Метафорические ассоциативные карты в работе с девиантными подростками

Бондарева Елена Анатольевна

Техники работы с подростками

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог ГБОУ СОШ с. Пестравка Бондарева Елена Анатольевна МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Слайд 2

В настоящее время одной из серьезнейших проблем, с которой приходится сталкиваться педагогам-психологам, работающим с подростками, является их девиантное поведение. девинтное поведение Конструктивные девиации Деструктивные девиации преодоление связаны с социальным творчеством Преодоление устаревших норм приводят к дезорганизации принятой в обществе системе норм и ценностей. выступает результатом неспособности и нежелания подростка адаптироваться к требованиям общества эмоциональные нарушения повышенная тревожность вспыльчивость раздражительность конфликтность агрессивность

Слайд 3

Незаменимым и эффективным инструментом, в работе педагога-психолога с девиантными подростками являются метафорические ассоциативные карты Метафорические ассоциативные карты представляют собой набор картинок, содержащих только изображение либо изображение со словом или фразой. Извлекая карту, подросток начинает реагировать на картинку, изображенную на ней, погружаться в воспоминания, актуализировать различные уровни сознания. для подростков встреча с метафорой является интересной, она облегчает для них выражение собственных эмоций и подталкивает к активной работе.

Слайд 4

карты используемые мною в работе с агрессивным поведением автор Н. Буравцова Автор Т.О.Ушакова автор Г. Гераськина Автор Н.Седова

Слайд 5

Использование в работе колоды МАК обеспечивает: безопасную обстановку, искреннее доверительное общение с подростком, его раскрытию, самовыражению и рефлексии Карты « Teenagers » 1. Предлагаем подростку выбрать карты с ситуациями в которых он был, или ситуации которые ему близки. 2. Беседа с подростком: - Что это за ситуация? - Почему он выбрал именно эту ситуацию? - Как герои ситуации чувствуют себя? - Какой выход из сложившейся ситуации можно предложить героям? - Что они будут чувствовать?

Слайд 6

основные способы использования МАК Открытый – карты, предъявляются кверху изображениями безопасный для подростков снижает уровень тревоги Закрытый – карты раскладываются «рубашкой» вверх Подросток выбирает любую из них вопрос, связанный с проблемой или с ее решением Разворачивая карту пытается найти ответ на свой вопрос. Комбинированный предлагается сделать выбор карты в открытую (осознанное отношение к своей проблеме) извлечь несколько картинок вслепую. Индивидуальная форма работы Групповая форма работы консультация Коррекционная работа диагностика Тренинги

Слайд 7

Упражнение работы с агрессивными детьми Круги чувств Установить контакт с подростком 2. Предлагаются «круги чувств»

Слайд 8

3. Колода «Котейка». Просим подростка «в открытую» выбрать образ Котейки -1-2 карты, отвечая на вопрос и положить каждую карту на свое место в кругах: А) Каким я вижу себя в кругу семьи? А каким видит меня семья? Б) Какой я в школе? А каким учителя видят меня? В) Какой я среди друзей? А каким друзья видят меня? 4. Беседа с подростком - Почему именно этот котейка лежит на этом месте - Почему такая эмоция у учителя(родителей, друзей). - Как это можно все исправить Ребенок сам делает выводы и сам приходит к решению проблемы.

Слайд 9

2 упражнение: Из колоды «Зонтики» берем ситуативные маленькие карты 1. Можно в закрытую или открытую (по желанию ребенка или по ситуации) подросток выбирает карту ситуацию 2. Выбери таких котеек , чтобы были похожи на тебя в данных ситуациях 3. Из колоды «Зонтики» выбери такой зонтик, который мог бы защитить котейку в данной ситуации, чтобы не испытывать агрессивную эмоцию. 4. Провести беседу: - Почему ты выбрал именно такой зонтик, что он означает? - Какие эмоции будет испытывать Котейка под этим зонтиком? - Если попадешь в эту ситуацию, можно ли использовать такие «зонтики» в жизни» - Как изменятся твои эмоции? - Что ты будешь чувствовать?

Слайд 10

3 упражнение: «Шкала агрессии» Чувство могут отличаться по интенсивности. Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологическое проявление и влияние на поведение человека. Это упражнение поможет распознать уровень агрессии и ее причины 1. Выберите четыре изображения Котейки, которые на по вашему мнению, выглядят сердитыми 2. Разложите карты в ряд от менее сердитого до самого сердитого. 3. Опишите каждое изображение в двух словах 4. Что заставляет вас немного злиться? 5. Что может привести к повышению злости? 6. Что стоит на границе до полного взрыва? 7. Что заставляет вас чувствовать себя очень агрессивным и злым? 8. Как по вашему мнению, можно контролировать каждый из перечисленных шагов вашей агрессии? 9. На каком котейки стоит найти свой зонтик, чтобы негативные эмоции не переросли в драку? 10. С помощью карт и вопросов ребенок сам осознает свое поведение и ищет выход из создавшейся ситуации

Слайд 11

Педагог-психолог ГБОУ СОШ с. Пестравка Бондарева Елена Анатольевна МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ