РАУ

Андреева Надежда Сергеевна

                                       Тренинг для педагогов

               «Снятие психоэмоционального напряжения»

 

   

Цель: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

Задачи:

1. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.

2. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Актуальность.

В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания.

Ход тренинга.

 Упражнение: «Головной убор»

Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль. Предлагаемое упражнение поможет снять неприятные ощущения. Встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор. Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.

 

Упражнение: «Танец отдельных частей тела»

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

· танец кистей рук

· танец рук

· танец головы

· танец плеч

· танец живота

· танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Упражнение: «Медитативное пение»

Цель: освобождение сознания, выход негативных переживаний.

Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слегка приоткройте рот и пойте «А-У-М» с разной интонацией.

Упражнение: « Потягивание.»

Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.

Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат - чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10—15 секунд. А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь - выпрямитесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». 

 

Упражнение «Найди пару животному»

Инструкция: Каждому из вас я раздам карточки, на которых написано название

 животного. Названия повторяются на двух карточках. Например, если вам достанется карточка, на которой будет написано "заяц", то кому-то попадет карточка с такой же надписью — "заяц".

Психолог раздает карточки (при нечетном количестве участников в группе психолог принимает участие в упражнении вместе со всеми).

Никому не показывая свою карточку прочитайте то, что на ней написано.

 После прочтения карточку можно убрать (положить на свой стул надписью вниз).

Задача каждого — найти свою пару.

Можно пользоваться любыми выразительными средствами, но говорить и издавать характерные звуки вашего животного — нельзя. Вам нужно пантомимой показать

ваше животное.

Помните, всё упражнение выполняется молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом. Когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось.

После того как все участники группы нашли свою пару, психолог спрашивает по

 очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Упражнение повышается настроение, снижается усталость, способствует

 дальнейшему раскрепощению участников группы. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников быть внимательными к действиям других, а также искать такие средства самовыражения, которые будут

 понятны другим.

После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями,

 рассказать о том, как участники находили свою пару.

 

Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и

 улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать,

что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же

использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию,

музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в

 радости и гармонии с самим собой. Всем спасибо за участие.

 

Используемая литература:

Кононович К.Ю. Игры в тренинге для ума и тела, — СПб, Речь, 2010

Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Учеб. пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2003

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего:

 Практическое пособие. — Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004.

Фопель К. Энергия паузы. — М.: Генезис, 2011