Консультация для родителей

Материалы для групповых консультаций, родительского всеобуча, формирование психолого-педагогичкской компетентности родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка родителям «Особенности адаптации первоклассников».

У кого могут возникнуть трудности школьной адаптации:

  • Дети со слабым здоровьем (часто болеющие).
  • Дети, не посещавшие дошкольное учреждение.
  • Дети не готовые к школе (отстающие в развитии, дети с ОВЗ), с двуязычием.
  • Дети, испытывающие трудности адаптации в детском саду.
  • Тревожные дети, несамостоятельные (гиперопекаемые).
  • Дети, в семье которых родился еще один ребенок.
  • Дети, переживающие утрату или разлуку, развод родителей, переезд на новое место жительства.

Как понять, что у ребенка возможно дезадаптация? Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомленный вид.
  • Нежелание ребенка делиться впечатлениями о проведенном дне.
  • Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелание выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный ночной сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Что делать родителям, чтобы облегчить адаптационный период ребенка к школе?

  • Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
  • Не торопите! Умение рассчитать время — ваша задача. Если вам это плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
  • Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придется много поработать.
  • Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтоб сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте ему удачи — у него впереди трудный день.
  • Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?».
  • Встречайте ребенка спокойно. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь. Пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  • Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку». Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
  • После школы не торопитесь садиться за уроки. Необходимо 1,5-2 часа отдыха (в 1-м классе — 1 час сна). Лучшее время приготовления уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны. Не заставляйте делать все уроки в один присест, 20 минут — работаем, 10 минут — делаем перерыв. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребенку возможность работать самому. Но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон и поддержка необходимы.
  • В общении с ребенком старайтесь избегать различных условий: «Если ты сделаешь..., то...». Обучение должно быть осознанным.
  • Найдите в течении дня время (не менее 30 минут), когда вы будете принадлежать только ребенку.
  • Выберите единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком.
  • Свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него.
  • Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость. Чаще всего это объективные показатели переутомления, трудностей в учебе.
  • Учтите, что даже совсем уже большие дети очень любят перед сном сказку, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, и помогает снять напряжение за день.
  • Соблюдать режим дня – это формирует дисциплину и планирование деятельности.
  • Правильно распределять учебную и дополнительную нагрузку (кружки, секции), чтобы избежать нервного истощения ребенка и болезней.
  • Обращать внимание на признаки переутомления и жалобы ребенка на здоровье, если таковые есть – обратиться за консультацией к специалистам.
  • Поддерживать и развивать стремление учиться, узнавать новое вопросами о проведенном дне в школе: «Что нового и интересного было в школе?» - это развивает память и здоровую мотивацию учения.
  • Избегать негативных высказываний в адрес школы и учителей в присутствии ребенка, чтобы избежать развития низкой мотивации и школьного невроза (развитие тревоги).
  • Формировать авторитет учителя, что способствует развитию умения следовать правилам и послушанию.
  • Избегать сравнений Вашего ребенка с другими детьми – это негативно сказывается на его самооценке, формирует комплекс неполноценности, неуверенность.
  • Развивайте самостоятельность - будьте последовательны в требованиях.
  • Будьте терпеливы – спокойно относитесь к тому, что первое время что-то может не получаться (ребенок имеет право на ошибку!).  


Предварительный просмотр:

Памятка родителям

«Адаптация пятиклассников»

Что такое адаптация?

Адаптация – процесс приспособления к новым условиям.

Дезадаптация – неумение решать новые задачи, поставленные самой жизнью.

Адаптация зависит от:

  • интеллектуальной готовности ученика;
  • коммуникативных навыков;
  • соблюдение школьных правил;
  • ориентации в новых ситуациях;
  • требований родителей;
  • требований учителей.

Признаки школьной дезадаптации:

  • Усталый, утомленный вид.
  • Нежелание ребенка делиться впечатлениями о проведенном дне.
  • Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелание выполнять домашние задания.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой
  • Беспокойный ночной сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  • Пропуски уроков.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

Рекомендации родителям:

  • Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомниться в этом.
  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть: со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример.
  • Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
  • Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как Вы хотите.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несёте именно Вы.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Для успешной адаптации необходимо также соблюдать режим дня!



Предварительный просмотр:

Памятка родителям

«Адаптация десятиклассников»

В начале обучения в профильных классах у десятиклассников могут наблюдаться случаи дезадаптации. Ее причины – смена социального окружения и системы деятельности обучающихся.

Основные потребности подростков:

  • Самоутверждение среди сверстников.
  • Самореализация в общении.
  • Развитие независимости и самостоятельности.
  • Стремление к смене впечатлений и поиск острых ощущений.
  • Самопознание, саморазвитие и самосовершенствование.
  • Достижении личного благополучия и обретение материальных благ.

Основные проблемы подростков:

  • Сложности в дружеских отношениях и любви.
  • Отношения с родителями и другими взрослыми ("не разрешают, не отпускают, не понимают, не дают, заставляют" и т. п.).
  • Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением).
  • Ощущение перегрузки, усталость (неумение контролировать желания и организовывать свое время, неумение учиться; физические недомогания, связанные с перестройкой организма).
  • Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться).
  • Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии).
  • Проведение досуга.

Оказание помощи подростку:

  • Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими.
  • Отношения должны быть естественными, чувства неподдельными и реакции на чувства ребенка искренними.
  • Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций.
  • Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению, особенно если речь идет о его потребностях или о его будущем.
  • Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав подростка.
  • Наказание должно соответствовать тяжести проступка и не причинять физический вред. Подростку нужно объяснить, за что его наказывают, а в случае несправедливого порицания родители должны иметь мужество извиниться перед ребенком.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям. «Готовность к школе. Что должен уметь и знать ребенок к семи годам?».

Математика:

• Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.

• Соотносить цифру и число предметов.

• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

• Пользоваться арифметическими знаками действий.

• Измерять длину предметов с помощью условной меры.

• Ориентироваться на листе бумаги.

• Определять время по часам.

Развитие речи:

• Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия.

• Самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений.

• Составлять рассказы из личного опыта.

• Изменять слова, образуя новые.

• Пересказывать небольшие рассказы.

• Выразительно исполнять стихотворения, интонационно и разнообразно передавать их в зависимости от содержания.

• Правильно употреблять трудные формы знакомых слов.

• Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением).

• Отгадывать загадки, понимать образные выражения.

Грамота.

• Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.

• Определять количество слогов в словах.

• Определять количество звуков в словах.

• Определять место заданного звука в слове.

• Анализировать звуковой состав слова.

• Определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечать значком «ударение», ударные гласные.

• Различать твердые и мягкие согласные.

• Составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности.

Окружающий мир.

• Называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей.

• Название своего родного города (села), столицы, Родины.

• Последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев.

• Отличать животных, птиц, насекомых.

• Отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников.

• Знать и называть все явления природы, распознавать их по окраске, размерам.

• Знать о сезонных изменениях в природе.

Внимание.

• Выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут.

• Находить 10 отличий между предметами.

• Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов.

• Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

• Копировать в точности узор или движение.

• Уметь находить одинаковые предметы.

Мышление.

• Объединять предметы в группы по определенным признакам.

• Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.

• Выделять предмет в группах, не подходящих по общим признакам.

• Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

• Решать достаточно сложные логические задачи.

• Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.

• Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.

Память.

• Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.

• Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.

• Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.

• Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке.

• Повторять ряд цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно.

• Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

• Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.

Мелкая моторика.

• Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования.

• Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.

• Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

• Ориентироваться в тетради в клетку или в линию.

• Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.

• Предавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

 



Предварительный просмотр:

Памятка родителям

 «Как помочь ребёнку с повышенной тревожностью?»

Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребёнку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Кроме того, ребёнок может чувствовать себя защищённым, знать, что при необходимости взрослые (прежде всего родители) обязательно придут ему на помощь. Если родители сами не уверены в себе, полны опасений и беспокойства, то надо, чтобы они, по крайней мере, не демонстрировали свою неуверенность ребёнку, не делились с ним своими страхами.

Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя спокойнее в различных ситуациях, представляющихся ему небезопасными, можно воспользоваться такой классической культурной техникой, как талисман. Объясните, что талисман всегда дарит какой-нибудь очень близкий, любящий и любимый человек, и поэтому талисман напоминает об этом человеке, придаёт ощущение того, что он рядом с тобой, помнит о тебе и поддерживает тебя. Талисман должен быть приятен и сам по себе. Для девочки подходящим талисманом будет красивый медальон или маленькая мягкая игрушка, удобно помещающаяся в кармане. Такая игрушка хороша и для маленького мальчика. Для мальчика постарше это может быть гладкий, красивый и приятный наощупь камешек. Если в какой-нибудь очередной ответственной ситуации талисман окажется забыт дома, ничего страшного. Он вполне может выполнять свою защитную, успокаивающую функцию и лёжа дома, надо только почаще о нём вспоминать. Не является трагедией и потеря талисмана. Она означает лишь, что его охранительная сила оказалась исчерпана. Это тоже мотив, широко распространённый в культуре: может быть, ценой своего ухода талисман спасал вас от какой-то неведомой вам опасности. Подобные игры с самим собой – обычная составляющая психологических техник саморегуляции.

Уровень тревоги тесно связан с состоянием центральной нервной системы. Для его снижения большое значение имеют различные водные процедуры. Это ванны со специальными добавками – морской солью или травами (специальные сборы продаются в аптеке без рецепта). Очень хорошее действие оказывает тёплый душ перед сном (примерно температуры тела, приятный для кожи и ощущаемый как «нейтральный».  Детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуются игры с водой. В ванную ставится таз или большая кастрюля с водой, и ребёнку дают много мелких вещиц, которые можно использовать для игры (черпачки, которыми можно «переливать из пустого в порожнее», пластмассовые коробочки, которые можно запускать в роли корабликов, тряпочки, которые можно «постирать»). Пусть ребёнок возится в воде сколько ему захочется. Полезный эффект объясняется, во-первых, лёгким раздражением периферических нервных окончаний, вызываемым водой, и, во-вторых, – самой деятельностью, которая не предполагает никакого результата, а потому не может оказаться неуспешной. Очень полезны занятия спортом, особенно – плаванием.

При очень сильном повышении тревоги у ребёнка можно рекомендовать родителям обратиться к врачу (психиатру или невропатологу); медицина располагает широким арсеналом медикаментозных средств, снижающих тревогу. Назначать их может только врач, а ни в коем случае не психолог или родитель! Злоупотреблять транквилизаторами нельзя! Во-первых, к ним со временем наступает привыкание, в результате чего для достижения прежнего эффекта приходится повышать дозу, а при этом растут побочные действия, имеющиеся у всех транквилизаторов. Во-вторых, их использование препятствует выработке механизмов психологической защиты, которые формируются, если тревога преодолевается чисто психологическими средствами.



Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«ТОМСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА»

(ОГБУЗ «ТКПБ»)

Алеутская ул., д.4, г. Томск, 634014

(3822) 28-11-01, тел./факс: (3822) 28-11-22, e-mail: kanc@tokpb.ru; http://tokpb.ru

ОКПО 04902874, ОГРН 1027000911299, ИНН/ КПП 7019012370/ 701701001

Специализированная помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением в Томской области

Название учреждения,

адрес

Специализированная помощь

Медико-педагогический Центр ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница»

г. Томск, ул. Северный городок, 52

тел. регистратуры: 651-805;

Заведующая детским диспансерным Колосова Татьяна Александровна: 651-924

Раннее выявление и оказание помощи детям при психических расстройствах, социальной и школьной дезадаптации, с кризисными состояниями и суицидальным поведением.

Семейные консультации, коррекционные занятия.

Обслуживаются дети до 14 лет включительно.

При Центре имеется стационар, в котором работают врачи-специалисты: психолог, дефектолог, логопед, психоневролог, психотерапевт, невропатолог

Детско-подростковый медико-психологический центр ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница»

г. Томск, ул. Алеутская, 4

тел. регистратуры: 281-147

Подростковый врач-психиатр: Вагина Ольга Петровна

Врачебное и психологическое консультирование детей и подростков с 15 до 18 лет, родителей по вопросам психического здоровья, с кризисными состояниями, суицидальным поведением и т.д.

Преодоление трудностей адаптации и обучения в школе, конфликтов с ровесниками, трудностей внутрисемейных отношений.

Лечение в стационарном отделении с круглосуточным и дневным режимами пребывания.

Стационарные отделения  ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница»

г. Томск, Алеутская, 4

тел. приемной главного врача: 281-101;

тел. приемного покоя: 281-111

Заместитель главного врача по медицинской части Андрусенко Ирина Васильевна: 281-137

Заместитель главного врача по медицинской части Петрова Валерия Николаевна: 281-104

Комплексная, полипрофессиональная психиатрическая помощь детям и подросткам.

Детское отделение №1 реабилитация детей до 14 лет, в которых работают врачи-специалисты: психолог, дефектолог, логопед, психоневролог, психотерапевт, невропатолог.

Реабилитация подростков от 15 до 17 лет включительно во взрослых отделениях № 2, 3, 6, 17, 20, 22, 24, 27 осуществляется полипрофессиональной бригадой в составе: врача-психиатра, медицинского психолога, психотерапевта, медицинских сестер, социального работника лицам с кризисными состояниями, а также суицидальным поведением.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям

 «Темперамент ребенка»

РЕБЕНОК – ХОЛЕРИК

Занятия и увлечения. Главное — повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта — это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз — лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану. Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе, вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведении. Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций — пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях. Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек — постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей. Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях — восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми. Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример «хорошего мальчика Васю», это вызовет только злость.

РЕБЕНОК – САНГВИНИК

Занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию. Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным, и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий. Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности. Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про мелочи в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения «ненужных», по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях. Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

РЕБЕНОК – ФЛЕГМАТИК

Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка — тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции. Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним больше говорил он, а не вы, помогите ему мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения. С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая белая ворона может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории неправильных людей и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

РЕБЕНОК-МЕЛАНХОЛИК

Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом — людям свойственно ошибаться. Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах. Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить, как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет — выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач. Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя белой вороной в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него. Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям

 «Тревожность или невроз?»

Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать тревогу и страх в специфических социальных ситуациях. Наличие тревожности – свидетельство нарушений в личностном развитии. Тревожность мешает нормальной деятельности, полноценному общению и развитию ребенка, познанию им себя и мира. Школьная тревожность – специфический вид тревожности, проявляющийся в учебной деятельности.  Повышенная школьная тревожность отрицательно влияет на развитие ребенка и препятствует успешной учебной деятельности.

Признаки тревожности:

  • Затруднения в общении.
  • «Ватные ноги».
  • Растерянность.
  • Оцепенение.
  • Плач.
  • Избегание учебной ситуации.
  • Повышенное беспокойство.
  • Испуганное выражение лица.
  • Изменение цвета кожного покрова (покраснение, бледность).
  • Волнение в учебной ситуации.
  • Неуверенность в правильности своего решения, поведения.
  • Ожидание неудач, плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, сверстников.

Причины возникновения школьной тревожности:

  • Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.
  • Отсутствие или недостаточное развитие умений и навыков организации учебной деятельности, умений учиться.
  • Усложнение школьной программы.
  • Завышенный уровень ожиданий со стороны родителей, учителей.
  • Неуспешность в отношениях с учителями.
  • Предстоящие ситуации оценки учебной деятельности (экзамены, контрольные работы).
  • Психолого-педагогическая неграмотность родителей.
  • Гиперопека со стороны родителей.
  • Наказания за школьные неудачи Адаптация к новому коллективу.
  • Не сложившиеся отношения со сверстниками.
  • Переживание ответственности совершаемого выбора.
  • Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

Что такое невроз?

Невроз – это состояние, обусловленное в большинстве случаев длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями, которые срывая психологическую адаптацию, вызывают истощение нервной системы (сочетание раздражительности и повышенной утомляемости), тревогу и вегетативные нарушения (потливость, сердцебиение, нарушение работы желудка и др.).

Основные проявления невроза:

  • высокая чувствительность к стрессам – на незначительное стрессовое событие люди реагируют отчаянием или агрессией;
  • плаксивость;
  • обидчивость, ранимость;
  • тревожность;
  • зацикленность на психотравмирующей ситуации;
  • при попытке работать быстро утомляются – снижается память, внимание, мыслительные способности
  • чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры;
  • расстройства сна: часто человеку трудно заснуть из-за перевозбужденности;
  • сон поверхностный, тревожный, не приносящий облегчения; утром часто наблюдается сонливость;
  • вегетативные нарушения: потливость, сердцебиение, колебания артериального давления (чаще в сторону понижения), нарушение работы желудка;
  • иногда – снижение либидо и потенции;

Причиной неврозов часто являются:

  • длительные психоэмоциональные и физические нагрузки умеренной интенсивности без возможности расслабиться и восстановить силы, то есть хронический стресс – это может быть и работа, отнимающая все силы, сложности в личиной жизни, конфликт, из-за которого человек сильно переживает, а чаще всего – сочетание этих факторов;
  • иногда истощение нервной системы наступает из-за невозможности довести дело до конца, выйти из тупиковой ситуации;
  • часто в основе возникновения невроза лежат те же гены, что и в основе депрессии;
  • возникновению невроза способствуют неумение расслабляться и трудоголизм;
  • некоторые люди от природы плохо переносят длительные нагрузки и поэтому склонны к переутомлению;
  • дополнительным фактором развития неврозов являются истощающие организм заболевания (например, грипп).

Последствия неврозов:

Неврозы приводят к выраженному нарушению трудоспособности – вплоть до невозможности выполнять какую-либо работу. Кроме того, раздражительность, нетерпимость больных становится причиной конфликтов с близкими, что еще больше усугубляет ситуацию. Тревога – распространенное проявление неврозов.

Проявления тревоги весьма разнообразны:

Эмоциональная тревога – постоянные тревожные мысли о каком-то конкретном событии или тревожные ожидания и опасения, связанные с любыми событиями; навязчивые тревожные обдумывания прошедших событий.

Физическая тревога – обычно проявляется мышечным напряжением, невозможностью расслабиться, ощущением кручения за грудиной.

Моторная тревога – неусидчивость, необходимость постоянно двигаться, чтобы снизить тревогу; постоянные подергивания ногами.

Другие симптомы тревожных расстройств:

  • нарушения сна в виде сложностей засыпания, поверхностного сна;
  • частое вздрагивание от неожиданности;
  • дрожь в руках;
  • сердцебиения;
  • частые мочеиспускания.

Лечение неврозов.

Лечение неврозов проводится индивидуально в зависимости от происхождения заболевания. В первую очередь необходимо установить происхождение заболевания, чтобы назначить эффективное лечение. Зачастую, в основе происхождения неврозов лежат те же гены, которые являются причиной эндогенной депрессии. В этих случаях высоко эффективен прием антидепрессантов с противотревожным действием. Первые эффекты лечения (например, улучшение сна) появляются уже на следующий день после начала лечения, другие (например, общая тревожность в течение дня) чаще начинают уменьшаться к концу 1-ой недели лечения. Длительность приема антидепрессантов, как правило, составляет около 1 месяца, затем проводится постепенное снижение их дозы (в течение 2-3 недель). В случаях, когда причиной невроза является переутомление, необходимо восстановить энергетические способности нервной системы. Для этого применяются препараты, улучшающие кровоснабжение и обмен веществ в головном мозге, витамины. Очень важно наладить сон, что позволит восстановить нормальную работу нервной системы. В тех случаях, когда причиной невроза являются психологические причины и зацикленность на тревожных мыслях, переживаниях, обязательным компонентом лечения является психотерапия. Хорошо помогает обучение техникам расслабления – в результате сам человек получает возможность регулировать свое состояние, устраняя тревогу, прорабатывая тревожные ситуации. Применение трнквилизаторов для лечения неврозов. В некоторых случаях прием транквилизаторов необходим для нормализации сна и устранения тревоги в течения дня, особенно на ранних этапах лечения, когда еще не накопился эффект других лекарств. Однако длительный регулярный прием транквилизаторов приводит к появлению зависимости, синдрома отмены (усиление симптомов заболевания в случае отмены транквилизаторов), ухудшает память и внимание (вплоть до невозможности их восстановления до исходного уровня). Необходимо помнить, что транквилизаторы действуют лишь на симптомы заболевания, не устраняя его причину, поэтому вылечиться с их помощью невозможно.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям «Профориентация подростков».

В жизни каждого ребенка существует немало ключевых этапов: адаптация в детском саду, школе, становление собственной личности, осознание своего места в современном обществе. Наряду с этим можно назвать факт профессионального самоопределения. Именно от того в какое учебное заведение поступит ваш ребенок, какую специальность он выберет, зависит его дальнейшая карьера. Родители часто уделяют внимание изучению рынка труда: какие профессии наиболее востребованы на данный момент, какие специальности принесут больший доход. Но вместе с тем важно уделять внимание способностям и желаниям вашего ребенка. Возможно, он может стать прекрасным музыкантом, художником, журналистом, или переводчиком. Тогда будет ошибкой учится на факультетах технической направленности. Именно в этот момент у учащихся часто возникает конфликт между желанием получить ту или иную специальность и уровнем самооценки, который часто не совпадает с действительным уровнем психологических возможностей подростка, финансовыми возможностями семьи и т. п. Поэтому довольно значительная часть детей не готова к выбору профессии, хотя и имеет высокий уровень притязаний.

Нужно отнестись к процессу профессиональной ориентации серьезно, знать, что этот процесс сложный, противоречивый, длительный. Школа делает многое в формировании профессиональных намерений. В процессе обучения на каждом уроке, будь то биология или литература, обучающиеся знакомятся с содержанием самых разных профессий. На уроках технологии, основах выбора профессии дети узнают, какими профессиональными качествами должен обладать представитель той или иной профессии, учатся оценивать свои психофизические особенности. Кроме того, в школе работает психолог, который оказывает помощь учащимся в их самоопределении.

Но, несмотря на объем профориентационной работы, проводимой в школе, все же на профессиональные намерения учащихся в большой степени влияют и семейные традиции. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Полезно предложить ребенку поработать на весенних или летних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Роль родителей в профориентации своих детей велика. Их жизненный и трудовой опыт, авторитет, уровень материального обеспечения семьи оказывает большое влияние на выбор будущей профессии. Хорошее отношение к своей работе со стороны отца, матери, старших братьев, сестер, их удовлетворенность своей профессией, часто являются достаточным моральным стимулом для того, чтобы подросток заинтересовался содержанием их труда и в дальнейшем выбрал одну из «семейных» профессий.

Рекомендации родителям по профориентации.

Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают — потому что большинство детей в 15-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Выбор профессии — дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся — в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Некоторые считают, что обсуждать эти проблемы неприлично. Взрослые стараются обойти молчанием вполне естественные вопросы, которые интересуют детей и подростков.

Интерес этот появляется еще в дошкольном возрасте, когда ребенок, случайно увидев, что строение его половых органов не такое, как у соседа (соседки), спрашивает об этом у родителей. Запреты говорить об этом, а тем более угрозы и шлепки неуместны, потому что ребенок начинает недоумевать, почему рассматривать свои и чужие руки, ноги, носы - можно, а половые органы - нельзя. У него появляется мысль, что они, видимо, таят в себе особый смысл и с ними связано что-то нехорошее. Это побуждает ребенка еще усерднее их изучать, но уже тайком от взрослых.

Особый страх у родителей вызывают вопросы, относящиеся к «тайне» появления детей на свет, в т. ч. и самого себя. Бояться их не нужно, ибо они естественны. Следует отвечать просто и доступно, без смущения и волнения, не детализируя, не прибегая к вымыслам и сказкам об «аистах» и «капусте». Отказ отвечать на вопросы (мол, ты еще мал) лишь подогревает интерес ребенка.

Обследование показывают, что многие мальчики и девочки получают сведения о половой жизни из случайных источников. И эта информация откровенна, но очень неточна, часто опошлена. Сюда присоединяется мощное влияние СМИ, которые грубо искажают реальность сексуальной любви, подчеркивая именно физиологическую сторону сексуальных отношений.

Неподготовленность и неосведомленность детей и подростков в вопросах пола нередко оборачивается потерей здоровья и тяжелыми жизненными драмами. Поэтому половое воспитание нужно начинать уже в раннем возрасте и проводить его нужно индивидуально, с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей.

Начинать такой разговор нелегко, но необходимо. Такие разговоры вести лучше с сыном отцу, а с дочерью - матери.

Лучше, если ребенок узнает об этих явлениях на год раньше, чем на час позже. Упустить время – значит способствовать появлению у детей недоверия и критического отношения к родителям.

 Цель полового воспитания – воспитать целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности, устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни.

Задачи полового воспитания

  1. Способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения;
  2. Содействовать укреплению брака и семьи.

 Роль семьи в половом воспитании

  1. Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании.
  2. Семья воспитывает всем образом своей жизни.

Самую большую роль в половом воспитании девочек и мальчиков играет личный пример родителей. Грош цена красивым речам, если, закончив наставление сыну, муж набросится на жену с грубостями. При половом воспитании мальчиков и юношей надо не забывать о необходимости поддерживать мужской авторитет. Недопустимо, чтобы жена критиковала при детях действия отца, унижала его, даже если заслуженно.  Сын усваивает, глядя на отца, свою линию поведения, в том числе и с лицами противоположного пола, а для дочери отец - возможный идеал будущего супруга.

Если семья совместно планирует и проводит досуг, если дети видят согласие и дружбу между родителями – это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.

В возрасте 7-9 лет происходит «раскол» взаимоотношений между мальчиками и девочками, повышается интерес к представителям своего пола. В семье в этот период мальчики тянутся к отцам, а девочки – к матерям. Задушевные доверительные беседы, совместные занятия «мужским» и «женским» делом сближают детей и родителей, дают толчок к откровенным разговорам, помогают детям делиться с взрослыми своими сокровенными тайнами и мечтами.

 Половое воспитание включает

  1. Анатомо-физиологическую часть;
  2. Социально-психологическую часть.

 Анатомо-физиологическая часть включает

  1. Половое созревание;
  2. Личная гигиена;
  3. Информация о ЗППП.

Первые признаки полового созревания наступают между 9-14 годами - у девочек и между 10-15 годами – у мальчиков. К этому моменту они должны получить достаточно точное представление о половом развитии и гигиенических навыках, об анатомии половых органов, о размножении, о беременности и родах.  Изменения, происходящие в организме подростка, не должны стать для него неожиданностью.

Если первые признаки полового созревания появились до 9 лет у девочки (до 10 лет – у мальчика) и не появились после 14 лет у девочки (после 15 лет – у мальчика), родителям необходимо обратиться за консультацией к эндокринологу, чтобы исключить эндокринные нарушения или заболевания.

В период полового созревания нужно оберегать подростков от преждевременного пробуждения чувствительности. Возбуждающе действуют на детей эротические сцены в кино, в жизни, а также неконтролируемое чтение соответствующей литературы.

 Социально-психологическая часть включает

        1.Понятие «мужественности» и «женственности»;

        2.Психология межличностных отношений;

  1. Культура общения;
  2. Нравственные основы отношений юношей и девушек;
  3. Любовь, как высшее человеческое чувство;
  4. Брак и семья;
  5. Понятие готовности к браку.

Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиками и девочками важно формировать у них нравственные понятия, как целомудренность помыслов, отношений, встреч. Девушка, например, должна вести себя так, чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни, тем более, у случайных знакомых не возникло и помыслов о том, что с данной девушкой им будет легко добиться интимной близости. Очень часто неправильное поведение девушки приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, к неисчислимым бедам надломленной личности. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка должна оставаться женственной, красивой и недоступной.

Необходимо воспитывать в детях ответственность за свои поступки. Необходимо убедить подростка, что любовь – выше чисто телесных наслаждений, что высшее предначертание жизни – продолжение рода.

 Проблемы, возникающие при половом развитии

  1. Влюбленность;
  2. Онанизм;
  3. Ранние половые связи;
  4. Ранняя беременность;
  5. Сексуальное насилие.

 ВЛЮБЛЕННОСТЬ.

Период от 7 до 12 лет можно назвать началом детского романтизма.  Ребенок может целыми днями думать об объекте своего обожания, ходить в школу только для того, чтобы его увидеть, и репетировать перед зеркалом слова, которые скажет при встрече. Начинается пора первых ухаживаний.

Любовь для детей старше 12 лет прочно ассоциируется с поцелуями и объятиями.  Подростки в этот период живут ощущениями приближения «большой любви», которая вот-вот наступит.

Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характеризуется полным отсутствием гармонии. Мальчики и девочки еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства.

Задача взрослых – настроить ребенка на то, чтобы он думал о сексе в будущем времени, а не в настоящем. А пока пусть у него формируется свое отношение к этой теме и понимание того, что секс неразрывно связан с ответственностью за себя и за своего любимого человека.

Если родители поняли, что их ребенок влюблен и любовь эта безнадежная, несчастная, изматывающая, они должны чутко следить, чтобы нервозность, грусть, депрессия не переходили в патологические формы – неврозы, суицидальные явления. За ребенка придется бороться, в т. ч. с помощью специалистов – психологов, психотерапевтов.

 ОНАНИЗМ.

По статистике, мастурбацией занимаются 70-90% юношей и 30-60% девушек.

Ни в коем случае нельзя устраивать за ребенком слежку, пытаясь уличить его в «этом безобразии». Нельзя наказывать, ругать и запугивать ужасными последствиями, но и оставлять без внимания это явление нельзя. В любом случае, здесь нужен спокойный разговор, без унижения личности и без угроз. Родители должны подумать об организации досуга своего ребенка, привлечь к выполнению посильной физической работы. Самым лучшим способом избежать этого явления является спорт, особенно для мальчиков (гимнастика – для девочек), так как физические нагрузки способствуют «сжиганию» избытка гормонов и здоровой усталости.

 Если организация режима в этот период правильная и жизнь подростка заполнена увлекательными делами, чрезмерного интереса к вопросам пола не возникнет.

РАННИЕ ПОЛОВЫЕ СВЯЗИ.

Что же делать родителям, если подросток начал половую жизнь? В первую очередь, смириться. Главная задача в этом случае – не потерять окончательно контакт с ребенком. Не надо бояться называть вещи своими именами: разговор следует вести как со взрослыми. Обязательно нужно провести беседу о последствиях половой жизни: о гинекологических, инфекционных, венерических заболеваниях, о гормональных нарушениях из-за неграмотного обращения с контрацептивами, о вреде ранней беременности.

Воспитывайте у девушки ответственность за возможную беременность, а у юношей – ответственность за возможную беременность его партнерши.

 РАННЯЯ БЕРЕМЕННОСТЬ.

Если беременность – уже свершившийся факт, постарайтесь избежать аборта. Даже мини – аборт по прерыванию первой беременности может привести к привычным выкидышам или невозможности зачатия.

Если будущие родители еще слишком юны (13-14 лет), Вы можете усыновить (удочерить) своего внука (внучку) и поменять место жительства во избежание пересудов. Молодая мама в 16 лет вполне может выполнять материнские обязанности сама, особенно при Вашей поддержке. В прошлом брак в 15-16 лет был обычным делом. Девушка в 20 лет, не вышедшая замуж, считалась «старой девой». Конечно, каждому родителю хочется, чтобы ребенок хорошо закончил школу, получил образование, а потом уже создавал семью и заводил детей. Но в жизни не все складывается так, как нам бы этого хотелось. Главное – это мир и счастье в семье, и рождение ребенка – этому не помеха. В конце концов, Вы тоже несете определенную ответственность за случившееся, так как не смогли привить детям привычку заранее думать о последствиях своих поступков.

 СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Жертвами сексуального насилия могут быть дети любого возраста: примерно 25% находятся в возрасте до 5 лет, 35% - от 6 до 11 лет и 40% - от 12 до 17 лет.

 Как защитить ребенка от сексуального насилия?

Объясните ребенку, что Вы хотите обсудить с ним тему безопасности, чтобы он знал, что делать, если окажется в сложной ситуации.

Советы как защитить ребенка от сексуального насилия:

  1. Объясните ребенку, что это неправильно со стороны взрослых принуждать ребенка к сексуальным действиям. Используйте простой, понятный для возраста язык.
  2. Заверьте ребенка, что он может спокойно говорить Вам абсолютно все, особенно если это касается «неправильных действий» со стороны взрослых или детей, более старшего возраста.
  3. Расскажите ребенку о его теле. Помогите ему назвать различные интимные части тела и подчеркните, что никто не может прикасаться к ним без его разрешения.
  4. Убедитесь в том, что Вы четко знаете, где ребенок находится в любое время, когда его нет рядом с Вами.  Познакомьтесь с людьми, с которыми ребенок проводит время.
  5. Скажите ребенку, что он имеет право сказать НЕТ любому непрошенному, неприятному или смущающему жесту, действиям или прикосновениям других людей.
  6. Обратите внимание, если кто- то уделяет Вашему ребенку повышенное внимание или дарит подарки. Найдите время поговорить с ребенком об этом человеке, и узнайте, почему к нему проявляется такое внимание.
  7. Будьте чувствительными к любым изменениям в поведении ребенка или отношении. Смотрите внимательно за любыми происходящими изменениями в поведении ребенка, такими как отказ от любимых видов деятельности или излишняя привязанность к родителям.
  8. Научите ребенка НИКОГДА не приближаться к машине, не вступать в разговор с теми, кого они не знают, и никогда не ходить с кем-либо без получения разрешения от Вас. Никогда не оставляйте ребенка одного в машине.
  9. Потренируйте основные навыки по технике безопасности. Научите ребенка пользоваться телефоном, чтобы в случае необходимости он мог с Вами связаться. Обозначьте с ним круг людей, к которым он может в случае необходимости обратиться за помощью. Сделайте правилом обязательно сообщать Вам, когда он приходит или уходит откуда-то, или, когда планы меняются.

 Причина проблем полового развития

Чем лучше отношения в семье, чем больше эмоционального тепла подросток получает именно в семье, тем меньше вероятность того, что он будет искать эмоционального тепла вне семьи.

 Правила обсуждения половых вопросов

  1. Постарайтесь вести беседу в естественной форме и доброжелательно.
  2. Избегайте длинных лекций – ребенку хочется задавать вопросы и получать конкретные ответы.
  3. Не бойтесь сказать «слишком много» о сексе – из памяти выветрится все, что не понятно.
  4. Если Вы не можете ответить на вопрос, не бойтесь обратиться к более знающему человеку.
  5. Не ограничивайтесь одними фактами – расскажите о своем отношении к ним и своих переживаниях.
  6. Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял Вас.
  7. Сохраняйте тайну разговора.
  8. Очень хорошо, если после Вашего разговора у него появятся новые вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научите своего ребенка «Правилу пяти «нельзя»: Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом ни под каким предлогом. Нельзя заходить вместе с незнакомцами в подъезд и лифт, лучше пропустить и подождать на улице или позвонить домой, чтобы кто-то встретил. Нельзя садиться в чужую машину без разрешения родителей, даже если Ваш ребенок знает человека. Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо . Ваш ребенок должен знать тревожные сигналы, которые могут его насторожить : Нарушение личного пространства; Если незнакомый человек пристально смотрит или демонстративно разглядывает; Если кто-то настаивает на том чего не хочется; Если кто-либо пытается шантажировать, угрожать. Центр ППМС помощи УО Администрации г.о. Стрежевой, Томская область Буклет для родителей (законных представителей): «ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» Апрель 2022 г.

Слайд 2

Жертвой может стать любой ребенок! Есть дети, которые более подвержены нападению насильника, чем другие: Послушные дети. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы». Такие дети не могут ни в чем отказать взрослым. Доверчивые дети . Преступник может предложить вместе поискать сбежавшего котенка, поиграть в приставку вместе. Замкнутые, одинокие дети. Их родители очень заняты. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно. Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Преступник воспринимает демонстрацию признаков раннего взросления, как послание: «Хочу испытать то же, что и взрослые». Избежать насилия можно, но для этого родителям необходимо: объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице или дома; стать для ребенка другом, с которым ребенок может поделиться своими переживаниями, не боясь осуждения; серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении ребенка насилии; поддерживать отношения с друзьями своих детей и их родителями; не отпускать ребенка на улицу в одиночестве (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается); установить доверительные отношения, знать где и с кем находиться ваше чадо.



Предварительный просмотр:

Критерии агрессивности у ребенка (Анкета)

(проявляются в течении длительного времени, не меньше 6 месяцев).

Инструкция: оцените поведение вашего ребенка, за каждый положительный ответ начисляется 1 балл.

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердиться, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16. Легко ссориться, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередко приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Высокая агрессивность -  15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Для преодоления детской агрессии в своем психологическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, умение удивляться, надежду и любовь.

Памятка №1 для родителей по предупреждению детской агрессивности.

  1. Постарайтесь сохранить в семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
  7. Не шантажируйте ребенка своим отношением друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
  10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.

Памятка №2. Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • Ребенка бьют.
  • Над ребенком издеваются.
  • Над ребенком зло шутят.
  • Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда.
  • Родители заведомо лгут.
  • Родители пьют и устраивают дебоши.
  • Родители воспитывают ребенка двойной моралью.
  • Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка.
  • Родители не умеют одинаково любить своих детей.
  • Родители ребенку не доверяют.
  • Родители настраивают ребенка друг против друга.
  • Родители не общаются со своим ребенком.
  • Вход в дом закрыт для друзей ребенка.
  • Родители проявляют по отношению к ребенку мелкую заботу.
  • Родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку.
  • Ребенок чувствует, что его не любят.