Доклад

Елена Алексеевна Зиборева

Доклад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ziborevoy_e.a._prof.vygoranie.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Профилактика профессионального выгорания персонала на рабочем месте средствами арт-терапии (арт-терапия с HappyMама)

Зиборева Е.А., педагог-психолог

От автора: Хотела бы поделиться с вами некоторыми идеями на тему СЭВ (синдром эмоционального выгорания) и арт-терапевтической техникой, которая помогает познакомиться с той частью нашей личности, которая имеет меньше сопротивляемости стрессам, которая чаще всего выгорает; понять почему с ней это происходит и как можно наполнить ее ресурсами. Так как основная часть сотрудников нашего учреждения, являясь социальными педагогами, выполняют роль «мамы», думаю будет интересно взглянуть на проблему СЭВ не только с профессиональной точки зрения.

«Мне думается, что проблема психического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предложения, любые гипотезы, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность» – Маслоу.

Тема на первый взгляд банальная, из серии: если устал – пойди отдохни. Кажется, что скучнее этой темы нет. Тем более, раньше СЭВ (синдром эмоционального выгорания) рассматривался исключительно в контексте профессиональной деятельности. Сейчас уже существует немало статей о синдроме и в других областях жизни, например, где описываются этапы выгорания родителей. Сегодня эта тема стала более популярной и охватывает не только профессиональную сторону жизни.

Вновь вернувшись к этой теме, я заметила ее глубину! И важность в нашей жизни!

СЭВ – психологическая защита от длительного стресса в форме «выключения» эмоций. Но это не только про наши эмоции и чувства. Такое эмоциональное истощение может привести к серьезным нарушениям в психике и даже в личности человека (нарушения мышления, памяти, внимания; психосоматические заболевания; появляется жестокость и циничное отношение к людям). Самая большая опасность этого явления заключается в том, что человек может и не заметить своего выгорания. А на последней стадии выгорания, необходима уже помощь специалиста, самому выбраться довольно сложно. 

Эмоциональное выгорание проходит постепенно, в несколько этапов.

Можно выделить 4 стадии выгорания:

Энтузиазм

Первая стадия не похожа выгорание. Ее характеризует чрезмерная увлеченность (работой, семьей, каким-то делом, идеей). Все остальное в жизни уходит на 5, 10 план.

Однообразие и напряженный темп, сильная эмоциональная включенность, отсутствие помощи, поддержки, одобрения, благодарности за труд – все это может запустить процесс выгорания.

Если мы говорим о родителях, первая стадия начинается там, где все внимание сосредоточено на ребенке, отказ от своих потребностей. Когда нет поддержки со стороны близких. Еще и осложняется дополнительными жизненными трудностями (конфликты с близкими, финансовые проблемы).

Мама в период декрета очень часто испытывает дефицит положительных эмоций, вызванных новыми событиями. Однообразие жизни приводит к депривации (сенсорный голод), когда не хватает общения с людьми, новых впечатлений, новых знаний. К тому же ребенок требует большого эмоционального включения и напряженного контроля.

Хорошо, в настоящее время есть такие группы, сообщества мам, которые могут вместе хорошо проводить время, поддерживать друг друга, вместе посещать мероприятия, как обучающего, так и развлекательного характера! Эти сообщества – просто спасение для современных мам от выгорания!

Усталость

Накопившаяся усталость вызывает желание дистанцироваться от ребенка. Теряется искренний интерес к играм с ребенком, общение заменяется формальным.

Деструктивное поведение

Когда родитель дистанцируется от ребенка, не дает ему достаточно внимания, ребенок начинает всеми способами возвращать это внимание. Истощенный эмоционально родитель воспринимает такое поведение как капризы и непослушание. Появляется раздражение на ребенка, даже вспышки злости.

Истощение

Общение с ребенком становится автоматическим, появляется опустошение, безразличие к жизни, к ребенку, семье. Появляется циничное отношение к людям, такая холодная жестокость, прогрессирующий пессимизм.  

Могут появиться психосоматические заболевания, нарушения сна, головокружения, головные боли, проблемы с весом.

А также проблемы в когнитивной сфере: нарушения мышления, внимания, памяти и др.

Когда СЭВ достиг 4 стадии необходимо обратиться к специалисту.

СЭВ чаще всего развивается у людей, которые склонны к идеализациям, навязчивым идеям, самопожертвованию, перфекционисты, которые много требуют от себя и других.  

Для профилактики СЭВ, на мой взгляд, необходимо держать в поле своего внимания три вещи:

Следить и распределять свою психическую энергию

Психическая энергия – это то, что дает нам возможность мыслить, понимать, чувствовать, осознавать, быть в контакте с реальность.

Нарисуйте в своем воображении горшочек. Это 100% психической энергии, которые вам даются на день. Как вы обычно расходуете эту энергию? Сколько % уходит на негативные, позитивные процессы, сколько тратится впустую. Сколько уходит на жизнь других, сколько на себя? Как вы наполняете и чем этот горшочек? Какие внешние ресурсы вы обычно используете? Какие могли бы использовать?

Эмоциональное выгорание, это, прежде всего, истощение психической энергии. Эта энергия – это одна из самых важных ценностей в этой жизни. Если существует такое понятии как энергетический вампиризм, тогда это про психическую энергию. Достаточное количество психической энергии дает возможность хорошо мыслить, планировать, быть эффективным в какой-либо деятельности.

На мой взгляд, стоит очень бережно относиться к этому виду энергии. Алкоголь очень мощный ее пожиратель. Затяжные неконструктивные конфликты, осуждение, критика – тоже «сжирают» много этой энергии.

Коппинги – это способы совладающего поведения.

Копинг, копинговые стратегии – это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессами, и в общем случае, с психологическими трудными ситуациями обыденной жизни.

Необходимо иметь как можно больше таких способов, чтобы адекватно реагировать на стресс, на трудные жизненные ситуации. Чаще всего, люди выбирают 2-3 реакции и их используют – это может быть борьба, или наоборот, избегание.

Для психического здоровья необходимо достаточно большое количество таких коппингов: надо уметь конфронтировать, то есть отстаивать свои интересы конструктивно и настойчиво, уметь просить о помощи и не считать это чем-то неприличным, уметь отпускать ситуации и никак не реагировать на них, отстраняться от проблем, уметь анализировать проблему и планировать ее решение, уметь признавать свое поражение, свои слабости, и осознавать свою силу.

Все эти коппинги помогут справляться со стрессом, и сохранит психику здоровой.

Полезные привычки.

Это тот позитивный стиль жизни, который будет хорошим способом профилактики СЭВ:

- доброжелательное отношение к близким, способность получить помощь и поддержку,

- планирование своего времени, своего текущего дня и вообще жизни,

- удерживание в балансе все сферы своей жизни (одинаково включаться как в жизнь семьи, так и в свою личную жизнь),

- знать свои ресурсы и уметь использовать их,

- здоровое питание, сон, достаточное количество отдыха и позитивное общение.

На встрече мы выполняли технику, которая помогает познакомиться с той частью нашей личности, которая имеет меньше сопротивляемости стрессам, которая чаще всего выгорает. Понять почему с ней это происходит и как можно наполнить ее ресурсами.

Очень часто эта слабая часть нами отвергается. Что еще больше осложняет сопротивляемость психики к стрессам и повышает риск выгорания.

Предлагаю вам воспользоваться техникой «Ресурсы для выгорающей части»

Цель: сформировать контейнер личных ресурсов.

Для выполнения техники необходимо:

- листы бумаги А4 и А3

- краски, карандаши, ножницы, цветная бумага

Инструкция: Создайте рисунок той части вас, которая чаще всего подвержена выгоранию (можно предложить нарисовать «какой я, когда выгораю»). В процессе создания найдите имя для этой части.

Ответьте на вопросы письменно:

- Что делает эту часть слабой и выгорающей? Какие события в жизни? Что больше всего негативно на нее влияет?

- Как часто она бывает в таком состоянии?

- Какие чувства вы к ней испытываете? (если нет принятия этой части, очень важно с ней подружиться, научиться понимать ее и поддерживать)

- Какие у нее потребности? Что ей прежде всего необходимо? Какое внимание ей нужно и какая забота?

- Представьте, что у нее есть для вас послание! Какое оно? Запишите.

- Что бы вы ей ответили?

Теперь возьмите лист бумаги А3. Сейчас вы создадите на этом листе композицию ресурсов для этой части. Это могут быть изображения, символы, метафорические образы. Вы можете их рисовать красками или вырезать из цветной бумаги и клеить на лист.

Подумайте, где бы на листе вы хотели изобразить свою часть? Вы хотите ее нарисовать снова или вы можете ее вырезать и вклеить на листе.

Разместите свою часть на листе А3.  Создайте композицию ресурсов для этой части. Это может быть метафорическое изображение ресурсных мест, помощников, символов безопасности, это могут быть люди, идеи, украшения, события. Вы можете сначала нарисовать или создать что-то из цветной бумаги, а потом расшифровать метафору (про что это в вашей жизни).

Теперь, когда вы создали композицию ресурсов, расшифровали метафоры (лучше выписать и определить, что это в вашей жизни), вы можете написать свои выводы, осознания и запланировать 3 небольших действия в жизни, которые помогут вам сохранять себя в ресурсном состоянии.