Социализация дошкольника: методы,приемы,технологии

Алексеева Елена Александровна

Роль детского сада в социальном развитии дошкольника.

Социализация необходима для того, чтобы малыш научился

успешно и легко взаимодействовать с другими людьми,

строить отношения.

Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ) – один из важнейших институтов социализации. Если до этого процесс

социального развития ребенка проходил в большей степени

ситуационно и стихийно, то в стенах ДОУ он становится

целенаправленным и планомерным.

Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках

приемлемых норм и правил поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_doshkolnika.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 84/2» Социализация дошкольника : м етоды, приемы, технологии. Педагог-психолог: Алексеева Елена Александровна Город Улан-Удэ 2022 год

Слайд 2

Роль детского сада в социальном развитии дошкольника. Социализация необходима для того, чтобы малыш научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения. Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ) – один из важнейших институтов социализации. Если до этого процесс социального развития ребенка проходил в большей степени ситуационно и стихийно, то в стенах ДОУ он становится целенаправленным и планомерным. Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.

Слайд 3

Процесс позитивной социализации личности ребенка. Реализуется через задачи: Дать ребенку необходимые знания: познакомить с допустимыми правилами поведения в дошкольном учреждении и группе . Научить ребенка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами . Помочь ребенку самоопределиться в рамках данного социума . Помочь ребенку приобрести положительный опыт взаимодействия в саду с детьми и взрослыми. Поставленные задачи выполняются следующим образом: Создаются благоприятные условия для вовлечения дошкольника в социальное взаимодействие . Применяются специальные методы и приемы работы : наблюдение; анкетирование; беседа, разъяснение; приучение, тренировка; индивидуальная коррекционная работа; создание воспитывающих ситуаций; эмоциональное воздействие, поощрение.

Слайд 4

Основные направления и виды работы по социальному развитию в дошкольном учреждении. Детский сад дает возможность для социализации ребенка как в процессе его повседневного общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками, так и в рамках специально организованных занятий посредством специфических методов, форм и видов работ: Вовлечение в социально полезную деятельность (трудотерапия). Слушание музыкальных произведений (музыкотерапия). Рисование, рассматривание иллюстраций и репродукций картин (арт-терапия). Чтение педагогической литературы (сказки, детские стихи, рассказы). Сюжетно-ролевые игры .

Слайд 5

Современные технологии социализации дошкольника . Инновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации» . В пособии представлены новые технологии социализации ребёнка, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые для жизни в современном обществе. Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Слайд 6

Предлагаемая система социализации включает 10 технологий . 1. Клубный час . Можно выделить следующие типы : 1. Свободный . 2. Тематический . 3. Деятельностный .

Слайд 7

2. Рефлексивный круг. Задачи педагогической технологии « рефлексивный круг » следующие: сплочение детского коллектива; формирование умения слушать и понимать друг друга; ф ормирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе; о бсуждение планов на день, неделю, месяц; р азвитие умения выражать свои чувства и переживания публично.

Слайд 8

3. Ситуации месяца. д иагностику знаний и поведение детей в начале ситуации ; н асыщение наглядным материалом( видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т. д .) ; активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизация, изо-деятельность и т. д .) ; создание проблемных педагогических ситуаций ; создание коллективных проектов ; использование темы ситуации в работе всех специалистов ДОУ ; обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, изготовления костюмов, подарков, угощений, совместное участие в празднике ) ; проведение праздника в конце ситуации с показом того, чему дети научились в течение месяца ; выходная диагностика в различных формах (анкетирование, наблюдение , опрос родителей и т. д.) .

Слайд 9

4. Проблемная педагогическая ситуация. Важны условия проведения технологии «ППС » : с итуация проводится без присутствия воспитателя или других взрослых ; ж елательна съемка на видеокамеру, для последующей рефлексии с педагогами ; с тепень эмоциональной напряженности должна быть посильна детям конкретной группы ; с итуации следует прорабатывать с детьми от самых простых, затем переходить на более сложные ; к ак правило, взрослый, проводящий ситуацию, должен быть незнаком детям .

Слайд 10

5. Дети – волонтеры. Задачи педагогической технологии « Дети волонтёры » следующие: р азвитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе ; с оздание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного , социального) в естественной среде от старших к младшим ; в озможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности .

Слайд 11

6. Социальные акции. Социальные акции бывают различной направленности: п омощь другим людям ; э кология ; окружающий социальный мир ; значимые даты и праздники .

Слайд 12

7. Волшебный телефон, детский «телефон доверия » В рамках данной технологии были поставлены такие задачи: 1) Развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли. 2) Развивать социальную активность . 3) Понимать педагогу, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребёнком. 4) Своевременно реагировать на запросы воспитателей и родителей.

Слайд 13

8. Развивающее общение. Этапы организации общения детей в рамках технологии: 1.Учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договорится, а значит слушать и слышать партнёра, развивается собственная речь) . 2. Общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро группе чтобы выполнить учебную задачу. 3.Общение- педагогическое средство, т.е. через общение дошкольник обучается.

Слайд 14

9. Включения родителей в образовательный процесс ДОУ. Цель данного проекта : вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ . Задачи: помочь изучить родителям ФГОС и «Закон об образовании РФ » ; оказать психолого-педагогическую помощь родителям в воспитании детей ; помочь родителям стать компетентными и полноценными участниками образовательного процесса .

Слайд 15

10. Социоигровая технология. ЦЕЛЬ: - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания . ЗАДАЧИ : 1.Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя . 2. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия. 3. Развитие у детей умения элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью. 4.Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Слайд 16

Преимущества данных технологий. Ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей! У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, раскрываются собственные творческие возможности. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль педагога в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители .