Презентация на тему: "Риски буллинга в инклюзивной образовательной среде".

Белова Елена Юрьевна

Острой психологической проблемой является процесс социального взаимодействия в школьных коллективах, состоящих из обучающихся со специфическим и нормативным развитием. Это связано с тем, что инклюзивная форма образования является основанием для появления внушительной дисгармонии в сфере общения и межличностных отношений между детьми с ОВЗ и их нормально развивающимися сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл riski_bullinga.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Риски буллинга в инклюзивной образовательной среде. Подготовила : Белова Е.Ю.

Слайд 2

Положения Федерального Закона « Об образовании в Российской Федерации», требования Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ диктуют обеспечение максимальной доступности в получении образования каждого ребенка вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения развития, способности к освоению академической программы. Современные тенденции развития специального образования , выдвигают новые задачи перед специалистами в области коррекционной педагогики и психологии, так как появление инклюзивной формы обучения детей с ОВЗ ведет за собой и новые проблемы, требующие глубокого анализа.

Слайд 3

Острой психологической проблемой является процесс социального взаимодействия в школьных коллективах, состоящих из обучающихся со специфическим и нормативным развитием. Это связано с тем, что инклюзивная форма образования является основанием для появления внушительной дисгармонии в сфере общения и межличностных отношений между детьми с ОВЗ и их нормально развивающимися сверстниками . Проявления жестокости в детской среде многообразны: от безобидных шуток и прозвищ до тяжелых насильственных действий . Подобные действия – притеснение, дискриминация , травля – называются буллингом .

Слайд 4

Буллинг – э то групповое насилие, эмоциональное и /или физическое. Критерии травли: - Асимметричность - Преднамеренность и систематичность - Групповой процесс или «групповая болезнь» - Не прекращается сам по себе На этот феномен обратили внимание западные ученые еще в начале XX века. Д. Лейн и Э. Миллер описали школьную травлю, рассматривая буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или ) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям ) .

Слайд 5

Проблемы буллинга в инклюзивном образовательном пространстве обусловлена следующими факторами. 1 . Снижение авторитета учителя в школе как сдерживающего агрессию фактора. 2. Общее ухудшение психического здоровья детей, что проявляется в незначительных сбоях эмоциональной сферы при сохранном интеллекте . 3. Низкий уровень развития коммуникативных навыков у современных детей. 4. Акцентирование внимания в практической психологии на идеях лидерства, конкуренции , при этом – малое количество психологических программ, посвященных развитию гибкости и бесконфликтности в межличностном взаимодействии . 5 . Обострение социального неравенства среди детей (дети из обеспеченных семей , дети из семей с низким уровнем материального благополучия).

Слайд 6

Р иск возникновения буллинга в инклюзивном классе : 1 . Наличие у детей с ОВЗ специфических физических и психологических особенностей (о наличии видимых недостатков в строении тела и лица, дополнительных технических средств коррекции имеющихся дефектов, поведенческих и личностных особенностей, трудностей в обучении). 2. Психологическая неподготовленность общества к принятию детей с ОВЗ (негативные социальные установки , страхи, отсутствие толерантности , низкий уровень осведомленности об особенностях таких детей). 3. Некомпетентность педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ. Педагоги могут спровоцировать ситуацию школьной травли ребенка с ОВЗ при недостатке (отсутствии) специальных психологических знаний. Н . А. Польская отмечает , что «педагогический коллектив школы прямо или косвенно может быть включен в ситуацию буллинга, демонстрируя пренебрежение или прямое давление в отношении уязвимых учеников, потворствуя организованной травле или даже поощряя ее ».

Слайд 7

4. Профессиональное выгорание педагогов , приводящее к потере чувствительности к происходящим психологическим процессам в школьной группе ( перегрузки приводят к повышению внимания к академической составляющей образовательного процесса, при этом – к снижению социально-психологической , что в итоге негативно сказывается на формировании благоприятного климата в классном коллективе, на профессиональной и личностной самореализации педагога). 5 . Низкий уровень информированности родителей о психологических особенностях детей с ОВЗ. Этот фактор затрагивает как вопросы возможности совместного обучения детей с ОВЗ с нормативно развивающимися сверстниками, так и вопросы их личностного взаимодействия .

Слайд 8

Причины жестокого поведения могут быть различны: чувст- во неприязни, месть, зависть, борьба за власть , восстановление справедливости, нейтрализация соперника, подчинение лидеру , самоутверждение, а также агрессивное поведение отдельных личностей. Агрессивность – одна из распространенных характеристик поведения детей с ОВЗ , выражающаяся в виде импульсивности реакций, стремлении подчинить себе детский коллектив, вербальных угрозах, жестоких физических действиях. Часто такое поведение ребенка связано с состоянием фрустрации, когда ребенок с какими-либо психофизическими отклонениями не способен в полной мере удовлетворить свои желания в потребности в учебе, общении, труде .

Слайд 9

П о опросу «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Анастасия» города Лангепас». Для родителей самым важным аспектом инклюзии является возможность социализации их детей: общения со сверстниками-78%, развития адаптивных навыков-68%, самостоятельности, самоопределения-54%, участия в конференциях, олимпиадах и других общешкольных мероприятиях наряду с другими детьми-42%. Совместное обучение, с точки зрения родителей, позволит их детям избавиться от чувства «ущербности», изолированности-48%. Оно также будет способствовать воспитанию «толерантности, доброты, ответственности»-100%; развитию гуманного отношения здоровых детей к детям с ограниченными возможностями – 58%.

Слайд 10

Что же делать, чтобы минимизировать возникновение школьного буллинга ? Конечно, работа должна быть только в команде (администрации, педагогов, психологов, родителей, учащихся и всего персонала школы, в целом). Работа систематическая, комплексная и, главное, направленная на предупреждение. 1. М етоды , ориентированные на конкретных детей и подростков; 2.Методы , ориентированные на мотивационно-образовательную работу с администрацией; 3.Методы , ориентированные на работу с педагогическими кадрами; 4. М етоды , ориентированные на семейные отношения ; 5. М етоды , ориентированные на ближайшее окружение ребёнка (микросоциум)

Слайд 11

Задача социально - педагогической работы по преодолению буллинга является реализация комплексной коррекционной программы развития у детей навыков конструктивного управления агрессией. Р абота должна быть направлена не на избавление от агрессивности, а на устранение причин, ведущих к ее проявлению. Также необходимо работать с родителями, обсуждая с ними причины возникновения и преодоления буллинга. Эффективным средством в противостоянии насилию может быть Комитет по предотвращению буллинга, специально созданный, чаще всего, в школе, который может помочь педагогам, персоналу школы и родителям в решении проблемы. А члены комитета могут стать связующим звеном между персоналом и учащимися в работе с полицией по борьбе с буллингом.

Слайд 12

Буллинг является актуальной проблемой современного общества. Изучение аспектов школьной травли, можно назвать острой психолого -педагогической проблемой, так как последствия участия ребенка в буллинге могут быть разными – от легких (они оставляют незначительный след, с которым при своевременно начатой работе можно быстро справиться ) - до длительных неизгладимых (посттравматические стрессовые расстройства, ухудшение психического и физического здоровья, снижение образовательного и профессионального функционирования, трудности общения, дезадаптация, криминализация поведения)

Слайд 13

Модернизация системы образования, появление инклюзивной формы обучения детей с ОВЗ ведет за собой новые проблемы, требующие глубокого анализа факторов риска возникновения буллинга, его механизмов, форм , особенностей поведения участников. Предупреждение явлений дискриминации по отношению к детям с ОВЗ является актуальной задачей государства, которая требует тщательного анализа условий формирования благоприятных межличностных взаимодействий в психолого-педагогическом пространстве инклюзивной школы.

Слайд 14

Спасибо за внимание!