РОДИТЕЛЬСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Адиятулина Светлана Геннадьевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvetstvennoe_roditelstvo.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Адиятулина Светлана Геннадьевна

Семейное воспитание для ребенка, безусловно, лучше, чем нахождение в самом хорошем государственном учреждении. Именно поэтому, каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, государство старается максимально быстро поместить в принимающую семью. В последнее время также выросло количество граждан, желающих принять ребенка на воспитание. Многим из них кажется, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания детей кровных, что является очень большим заблуждением. Ведь дети, воспитывающиеся не в семье, имеют свою сложную жизненную историю и свой негативный опыт, с последствиями которого неизбежно придется столкнуться замещающим родителям.

И здесь на первый план закономерно выступает такое понятие как «ответственное родительство». Каким же критериям должен соответствовать ответственный родитель?

Ответственный родитель, в первую очередь, зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь. Ведь если этого нет в отношении самого себя, то как можно говорить об ответственности за приемного ребенка? Только являясь зрелой личностью, человек может создать благоприятные условия для развития ребенка.

Условно можно определить «три кита» ответственного родительства: наличие у кандидатов позитивной мотивации, способность к безусловному принятию ребенка, оставшегося без попечения родителей и наличие определенных личностных качеств, которые помогут в выстраивании гармоничных родительско- детских отношений. Остановлюсь на них поподробнее.

Определению истинных мотивов принятия уделяется нами особое внимание на этапе подготовки кандидатов. Осознаваемые и предъявляемые вовне мотивы могут критическим образом не совпадать с мотивами неосознанными, которые как раз и определяют, и направляют поведение человека. Даже не важно, что многие будущие родители на вопрос о целях принятия в семью ребенка изначально отвечают стандартными фразами о том, что они хотят помочь детям. Важно, что, вернувшись домой после занятия, они вдруг сами себе откроют ту истинную причину, по которой хотят принять ребенка, и смогут либо вовремя отказаться от дальнейших действий, либо начнут прикладывать еще больше усилий в данном направлении.

Безусловное принятие – это понятие проходит красной нитью в нашей работе как с кандидатами в замещающие родители, так и с уже состоявшимися приемными родителями. Родителю важно уметь безусловно принимать ребенка и оказывать ему необходимую поддержку, защищая в сложных ситуациях. Мы стремимся способствовать формированию внутренней личностной позиции будущего замещающего родителя на принятие ребенка таким, каков он есть и всестороннее развитие ребенка, с учетом его способностей и возможностей. «Нарисованный» идеальный образ ребенка в ходе занятий приближаем к реальности, способствуем осознанию реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка. Ведь расхождение между ожидаемым и реальностью часто приводит не к тому, что родители перестают ожидать от ребенка реализации собственных высоких требований, а к формированию такого конфликта, который можно будет разрешить единственным способом – вернув ребенка в детский дом.

Существует ряд исследований, указывающих, что на формирование личности ребенка в замещающей семье значительное влияние оказывают личностные качества родителей. Наличие у приемных родителей таких личностных качеств как: эмпатичность, открытость, коммуникабельность, уравновешенность, гибкость, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению значительно повышает вероятность успешной адаптации и развития ребенка. Необходимо отметить, что родительству можно и нужно учиться, и делать это нужно постоянно. Стремление к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию проявляется у большинства успешных родителей.

Особое внимание уделяем вопросам необходимости обеспечения в замещающей семье базовых потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, привязанность, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация).

Сами родители важными задачами ответственного родителя считают:

- сохранение жизни и здоровья ребенка;

- материальное обеспечение ребенка;

- общение с ребенком, совместное времяпрепровождение, досуг.

Причем, последнюю задачу, обычно и называют последней, если вообще называют.

Таким образом, ответственное родительство- это психологическое образование личности родителя, которое представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций, способствующую формированию гармоничного стиля семейного воспитания.

Каждая семья хочет быть счастливой. Но, стать счастливым – это совсем не то же самое, что одарить счастьем. Достаточно большая часть кандидатов в замещающие родители – это люди, предполагающие с помощью ребенка стать счастливыми. Но стать счастливым за счет внешних обстоятельств можно лишь на ограниченное время. Поэтому, еще на этапе подготовки, кандидатам в замещающие родители оказывается помощь в определении своих мотивов, своей готовности к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выявлении своих сильных и слабых сторон, ресурсов и зон риска (как личных, так и семьи в целом).

Задача нашей Службы – помочь семье стать ответственными родителями, принять ребенка таким, какой он есть, выстроить теплые, поддерживающие межличностные отношения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Один из составляющих компонентов родительства — родительская ответственность. Ответственность относится к числу наиболее сложных понятий в психологии личности и социальной психологии.

Л.И. Грядунова приписывает семейную ответственность личной социальной ответственности. Член семьи может нести ответственность за других отдельных членов семьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом — за ее настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение членов семьи, перед собой и семьей, перед ближайшим социальным окружением и той частью общества, к которой принадлежит семья. Это всегда ответственность за других и не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое.

Таким образом, появление ребенка в семье, принятие родительской роли — это возложение родителями на себя ответственности за судьбу ребенка перед своей совестью и перед обществом.

Родительская ответственность как явление по своей природе дуальна: это ответственность   и перед социумом, и перед безличной природой (своей совестью). Ответственность, как и остальные компоненты структуры родительства, имеет несколько составляющих. Когнитивная составляющая включает представления об ответственном и безответственном поведении родителя, о распределении ответственности между супругами в других семьях и в своей семье. Эмоциональная составляющая распространяется на отношения к распределению ответственности в семье, эмоциональные переживания, связанные с этим, и оценку себя как родителя с точки зрения ответственности. И, наконец, поведенческая составляющая касается контроля своего поведения и происходящих событий, характеризуется занимаемой ролью в семье.

Возникновение ответственности может по-разному локализовываться во времени: задолго до появления ребенка в семье, сразу после появления ребенка либо спустя некоторое время. Нередко чувство ответственности появляется уже дома, когда приемные родители остаются один на один с ребенком, когда приходит понимание, что почти все зависит от них, что здоровье и жизнь ребенка в их руках.

Чувство ответственности по отношению к ребенку у обоих супругов появляется далеко не всегда синхронно. Можно говорить о том, что мужчины и женщины в понятие ответственности вкладывают разное содержание. Для мужчины ответственность по отношению к ребенку, семье — это прежде материальное обеспечение, то есть создание материальных благ, физического комфорта семьи. Для женщины ответственность заключается в создании благоприятной атмосферы в доме, душевного комфорта; не зря говорят о том, что женщина — это хранительница очага. Как правило, чувство ответственности раньше появляется у женщины, так как она значительно больше времени проводит с ребенком, чем мужчина, к тому же нередко женщины сознательно устраняют мужчину от общения с малышом, не доверяя ему «хрупкую жизнь».

          И все компоненты родительства связаны друг с другом в единую структуру посредством пересечения элементов составляющих: когнитивных, эмоциональных и поведенческих.

Родительская ответственность взаимосвязана с контролирующим поведением по отношению к своему ребенку; с повышением тревожности возрастающему ответственному поведению; с уровнем требовательности родителей к своему ребенку; повышению степени принуждения детей к выполнению требований родителей, т.е. существует взаимосвязь родительской ответственности и особенностей взаимодействия родителей с детьми.

Ответственность является одной из составляющих семейных ценностей. Семейные ценности – это то, что важно для семьи, тот необходимый «цемент», который объединяет группу людей в дружное сообщество, где присутствует и уважение, и общение, умение прощать, чувство значимости, ответственность и традиции. Всё это переплетено и взаимосвязано. Поэтому, чтобы повысить уровень родительской ответственности мы используем все виды работы по улучшению детско-родительского взаимодействия, которое направлено на популяризацию семейных ценностей, института семьи, возвращение к традициям культа семьи и воспитании нравственно здорового подрастающего поколения.

А для улучшения детско-родительского взаимодействия и тем самым, для повышения уровня родительской компетентности нами используются различные виды работы.

Один из приемов работы Службы по устройству детей в семью – это поддержка и популяризация семейных ценностей. Семья имеет громадное преимущество перед любым из государственных институтов: она удовлетворяет самую важную потребность ребенка после физиологической и потребности в безопасности – потребность в теплых человеческих чувствах, любви, эмоциональной близости.  То есть успешное, ответственное родительство предопределяется тем, что родители, беря ребенка на воспитание в свою семью, стремятся решить не собственные проблемы, а в первую очередь, проблемы ребенка. И для приемных родителей дети могут стать родными по душе, а не по крови, а потому навсегда остаться близкими людьми.

Ответственное родительство является важнейшим условием успешности замещающей семьи, а значит, и благополучия ребенка, проживающего в ней. Счастье в семье, особенно в приемной, – это систематический труд по формированию личности ребенка совместными усилиями взрослых, осознающих, что они несут за него ответственность и реализующих себя в любви к ближним и, в первую очередь, ребенку. По мере взросления, ребенок постепенно будет более самостоятельным и затем, сепарируется от приемных родителей. И хорошо, если семья воспитает его так, что это расставание не будет нести укора и семья по-прежнему остается опорой и для уже выросших детей.

Считаю, что наша общая цель на всех уровнях должна быть не просто помочь передать всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи, а помочь созданию и увеличению количества успешных, счастливых семей, в которых люди умеют договариваться и поддержать друг друга. Специалисты нашей Службы работают над этим и в рамках Школы приемных родителей (ШПР), и далее – в процессе сопровождения замещающей семьи.