицидальную попытку , может не находиться в постоянном риске. Суицидальные мысли могут появляться снова, но они не постоянны, и во многих случаях не возобновляются после лечения.

Слайд 24

Стратегия 4—развивать коммуникативные навыки: спрашивать и слушать. Что делать, чтобы улучшить коммуникацию ? • Спокойно, открыто и прямо говорить о происходящем, называть происходящее своими словами (желание лишить себя жизни, намерение уйти из жизни, попытка убить себя). • Слушая подростка, проявить уважение, сопереживание и понимание . Использовать технику активного слушания. • Установление доверительного контакта—важнейшая задача . • Уважительно относиться к молчанию, ребенку без сомнения непросто говорить о том, что он чувствует и думает. • Показать ребенку, что он нам важен, мы беспокоимся о нем. • Дать ему понять, что все в жизни, кроме смерти, меняется. • Сосредоточиться на том, чтобы показать ребенку все его достоинства и сильные стороны, заставить увидеть себя ценной и уникальной личностью.

Слайд 25

Чего НЕ делать? Не осуждать ребенка ни в чём; Не упрекать ребенка в способе мыслей или поведения ( например , «Как ты можешь говорить такое?»); Не критиковать, не спорить, не насмехаться над ним, не провоцировать , не бросать вызов. Относиться к угрозам серьезно . (Нельзя: «Да ладно, не говори глупостей !»). Не преуменьшать, не обесценивать проблемную ситуацию, которую он проживает. (Нельзя: «Да ладно тебе, это нормально , все пройдет !»). Не впадать в панику, не показывать страх. Если мы не знаем как действовать, мы точно можем, по крайней мере, спокойно выслушать и как можно скорее найти специализированную помощь и поддержку. Стараться не использовать аргументы вроде «ты сделаешь очень больно своему брату, родителям», если мы не знаем точно, каковы сейчас отношения с этим людьми, поскольку , бывает так, что именно этого подросток хочет добиться. Нужно подчеркивать в позитивном ключе важность его для нас и других людей, особенно если мы владеем информацией о том, кто именно ему дорог.

Слайд 26

Стратегия 5 - не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований, за исключением вашей личной тревоги. Причина , по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный человек может посчитать суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь» — как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе. С уицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя» — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными

Слайд 27

Стратегия 6 - не оставляйте ребенка одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно , придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните , что поддержка накладывает на вас определенную ответственность. Для того чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт — попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.

Слайд 28

Стратегия 6—забота о себе (реабилитация) персонала образовательной организации. Эту стратегию следует использовать во время любого процесса помощи человеку с суицидальным риском. Рекомендуется , чтобы воспитатели и другие сотрудники образовательной организации, которые оказались включены в активное взаимодействие с человеком с суицидальным риском, обратились за специализированной помощью, а не брали на себя роль и ответственность профессионалов.

Слайд 29

Родители, врачи, педагоги должны всегда помнить: любые переживания и тревоги наших детей и подростков не должны оставаться без их заботливого, чуткого внимания и помощи, и тогда мысли о самоубийстве обойдут их стороной.

Слайд 30

Используемая литература: https:// krasova.hmansy.muzkult.ru/media/2018/09/19/1217075853/metod-rek-suicid-povedenie-podrostkov.pdf Психология общения (учебник для ссузов ) Панфилова А.П. (2013, 368с.). pdf Сборник-памяток-для-школ-по-профилактике (1). pdf https:// 1gomel.schools.by/pages/suitsidalnoe-povedenie-podrostkov-kak-predotvratit-suitsid https://www.b17.ru/article/detskij_i_podrostkovyj_suicid / http:// centercep.ru/stati/8-klinicheskaya-psihologiya-i-psihoterapiya/132-suicid-o-merah-profilaktiki-suicida-sredi-detey-i-podrostkov.html https:// toipkro.ru/index.php?act=news&id=5173 hrome - extension ://mjillkibdjeflldljbgaemfpencpfgkg/suspended.html#ttl= Центр%20экстренной%20психологической%20помощи%20-%20МГППУ%20–% 2 Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации. Методические рекомендации / ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ». М.: 2020 г. 56 с.— ISBN 978-5-91976-150-1 Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов / Под ред. Вихристюк О.В. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 58 с . Профилактика суицидального поведения подростков Методические рекомендации , 2016 г.