РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С РАС

Бучнева Ольга Вячеславовна

Данный раздел содержит практический материал, необходимый к использованию родителями, воспитывающими детей с РАС. Может быть интересен и педагогам, занимающимися с детьми с РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 важнейших навыков общения

0

 

autichnyj-rebenok

Существуют определенные навыки общения, без которых ребенок не сможет эффективно общаться с окружающими людьми. Вот самые важные из них:

  • Просьба о поощрении.
  • Ответы «Нет» и «Да» на вопрос «Ты хочешь…?».
  • Просьба о помощи.
  • Просьба о перерыве.
  • Реакция на просьбу «Подожди».
  • Реакция на сообщение о смене деятельности.
  • Выполнение инструкций.
  • Следование расписанию.

Это, пожалуй, один из самых основных навыков, которые должен усвоить аутичный ребенок. Просьба о желаемом предмете (поощрении) дает возможность получить доступ к предмету или действиям необходимым в повседневной жизни или позволяющим получить удовольствие от занятий либо общения с людьми.

Ответы «Нет» и «Да» на вопрос «Ты хочешь…?»

Способность соглашаться или отказываться от предложений других людей позволяет показать собеседнику, что именно мы хотим. Если ребенок лишен такой возможности, то, не умея сказать «ДА» или «Нет» на вопрос «Ты хочешь…?», он будет вести себя резко и неприемлемо для окружающих.



Предварительный просмотр:

Как выработать у ребенка с РДА стойкие

бытовые навыки?

Обучение ребенка «бытовым ритуалам» подразумевает обучение его бытовым навыкам, умению самостоятельно обслуживать себя, усвоение ребенком распорядка дня.

Помните, что даже такие бытовые навыки, как одевание, поход в туалет, завтрак и прочие навыки самообслуживания у детей, необычайно сложны для аутичного малыша.

Здоровый ребенок учится этому в форме игры — он наблюдает за взрослыми и подражает их действиям. Многие дети с аутизмом не могут подражать и повторять последовательность действий взрослого самостоятельно. Поэтому, чтобы научить ребенка обслуживать себя потребуется специальная подготовка и долгая, кропотливая работа. В основе самообслуживания аутичного ребенка лежат усвоенные им стереотипы поведения в различных бытовых ситуациях.

К примеру, мы хотим, чтобы ребенок убирал посуду после еды. Сначала взрослый должен делать это сам, сопровождая каждое свое действие комментарием. На следующем этапе, взрослый выполняет действия руками ребенка, находясь при этом позади малыша. Постепенно, нужно уменьшать участие взрослого в происходящем: если сперва он держал руки ребенка, то теперь достаточно лишь направлять их и контролировать движения крохи. Когда малыш закрепит новые бытовые навыки и сможет выполнять работу самостоятельно, можно будет помогать ему с помощью речевой инструкции. Также можно воспользоваться пошаговым визуальным расписанием.

Правила, которые необходимо соблюдать при обучении ребенка бытовым навыкам:

  • Не торопитесь, обучайте ребенка новым навыкам постепенно, избегая ошибок. Исправлять их будет намного труднее.
  • Пока навыки самообслуживания у детей не закрепятся, не переходите к изучению новых.
  • Требуйте от ребенка выполнения определенных действие лишь в том случае, когда вы уверены, что это в его силах. Если у ребенка что-то не получается, вернитесь к предыдущему этапу обучения – вновь направляйте его руки или давайте четкие инструкции.
  • Не приступайте к обучению новому навыку, если ребенок устал, голоден или у него плохое настроение.
  • Взрослые, обучающие аутичного ребенка навыкам самообслуживания и бытовым навыкам, обязательно должны действовать по одной схеме!
  • Постепенно усложняйте приобретенные навыки. Когда малыш научиться убирать посуду за собой, усложните задачу. Научите его мыть за собой тарелки или накрывать на стол.

Таким образом, шаг за шагом вы научите малыша навыкам самообслуживания  и самостоятельности.



Предварительный просмотр:

ЕСЛИ РЕБЕНОК

С  РДА КУСАЕТСЯ?

почему маленькие дети кусаютсяПричин, почему маленькие дети кусаются, может быть несколько. Как правило, и у здоровых детей, и у деток-аутистов они одинаковые. Но если обычный ребенок, как правило, перерастает этот этап, то в случае с аутичным малышом, это может стать очень серьезной проблемой. И чтобы минимизировать нежелательное поведение, нужно в первую очередь верно определить причину кусания.

Кусание, как этап развития малыша

Часто причину, почему дети кусаются, психология объясняет естественным процессом развития ребенка.  Кусание и обсасывание предметов является одним из этапов развития малыша до 18 месяцев. Он может наступать с запозданием в том случае, если по каким-то причинам, этот этап был пропущен в младенческом возрасте.

Сенсорные ощущения

Жевание и кусание может нести сенсорную фукнкцию, обеспечивая оральную стимуляцию. Для детей с сенсорной недостаточностью кусание может быть не только приятным, но и необходимым стимулятором. Если с помощью кусания аутист получает приятные для него сенсорные ощущения, предоставьте ему возможность получить сенсорную стимуляцию иным образом: купите резиновые жевательные трубки или игрушки-прорезыватели для зубов. Кусая и жуя их, ребенок сможет избавляться от напряжения и стресса. Для этой цели также можно использовать сухофрукты или сухие макароны.

Физический дискомфорт

Ответ на вопрос, почему дети кусаются,  может крыться не только в психологии. Не стоит забывать, выискивая причину кусания, о возможной зубной боли у ребенка. В этом случае кусание будет реакцией на физическую боль. Понаблюдайте за ребенком. При необходимости, сходите на осмотр к стоматологу.

Кусание, как форма коммуникации

Для малыша, который не в состоянии обратится с просьбой и сообщить о своих потребностях, кусание может стать одной из форм коммуникации. Почему маленькие дети кусаются в этом случае? Ребенок замечает, что если он укусит маму, она обязательно обратит на него внимание. Если малыш укусил маму во время занятия, и выполнение задания прекратилось — ребенок быстро понимает, что таким образом он может контролировать ситуацию и использует кусание все больше и больше, для прекращения действий, которые ему не нравятся. Если ребенок не может нужно обязательно развивать у ребенка альтернативные навыки коммуникации, обучать аутиста умению выражать свои желания и сообщать о дискомфорте.

Реакция на стресс

Иногда с помощью кусания ребенок может выражать тревогу и реакцию на какое либо потрясение: изменяющуюся ситуацию либо определенный источник стресса. Если ребенок выражает с помощью кусания тревогу — нужно научить его делать это более приемлемым способом. Старайтесь избегать ситуаций, в которых ребенок может испытывать стресс либо напряжение: поддерживайте знакомую атмосферу, избегайте скоплений людей, используйте визуальное расписание и альтернативные формы коммуникации. Обучите ребенка методам релаксации.

Как свести к минимуму нежелательное поведение?

  • Старайтесь действовать на опережение. Важно, чтобы нежелательное поведение не закреплялось! Если вы чувствуете, что ребенок нервничает и, возможно, попытается укусить вас, постарайтесь отвлечь его внимание или помочь ребенку успокоится: включите спокойную музыку, подскажите, как правильно обратиться с просьбой.
  • Постарайтесь незаметно сохранить физическую дистанцию, чтобы не дать ребенку возможности укусить вас. При этом не нужно отскакивать от ребенка, лучше быстро, но спокойно перенаправить его движение. Если ребенок вас все же укусил, ни в коем случае не кричите. Ваша реакция должна быть нейтральной: громкий вскрик, всплеск эмоций, яркая мимика – только усилят нежелательное поведение.
  • Если ребенок, напротив, проявил правильную реакцию, сразу же, похвалите его, дайте ему любимую игрушку. При этом очень четко проговорите, за что конкретно вы его поощряете: «Ты попросил машинку спокойно. Молодец!»
  • Помните, что кусание – серьезная проблема, которую нужно обязательно стараться свести к минимуму! Если кусание закрепится в поведении аутичного малыша, в дальнейшем справиться с ним будет необычайно трудно.



Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ-ШУМЕЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РДА

Казалось бы, шумелка для детей – пособие, которое можно сделать своими руками – ненадолго заинтересует малыша и не принесет особый вклад в развитие ребенка. Но так ли это на самом деле? Для чего нужны игрушки-шумелки, как их сделать из подручных материалов и как использовать для занятий с ребенком-аутистом?

Для чего нужна игрушка шумелка?

Такое пособие предназначено для развития слухового восприятия, умения воспринимать и анализировать звуковую информацию, формирования понимания звуковых образов, для правильного развития фонематического слуха, развития речи знакомства с новыми словами: звенит, шумит, булькает, громко, тихо, тише, громе (сравнительная форма), часто, сильно, слабо и т.д.

Кроме того, стимуляция мозга сенсорными сигналами может также успокаивать или, напротив, возбуждать аутичного ребенка. Играя в сенсорные игры с малышом, вы получите прекрасную возможность наладить с ним контакт. В моменты получения приятных сенсорных ощущений ребенок будет испытывать удовольствие и связывать его с образом взрослого. Разделяя положительные эмоции с ребенком-аутистом и используя эмоциональные комментарии, вы сможете вносить в игру новый социально значимый смысл и расширять представление ребенка об окружающем мире посредством введения различных игровых сюжетов.

Как сделать шумелки для ребенка своими руками?

Пособие представляет собой набор из пластмассовых и жестяных емкостей от пищевых продуктов, витаминов, которые содержат разные по фактуре наполнители и издают разные звуки. К примеру:

  • Манная крупа – шуршит.
  • Бубенчики и монетки – звенят.
  • Макароны, бусины – гремят.
  • Вода – булькает.

Для безопасности крышки на емкости приклеиваются с помощью термоклея. Для создания шумелки своими руками можно воспользоваться целым рядом идей, выложенных в интернете.

Игрушка шумелка для детей своими руками


Как использовать шумелки?

В какие развивающие игры играть с помощью шумелок будет, конечно же, зависеть от уровня развития ребенка. И совсем не обязательно, что игры будут простыми. Вот несколько вариантов игр с шумелками:

  • Попросите ребенка выполнить задание: позвени (погреми, побулькай) сначала очень громко, затем тише. Пошуми резко и коротко. Шуми плавно и долго и тому подобое.
  • Создайте шумовой рисунок и предложите ребенку повторить его с помощью второго набора шумелок или голоса.
  • Предложите ребенку изобразить звук. Для этого прошумите с затиханием звука, с нарастанием интенсивности. Пусть карандашом или восковым мелком он изобразит затихание ослаблением нажима на мелок, нарастание — усилением нажима. Так же объясните ребенку принцип: прерывистый звук—прерывистая линия и т.д.
  • Предложите ребенку изобразить черный звук (резкий, угрожающий), голубой (нежный), красный (веселый). Или даже придумать небольшой ритмический рисунок заданного цвета. Не навязывайте ребенку готовых шаблонов, пусть у него возникают свои образы, главное — чтобы он их озвучивал. Упражнение развивает ассоциативное мышление, фантазию, эмоциональное восприятие звука и цвета.
  • Предложите поиграть в следующую игру: «Давай вместе повторим шелест листвы во время дождя (тихие и нежные шуршащие звуки), а теперь покажем как ругаются медведи (громко и яростно)». Или же выполните обратное задание: предложите ребенку дать название шумовому отрывку, произведенному вами.
  • Проведите с ребенком беседу на тему «происхождение звука». Объясните, что мелкие крупинки манки создают множество тихих звуков, которые сливаются в шуршание. Более крупные частицы, как гречка, — дают звук большей интенсивности. Звук будет зависеть от плотности частиц: к примеру крепкий горох издаст звонкий гремящий звук. Засыпав разные наполнители в емкости, извлекайте и сравнивайте звуки.
  • Разбивание слова на слоги. Предложите ребенку слово, например «солнышко», а малыш должен прошуметь: тюх-тюх-тюх. Можно также предлагать посчитать количество слогов. Обратное задание, более сложное: вы задаете шумом количество слогов (ритмический рисунок слова), а ребенок должен подобрать слово, ему соответствующее. Вы шумите: «та-та», малыш предлагает варианты: реп-ка. ры-ба, но-ра.
  • Предложите ребенку аккомпанировать вам, в то время, как вы будете петь знакомую ему песенку: «Во поле березка стояла», «Улыбка». Возможно ребенок выберет эстрадную песню. Важно, чтобы он тренировался улавливать интенсивность и ритмический рисунок мелодии.



Предварительный просмотр:

КАК ВВЕСТИ НОВОЕ БЛЮДО В РАЦИОН РЕБЕНКА С РДА

Часто родители детей с аутизмом сталкиваются со следующей проблемой: ребенок отказывается есть определенные блюда и его рацион крайне ограничен. К примеру, малыш категорически отказывается есть овощи или фрукты, мясо или рыбу. Что делать в такой ситуации и как расширить рацион питания ребенка?

Физический дискомфорт после еды

Если ребенок не хочет есть определенную еду, в первую очередь убедитесь, что от ее употребления у малыша не появляется физический дискомфорт. Пищеварительные нарушения довольно часто встречаются у деток с аутизмом. Возможно, ваш ребенок знает, что от определенной еды у него может болеть живот. И в этом кроется нежелание есть, к примеру, капусту, яблоки, свежую выпечку или бобовые. Определить наличие проблемы с пищеварением поможет врач.

Как приучить ребенка есть новую пищу?

Многие дети с аутизмом боятся пробовать новую еду. Приучать к ней ребенка нужно постепенно. Это — довольно длительный и процесс. Но, набравшись терпения, вы, скорее всего, сможете научить ребенка есть новые продукты. На первом этапе, достаточно, чтобы ребенок, принимая пищу, просто смотрел на  новое блюдо. Поставьте тарелку на стол и не заставляйте ребенка его есть. Возможно малыш сам захочет потрогать или понюхать необычную еду.

Когда ребенок привыкнет к запаху и виду нового блюда, можно положить маленький кусочек ему в тарелку. Ребенок может незаметно для себя захватить ложкой новую еду и съесть ее. В следующий раз положите в тарелку порцию новой еды побольше. Можно пойти другим путем, и смешивать новую еду с той, к которой ребенок привык. При этом нужно постепенно увеличивать порцию нового блюда.

Текстура блюда

Люди с аутизмом также могут обладать повышенной чувствительностью к текстуре пищи. Возможно ребенку не нравится не вкус пищи, а необычные тактильные ощущения от нее во рту. Это могут быть кусочки овощей в борще, волокна мяса и т.д. Попробуйте мелко порезать, либо натереть на терке продукты. При этом текстура блюда станет более ровной. В последствии можно постепенно увеличивать размер кусочков.

Что делать, если ребенок все равно не хочет есть какое-то блюдо?

Если ребенок пробовал новое блюдо более 10 раз и все-равно продолжает категорически его отвергать, возможно, эта еда ему просто не нравится. Старайтесь расширить рацион, заменив это блюдо другим. Также можно предложить ребенку составлять меню самостоятельно (из тех блюд, которые важными для здорового питания). Пусть ребенок сам решит, какое, к примеру, блюдо из овощей и какую кашу он будет есть. Также можно предложить ребенку приготовить его любимое блюдо, но с каким-либо новым ингредиентом.



Предварительный просмотр:

КАК ВОВЛЕЧЬ РЕБЕНКА С РДА В ИГРУ

игра с аутичным ребенком

Дети-аутисты испытывают трудности в общении с другими малышами. Болезнь ставит их в особый ряд, такие дети с трудом контактируют как со взрослыми, так и с детьми. Зачастую, малыш-аутист может просто отказаться играть в обычные детские игры. Как проводить игры с аутичным ребенком и вовлечь его в процесс?

Варианты поведения ребенка во время игры

Если ребенок не желает принимать участие в игре, не обращает должного внимания на действия других игроков или даже открыто протестует, не стоит настаивать и навязывать ему что-либо. Может случиться, что малышу может понравится процесс игры, но при этом он остается пассивным.

При такой ситуации нужно продолжать играть, при этом комментируя игровые действия, будто ребенок уже вовлечен в игру. Хорошим показателем считается любой интерес со стороны ребенка, ведь поначалу особой активности в игре ждать не стоит.

 Не нужно забывать о возможной пугливости ребенка. Новые впечатления он должен получать постепенно. Если малыш проявляет страх и тревогу, игру немедленно нужно прекратить. Поэтому во время игры за реакцией ребенка нужно внимательно следить.

Время, отводимое на игру

Не стоит затягивать игру с аутичным ребенком, т. к. внимание его очень кратковременно. На начальном этапе важнее с помощью эмоционального комментария сохранить в игре логическую структуру, завершить ее и подвести итоги.

В ходе игры малыш может начать произносить слова, которые он придумал сам. При этом он может смотреть в лицо и ждать реакцию. Улыбнитесь и повторите сказанные ребенком слова. Такое взаимоотношение можно назвать некой “перекличкой”. Это своеобразный сигнал аутисту, что его понимают.

Развивая сюжет игры, возможно внести в нее некоторые изменения. В ходе игры нужно сделать все возможное, чтобы ребенок с аутизмом освоил новые навыки. Следует учитывать и быть готовым к тому, что не все варианты развития событий понравятся малышу. Некоторые из них он примет не сразу, а против некоторых возможно даже будет протестовать.

Повторение игровых действий

Любая, даже понравившаяся ребенку игра, нуждается в некотором количестве повторений. Для восприятия и усвоения новых ощущений аутисту необходимо время, поэтому не следует противиться просьбам ребенка. Он может попросить повторить игровые действия несколько раз.

Однако, не стоит за бывать о склонности аутичных деток воспроизводить предложенные действия в многократно усиленной форме. Стереотипии  могут стать причиной неадекватного поведения. Поэтому новые впечатления ребенок с аутизмом должен получать под вашим тщательным контролем и с должной страховкой. Если ребенок повторяет игровые действия многократно —  нужно постараться переключить его внимание и заинтересовать более спокойной игрой.



Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИЬ РЕБЕНКА С РДА

ГИГИЕНИЧЕСКИМ ПРОЦЕДУРАМ

Привычку умываться, принимать ванну или душ, прививают малышам с самого детства. Но как научит ребенка совершать гигиенические процедуры самостоятельно, ведь, как правило, большинство людей с аутизмом безразлично относятся к чистоте собственного тела?

В первую очередь нужно тщательно продумать последовательность всех действий и повторять их ежедневно в определенное время. К примеру, это может быть принятие душа по утрам, либо, наоборот – перед сном.

На первом этапе вы должны помогать ребенку: намыливаться, мыть голову, ополаскиваться, вытираться и т.д. Когда ребенок сможет выполнять все действия самостоятельно, достаточно будет создать подсказки, следуя которым, ребенок сможет переходить от одного действия к другому.

Подсказки и последовательность действий

Помочь ребенку выполнять определенные действия может визуальное расписание этапов гигиенических процедур. Создайте и распечатайте расписание из слов или картинок, заламинируйте его и повесьте в ванной.

Вместо визуального расписания можно использовать расписание предметное: закрепить несколько коробочек, и положить в них необходимые туалетные принадлежности. Рядом установить большую коробку. К примеру, ребенок берет из первой коробочки мочалку и мыло и начинает мылиться и мыть тело, затем берет со второй коробочки шампунь и приступает к мытью головы и т.д. Предметы после использования нужно положить в большую коробку.

Также можно использовать специальную звукозапись: записать пошаговую инструкцию с соответствующими длительности каждого действия паузами или музыкальными проигрышами, и включать ее в ванной, когда ребенок будет совершать гигиенические процедуры. Эти подсказки будут направлять ребенка от одного действия к другому.

визуальное расписание (2)

Уменьшение помощи

Конечно, сначала ребенок будет совершать процедуры с посторонней помощью. Чтобы приучить его умываться, чистить зубы или мыться самостоятельно, нужно постепенно уменьшать степень помощи. Сперва помогаете ребенку на каждом этапе расписания, но уменьшайте помощь на

первом или, наоборот, последнем шаге. Если ребенок начинает выполнять его самостоятельно – поощряйте и хвалите его. Как только данный навык будет отработан, переходите к следующему (предпоследнему шагу). И так до тех пор, пока ребенок не будет выполнять все шаги самостоятельно.

Обучить аутичного ребенка самостоятельному выполнению гигиенических процедур не просто. Но помните, что эта, отработанная до автоматизма, последовательность действий будет работать всю его жизнь!



Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА С РДА ОБЩАТЬСЯ

Аутичному ребенку необычайно сложно идти на контакт с окружающими. Ведь, как таковое, общение детей с аутизмом, не интересует вообще. Поэтому задачей родителей является создание ситуаций, которые будут подталкивать ребенка к общению и взаимодействию с другими людьми.

Сделайте любимую игрушку недоступной

Легко побудить ребенка к общению, если убрать из доступа любимые игрушки малыша. Нужно, чтобы он их видел, но сам достать не мог. Тогда ребенок просто вынужденно пойдет на контакт. То же самое можно сделать с любимым лакомством крохи.

Печенье, конфеты, фрукты стоит положить поставить высоко, чтобы малыш их видел, но при всем своем желании не мог дотянуться до желаемого объекта. Можно оставить их в пределах досягаемости, но закрыть в прозрачной коробке, открыть которую ему будет не по силам. Ребенок, хотя и вынужденно, но пойдет на общение и попросит вас помочь достать печенье или конфетку.

принудить ребенка к общению

Выдавайте необходимое «по частям»

Придумать и создать подобные ситуации будет достаточно просто. Например, если отдавать ребенку то, что ему требуется в полном объеме, у него просто не будет потребности выстраивать диалог и обращаться с просьбой. Поэтому, чтобы побудить ребенка к общению, иногда предлагайте ему то, в чем он нуждается по частям. Скажем, любимый многими малышами шоколад лучше не давать целой плиткой, а разрешать ему съедать только маленькую дольку. Естественно, ребенок придет к маме или папе и постарается попросить еще немного лакомства. Также можно делить на дольки фрукты.

Еще проще в данной ситуации поступить с любимыми игрушками. Например, карандаши выдавать не полной коробкой, а по одному. Огромное поле деятельности предлагают мозаика и конструктор. Если малыш захочет сразу забрать все детали силой, нужно спрятать предметы и отдавать их только тогда, когда он обратится с просьбой.

В процессе игры, которая предполагает взаимодействие с элементами одной вещи, стоит в определенный момент вместо нужно детали предложить что-то совершенно постороннее. Например, собирая лего, дать кубик. Реакция крохи должна очень быстро последовать.

игра, как общение для аутичного ребенка

«Сложные» игрушки и командные игры

Отличным поводом для общение детей с аутизмом станут игрушки. Но не все, а те, которые требуют игры в команде или те, играть в которые малышу сложно. Для совсем маленьких человечков таковыми вариантами станут юла, железная дорога и даже мыльные пузыри. Родителям следует выждать время, когда кроха сам осмыслить процесс и осознает необходимость вмешательства взрослого человека. Именно тогда ребенок подойдет к общению и поймет его важность и ценность. Ведь поиграть с забавной вещичкой окажется возможным только при помощи мамы, папы или других родственников.

Совершайте ошибки

Абсолютно всем малышам нравится поучать старших. При этом они с удовольствием идут на контакт. Чтобы спровоцировать такую ситуацию, можно невзначай сделать что-то неправильно. При этом действия должны быть элементарными. Например, для супа дать не ложку, а вилку. При подготовке к прогулке «забыть» какую-то вещь или одеть ее не на то место. Малыш с радостью начнет объяснять, что мамочка ошиблась.

Подтолкните ребенка к комментированию

Рассматривая иллюстрации, родители обычно вслух комментируют то, что там изображено. Это правильно. Но во время такого досуга, можно как бы случайно неверно назвать какой-либо объект. Вероятно, что малышу захочется исправить взрослого. Подобную ситуацию можно обыграть, когда распаковываются пакеты из магазина.

удивите ребенка

Сначала родители должны сами называть то, что достают из сумки. Доставая продукты, эмоционально прокомментируйте каждую покупку: «Смотри, что мы купили: это — хлеб! А это — колбаса!» А когда дойдете до любимого продукта ребенка — конфеты или сухариков — изобразите изумление, но выдержите паузу, не говорите ничего: «Смотри, что это?!…». Ребенок может сам не сдержаться и сам назвать продукт: «конфета!».

Побуждение к общению на улице

Во время прогулки с крохой стоит поиграть в забавную игру. Рассматривая то, что находится в поле зрения, следует с восторгом называть предметы. Так можно отметить 2-3 объекта, после чего изобразить прежний восторг, но вслух ничего не говорить. Как правило, детки сами могут начать комментировать увиденное.

Конечно же, не стоит ждать, что аутичный малыш сразу же начнет активно общаться с вами. Начните выстраивать проблемные ситуации, поводов для них огромное множество. Благодаря им ребенок научится обращаться за помощью и, со временем, взаимодействие с окружающими будет все более продуктивным и разнообразным.



Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА С РДА

ПРАВИЛЬНО ЗДОРОВАТЬСЯ

Дети с РДА далеко не всегда способны вербально распознавать других людей. Это заметно и тогда, когда такой ребёнок здоровается с кем-либо: он просто использует эхолалию в своём приветствии, то есть в точности повторяет текст, который он только что услышал от другого человека. На приветствие «Здравствуй, Серёжа!», ребёнок попросту повторит сказанное другим человеком: «Здравствуй, Серёжа!». Задача взрослого – научить ребёнка здороваться правильно.

Для начала важно, чтоб окружающие малыша люди, здороваясь с ним, не произносили его имени, лишь «привет» (здравствуй) и «пока» (до свидания). Данное действие позволит малышу совершать меньше ошибок при приветствии и прощании с другими людьми. Если же кто-то из окружающих, забыв об установленной вами стратегии, или не зная о ней, всё же называет имя ребёнка, здороваясь с ним, и слышат эхолалию в ответ, то ваша задача – попросить этого человека повторить приветствие, не называя имя ребёнка: «Привет!». В этот момент человек также услышит в ответ эхолалию, но она будет более уместна, чем в предыдущий раз.

Следующим этапом будет подготовка фотографий: необходимо сделать по 2 экземпляра фото людей, которые играю в жизни аутичного ребёнка значимые роли: родители, дедушка, бабушка, подруга или друг, брат или сестра. Задача малыша – правильно подобрать один экземпляр фотографии к другой. При этом, когда малыш возьмёт, к примеру, фото мамы, нужно четко назвать, обозначить его: «мама» и указать на идентичное изображение, побуждая малыша складывать данные фотографии рядом. Так он будет действовать и с остальными фотографиями, а если у ребёнка наблюдается эхолалия, то он будет повторять за вами имена. Называйте того, кто представлен на фото, и тут же спрашивайте у ребёнка: «Кто это?» и он даст правильный ответ.

 Когда ребёнок станет безошибочно называть имена людей, которые его окружают и здороваться с ними, а также с другими людьми без использования подсказок, то следует приступить к следующему этапу: научить его совмещать приветствие с именами людей. Для этой операции понадобятся двое, пусть это будет мама и бабушка. В комнату входит бабушка и говорит: «Привет, Серёжа!», а сидящая сзади ребёнка мама, подсказывает ему: «Привет, бабушка!». В скором времени число подсказок будет уменьшаться, малыш сам сможет идентифицировать и называть вошедшего и здороваться с ним, упоминая его имя.

Для закрепления желаемого навыка можно данное действие снять на видео (задействовав при этом всех членов семьи): знакомый ребенку человек заходит в дом и говорит приветственную фразу: «Привет, Сережа!» Ребенок, просматривая видео, должен ответить (с помощью подсказки или самостоятельно): «Привет, папа /бабушка, мама и т.д./!» Нужно время от времени демонстрировать видео ребёнку столько раз, сколько потребуется для того, чтобы он научился приветствовать людей безошибочно.



Предварительный просмотр:

КАК УМЕНЬШИТЬ СТРАХ У РЕБЕНКА С РДА

Часто можно услышать, что страх — это главная эмоция детей-аутистов, потому что окружающий мир кажется им непонятным, непредсказуемым и угрожающим местом. Однако это неполное объяснение причин, из-за которых они так часто испытывают страх. Дети с аутизмом не просто чаще ощущают угрозу, их реакции на эту угрозу часто встречают непонимание.

Аутичные дети не всегда проявляют свой страх ожидаемым и понятным окружающим образом. Это может привести к трем типичным ситуациям, когда их страх игнорируется:

  • Этот страх не распознается. Поведение не выглядит как страх, и его принимают за что-то еще.
  • Страх не ожидают. Обычно дети не испытывают страх в такой ситуации, так что взрослые не готовы и не ждут реакции страха.
  • Страх не признают. Ребенок кажется испуганным, но объект страха — это не то, что кажется страшным другим людям.

В результате этой путаницы такие дети часто не получают защиты и утешения тогда, когда они больше всего в них нуждаются. Непонимание их страхов означает, что они испытывают их гораздо чаще, что негативно сказывается не только на их здоровье, но и на доверии к тем людям, которые о них заботятся.

Непонимание страха при аутизме

1. Распознавание страха

Мы думаем, что знаем, как выглядит страх — учащенное дыхание, повышенное сердцебиение, потливость, плач, попытки спрятаться, желание убежать. А как насчет криков? Отказа что-то делать? Игнорирования вас? Грубости? Полной неподвижности?

Смысл страха — побег и избегание, и эти реакции не всегда так очевидны, как может показаться на первый взгляд. Сильная приверженность рутине, самостимуляции, эхолалия, агрессия, недержание, хватание посторонних предметов, снимание одежды, постоянные и однообразные вопросы… все это может быть результатом страха.

Когда наше тело готовится бежать или защищаться, мы чувствуем головокружение, слабость, потребность ерзать, дрожь, мышечное напряжение. Этот внезапный прилив новых ощущений неприятен и перегружает гиперчувствительного ребенка. Страх заставляет горло сжаться, и нам становится трудно говорить или изъясняться понятно, что лишь создает дополнительный дискомфорт и раздражение.

Становится трудно глотать, наша пищеварительная система начинает отказывать, и от этого становится трудно есть. Повышается уровень адреналина — неожиданно мы чувствуем сильное возбуждение, наши мышцы напрягаются, готовясь к битве, нам трудно усидеть на месте или уснуть. Зрачки расширяются, чтобы пропустить больше света, у нас могут появиться «мурашки» и другие ощущения, которые кажутся странными и неприятными маленькому телу, для кого-то они могут быть даже болезненными.

Все эти непроизвольные реакции включают в организме режим: «Я сделаю все, что угодно, чтобы защититься от угрозы». Результатом может быть отказ подчиниться, уход в себя, сильная гиперактивность, агрессия или упрямство, а также идеальные условия для развития истерики.

2. Ожидание страха

Дети с аутизмом часто испытывают страх в ситуациях, в которых он не является типичной реакцией. Например, во время урока в классе, посещения магазина, обеда с новым блюдом,  неожиданного изменения в планах.

Для них такие ситуации могут быть страшными и даже ужасающими, но такой страх легко проигнорировать, посчитать пустяком или неправильно интерпретировать, потому что взрослые не ожидают от ребенка страха. Это особенно верно для ситуаций, которые обычно нравятся детям, например, праздников в честь дня рождения, приятных сюрпризов или аплодисментов в честь достижений ребенка. Мы настолько привыкли считать, что такие ситуации приятны всем, что мы не готовы заметить признаки испуга у некоторых детей.

3. Признание страха

Про аутичных детей говорят следующее:

«У него много бессмысленных страхов».

«Она боится совершенно безобидных вещей».

«Почему они боятся того, что совсем не страшно?»

Страх — это естественная реакция на болезненное, непонятное, непредсказуемое или невыносимое. И это одна из причин того, почему страх — такая распространенная реакция среди аутичных детей. В окружающем мире для них многое оказывается болезненным, непонятным, непредсказуемым и невыносимым. Это наглядно видно по тому, как сильно они держатся за правила и рутину, которые помогают им уменьшить эти страхи.

Никто не боится того, что не страшно… для него. От детей ожидают, что они будут бояться только «настоящих» угроз, таких как движущиеся машины, разлука с родителями, рычащие собаки и высота. Однако аналогичная реакция на яркое освещение, сенсорную перегрузку, улыбающиеся лица, комки в еде, неожиданные перемены или неправильную форму печенья считается странной, просто потому что большинство людей этого не боятся.

Цена за непонимание страха

Немногие люди будут игнорировать перепуганного ребенка или отреагируют с раздражением, злостью, недовольством, критикой или наказаниями… но что насчет случаев, когда вы не знаете, что он напуган?

Представьте, что в кабинет забегает женщина, за которой гонится медведь. Ее начальник останавливает ее и говорит: «Не глупи, это никакой не медведь. Теперь возвращайся к работе, или ты уволена». Звучит нелепо, но с точки зрения этих детей, именно с такой реакцией они сталкиваются, когда их страх не понимают. Вместо утешения и поддержки, их первое побуждение убежать, спрятаться, избежать или иначе скрыться от предполагаемой угрозы встречает неодобрение, наказание и попытки скорректировать их поведение.

Это не только несправедливо, но и совершенно неуместно, так как страх — это не наш выбор. Это цепь химических реакций в мозгу, и никакие награды, наказания или сила воли не смогут сломить непроизвольную реакцию выживания. Мы не выбираем, чего бояться, и мы не можем осознанно запустить или остановить физиологическую реакцию страха.

Непонимание страха может привести к различным нежелательным последствиям:

  • Дети испытывают страх чаще, чем необходимо.
  • Они лишены утешения и поддержки в сложных ситуациях.
  • Они считают, что их страхи делают их плохими и неправильными.
  • Они учатся, что бессмысленно обращаться за помощью, если боишься (или хуже, что надо скрывать свои страхи), потому что у тебя будут неприятности.
  • Они не доверяют взрослым, которые не в состоянии их защитить.

Последнее очень важно. Ребенок, который боится, верит, что он в самой настоящей опасности, и раз вы не сообщаете ему, что все в порядке, то он легко может прийти к выводу, что вы не просто не защищаете его, вы намеренно подвергаете его опасности… так что теперь ему приходится защищаться и от вас, и от предполагаемой угрозы.

Все это может разрушить любое доверие в отношениях с аутичными детьми, особенно теми, кто страдает от страха — они должны знать, что близкие люди надежны и являются источником защиты от посторонних угроз, будь они реальны или нет.

Уменьшение страха аутичных детей

Учитесь распознавать, как выглядит их страх. Он может проявляться совершенно иначе, чем у вас.

Признавайте и уважайте их страх. Когда вы замечаете то, что может быть реакцией страха, дайте ребенку знать, что вы его поняли. Заверьте его, что такая реакция нормальна, что вы ему не враг, и что вы поможете.

Обеспечьте безопасность. Ваша работа на данный момент не в том, чтобы убедить ребенка в необоснованности страха, и даже не в том, чтобы понять, что именно кажется ему страшным. Вы должны защитить его от угрозы таким образом, чтобы сам ребенок воспринимал это как защиту. Страхи не исчезнут лишь потому, что вы сказали ребенку перестать боятся, и что «все в порядке». Нам нужно поверить, что угрозы нет. Мы должны чувствовать безопасность, знать, что есть безопасное место, куда мы можем вернуться, и что в случае необходимости у нас есть защита.

Угроза становится страшнее, если у нас нет над ней никакого контроля и нет возможности защититься. Страхи многих аутичных детей относятся именно к этой категории — что если они нарушат несуществующее правило, что если кто-то еще нарушит правила, что если они случайно попадут в беду, что если с ними кто-то внезапно заговорит… угрозы кажутся постоянными и непредсказуемыми.

Предоставление определенной степени контроля над ситуацией повышает чувство безопасности. Например, если дети боятся, что сработает пожарная сигнализация, они могут успокоиться, если им заранее сообщить о плане учебных пожарных тревог и предоставить план действий в случае, если кто-то случайно включит пожарную сигнализацию.

Только убедитесь, что ваше решение случайно не приведет к другому страху. Типичный пример: «Просто поговори об этом с учителем» или «Найди того, кто тебе поможет». Оба решения сами по себе ужасно пугают, даже больше, чем изначальная угроза, от которой ребенок пытался сбежать.

Исследуйте угрозу. Может быть трудно понять, что именно вызывает страх у ребенка, или почему это кажется ему опасным, но определение и избегание потенциальных угроз поможет уменьшить страх, который им приходится переживать. Полезно вести дневник и записывать в него все случаи, когда ребенок казался испуганным, это поможет определить, что вы пропустили в таких ситуациях, заметить определенную закономерность. Некоторые дети могут быть в состоянии сами объяснить свой страх, когда они почувствуют себя в безопасности, но вы можете так и не узнать, в чем они увидели угрозу… просто помните, что это не должно мешать вам предоставлять защиту.

Заключение

Страх — это обычная эмоция аутичных детей, частично это объясняется тем, что их реакции на предполагаемые угрозы не понимаются и неправильно интерпретируются. Это не обязательно должно быть так — понимание, уважение и поддержка в ответ на их реакции страха помогут им почувствовать себя в безопасности и сократить количество времени, которое они проводят в страхе.

Так что в следующий раз, когда вы схватитесь за голову, потому что ваш сын сбежал от синих носков, но не от красных, или ваш ученик выбежал из класса, когда вы расстелили мат, просто помните, что с его точки зрения его организм пытается предупредить его об опасности, которая для него совершенно реальна. Он пытается обезопасить себя, и для этого ему нужна ваша помощь.



Предварительный просмотр:

КОМНАТА РЕБЕНКАС РДА

Какой должна быть комната аутиста, ведь известно, что такой ребенок привыкает к определенному порядку вещей, и болезненно переносит любые изменения?

В комнате желательно располагать вещи в знакомом малышу порядке. Привычка видеть все на своих определенных местах вызывает у такого ребенка чувство защищенности и стабильности. Когда все его игрушки лежат там, где он привык оставлять их – ребенок спокоен.

Раскладывая вещи по определенным местам тем самым достигается и другая цель – малыш приучается к самостоятельности. Стереотипность поведения и расположения предметов, вещей, игрушек – необходимое условие спокойной жизни малыша – аутиста.

Вносим новизну в привычную обстановку комнаты

Следует учитывать один момент — постарайтесь все же избегать раз и навсегда установленного порядка. Конечно же, не стоит менять обстановку комнаты аутиста полностью, но время от времени необходимо привносить новые детали: развесить на стене рисунки, заменить занавески, добавить новую игрушку и определить ей место.

В случае если ваши нововведения вызовут сопротивление у ребенка не настаивайте, но через некоторое время обязательно повторите попытку. Лучше будет, если вы заранее обсудите с ребенком предстоящие перемены в интерьере и объясните ему для чего это нужно, и как будет хорошо после изменений, т.е. попытайтесь включить малыша в процесс обновления.

Усвоение понятий

Квартирное пространство связано с освоением ребенком необходимых бытовых навыков. Поэтому вашей главной задачей должно стать объяснение и, уже затем, усвоение малышом предназначение ванной, столовой, кухни, туалета. Одновременно (но очень осторожно и постепенно) ребенок-аутист должен понять и назначение различных предметов расположенных в этих комнатах.

Усвоение понятий пойдет более быстрыми темпами если оно будет сопровождаться полуигровой формой. Например: «Мы вернулись с занятий по рисованию, а руки все испачканы красками. Где их следует помыть? Правильно, в ванной. Пойдет в ванную. Что надо сделать? Открыть кран и взять мыло! Умница, ты вспомнил, что надо взять полотенце и вытереть ручки! А где висит полотенце? Да, это крючок!»

самообслуживание аутиста

Домашний помощник

Старайтесь привлекать ребенка к несложным домашним работам. Да, после такой «помощи» многое придется переделывать и терять время, но в этом случае самый важный момент не качество выполненный работы, а участие ребенка в выполнении определенных обязанностей. Для этого следует заранее продумать каждую мелочь в обстановке квартиры: сможет ли малыш дотянутся до полки с посудой на кухне, удобно ли ему пользоваться бытовыми приборами (пылесосом, тостером и т.д.)?

Пусть малыш поможет вам в приготовлении обеда – положит в кастрюлю овощи, вытрет полотенцем посуду, разложит кухонные приборы по местам. Можно (исходя из возраста и возможностей ребенка), поручить ему нарезать хлеб, засыпать порошок в стиральную машину, почистить обувь и т.д.

Чем лучше малыш будет ориентироваться в квартире, чем больше будет выполнять различных действий, тем большей будет вероятность приучить ребенка к самообслуживанию и самостоятельности.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей детей – аутистов

Подготовила: педагог-психолог Бучнева О.В.

1.  Коррекционная работа с ребенком - аутистом требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.http://dou188.ucoz.ru/aytist.jpg

2.  Относитесь к ребенку с предельным вниманием, следите за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, мимикой, жестами. Догадаться о переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок – аутист, возможно только по случайной фразе, единичному возгласу, мимолетному движению.

3.  Помните, что ребенок – аутист постоянно нуждается в визуальной поддержке, поэтому при отработке навыков самообслуживания используйте пооперационные карты (подробные пошаговые инструкции или картинки).http://dou188.ucoz.ru/72962281.jpg

4.  При общении с ребенком четко произносите все слова. Называя предметы, показывая их.

5.  Постарайтесь понять, насколько трудно вашему сыну или дочери жить в этом мире. Учитесь терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое слово и жест ребенка.

6.  Даже если вам кажется, что малыш никак не реагирует на ваши старания и слова, все равно как можно больше говорите с ним. Облекайте в слова все его действия и возможные переживания.

7.  Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные разъяснения помогают ребенку научиться лучше понимать себя и окружающих. Стереотипы, которые формируются у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность и повышают уверенность в себе.

8.  Помните, что соблюдение режима дня – одно из важнейших условий успешной адаптации ребенка. Режим дня помогает малышу чувствовать себя в безопасности. Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности повседневные процедуры: одевание, кормление, приготовление ко сну и т.д. Разместите на стене изображение основных действий, предусмотренных режимом дня, в виде пиктограмм.

9.  Отведите для одежды ребенка специальное место. Всегда складывайте одежду в одной и той же последовательности.

10.             В ванной перед зеркалом разложите принадлежности для умывания.

11.             Создавайте и поддерживайте семейные ритуалы (прогулка, чаепитие, совместное чтение и т.д.).

12.             Помните, что ребенок – аутист крайне консервативен – любое, даже небольшое изменение в режиме, обстановке, одежде, может вызвать сильную отрицательную реакцию.

13.             Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, спектаклей и т.д.).

                                             



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРАВИЛО

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПУТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

№ 1

Соблюдайте режим дня ребенка

Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место

№ 2

Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях

  • Выполняйте в строгой, раз и навсегда заведенной последовательности процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну и  т. д. Для этого нужно отвести специальное место для складывания одежды, причем складывать ее всегда необходимо в одной и той же последовательности.
  • В ванной перед зеркалом нужно разложить принадлежности для умывания.
  • В уголке для занятий и игр нужно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

№ 3

Обучайте ребенка пользоваться пооперационными картами и схемами

Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.

№ 4

Старайтесь, чтобы ребенок получил яркие впечатления от произведения искусства (музыки, театра…)

Организуйте совместное с ребенком прослушивание пластинок, просмотр передач, поездки в музей, кино.



Предварительный просмотр:

ПРИУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С РДА

К НОВЫМ ПРОДУКТАМ

Уже совсем скоро наступит лето – время свежих фруктов и овощей. И если накормить малыша брокколи или свеклой проблематично, наверное, для каждой мамы, то какой же ребенок откажется от клубники, малины или персика? Правильно, аутичный, который попросту откажется даже пробовать новые для себя продукты. Что делать в такой ситуации и как приучить ребенка с аутизмом есть фрукты и овощи (а также любые другие новые продукты)?

Ввод овощей и фруктов в рацион аутичного ребенка

Если проблема для вас актуальна, значит, вы уже поняли на собственном опыте, что попытка накормить ребенка новым блюдом насильно закончится истерикой и категорическим отказом. Вместо этого попробуйте проработать следующую пошаговую процедуру:

1 этап — выбор поощрения

Использование поощрений помогает добиться от ребенка желаемой реакции во многих случаях (однако нужно помнить, что на определенном этапе от системы поощрений придется отказаться). В качестве мотивационного поощрения может выступать любимая игрушка, сладость и т.д.

2 этап — выбор желаемой реакции

Весь процесс приучения аутичного ребенка к новому продукту или блюду делится на несколько отдельных этапов. В зависимости от реакции ребенка нужно поставить определенные цели. К примеру, этапы приучения малыша есть яблоки, могут быть следующими:

Дотронуться до кусочка яблока пальцем.

  1. Поднять кусочек яблока.
  2. Поднять кусочек яблока и понюхать.
  3. Дотронуться до кусочка яблока, и облизать палец.
  4. Поднести кусочек яблока ко рту, и дотронуться до него кончиком языка.
  5. Взять кусочек яблока и положить его в рот.
  6. Взять кусочек яблока, положить в рот, затем прожевать его и проглотить.

3 этап -  работа по программе

Пошаговый пример работы по программе введения новых продуктов в рацион ребенка с аутизмом:

Готовим поощрение. Кладем на тарелку кусочек яблока и демонстрируем ребенку, что он должен сделать (дотронуться до яблока), затем помогаем ему повторить нужное действие. Как только ребенок дотронулся до яблока, сразу же даем ему поощрение. Работаем над действием до тех пор, пока ребенок будет дотрагиваться до яблока самостоятельно, без уговоров и физической подсказки. После этого переходим к следующему этапу.

Кладем на тарелку кусочек яблока и демонстрируем следующее действие – поднимаем яблоко. Если ребенок дотрагивается до кусочка яблока, подкрепляем действие словесным поощрением (хвалим ребенка). Поощрение в виде игрушки или сладости даем только тогда, когда ребенок возьмет кусочек и поднимет его над тарелкой.

Таким образом прорабатываем все этапы до конечной цели — когда малыш самостоятельно будет съедать кусочек яблока. После этого начинаем постепенно увеличивать количество еды.

Когда проводить обучение – во время еды или занятия?

Процедуру можно выполнять во время занятия, как отдельное упражнение. На занятии ребенок уже привык выполнять задания, и здесь будет проще добиться от него желаемого действия, чем за столом во время приема пищи. Поэтому работа над приучением к новым продуктам во время выполнения заданий будет продвигаться быстрее.

А как вы приучали своего ребенка к новым продуктам? Поделитесь своим опытом с другими родителями!



Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ СНА У РДА

Многие родители сталкиваются с такими проблемами сна у ребенка-аутиста как:

  • Позднее засыпание или раннее пробуждение
  • Беспокойный сон и регулярные пробуждения по ночам
  • Нежелание ребенка засыпать одному, отдельно от родителей.

Как справиться с этими проблемами и улучшить ночной сон аутичного ребенка?

Обстановка для сна

У ребёнка должно быть постоянное место для сна. Следите, чтобы перед отходом ко сну, в спальне была комфортная для ребенка температура и тишина. Некоторые малыши лучше засыпают под тихие равномерные звуки – так называемый «белый шум». Все же стоит учитывать, что при прекращении звука малыш может проснуться, а также то, что аутичный ребенок может быть чувствителен даже к незначительным звукам. Малышу может мешать звук воды, капающей из крана, или громкое тиканье часов.

Также помните, что аутичный ребенок может обладать высокой чувствительностью к текстуре пижамы или постельного белья. Возможно, следует одевать более свободную или, наоборот, более облегающую пижаму, взять более плотное либо более легкое одеяло. Также проследите, чтобы на пижаме не было грубых швов и этикеток.

Режим дня и сон

Как правило, дети школьного возраста нуждаются в 10-11 часовом сне. Однако нужно учитывать, что у аутичного малыша потребность во сне может быть снижена. Поэтому не старайтесь укладывать ребёнка пораньше, для того, чтобы он «выспался» лучше.

Старайтесь, чтобы ребёнок ложился спать и вставал в одно и то же время. С возрастом все дети начинают ложиться спать позже. Если вы меняете режим дня, проследите, как эти изменения повлияли на сон малыша. Возможно, вам нужно будет все же вернуться к старому режиму. Помните, чем более постоянным будет распорядок дня, тем проще малыш будет ежедневно настраиваться на сон.

Если ребенок нуждается в дневном сне, то следите, чтобы он проходил в одно и то же время. Чтобы малыш легче засыпал ночью, будите его после дневного сна не позднее 16:00. Если ребёнок достиг возраста, когда дневной сон уже не обязателен, не укладывайте его спать днем, так как ему труднее будет заснуть ночью.

Улучшить ночной сон аутиста поможет физическая активность в течение дня. Однако не проводите физические упражнения вечером. Стимулирующее воздействие может помешать ребёнку засыпать. Поэтому все утомительные и активные упражнения проводите за несколько часов до сна.

Исключите прием кофеиносодержащих напитков и продуктов перед сном. Воздействие на организм кофеина может продолжаться до 3-5 часов (в некоторых случаях — до 12 часов). Поэтому следите, чтобы малыш не употреблял вечером шоколад, газированные напитки.

Ритуал отхода ко сну

Выработайте правильный ритуал подготовки аутичного ребёнка ко сну. Малышу будет гораздо проще успокоиться, если перед сном изо дня в день будут происходить одни и те же действия. Проследите, какие действия возбуждают малыша, а какие, наоборот, успокаивают. Возбуждающие действия перенесите на более раннее время, а успокаивающие введите в ритуал отхода ко сну.

К примеру, вечерние если водные процедуры оказывают стимулирующее воздействие на ребёнка, принимайте вечернюю ванну не непосредственно перед сном, а пораньше. Также исключите перед сном просмотр телевизора, компьютерные, а также подвижные игры, постарайтесь избежать воздействия на ребенка громкой музыки либо яркого света.

Ритуал отхода ко сну начинайте за 15-30 минут до укладывания в кровать. Для детей с аутизмом желательно сделать визуальное расписание для отхода ко сну. Оно подскажет малышу последовательность действий перед сном, а маме поможет придерживаться ежедневно одного и того же распорядка. Важно, чтобы все действия ритуала (за исключением чистки зубов и посещения туалета) происходили в спальне ребёнка в полной тишине.

вечеротход ко сну

Научите ребенка засыпать отдельно, без родителей. Это исключить частые пробуждения ночью.

Если ночной сон ребенка по - прежнему остается беспокойным, малыш очень поздно засыпает и регулярно просыпается по ночам, тогда следует обратиться к врачу, который поможет выявить медицинские причины нарушения сна.



Предварительный просмотр:

ПРОГУЛКИ С РДА

Даже простой выход на прогулку с аутичным ребенком представляет собой определенную проблему. Узнайте, как правильно спланировать поездку с аутичным ребенком и подготовить малыша к новым ощущениям на прогулке.

Общение с людьми – главная трудность для таких детей. Спрятаться от мира и сидеть дома – путь легкий, но таким образом вы не дадите ребенку возможности познать мир, не снимите страхов, не поможете ему наладить контакт со сверстниками и взрослыми. Само собой разумеется какую пользу приносят прогулки на свежем воздухе, но планируя выход во двор или на улицу с аутичным ребенком следует соблюдать некоторые правила.

Последовательность действий

Прогулки начинайте с территорий близких к дому, и лишь затем, когда малыш освоится, предпринимайте более дальние «вылазки». Обязательно обсудите с малышом куда собираетесь пойти, зачем вы туда идете, что сможете увидеть интересного, с чем столкнетесь. Вспомните схожий мультфильм, покажите соответствующую программе прогулки картинку.

Поездки с аутичным ребенком в городском транспорте

Подготовьтесь к поездке с аутичным ребенком в городском транспорте. Предупредите малыша, как будет проходить поездка, куда и зачем вы поедете. Во время первой путешествия лучше ограничиться одной остановкой. Позже можно предпринимать более дальние поездки, но опять-таки объясняя ребенку цель вояжа. «Мы поедем на автобусе (троллейбусе, метро) за цветными карандашами. Надо проехать три остановки. Давай считать вместе».

Во время поездки объясните ребенку, как надо вести себя в городском транспорте. «Надо крепко держаться за поручень, а то можешь упасть. Надо заплатить за проезд». Возьмите в поездку любимую игрушку малыша, она отвлечет его от незнакомой обстановки. Все перечисленные правила относятся и к поездке на легковом автомобиле.

Тщательно спланируйте прогулку

С осторожностью подходите к выбору мест посещения. Помните, что у аутичного ребенка любое новое впечатление может вызвать негативную реакцию. Вначале выбирайте малолюдные и расположенные близко к дому места. Приучайте ребенка не бояться людей, и со временем вы сможете посещать более многолюдные места.

Если вы решили посетить незнакомые места, где много новых для малыша детей и взрослых, приучайте своего ребенка к этому постепенно. Сперва просто загляните на несколько минут, скажем, в кружок рисования или на бассейн. Никогда не забывайте, что для ребенка-аутиста, общение с другими людьми большой труд. Однако, при правильной организации посещений детских коллективов, вы окажете неоценимую услугу своему малышу, который приобретет бесценный опыт общения с другими детьми, разнообразные впечатления, являющиеся залогом его дальнейшего развития.

Будьте готовы к неожиданностям

Будьте всегда готовы к незапланированным ситуациям во время прогулки с аутичным ребенком – он в любой момент может повести себя не так, как вы ожидали. Например, ребенок может захотеть уединения, т.к. его утомляет многочисленное общество. Вы должны иметь в «запасе» укромное местечко, где возможно передохнуть. Избегайте давления, если ребенок не хочет больше общаться с другими детьми – иначе вам не удастся уговорить его на следующее подобное «путешествие».

Обсудите с ребенком увиденное

Вернувшись домой обсудите увиденное. Постарайтесь закрепить и расширить новые образы: пусть малыш нарисует картинку, выучит стихотворение. Организуйте игру, схожую по сюжету, с тем, что происходило в течение дня. Задавая вопросы, постарайтесь объяснить ребенку как события следуют одно за другим (причинно-следственные связи), закрепляйте, полученные ребенком во время прогулки положительные эмоции.



Предварительный просмотр:

Рекомендации педагога-психолога для родителей

 по воспитанию  ребенка – аутиста

   

    В жизни ранний детский аутизм в одних случаях обнаруживается в связи с тем, что у ребенка

  • нет в активном словаре слов, предложений.

В других случаях ребенок – аутист говорит

  • несвязанные между собой фразы из просмотренных мультфильмов, радиопередач, повторяет слова за взрослым.
  • часто речь ребенка изобилует непроизвольным повторением слышимых звуков, слов, фраз (эхолалия). На вопрос взрослого: «Что это?» Ребенок отвечает: «Что это?»  

    Аутизм более ярко проявляется к 3 – 5 годам и может сопровождаться страхами, агрессией, самоагрессией и стереотипностью поведения. 

Не сравнивая своего малыша со сверстниками, родителям надо адекватно оценивать его уровень развития и ориентироваться на динамику достижений.

Для развития речевой деятельности детей необходимо

  • совершенствовать психологическую базу речи: ощущения, восприятие, внимание, память, моторику, мышление. Лучше всего развивать психические процессы в игровой деятельности по 15 - 30 минут ежедневно, в зависимости от возраста ребенка, работоспособности и его возможностей.
  • Дети – аутисты любят игры с водой, крупой, песком. Вот некоторые из них:

1. Купание кукол.

     Искупайте кукол – голышей в теплой водичке, используйте мочалку, мыло. Сопровождайте все действия своей речью. «Давай нальем в ванночку теплой водички. Потрогай водичку рукой. Какая на ощупь водичка? Теплая. А вот куколки. Ты, знаешь, как их зовут? Это Ляля, а это Коля. Давай спросим у Ляли, нравится ей водичка?» и т. д.

2. Проведи дорожку.

    Приготовьте  лист ватмана. Чем меньше по возрасту ребенок, тем больше лист бумаги нужен ему, так как координация движений кистей рук еще недостаточно сформирована. Приклейте картинки детенышей животных с левой стороны ватмана, а с правой – их мам (можно нарисовать или поставить фигурки животных: собаки, щенка, лошади, жеребенка, козы, козленка и т д.)  «Покажи теленочка. Как кричит теленочек? Му – му!  Теленочек ищет свою маму. Покажи маму теленочка. Нарисуй дорожку для теленочка. Сейчас по дорожке побежит теленочек к своей маме - коровке. Покажи, как     бежит теленочек? (можно поцокать язычком). Аналогичные действия выполняются с другими животными. Дети знакомятся с названиями животных, звуками, которые они издают, учатся проводить линии слева направо, правильно держа карандаш.

 

Рис. 1. Артем пересыпает рис ложкой.

3. Геометрические фигуры

   Лепим из пластилина (теста) квадрат, круг, треугольник. Помогаем ребенку, если он затрудняется выполнить по показу взрослого. Фигуры из пластилина можно наклеивать на дощечку, картон. Фигурки из теста выпечь в духовке как печенье. В результате этой игры ребенок знакомится с геометрическими фигурами, техническими умениями. Воспитываются культурно – гигиенические навыки

                                                      

4. Пересыпаем крупу (гречку, горох, рис, фасоль)

    Пересыпать крупу столовой (чайной) ложкой из одной емкости в другую. Считать количество ложек с крупой.

    Пересыпать крупу щепотью одной руки (правой, левой) из одной миски в другую.

5. Работа с трафаретами (по лексическим темам)

    Обвести трафарет простым карандашом (или по цвету предмета), назвать предмет, а затем раскрасить красками или цветными карандашами, не выходя за пределы контура рисунка.                                                    

                                                                                                                                                                                               

                                                   Материал подготовила                        педагог – психолог

 МБДОУ «Детского сада «Изумрудный город»  Бучнева О.В.



Предварительный просмотр:

САМОСТИМУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ С РДА

Поведение вашего малыша, когда он начинает качаться взад-вперёд или закатывать глаза, издавать невнятные звуки, трудно назвать нормальным. Это чаще всего связано с особенностями самостимуляции, и такие движения для детей с аутизмом являются очень важными.

Почему самостимуляция необходима ребенку?

Самостимуляция зачастую вызывает у наших чувств своеобразный отклик. Так, существует пять систем чувств, таких как обоняние, осязание, слух, зрение и вкус. Однако наряду с ними идут такие дополнительные чувства, как балансировка, посредством вестибулярного аппарата, чувствительность внутренних систем, органов, ощущение собственных частей тела в пространстве и другие.

Когда ребёнок использует самостимуляцию, он одними своими действиями побуждает проявление других чувств, например, мычание вызывает работу органов слуха, осязания; мотание головой или раскачивание – стимулирует работу вестибулярного аппарата, и тому подобное.

Дети с аутизмом часто испытывают сенсорную загруженность, страдая от неё. Самостимуляция же является способом отвлечься, она может успокоить человека, увести его от проблем или отвлечь его от неприятных мыслей. Раскачиваясь, ребёнок направляет свои тактильные и психические ощущения в другое русло. Поэтому довольно часто можно наблюдать, что в особо стрессовых ситуациях дети с аутизмом применяют именно самостимуляцию.

Однако часто такое поведение ничем не спровоцировано, оно возникает само по себе. Малыш делает это совершенно неосознанно, лишь потому, что самостимуляция доставляет ему удовольствие, он обо всё забывает и расслабляется. Но такое поведение зачастую приковывает к ребёнку внимание окружающих, что, безусловно, беспокоит родителей и заставляет их нервничать.

Как уменьшить проявления самостимуляции?

Уменьшить проявления самостимуляции ребёнка — задача непростая, однако возможная, для начала, нужно показать малышу, как это выглядит со стороны. Вы можете поощрять и хвалить малыша за работу над собой. Помните, что некоторые проявления самостимуляции являются совершенно нормальными, и все мы в той или иной мере её используем, так как это помогает нам расслабляться, чувствовать успокоение.

Обращайте внимание на то, какие именно признаки и проявления самостимуляции использует ребёнок, какие тревоги пытается подавить таким способом. Это могут быть его неприятные мысли, или влияние внешнего раздражителя, например, громкого разговора или музыки.

Если поведение ребенка выглядит социально неприемлемо, или даже несет угрозу его здоровью, постарайтесь заменить способ самостимуляции малыша на более безопасный и менее заметный для окружающих. К примеру, если ребенок привык что-то вертеть в руках, дайте ему четки. Ребенок, который вертит четки, не привлечет столько внимания, как малыш, который, к примеру, крутит палку или носовой платок. Если ребенку нужно все время получать тактильные ощущения, сжимая предметы с шероховатой поверхностью, предложите ему маленький колючий мячик или дайте нести сумку, на ручках которой пришиты специальные накладки.

Главное, пытаясь изменить поведение ребенка, будьте осторожны! Вместо одной, безобидной привычки может появится новая, еще более заметная и опасная.



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

РОДИТЕЛЯМ  АУТИСТОВ

           Ранний детский аутизм — медицинский диагноз, поэтому его может поставить лишь детский психоневролог. Обязательно пройдите с ребенком всестороннее обследование, а затем вместе с врачами разработайте индивидуальную программу лечения и корректирующего воспитания. И не верьте, что ваш ребенок — неполноценен и никогда не изменится! Главное — проявляйте терпение, доброту и всегда твердо верьте в успех. Родители прежде всего должны создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, а потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам поведения. 

  • Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно научиться за малышом наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человечка и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами. 
  • Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность. 
  • Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не „включат" в поле своего внимания. 
  • Когда аутичный ребенок всецело чем-то занят (например, разглядывает себя в зеркале), можно осторожно подключать речевое сопровождение, показывая, называть предметы, которых касается ребенок. Это провоцирует неговорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово. 
  • Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из кубиков — „строим поезд", разбрасывание кусочков бумаги „устроим салют". 
  • При "лечении игрой" желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз,

сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для него была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты. 

  • Проблемы аутичного ребенка нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов; научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии; подключить ребенка к общим занятиям. 
  • Поскольку аутистам трудно различать по мимике эмоции других людей, не говоря уже о своих собственных, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых понятная мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек» тоже очень выразительны мимика и эмоции героев. Пусть ребенок угадывает настроение персонажей сказок (например, с помощью стоп-кадра), пробует изобразить их сам. В минуты погружения малыша в себя старайтесь отвлекать его, играйте в настроения, но ваша мимика должна быть выразительной, чтобы он угадал ваше настроение. 
  • Приобщайте малыша к театральным представлениям. Конечно, поначалу ребенок будет оказывать бурное сопротивление попыткам вовлечь его в эти занятия. Однако если проявить настойчивость, задействовав при этом поощрение, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость. 
  • Очень полезно придумывать истории, в которых действуют примерные и скверные герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать, что такое хорошо и что такое плохо. Разыгрывать эти истории можно как с детьми, так и с куклами, объяснив, что каждый будет играть определенную роль. „Спектакли" необходимо ставить по многу раз, каждый раз внося какие-то небольшие изменения. 
  • Конечно, несмотря на особенности общения, аутичный ребенок хоть изредка должен быть в коллективе. Ведь не за горами школа и взрослая жизнь. Первое время, пока малыш не привыкнет, родителям лучше присутствовать на занятиях. 
  • Важно не переусердствовать: каждый ребенок имеет право побыть один. Не перегружайте его своим присутствием, давайте ему отдохнуть.

Педагог-психолог  

                                                                                    Бучнева Ольга Вячеславовна

МБДОУ «Детский сад «Изумрудный город»

города  Тамбов



Предварительный просмотр:

Стереотипы в поведении аутичного ребенка

Различные стереотипы поведения помогают аутичному ребенку приспособиться к существованию в окружающем его мире. При этом аутичные дети часто не могут изменять усвоенные навыки, в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Например, если аутичный ребенок привык заниматься в школе в определенном классе, то при переходе в другое помещение может закатить истерику. Самое малейшее изменение привычной обстановки, порядка жизни вызывают у таких детей протест, чувство страха и тревоги. Даже нормальный ребенок с неохотою расстается со знакомыми предметами, с привычным ритмом жизни, но ему можно объяснить необходимость изменений.

Аутист же, исходя из своих особенностей, желает, чтобы все и всегда было привычным, знакомым, и следовательно, с его точки зрения, и безопасным. Это касается абсолютно всего – начиная с маршрута прогулок, кончая едой, посудой и определенным расположением вещей в комнате. Для него все должно быть знакомо и понятно.

Как бы странно и неприемлемо вам не казалось такое поведение, стереотипии при аутизме — это единственно возможный вариант контакта аутичного ребенка с окружающим миром и людьми. Все дальнейшее развитие ребенка происходит, опираясь на уже выработанные стереотипы поведения. И единственным путем адаптации детей-аутистов является расширение запаса стереотипов, перевод случайных действий в постоянные.

Как использовать стериотипию?

Существуют различные варианты реагирования на стереотипию: консервация стереотипа, его ломка, переключение, расширение и пр. Сегодня большинство специалистов уверено, что ломать стереотипы нельзя! Их нужно пытаться расширять либо переключать.

При ограниченном наборе стереотипов поведения, реакция ребенка выглядят странно и нелепо, но если расширить круг действий аутиста, то его поведение будет выглядеть, как детский педантизм и стремление все разложить по своим местам.

autichnyiy-rebenok-na-progulke

К примеру, у малыша есть любимая одежда, расставаться с которой он не хочет. Добиться расширения стереотипов поведения в этом случае можно на фоне приятных эмоциональных переживаний. К примеру, когда ребенок, готовясь к прогулке, старается надеть свою привычную одежду, надо сказать: «Если на небе солнышко – давай наденем новую курточку. А если идет дождик, то наденем плащ и сапоги, чтобы можно было ходить по лужам».

В этом случае мы даем возможность ребенку самому принять решение, в зависимости от того, какая погода на улице. Вместе с малышом подходите к окну, а затем принимаете решение, что надевать. Таким образом расширяется привычный стереотип и у ребенка появляется выбор в зависимости от сложившейся ситуации. Естественно, такие моменты не запланируешь, но когда появляется такая возможность, ее необходимо обязательно использовать.

Ну и, конечно же, стереотипию в поведении аутичного ребенка нужно максимально использовать. Представим следующий вариант стереотипного поведения: ребенок ежедневно встает и выполняет один и тот же набор действий – заправляет постель, умывается, чистит зубы. Это – тоже стереотипное поведение. Приучив малыша к выполнению определенного набора действий, вы сможете закрепить и развить навыки самообслуживания и бытовые навыки.