Проект «Лечебная сила сказок»

Колупаева Елена Викторовна

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на свой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по-настоящему эмоционально благополучного ребёнка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обеднённую эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lechebnaya_sila_skazok.docx60.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Лечебная сила сказок»

Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели        подготовительных групп, воспитанники подготовительных групп, родители.

Тип проекта: Совместный, творческий, краткосрочный.

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»

Д. Родари

Актуальность

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на свой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по-настоящему эмоционально благополучного ребёнка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обеднённую эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.

На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и количественные характеристики будущего поколения. Важной предпосылкой физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы растёт количество детей с нарушением психоэмоционального развития. Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия. Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий, является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе.

Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения. Сказкотерапия является самым древним психологическим        и        педагогическим        методом.        Издавна        жизненный        опыт

передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод.

Цель мероприятия: Сохранение и укрепление психологического здоровья, создание условий для развития у детей нравственных качеств.

Задачи:

  • учить регулировать свое поведение нравственной нормой;
  • раскрыть значение сказок в жизни ребенка;
  • способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;
  • формировать понимание добра и зла;
  • развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.

Предварительная работа

Методы реализации задач:

  1. Поиск информации в специальных источниках.
  2. Мониторинг нравственного и эмоционального развития.
  3. Информационно-образовательная работа с детьми.

Подготовительный этап:

  • определение цели и задач проекта;
  • подбор методического материала, изучение литературы;
  • разработка конспектов занятий с детьми, памяток и буклетов для родителей и педагогов;
  • поиск иллюстрационного материала;
  • составление опросника для детей «Моя любимая сказка»;
  • подготовка анкет для родителей;
  • разработка тематического плана проекта «Лечебная сила сказок»;
  • консультация для воспитателей

Основной этап:

  • реализация проекта: совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
  • выработка рекомендаций.

Работа с родителями:

  • Разработка консультаций. Работа с родителями в вопросе использования метода сказкотерапии очень важна, так как именно в семье ребенок должен получать самую большую поддержку и помощь.

Работа с детьми:

  1. Анкета «Моя любимая сказка»
  2. Чтение сказок Е.Шварц «Рассеянный волшебник»; П.Бажов «Серебряное копытце»; Ю.Казаков «Жадный Чик и кот Васька» проводится педагогом- психологом и воспитателями. В подготовительных к школе группах дети слушают сказки, которые показывают ребенку различные жизненные сценарии:

мягкость и доброту противопоставляя жестокости, великодушие – безжалостности, взаимопомощь – эгоизму, а смелость – трусости и малодушию. Из сказочных историй дети понимают, насколько трудный выбор иногда может заставить сделать жизнь.

  1. Сочинение сказок с использованием способов решения проблем детей использовалось в индивидуальной форме. Сказки сочинялись с учетом поставленных целей, возраста ребенка и его индивидуальных особенностей.

Дети с нарушениями в эмоционально-волевой сфере сочиняли сказки как на индивидуальных занятиях, так и на групповых, где примется принцип сочинения по кругу. Кто-нибудь из детей начинает сочинять сказку, а следующий участник группы присоединяется к его фразе одну или две своих, и так далее. Героями самостоятельно сочиненных сказок могут стать девочки и мальчики, обладающие схожими с воспитанниками чертами характера, способностями, и даже внешним сходством.

  1. Театрализация сказок помогает детям вжиться в образ персонажа, прочувствовать его эмоции, волнения, переживания. Текст сказки может быть изменен по желанию детей. При таком способе работы сказка обрастает множеством интересных подробностей, в которых проявится отношение каждого ребенка к различным сказочным, а значит и

жизненным, ситуациям. Первоочередной задачей педагога-психолога в этом случае является помощь детям в раскрытии внутреннего мира каждого из персонажей.

  1. Иллюстрирование сказок помогает увидеть персонажей сказки глазами ребенка, который в рисунке расставляет акценты по-своему, обращая внимание только на те детали, которые для него важны и существенны. Рисунки по любимым сказкам детей наглядно демонстрируют тот факт, что чем старше ребенок, тем более подробно он изображает сюжет, в то время как дети помладше, в основном, лишь рисуют героев сказки и место их нахождения.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Октябрь

  1. Анкета «Моя любимая сказка» (сбор информации, анализ        полученных результатов)
  2. Чтение   сказок    Е.Шварц

«Рассеянный        волшебник»; П.Бажов        «Серебряное

копытце»;        Ю.Казаков

«Жадный Чик и кот Васька»

  1. Сочинение своих сказок

«Сказкотерапия как средство        снятия детской тревожности»                                - Консультации                для родителей размещены                        в групповых уголках

Чтение сказок с детьми: Е.Шварц

«Рассеянный волшебник»; П.Бажов

«Серебряное копытце»; Ю.Казаков

«Жадный Чик и кот Васька»

Ноябрь

1. Чтение        сказок

Т.Александрова        «Кузька»;

Э.Шим        «Лебедь,        Рак        и

«Сказкотерапия        в жизни

дошкольников»-

1. Чтение сказок с        детьми: Т.Александрова

Щука»; К.Драгунская «Суп с котом».

2. Иллюстрирование        одной из сказок: Т.Александрова

«Кузька»; Э.Шим «Лебедь, Рак и Щука»; К.Драгунская

«Суп с котом».

Консультации        для родителей размещены                в групповых уголках

«Кузька»; Э.Шим

«Лебедь, Рак и Щука»; К.Драгунская

«Суп с котом».

2. Выставка рисунков детей

Декабрь

  1. Театрализация сказки

«Красная Шапочка»

  1. Выставка        поделок

«Моя любимая сказка»

«Роль        сказки                в нравственном воспитании детей»- Консультации        для родителей размещены                в групповых уголках

Выставка        поделок, участие                в

театрализации

Заключительный этап:

подведение итогов реализации проекта

  • Выставка поделок (совместная деятельность детей и родителей)

«Моя любимая сказка»

  • Театрализованное представление по сказке «Красная Шапочка» для родителей и педагогов.

Ожидаемый результат

Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса, повысит психолого-педагогическую компетентность педагогов, повысит уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребёнка у родителей, сохранит и укрепит психологическое здоровье дошкольников, создаст условия для развития у детей нравственных качеств.

Список использованной литературы:

Кураев, Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология [текст] / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. —Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 146 с.

Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.

Островская Л. Ф. Правильно ли воспитываем малыша? Пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.

Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.

Лютова К. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [текст] /К. К. Лютова, Г. Б. Монина. — СПб.: Речь, 2005. — 190с.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие [текст] / Е. И. Рогов. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 384 с.

Приложение 1

Консультация для родителей на тему

«Сказкотерапия – как средство снятия тревожности»

Есть в детской психотерапии один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Несмотря на ироничную улыбку серьезных людей, практика сказкотерапии применяется не менее серьезными професϲᴎоналами - педагогами, пϲᴎхологами и пϲᴎхотерапевтами.

Сказкотерапия - один из самых древних, а возможно и древнейших методов воспитания, передачи социального опыта, традиций и менталитета.

Наряду с арттерапией и игротерапией сказка призвана помочь человеку раскрыть внутренние переживания, конфликты, преодолеть трудности, замкнутый характер, объяснить в яркой образной форме правила и нормы

поведения. Использование сказкотерапии оправдано не только в работе с детьми. Образные притчи, символы, игровые ситуации эффективны при занятиях со взрослыми людьми. Великие пророки говорили притчами. Багаж сказкотерапии велик - басни, анекдоты, притчи, мифы, народный фольклор.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия.

Сказкотерапевт (а им может стать любой родитель) рассказывает истории (есть целые подборки сказок определенного направления, например, сказки о доброте), обсуждает сказки или придумывает их вместе со слушателем.

Последние особенно часто применяют в коррекционной психотерапии. Ведь обычный любимый ребенком мишка teddy может многое рассказать на вопрос мамы, что его беспокоит или чего мишка боится.

Исходя из выше сказанного, дети через игрушки рассказывают про свои страхи и свои опасения. Сказкотерапия для детей, используя такой

подход, помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.

Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже), выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже для самого ребенка те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Сказкотерапия орудует архетипами, которые глубоко в нас скрывают самые сокровенные движения души. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, вы можете узнать о своем чаде много нового и неизвестного. К примеру, почему тигренок боится темноты, а старший зайчонок не хочет играть с младшим.

Приложение 2

Консультация для родителей на тему

«Сказкотерапия в жизни дошкольников»

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе.

Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой- либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра- бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Поэтому занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый и достаточно уже давно. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

В волшебных сказках на главного героя “сыпется” много испытаний. В результате всех приключений и злоключений он становится крепче. Из этого

следует сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах,

живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Также и с водной средой и с воздухом. Поэтому можно сказать, что сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка

Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новые возможности. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем. В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; то Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то добрым Гномиком, то сказочной Ёлочкой.

Сейчас многие родители не читают детям сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок трактует окружающую действительность так, как он её понимает.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и

животных. В этом возрасте дети часто сопоставляет себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сопоставляет себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.

Структура занятия на основе сказкотерапии содержит обязательный ритуал

«входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу

«сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

  1. чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. всё, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
  2. рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
  3. драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Но это можно делать не в один приём.

Что могут дать такие сказки для детей?

  • Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что мы -

взрослые на его стороне.

  • Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
  • В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:

  1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
  2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
  3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.

Благодаря занятиям по сказкотерапии мы учимся преодолевать разные трудности, учимся общаться с миром, друг с другом, заботиться друг о друге, сочувствуя и сопереживая героям. А воспитание сочувствия, сопереживания, отзывчивости, гуманности является наиважнейшей частью правильного воспитания. Если ребёнок понимает чувства другого, активно откликается на переживания

окружающих людей, либо героев сказки, стремится оказать помощь, попавшему в беду, в трудную ситуацию, он не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Приложение 3

Консультация для родителей

«Терапевтические сказки про садик»

Большинство малышей испытывают стресс, впервые попадая в детский сад. К счастью, специальные методики адаптации через сказки, позволяют избавить ребёнка от страхов и опасений.

Существуют особые адаптационные сказки, написанные специально для того, чтобы проработать все страхи и волнения ребёнка.

5 правил сказкотерапии:

  1. Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.
  2. Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.
  3. Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребёнок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.
  4. Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто — плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.
  5. Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль.

Сказка 1. Знакомство с детским садом.

Жила-была семья. Папа слон, мама слониха и маленький слонёнок Тоша. Слоник подрос, и пришла пора ему идти в детский садик. Он очень хотел туда попасть, и вот этот день настал. Мама разбудила Тошу рано, умыла, одела его в новую одёжку и повезла на машине в детский сад.

В детском саду его встретила тётя воспитатель. Она показала ему шкафчик, в который он будет складывать свои вещи и сменные тапочки. На шкафчике была наклеена красивая картинка — шарик, чтобы Тоша не перепутал свой шкафчик с другими. Слоник переобулся в другие тапочки, и мама провела его в группу. Там уже было много других слоников: они играли с кубиками, смотрели книжки, катали кукол в колясках. Тоша тоже нашёл занятие — он увидел дудку, взял её и стал гудеть.

А потом слониха няня принесла завтрак и накрыла на стол. Слоники кушали кашу, сосиску, пили чай с хлебом и маслом.

После завтрака слоник заскучал, но потом к нему подошёл другой слонёнок, и они познакомились и подружились. Слонёнка звали Гора. Он показал Тоше игрушки в группе, игры, и они весело провели время. Тоша даже не заметил, как пришла мама.

Сказка 2. Если ребёнок не хочет идти в сад.

  • Мама, ну мама!!! Я больше не хочу ходить в детский садик, — упрашивала маму Алла.
  • Давай останемся дома! Ну давай!
  • Хорошо, — ответила мама.

И с этого момента Алла перестала ходить в детский сад. Так прошло две недели. Однажды Аллочка с мамой пошли вместе в магазин за продуктами.

  • Алла, Алла, привет! — донеслось откуда-то сбоку. Девочка огляделась и увидела Инну.
  • А ты почему в детский сад теперь не ходишь? — спросила Аллу Инна. — Мы, все ребята, так тебя ждём! А ещё у нас беда случилась! Помнишь кубики, в которые ты любила играть? Они вчера пропали. Мы уже всё обыскали, нигде их нет!
  • Как пропали? — всполошилась Алла. — Где же они могут быть?
  • Не знаю, — грустно ответила Инна. — Ну так что? Ты завтра придёшь?
  • Приду, обязательно приду, — задумчиво сказала девочка.

На следующее утро Алла сама проснулась очень рано и попросила маму отвести её в садик. Пришла, поздоровалась с воспитательницей и ребятами и сразу пошла любимые кубики искать. В шкафу их нет, под шкафом тоже…

  • Кубики, ну где же вы? — грустно спросила Алла.

Но они так и не появились. Вечером мама пришла в детский сад, забирать дочку домой. Аллочка оделась, и они пошли. Идут через парк, дождик моросит. Вдруг Алла видит, что её любимые кубики на мокрой и холодной лавке лежат.

  • Мама, смотри! — воскликнула девочка. — Там кубики из нашего детского садика лежат! У тебя нет пакета? Я хочу их забрать и завтра обратно в садик отнести.

Мама дала дочке большой пакет, и девочка сразу же бросилась собирать с лавочки разноцветные кубики.

  • Эх, кубики! Как же вы здесь оказались? Кто вас сюда принёс?
  • Привет, Алла! — обрадовались игрушки. — Мы так рады тебя видеть! Нас сюда никто не приносил! Мы тебя ждали-ждали, а ты всё к нам в гости в садик так и не приходила. Мы очень расстроились и пошли тебя искать, но потерялись.
  • Вот оно что! — засмеялась девочка. — А я вас сегодня весь день в группе искала! Вы больше не убегайте! Я теперь обязательно в садик буду ходить!

А ночью Алле приснился сон, как она вместе с воспитательницей и другими ребятами разучивала песню для мамы на праздник 8 марта, как на Новый Год им Дед Мороз дарил подарки, как весело она играла с ребятами, как построила большую крепость из кубиков, и многое-многое другое.

Утром, проснувшись и собираясь в садик, девочка подумала: «А в садике хорошо!» И, взяв пакет с кубиками, радостно побежала догонять маму.

Сказка 3. Если ребёнок боится, что мама его не заберёт.

Однажды Зайка и мама-зайчиха шли в детский сад. Зайка очень переживал и расстраивался, что мама его не заберёт вечером из детского сада. Он всё время спрашивал: «Мама, а ты вечером меня заберешь?» — «Конечно, заберу тебя,

Зайка. Я обязательно приду за тобой после работы». Но Зайка всё никак не мог в это поверить и спрашивал всё снова и снова.

Случайно этот разговор услышал Слонёнок. Он ходил в ту же группу, что и Зайка, и спросил у Зайки на прогулке:

  • Зайка, неужели ты боишься, что мама тебя не заберёт домой?
  • Да, я очень боюсь, что мама оставит здесь меня, — ответил Зайка. На это Слоненок сказал:
  • Ты чего, Зайка. Такого не может быть. Всех деток вечером забирают домой мамы и папы. Ночью детский сад абсолютно пустой. Только утром приходят детки.

Зайка спросил:

  • Совсем-совсем пустой? Слонёнок ответил:
  • Совсем -совсем. Детки только утром приходят в садик. Вот давай с тобой вечером посмотрим, заберут абсолютно всех деток домой.

Когда вечером зверята поужинали, Слонёнок и Зайка стали ждать, кого же заберут первым. В этот день первую забрали кошечку. За ней пришла мама. Потом забрали медвежонка, львёнка, белочку, кролика, мышку и пингвина. Все были очень рады, что за ними пришли мама и папа. Кого же забрали последним,

Слонёнку и Зайчонку не удалось посмотреть, так как за ними тоже пришли мамы. И они с радостью побежали домой. Зайке так понравился этот момент, когда мама его забирала вечером домой. Он был такой счастливый и вечером рассказывал маме, что же у него произошло интересного за весь день в детском саду.

Сказка 4. Если ребёнок не хочет спать в детском саду.

Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду в группе и стояла в спальне среди других кроваток. Осенью в группу пришли детишки. Многие кроватки застелили детским постельным бельём, и они стали красивыми. И ещё к ним стали приходить детишки. Они ложились в кроватки, и кроватки их грели.

Малышам было в кроватках хорошо, тепло, и они засыпали. Кроватки очень радовались. И только одной кроватке не досталось ребёночка, и она очень грустила. Ей некого было греть, ей было скучно и одиноко. И вот появилась новенькая девочка, которую положили именно в эту кроватку. Кроватка так обрадовалась. Девочка была очень миленькая, красивая, добрая. Кроватка была счастлива. Она очень ждала, когда девочка придёт к ней. А когда девочка приходила, кроватка старалась скорее согреть её и подарить сон. Но вот девочке вдруг разонравилось спать в саду. Ложась в кроватку, она постоянно спрашивала про маму. Кроватка очень расстроилась, она изо всех сил старалась согреть её, успокоить, чтобы девочка заснула. Но девочка не спала. Кроватка стала бояться, что девочка совсем не захочет спать, и она снова останется одна. Ей от этого было очень грустно, ведь она уже так привыкла к этой хорошей девочке, ей так нравилось её греть. Кроватку создали для того, чтобы она дарила сон детишкам.

Каждая кроватка мечтала делать это. И наша кроватка тоже. И у тебя в садике тоже есть кроватка. Она тебя очень ждёт, она любит греть тебя и радуется, когда ты спишь в ней.

Сказка 5. Если ребёнок грустит в детском саду.

Жила-была девочка Маша. Сначала она была совсем малышкой, а потом росла- росла и подросла. Да так подросла, что можно теперь ей было в садик идти с ребятками играть. Мама и папа так обрадовались, что Маша большая. Устроили праздник. Мама торт испекла, и Маша даже сама свечки задувала.

На следующий день Машуля в первый раз в садик пошла, и так ей там понравилось, что даже уходить не хотела. Играла с игрушками, ела кашу- вкусняшу. А еще у неё там дружок появился — Семён, такой весёлый мальчишка с кудряшками. Целыми днями они вместе играли. Семён садился на одном конце комнаты и толкал Маше большой грузовик. Маша ловила его, нагружала в кузов кубики и отправляла к Семёну, а он строил большую башню. Весело им было вместе. Даже засыпать было нескучно, потому что кроватки стояли рядышком, и они вместе закрывали глазки и спали.

И вот в один осенний дождливый день, когда листья стали совсем жёлтыми, ветер принёс в детский садик Грустинку. Она была такая маленькая, серенькая, как

микробик, влетела в форточку и спряталась в кармашек к Маше. И тут Машу как подменили. Стало ей грустно, она почему-то расстроилась, маму потеряла и давай плакать. Все ребятки и воспитательница её успокаивали, успокаивали… А слёзки сами собой всё равно капают, так кап-кап-кап… И всё Маша знает, что мама скоро придёт, просто сходит на работу, потом купит вкусный йогурт и прибежит за Машей. Знает это Маша, а всё равно почему-то грустно — хочется, чтобы мама прямо сейчас пришла… А это всё грустная Грустинка сидит в кармашке и Машу расстраивает, плакать заставляет.

Семён Машу пытался развеселить: и в каравай предлагал поиграть, куклу ей в коляске прикатил — а Маша всё равно грустная. И тут Семён увидел, что у Машули глазки совсем мокрые. И решил ей помочь:

  • Дай, — говорит, — я твой платочек достану, и слёзки вытрем, не плачь!

Вытащил Сёма Машин платочек, вместе с ним Грустинка из кармашка и

вытряхнулась, и опять в форточку улетела. А Маша тут же улыбнулась, а потом засмеялась и стала снова весёлая. А Сёма и другие ребятки, конечно, очень обрадовались, что Грустинка совсем улетела, и все вместе побежали мультики смотреть.

С тех пор Маша всегда свой кармашек проверяет, не застряла ли там Грустинка, и никогда в садике больше не грустит.

Приложение 4

Анкета для детей «Моя любимая сказка»

  1. Какие сказки ты знаешь?

  1. Нравится ли тебе слушать сказки?

  1. Кто чаще всего читает тебе сказки?

  1. Какая сказка твоя самая любимая?

  1. Назови любимых героев сказок.

  1. На кого из персонажей твоей любимой сказки ты хотел бы быть похожим?

  1. Какого героя сказки ты считаешь самым неприятным?

  1. Есть ли сказки, которые тебе не нравятся?

  1. Хочешь ли ты хоть раз самому оказаться героем сказки?