Эффективные формы взаимодействия с родителями. Техника «Я –сообщение»

Алексеева Елена Александровна

Общение- это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В процессе личностно ориентированного взаимодействия складываются субъективно – субъективные отношения, в которых каждый участник является субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эффективные формы взаимодействия с родителями. Техника «Я- Сообщения»

Слайд 2

Общение - это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В процессе личностно ориентированного взаимодействия складываются субъективно – субъективные отношения, в которых каждый участник является субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами , объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Слайд 3

Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности- например, физиологические (такие как голод), и психологические ( ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЭТО ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЯХ). И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем- либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать сочувствие – все это вечные задачи общения. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.

Слайд 4

Условия необходимые для оптимального педагогического общения : Искренний интерес к человеку, умение преодолевать свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, что касается другого человека . Умение слушать людей – как конкретное проявление интереса к людям. Нередко, кстати, не обращают внимания на то, что признаком интересного собеседника является умение не только говорить, сколько умение слушать . К сожалению , имеется явный дефицит благородных слушателей, и если вам удается стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравится те, с кем они могут удовлетворить свою потребность выговориться.

Слайд 5

Старайтесь быть доброжелательными по отношению к людям, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика . Улыбайтесь , в общении с людьми очень много — значит улыбка для взаимных симпатий. Она греет и создает аванс положительного отношения . - Умейте завоевать авторитет в педагогическом общении через способность дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению .

Слайд 6

Рекомендации по организации работы с родителями. 1.Способность к общению- профессиональное качество педагога. Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно. 2.Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя – вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца и матери воспитанника, более того- найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия. 3.Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Слайд 7

4.Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку. Психологический контакт с родителями возникает сразу же,как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует ему. Когда родители видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что что педагог тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству. 5. Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Например, Вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребенка. 6. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Успешным общением можно назвать не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителя к активному участию в воспитании ребенка.

Слайд 8

Техника «Я-сообщение » состоит из четырех частей Первая часть – объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова «когда»: «Когда я вижу, что.»; «Когда я слышу.»; «Когда я сталкиваюсь с тем, что ». ВАЖНО : в первой части «Я-сообщения» вам нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Говорите о поведении человека (ребенка или родителя, но не давайте оценку его личности. Во второй части « Я-сообщения » надо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека ( «Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение» и т. д.). В третьей части « Я-сообщения » надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение. Четвертая часть- содержит просьбу или сообщение о том, чем именно ваш партнер по общению может заменить свое поведение.

Слайд 9

Когда вы критикуете мою работу, не говоря, в чем я ошибаюсь я чувствую недоумение. Ведь я не знаю, что конкретно необходимо исправить. Скажите мне, что я делаю не так. Когда Вы опаздываете на занятия я чувствую, что мне трудно и расстраиваюсь Мне приходится менять ход занятия, я теряю время пожалуйста, постарайтесь приходить вовремя. Каждый раз, когда Вы не приходите на родительские собрания я чувствую огорчение и досаду, потому, что мне приходится передавать Вам информацию лично, я трачу много времени.Если нет возможности прийти, пожалуйста, пришлите кого-то вместо Вас. Необходимо стараться, чтобы «Я – сообщение » не переходило в «Ты (Вы) – сообщение», это ошибка, которая приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Этой ошибки можно избежать, если использовать безличные предложения. Например : Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! - неверно ! Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы - верно!

Слайд 10

Конечно, чтобы пользоваться техникой « Я-сообщение » , нужна практика, тренировка, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для воспитателя привычным , естественным навыком общения. Возможно, сначала « Я-сообщение » покажется непривычным, искусственным, но важно не отступать, поскольку освоив такой способ общения, педагоги обязательно оценят его эффективность. С помощью « Я-сообщения » можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в напряженных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы, и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть техникой « Я-сообщения » надо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них. Еще раз закрепим : Что такое я-сообщения и зачем они нужны? Я-сообщение — это грамотное высказывание своего недовольства. Я-сообщения – не для того, чтобы изменить поведение другого. И это нужно запомнить. Я-сообщения используются для того, чтобы собеседник услышал и понял вас.

Слайд 11

Примерный кодекс общения: Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости, этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.