Материалы к областному конкурсу Учитель года 2022

Каминская Юлия Анатольевна

Видеовизитка

Характеристика педагога-психолога

Коррекционно-развивающая программа

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Областной конкурс Учитель года 2022

номинация «Педагог-психолог»

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 

Каминской Юлии Анатольевны

_____________________________________________

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района»

г. Аксай

2022 г.

Общие сведения

Фамилия, имя, отчество

Каминская Юлия Анатольевна

Должность

Педагог-психолог

Место работы

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района»

Профессиональное образование

ВУЗ, год окончания

-     Южно-Российский гуманитарный институт «Психолог», 2009г

- Южный федеральный университет «Магистр психологии», 2020г

Специальность

 «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами развития»

Квалификационная категория

Первая

Общий трудовой стаж

6 лет

Педагогический стаж

6 лет

Стаж работы в данной должности

5 лет

Стаж работы в данном учреждении

2 года 7 месяцев

Я, Каминская Юлия Анатольевна, 30.01.1983 г.р. начала свою профессиональную деятельность в должности учителя математики в 2003 году в МБОУ Большелогская СОШ Аксайского района. Проработала я в этой должности чуть больше года и поступила в институт на психолога, так как поняла, что работа учителем не мой путь. Я выбрала для себя миссию, помогать людям справляться с сложностями, которые встают у них на жизненном пути.    Но в период обучения я вышла замуж, стала мамой, и увлеклась воспитанием дочери. Потом сын, и как часто бывает, вместе с ребенком я пошла работать в детский сад педагогом-психологом. Вот тут и начался мой профессиональный путь.

Работая в МБДОУ №11 «Красная шапочка» города Аксая, я столкнулась с тем, что мои теоретические и практические знания необходимо обновить. И я пошла учиться в магистратуру ЮФУ по специализации «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами развития», так как в детском саду стали появляться дети с проблемами в развитии, а что с ними делать, я не совсем понимала.

С августа 2019 года я работаю педагогом-психологом в МБОУ ППМСЦ АР. С января 2020 года являюсь руководителем ПМПК АР. В 2021 году присвоена первая квалификационная категория по должности педагог-психолог.

Мое профессиональное кредо: «Движение – успешность обучения». С 2018 года я углубилась в нейропсихологию, знакомлюсь с методами сенсомоторной и двигательной коррекции и активно применяю их в практике. Прохожу обучение на курсах повышения квалификации. Наиболее значимыми для меня за период 2018-2022 г. г. стали:

  • 2018г. АНО ДПО «ВГАППССС» «Нейропсихология детского возраста» (144 часа);
  • 2018г. ЮФУ Академия психологии и педагогики «Психолого-педагогическое обеспечение предшкольной подготовки дошкольников» (72 часа);
  • 2020г. АНО ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки «Дефектология Проф» - «Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушений речевого развития у детей» (72 часа);
  • 2018-2020гг. Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт групповой и семейной психологии и психотерапии» - «Системная семейная терапия» (334 часа);
  • 2018-2020гг. ЮФУ, Академия педагогики и психологии по специальности «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами развития» (2 года 3 месяца);
  • 2021г. «ЦППМСП» г. Пермь по программе «По следам песочных картин: песочная терапия в работе с детьми, взрослыми и семьями» (180 часов).

В настоящий момент прохожу программу профессиональной переподготовки в «Московском институте психоанализа» по программе "Клиническая психология" и программу профессиональной переподготовки в Московском институте коррекционной педагогике "Дефектология Проф" по программе "Специальное (дефектологическое) образование" по профилю "Олигофренопедагог" 

Профессиональная деятельность педагога-психолога

МБУ ППМСЦ АР

Третий год я работаю в МБУ ППМСЦ АР. Основная цель деятельности Центра – это оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Основная цель моей профессиональной деятельности – оказание комплексной психологической помощи по своевременному выявлению, сопровождению, интеграции в общество детей с различными проблемами в развитии, обучении, поведении.

Реализация цели осуществляется посредствам решения основных задач деятельности:

  1. оказывать психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  2. оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения, развития и коррекции нарушений развития детей;
  3. совершенствовать и развивать эффективные методы, формы, технологии оказания психолого-педагогической помощи детям:
  • организация работы по раннему выявлению и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание психолого-педагогической помощи детям с отклоняющимся поведением с учётом инновационных идей и современных требований;  
  1. повышать эффективность и качество профессиональной деятельности через участие в работе методических объединений, творческих групп, освоение программ повышения квалификации, самообразование;
  2. участвовать в методической поддержке специалистов образовательных организаций района, территориально закрепленных за Учреждением.

Моя профессиональная деятельность в качестве педагога-психолога МБУ ППМСЦ АР имеет определенную специфику. Она заключается в том, что планирование деятельности осуществляется в соответствии с муниципальным заданием, приоритетные направления определяются в русле целей и задач Центра. План работы корректируется в зависимости от заявок и запросов, поступающих от родителей и образовательных организаций Аксайского района в течении всего учебного года. Таким образом, в основе планирования и организации профессиональной деятельности лежит проблемно-целевой подход.

Приоритетными направлениями в моей профессиональной деятельности являются:

- диагностическая деятельность;

- психологическое консультирование;

- коррекционно-развивающая деятельность;

- психологическое просвещение и профилактика;

- методическое направление,

-образовательная деятельность,

- экспертная деятельность.

Это объясняется востребованностью данных видов деятельности со стороны участников образовательного процесса, спецификой осуществляемой работы, целями Центра, требованиями профстандарта педагога-психолога.

Диагностическая деятельность включает в себя проведение психодиагностических обследований детей раннего, дошкольного, школьного и юношеского возраста. В большинстве случаев в ходе индивидуальной диагностики исследуются особенности развития познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной сфер ребенка. Для проведения психологического обследования использую стандартизированные методики в зависимости от возрастной категории и уровня актуального развития, позволяющие сделать прогноз дальнейшего развития ребенка, а также наметить пути коррекции недостатков и особенностей развития.

С целью оптимизации деятельности ежегодно провожу систематизацию и обновление диагностического инструментария по возрастным периодам и актуальным проблемам. Разрабатываю бланки диагностических обследований детей по нозологиям и возрастам. По результатам каждого индивидуального диагностического обследования предоставляю родителям полную информацию об особенностях актуального развития ребенка, предлагаю практические рекомендации, тематические консультации, памятки, при необходимости, родителям рекомендую варианты коррекционно-развивающей помощи.

Психологическое консультирование включает консультирование родителей (лиц их замещающих), специалистов образовательных организаций района по вопросам развития, воспитания, обучения детей, поиску возможных путей коррекции и профилактики.

Ежегодное ранжирование обращений позволило мне выделить наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса:

1.        Трудности усвоения общеобразовательной программы.

2.        Трудности усвоения социальных норм, правил поведения.

3.        Проблемы в детско-родительских отношениях.

4.       Трудности в социальной адаптации.

Востребованной формой работы по оказанию консультативной помощи на сегодняшний день является пролонгированное консультирование. Данный вид консультативной помощи позволяет мне оказывать помощь семьям, проживающим в Аксайском районе, помогает отследить степень и характер выполнения рекомендаций, дают возможность фиксировать динамику изменений. Родители отмечают высокую эффективность данных консультативных сессий, т.к. они ощущают психологическую поддержку в проблемной кризисной ситуации, начинают верить в собственные силы, выстраивают эффективную линию взаимодействия с ребенком.

В семейном консультировании, наряду с традиционным диагностическим инструментарием, использую:

  • Семейную системную психотерапию для работы с подростками «группы риска» по социальной дезадаптации. Данная технология позволяет членам семьи самим выделять проблемные зоны и активизировать значимые ресурсы семьи как функциональной системы.
  • Социограмма «Моя семья» (В.В. Ткачёвой). В данном варианте методика включает изучение трех этапов жизни семьи: до рождения ребенка с ОВЗ, сразу после его рождения и в настоящий момент. Такой подход позволяет определить характер динамики в развитии конкретной семьи.

Для родителей систематически провожу индивидуальные информационно-тематические консультации, на которых родитель активно задаёт вопросы о причинах проблем в поведении и развитии ребёнка, о методах оказания помощи в случае возникновения проблем в школе и т.п.

Образовательная деятельность мною осуществляется по средствам реализации дополнительной образовательной программы Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А. «Цветик-семицветик» для детей дошкольного возраста. Целью программы является создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Коррекционно-развивающая деятельность проводится с разными категориями детей в индивидуальной и групповой форме. Сведения об особенностях контингента, посещающих занятия, представлены в приложении таблица 1.

Реализуемые коррекционно-развивающие программы утверждены педагогическими советами МБУ ППМСЦ АР в период 2019-2022 уч. г. г.:

  • коррекционно-развивающая программа нейропсихологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при подготовке к школе, целью которой является коррекция и развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством организованного нейропсихологического сопровождения;
  • коррекционно-развивающая программа «Развитие произвольной регуляции деятельности» для детей дошкольного возраста 6-7 лет. Развивающей целью данной программы является развитие произвольной регуляции психической активности детей дошкольного возраста 6-7 лет. Методической целью данной программы является определение специальных образовательных условий, на основе выявленных форм, методов и приемов для организации работы с такими детьми;
  • коррекционно-развивающая программа «В гостях у сказки» для детей дошкольного возраста 4-6 лет, направленная на коррекцию и развитие познавательной сферы личности ребёнка посредством организованного психолого-педагогического сопровождения;
  • коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической помощи по коррекции нарушений психомоторной сферы для детей с ОВЗ и инвалидностью. Занятия по программе проводятся в индивидуальной форме;
  • коррекционно-развивающая программа «Нейропсихологическая коррекция ВПФ» для детей младшего дошкольного возраста с легкой УО, направленная на коррекцию и оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Занятия по программе проводятся в групповой форме для младших школьников с ОВЗ;
  • коррекционно-развивающая программа "Нейропсихологическая коррекция младших школьников с ЗПР», ориентирована на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга.

Индивидуальные занятия по стабилизации эмоционально-волевой сферы провожу с использованием методов арт-терапии, песочной терапии, оборудования комнаты психологической разгрузки, с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Развитие познавательной сферы осуществляется посредством развития базовых познавательных процессов: умения наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности.

 Важным, по моему мнению, условием эффективности реализации каждой коррекционно-развивающей программы, является оказание комплексной помощи родителям, которые нуждаются в психологической поддержке, консультативной помощи по вопросам развития и воспитания «особого» ребенка. Анализ эффективности рабочих программ представлен в приложении (таблица 2,3).

Психологическое просвещение проводится с разными категориями участников образовательного процесса: детьми, родителями (законными представителями), специалистами образовательных учреждений района.

Психологическое просвещение педагогов проводится преимущественно в групповой форме. По отзывам наиболее эффективными являются интерактивные формы работы: семинары-практикумы, мастер-классы, дискуссии, круглые столы, тренинговые занятия.

Психологическое просвещение родителей осуществляется через индивидуальные тематические консультации, стендовые материалы, памятки.

Профилактическая работа:

  • «Как выйти из конфликтной ситуации» тренинг для подростков на базе МБУ ЦТДМ в рамках фестиваля «Психометрия», 2019г.

Методическая деятельность включает в себя разработку программно-методического обеспечения профессиональной деятельности: разработка методических, дидактических, информационных  материалов; работа над темой по самообразованию; активное участие в работе творческих групп; освоение программ повышения квалификации; участие в работе районного методического объединения специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей (обучающихся); обновление информации для детей, родителей педагогов на официальном сайте учреждения;  обновление стендовой информации.

Экспертная деятельность мною осуществляется при участии в работе психолого-медико-педагогической комиссии Аксайского района: психологическое обследование детей в рамках комиссионных сессий, предварительная углубленная диагностика актуального развития ребенка по запросу комиссии, родителей.

Обобщение опыта профессиональной деятельности мною осуществляется через самоанализ и представление методических разработок на семинарах, круглых столах, районных методических объединениях. За последние два года принимала активное участие в мероприятиях:

  • семинар — совещание председателей ППк ОО Аксайского района «Актуальные вопросы деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации в современных условиях» выступление «Взаимодействие ПМПК и ППк»;
  • РМО педагогов-психологов Аксайского района выступление «Характеристика-представление педагога-психолога на обучающегося»;
  • РМО социальных педагогов Аксайского района выступление «Характеристика-представление социального педагога на обучающегося».

Членство в общественных организациях - Аксайская городская общественная организация семей, воспитывающих детей- инвалидов «Доброе сердце», 2021 год

Участие в профессиональных конкурсах:

  • Районный конкурс психолого-педагогических программ, 2021г., III место;
  • Региональный конкурс методических материалов для работы с детьми с ОВЗ номинация «Программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 2021г., II место
  • Муниципальный конкурс «Учитель года – 2022» в номинации «Педагог-психолог», 2022г., I место.

Публикации:

  • Каминская Ю.А., Уманцева К.И., Нужненкова И.Ф., Борзенкова Ю.Д. Использование нетрадиционных методов рисования с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийского образовательного форума с международным участием, г. Ростов-на-Дону, 2019г.
  • Каминская Ю.А. Нейропсихологическая готовность к школьному обучению // Сборник XLVIII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов академии психологии и педагогики ЮФУ, г. Ростов-на-Дону – Таганрог, 2020г.
  • Каминская Ю.А. Ментальное здоровье // Газета «Победа», г. Аксай, 2021г.

Профессиональная деятельность в МБУ ППМСЦ АР отмечена:

  • Почетная грамота начальника УО ААР, 2021г.
  • Благодарность Аксайской городской общественной организации семей, воспитывающих детей-инвалидов «Доброе сердце», 2021г.
  • Грамота начальника УО ААР, 2021г.
  • Благодарственное письмо МБУ ДО ЦТДМ АР, 2019г.
  • Грамота зав. МБДОУ №11, 2018г.
  • Грамота начальника УО ААР, 2017г.

Подводя итог, можно констатировать, что за период работы в МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района» в должности педагог-психолог, мною проделан большой путь становления и развития себя в профессии. В дальнейшем планирую продолжить работу по совершенствованию и развитию эффективных методов, форм, технологий оказания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Приложение

Таблица 1

Сведения об обучающихся у педагога-психолога Каминской Ю.А.

МБУ ППМСЦ АР за период 2019-2021г.г.

Учебный год

2019-2020

2020-2021

Общее количество детей

МБУ ППМСЦ АР

МБУ ППМСЦ АР

208

48

Категория детей

Дети с ОВЗ

12

15

Из них: - с тяжелыми нарушениями речи

6

8

              - с задержкой психического развития

5

6

              - с нарушением опорно-двигательного аппарата

0

1

              - с расстройством аутистического спектра

1

0

Дети-инвалиды

3

8

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы

31

6

Дети с отклонениями в поведении

6

4

Дети, испытывающие сложности в усвоении образовательной программы

148

23

По запросу суда и органов опеки

7

0

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

4

0

Таблица 2

Анализ эффективности  рабочих программ

педагога-психолога Каминской Ю.А.

за 2019-2020 уч. год.

Программа

Количество человек

Количество групп/ программ

Количество занятий

выбыли

отчислены

выпущены

Дублирование

1.«Нейропсихологическая коррекция»

4

1

28

-

-

4

-

2.Индивидуальные программы психолого-педагогической помощи

5

-

143

-

-

5

-

3. «Развитие познавательных способностей младших школьников»

(для учащихся 1-х классов)

14

1

30

-

3

11

-

4. «Цветик-семицветик» для детей 4-5 лет

13

1

30

-

1

12

-

5. «Цветик-семицветик» для детей 5-6 лет

12

1

30

-

1

11

-

6. «Песочная игротерапия»

9

1

20

-

2

7

-

7. Программа психолого-педагогической помощи (подгрупповая работа)

3

1

30

-

-

3

-

Итого:

65

7

341

0

7

58

0

Таблица 3

Анализ эффективности  рабочих программ

педагога-психолога Каминской Ю.А.

за 2020-2021 уч. год.

Программа

Количество человек

Количество групп/ программ

Количество занятий

выбыли

отчислены

выпущены

Дублирование

1.«Нейропсихологическая коррекция»

8

1

25

-

1

7

-

2.Индивидуальные программы психолого-педагогической помощи

5

-

65

-

-

5

-

3. «В гостях у сказки» для детей 4-5 лет

5

1

25

-

1

4

-

4. «В гостях у сказки» для детей 5-6 лет

6

1

25

-

-

6

-

5. «Развитие произвольной регуляции деятельности» для детей 6-7 лет

7

1

25

-

2

5

-

Итого:

31

4

165

0

4

27

0

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия: за два года было реализовано 10 индивидуальных программ психолого-педагогической помощи для детей дошкольного возраста. Данные программы были разработаны и реализованы по результатам запросов родителей и выявленных проблем детей на консультативном приеме на базе Центра. По итогам реализации индивидуальных программ у детей отмечается стабилизация эмоционального фона настроения, повышение навыков саморегуляции, а также развитие познавательных процессов.

Общими показателями продуктивности реализации программы за отчетный период следует считать:

  • Развитие познавательной сферы у детей.
  • Повышение учебной мотивации.
  • Развитие навыка самоконтроля.
  • Повышение самооценки, уверенности в себе и в собственных силах.

Факторы, способствующие повышению результативности реализации программы: выявление уровня актуального уровня развития обучающихся в группе и учет индивидуальных психологических особенностей при тематическом планировании, создание условий психологически комфортной безопасной развивающей среды, систематическое проведение занятий в соответствии с тематическим планированием и хорошая посещаемость детьми.

Вывод: анализ данных мониторинга позволяет констатировать выполнение в полном объеме целей и задач программы, положительную динамику. Таким образом, высокие результаты свидетельствует об эффективности и востребованности данной формы работы с детьми.

Достижению поставленных целей в период пандемии способствовало своевременное внесение корректировки в планирование деятельности по всем направлениям, путем введения новых онлайн форм ведения коррекционно-развивающей, профилактической, просветительской, консультативной работы.