Статья фестиваль

Елена Алексеевна Зиборева

Предварительный просмотр:

Ульянич Л.П., Зиборева Е.А.

КАЛЕЙДОСКОП УМЕНИЙЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ХОЧУ.МОГУ. ДЕЛАЮ.»

«КУРЬЕРСКАЯ ДОСТАВКА»

KALEIDOSCOPE OF SKILLS WITHIN THE PROJECT "WANT.CAN. I DO."

"COURIER DELIVERY"

(Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию им. Г.И. Россолимо Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы)

(State Budgetary Institution of the city of Moscow The Center for Assistance to Family Education named after G.I. Rossolimo of the Department of Labor and Social Protection of the Population of the City of Moscow)

Аннотация. В данной статье раскрываем как происходит процесс формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности на примере, который используем в работе с детьми, в повседневной жизни и на занятиях. 

Annotation. In this article we reveal how the process of formation of the maximum level of independence occurs for each child on the example, which we use in our work with children, in everyday life and in the classroom.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: тяжёлые множественные нарушения развития (ТМНР), игра, социализация.

KEYWORDS: severe multiple developmental disorders, play, socialization.

Основная цель проекта «Курьерская доставка» – снижение уровня опеки воспитанников со стороны  окружающих, подготовка их к сопровождаемому проживанию, на создание у ребенка мотивации к собственному развитию. Детская жизнь может и должна быть насыщенной и интересной. Узнавая новое, дети чувствуют себя увереннее и самостоятельнее. Проект «Курьерская доставка» раскрывает определенный потенциал ребенка, помогает ему осознавать значимость данного ему поручения и тем самым, повышает его самооценку.

Задача проекта формировать навыки самостоятельности у детей и помогать  адаптироваться в социуме.

Проект долгосрочный, начало реализации - сентябрь 2020 года.  В период начала пандемии в Центре реализовывалась практика гостевого проживания воспитанников в семьях сотрудников, что положительно сказалось на развитии детей, формировании навыков самостоятельности. Самое лучшее и интересное из практики гостевого проживания использовали в проекте. В частности, выполнение поручений по курьерской доставке. Это уже следующий, более серьезный этап после обучающих игр. Очень важно, что и ребенок это осознает.

Работа шла поэтапно с широким использованием ориентиров, пиктограмм, указателей, фотографий:

  1. I этап. Сюжетно – ролевая игра в группе.
  2. II этап. Совместное выполнение поручений, за пределами группы

- отнести план в методический кабинет,

- журнал в столовую,

- флешку в музыкальный зал и многое другое).

Помощь взрослого – организующая и направляющая.

  1. III этап. Выполнение поручений за пределами группы с использованием ориентира - стрелоплана. Помощь взрослого – направляющая.
  2.  IV этап. Выполнение поручений по словесной инструкции, самостоятельно ориентируясь в здании  Центра. На четвертом этапе ребятам, освоившим определенный маршрут, предлагается  выступить в роли наставника для других воспитанников.

В результате реализации проекта  наблюдается рост самостоятельности ребенка. В описываемом опыте работы это является важной составляющей. Придет время и то, что ребенок знает, умеет и может, станет определяющим в его дальнейшем жизнеустройстве.



Предварительный просмотр:

Зиборева Е.А.

Интерактивная песочница как средство познавательного развития детей с РАС.

 (Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию им. Г.И. Россолимо Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы)

(State Budgetary Institution of the city of Moscow The Center for Assistance to Family Education named after G.I. Rossolimo of the Department of Labor and Social Protection of the Population of the City of Moscow)

Аннотация. В данной статье раскрываем как происходит процесс развития сенсорных систем у ребенка с РАС, работая с интерактивной песочницей.

Нарушение эмоционально – волевой сферы является ведущим признаком у детей с РАС. Следует рассматривать психическое нарушение в данном случае как  искаженное и используется ребенком как средство аутостимуляции. Передо мной, как перед педагогом  встает задача помочь ребенку развиваться в русле социального взаимодействия. Для этого в работе с некоторыми детьми с РАС я выбрала работу с интерактивной песочницей. Отмечу, что  в работу с песком идут далеко не все дети. Но наблюдая за ребятами, я пришла к выводу, что с песком работающие дети, будут работать и с водой и наоборот. Задумайтесь!  Если провести цепочку логических рассуждений, пожалуй, можно даже прийти к выводу, что следует рекомендовать семьям, в которых есть ребенок с РАС, как можно больше времени проводить на море!?!?

Итак, начинаю я работу  по классической схеме работы с посочницей с единственным отклонением, что структуры жесткой в этом занятии нет. Из классики остается только ритуал приветствия и прощания. Почему спросите. Потому что это своего рода граница. А граница в этом смысле для ребенка с РАС очень важное понятие. Начинает с моторики. Учу детей  правильно работать ладошками (ребром, одной ручкой, второй ручкой и вместе). Песочек сыпим, гладим, рисуем линии, насыпаем горки. В этой работе можно выделить три этапа.

  1. Дети хаотично «работают». Я бы назвала это просто хаосом. Они могут, словно на морском берегу, разбрасывать игрушки, играть в машинку или мельницу ит.д.
  2. На втором этапе дети уже выбирают определенный вид деятельности. Если играют, то не всеми предложенными игрушками, а отдельно выбраннымию
  3. И, наконец, на третьем этапе дети могут получать просто удовольствие от взаимодействия с песком.

Пройдя эти этапы можно приступать к работе в интерактиве. Тут  я стараюсь совместить занятия по основной корректирующей программе «Времена года» с программой в интерактивном формате песочнице. Т.е я включаю в коррекционно – развивающее занятие песочницу разыгрывая тот сюжет, ту тему, которая является основной в занятии (изучаем время года «Осень» - в песочнице демонстрирую программный вариант осени, где есть возможность не только посмотреть и послушать как  льет дождь и кружаться разноцветные   листья, но и в то же время прикоснуться к ним в песочнице, развивая тактильное  и зрительное восприятие). Так мы продолжаем работать пока изучает все времена года. Паралельно вкелючаем в занятие прпространственное ориентирование, используя уже программу «День и ночь. Это дает возможность детям понять не только смену дня и ночи , но и облегчает понятие представлений «верх-низ», которые невероятно сложны для этой категории детей, ибо речь идет уже об абстрактном мышлении. Детям, которым удается продвинуться вперед, я предлагаю программу формирования и развития сегнсорных эталонов (форма, цвет и величина), используя соответствующую программу в интерактивной песочнице. Она так и называется «Формы и цвета».  Используя интерактивную песочницу, дети просто играя и не подозревают, что тем самым они осваивают новые так необходимые им навыки. Возможности  с помощью луча пробивать разную толщину песка и этим изменяя цветовую гамму на разной глубине, вызывает бурную эмоциональную реакцию, удовольствие, которое в свою очередь обеспечивает мотивацию к исследовательской деятельности.

Как ритуал прощания обязательно включаю игровой момент. Сколько же удовольствия доставляют лопнутые разноцветные шарики. Кажется , что это простая ига. Но! Лопнуть шарик необходимо такого же цвета как рамка. А скорость смены цветовой гаммы рамки я регулирую сама в зависимости от темпа работы ребенка.

Песочница дает широкий выбор по интересу ребенка. Это и окружающий мир и элементарные математические представления и обобщающие понятия  и просто буйство фантазии, которая у детей с РАС очень обеднена.

Подводя черту хочется сказать, что песочница в данном случае это один из ключиков, окошко в мир ощущений ребенка. Выяснив это, я помогаю ему подниматься по лестнице развития.

                                                                 Педагог-психолог      Е.А. Зиборева