Исследование опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву). Диагностика для средних и старших групп детского сада, которая поможет выявить трудности и принять меры.

Абазян Елена Сарибековна

Исследование опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oposredovannoe_zapominanie_statya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование опосредованного запоминания  

(по А.Н. Леонтьеву)

В детских садах, педагог-психолог обращает особое внимание на адаптационные и подготовительные группы, так как первые - только пришли и им необходима непосредственная психологическая помощь, а другие -уходят в школу и им нужна определенная психологическая подготовка, которая поможет перейти из игровой деятельности в процесс обучения. Что касается средних и старших групп, то им уделяется меньше внимания. А это влечет за собой накопление трудностей и не решенных вопросов, а также потерю времени, необходимое для помощи каждому конкретному ребенку. И лишь к подготовительной группе, при скрининговом обследовании готовности к школе начинают «всплывать» трудности, зачатки которых можно было бы увидеть в младших группах. Во избежание подобных особенностей, мы предлагаем педагогам-психологам методику, которую можно провести в конце года,  как в средней, так и в старшей группе детского сада, дающую возможность  выявить детей  с трудностями  в интеллектуальной деятельности и начать работу в направлении коррекции. Данная методика является хорошим инструментом для исследования мыслительной деятельности ребенка. Она позволяет исследовать логическое или опосредованное запоминание, его произвольные формы. В свою очередь способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти , является существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом.

Возрастной диапазон применения методики: методика может быть использована для детей от 4,5 -10 лет.

Процедура проведения и регистрации результатов.

Перед ребенком раскладываются карточки (карточки во вложениях к письму), желательно равномерно и в случайном порядке. Прежде нужно уточнить, все ли из них ему знакомы. Если какие-то картинки не знакомы, нужно разъяснить их. Для детей от 4-4,5 лет  до 5-5,5 лет можно использовать не все карточки, а наиболее понятные ребенку: полотенце, стул, велосипед, солнце, обеденный прибор, тарелка, дом – булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки (шорты), ботинки, гусь, уличный фонарь, петух , рубашка. Для детей этого возраста,  специалист должен выбрать следующие простые, конкретные слова: дождь, пожар, день, обед, драка, подарок, ответ, праздник, сосед. Соответственно,  для запоминания выбираются наиболее простые и конкретные понятия, а количество карточек должно как минимум в 3 раза (выделено автором ) превышать количество слов для запоминания.

 Инструкция 1: Перед ребенком раскладывают рядами все карточки в любом порядке, но так, чтобы они были ему видны. Затем говорят: «Сейчас ты будешь запоминать слова, но необычным образом.  Я буду говорить тебе слова, а ты, чтобы его легче было запомнить, будешь выбирать карточку, которая  тебе его напомнит, поможет вспомнить это слово. Слова, которые я тебе буду называть, нигде здесь не нарисованы, но к любому слову можно найти такую картинку, которая его напомнит. Потом ты поглядишь на картинку и вспомнишь само слово». Если ребенок сомневается ему нужно объяснить, что нет правильного или не правильного решения (выбора), важно лишь подобрать «подходящую»  картинку и объяснить, как она сможет напомнить конкретное слово. При работе с детьми среднего дошкольного возраста ,целесообразно начинать процедуру исследования со слова «обед», как наиболее конкретное.

После выбора каждой карточки необходимо спрашивать у ребенка объяснение связи:  «Как эта карточка напоминает тебе про слово..?»

В протоколе фиксируются все реакции ребенка и его объяснения.. выбранные ребенком карточки откладываются в сторону изображением вниз для последующего предъявления. Через 20-40 мин (иногда и ранее)  ребенку по очереди предъявляются в случайном порядке выбранные им изображения. Вся процедура  проведения методики  занимает 10-20 мин.

Инструкция 2: «Посмотри на эту картину. Какое слово ты запоминал, когда выбирал ее? Вспомни это слово».

Интерпретация. При анализе результатов обращается внимание на то, насколько легко удается ребенку выполнить задание, способствует ли рисунок более эффективному запоминанию: следует сравнить результаты непосредственного и опосредованного запоминания. Улучшение результатов опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным свидетельствует о нарушении памяти при сохранности мыслительных процессов, обратное соотношение указывает на снижение интеллектуальных возможностей.

В возрасте 4,5-5 лет допускается воспроизведение объяснения, а не самого слова.

Подсчет итогов проводится в качестве распределения баллов:

  • 4 – высокий уровень (При наличии 8-9-ти правильно указанных слов или объяснений);
  • 3  – средняя ступень (от 6 до 7  верно названных вариантов);
  • 2 – низкая ступень (от 5 до 3 точных слов или объяснений);
  • 1 – низкая ступень (менее 2-х слов или объяснений).

Умственное развитие в норме, если ребенок проявляется интерес к необычному, понимает смысл данных инструкции. При установлении связи между картинкой и словом проявляется мысленная активность. Если у ребенка возникает трудность в припоминании некоторых слов, то это не значит, что он неадекватный.

Ненормальное умственное развитие, т.е. его отставание или задержка проявляется в том, что ребенка интересуется сугубо картинками, и он не проявляет интерес к самому заданию, т.к. не понимают его смысла. Даже при наличии помощи, ребенок не в силах понять задание. Трудность заключается в том, что картинки препятствуют запоминанию слов. А при показе отобранных изображений ребенок называет то, что видит, а не то слово, что называлось ранее.

Выявив детей, которые имеют низкий уровень результатов, необходимо ознакомить родителей и предложить помощь по направлению их устранения.

Протокол обследования опосредствованного запоминания по А. Н. Леонтьеву

ФИО ребенка_____________________________________________

Дата рождения__________      Возраст   __________

Дата проведения исследования _________________

Слово

Выбираемая карточка

Объяснение связи для запоминания

Воспроизводимое слово

Объяснения связи

обед

дождь

день

пожар

драка

подарок

ответ

праздник

сосед