Различия в восприятии итогового образа «воспитанного» среди участников образовательного процесса.

«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, то будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание - от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ - всегда должно быть целенаправленным, начиная от содержания, заканчивая инструментарием исполнения. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kak_tsel_i_sootvestvie_tselyam.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Кого воспитывает современная школа

Различия в восприятии итогового образа «воспитанного» среди участников образовательного процесса.

«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, то будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание - от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ - всегда должно быть целенаправленным, начиная от содержания, заканчивая инструментарием исполнения. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.

Под целью воспитания следует понимать прогнозируемые заранее результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать и, естественно, придает его работе необходимую осмысленность и направленность. (Гордашников В.А. «Образование и здоровье студента, Москва 2009)

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей; индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного человека, учитывая задатки, способности и стремления личности. Педагогика должны выступать за синергию общих и индивидуальных целей.

Воспитание должно быть всесторонним и гармоничным, что способствовало бы формированию сторон личности во взаимосвязи и взаимодополнении.

Основное направление состоит в придании воспитательной работе развивающего характера, через организацию условий для овладения основами знаний о природе, обществе и человеке. И формировании умения анализировать, обобщать и делать выводы из получаемой информации, а не запоминать ее механически, т.е. мы говорим о формировании мировоззрения, а как следствие – личностных установок и приоритетов.

Неотъемлемой частью образования и воспитания подрастающих поколений является  нравственность, отраженная в понимании и применении принципов общественного поведения, гражданской ответственности, гуманности и поддержания установленного порядка и дисциплины.

Традиционными составными частями воспитания называют: умственное; физическое; трудовое; нравственное; эстетическое.

Механизмы к его (воспитания) реализации в обобщенном представлении состоят из семейного; школьного; самостоятельного воспитаний.

В рамках этих широкий обобщенных понятий существуют иные градации. Там находит место и пропаганда: как положительная государственная (здоровый образ жизни, спорт, семейные ценности), так и отрицательная – цель которой – дестабилизировать мировоззрение подростка. Здесь есть и воспитание «улицей», правда, отметим, что за последнее десятилетие уместнее говорить воспитание «социальными сетями». Теперь все то, что мы узнавали во дворах от ребят постарше, современный ребенок получает по запросу в поисковой строке браузера.

        И здесь  современный воспитатель, кто бы за этой функцией не скрывался встает перед проблемой отношения как к самому процессу воспитания, так и к итоговому результату.

        Более пяти лет, ведя занятия «Психология общения» в рамках внутришкольного отделения дополнительного образования детей, доходя до тем: самовосприятия, «Я-концепций», саморазвития и личностного роста, я прошу у ребят (7-10 классы) написать на листочке около 5 личностных черт, которые они считают внутри себя сильными, нужными, на которые готовы делаю акцент в формировании мировосприятия. После этого я предлагаю им поделиться по группам и написать что-то подобное друг о друге. В результате этого у каждого подростка появляется два набора черт и качеств личности. То, как он себя видит (или что не менее вероятно КАКИМ хочет себя презентовать) и то, каким его видит ближайшее доверительное окружение.

Затем (на следующем или через занятие) я прошу их опросить своих родителей – «какие по их мнению личностные качества они считают в Вас важными и нужными, какие надо развивать, а какие являются эгоистичными». Так появляется уже третий список.

Имея на руках эти списки мы устраиваем с ребятами рефлексию по полученной информации. И в подавляющем большинстве случаев списки или не совпадают между собой или схожи 1-2 чертами.

Обсуждая это мы добавляем общий вопросы:

  • чего от тебя хотят учителя, про какие черты и качества ты слышишь от них?
  • в развитии каких черт тебя нужна помощь (учителей, родителей)?

Получается, что каждая из четырех сторон (это минимум, ведь есть и другие сферы и группы общения) ставит перед подростком свой набор соответствия.  Почему выбрано слово соответствие? Каждый человек склонен идентифицировать себя с важной для себя социальной группой и у каждой этой группы есть «порог вхождения» - не важно облачены они в рамки «семейной традиции», «устава о школьной дисциплине и поведении», «интересами и правилами субкультуры в подростковой среде». Все они чего-то требуют от подростка. Это воспринимается подсознательно, как необходимая данность, как требование. И у подростка «перед глазами» все чаще появляется слово ДОЛЖЕН.

        С детства семья, образовательные организации учат ребенка понятиям долг и ответственность.  Но со временем, начиная, примерно с середины переходного возраста восприятие слов ДОЛГ и ДОЛЖЕН начинают у подростка разниться. ДОЛГ все еще остается чем-то незыблемым, моральным и правильным. А вот ДОЛЖЕН приобретает негативный окрас требования (посягательства на индивидуальность).

        Вот в этом ключевом моменте, на наш взгляд и кроется одна из основных «проблем отцов и детей», где под отцом мы понимаем образ воспитателя, транслятора правил поведения. Неосознанно имея несколько отличающихся «моделей» воспитания (зачастую противоречащих друг другу): свою, мнение родителей, мнение учителей, друзей – создают диссонанс в представлении ребенка о самом себе и целях к которым нужно стремиться.

        Проделав работу, которая отразилась бы в будущем на большем совпадении личностных качеств, обеспечила бы большую согласованность процесса воспитания, стерла бы часть острых углов, рождающих конфликты.

На основании нашего опыта, можно предположить, что различия в понимании «воспитания» учитель-ученик сконцентрированы в следующем.

        С одной стороны – процесс воспитания не должен отталкиваться от слова должен, воспитываемый придет к нему сам, через желание соответствовать и будет это решение считать своим, а не навязанным.

С другой - воспитанник должен чувствовать и понимать, что воспитатель строит процесс на его развитых, сильных сторонах, способствует их реализации, а не старается их подменить общепринятыми.

И немаловажную роль играет понимание «воспитания» разными группами воспитывающих взрослых, особенно, если все они авторитетны для подростка.

Существенные различия к целям воспитания между двумя значимыми группами «воспитателей» ставит подростка в ситуацию развилки.

        Воспитание, начинающееся внутри семьи, в ней и продолжается параллельно с подключением к процессу образовательных организаций. Семья имеет приоритетное право и обязанность воспитание. Формы внутрисемейного воспитания заложат в ребенка отношение к этому процессу в целом. Не сильно углубляясь в психоанализ, оговорим момент, что гиперопека, отсутствие воспитания, чрезмерное поощрение или критика в адрес ребенка являются сильнейшими факторами, формирующими личность в целом и ее открытость миру в частности. Трудно в становлении будет и ребенку, которому не уделяют время, и ребенку в котором уже с детства укореняют черты перфекционизма (которые в дальнейшем могут стать и нарциссическим расстройством). И вновь мы возвращаемся к двум словам ДОЛЖЕН и СООТВЕТСВИЕ, которые являются камнями преткновения в процессе воспитания. Подросток максимально сопротивляется слову должен, будет поступать наоборот, считая это «борьбой за личность и уникальность». Если воспитание начинается со слов должен и обязан – эффективность этого воспитания будет минимальна.

        Через стремление (как естественное продолжение подражания) и через желание соответствовать и быть признанным - должно осуществляться воспитание. Стремление к саморазвитию, как самовоспитанию должно идти из внутренней мотивации, а не быть навязано средой. А это зависит от того, как воспитание происходило с раннего детства и продолжалось в младшем школьном возрасте. Если «воспитатель» вызывает доверие и является эталоном для подражания, то формируется положительное желание соответствовать и стремиться, появляется желание «перенимать» и развивать положительные личностные черты. Ребенок должен смотреть на воспитателей, как на пример, а не как на надзирателя.

        Как один из вариантов – я обсуждаю с подростками понятие субъективного восприятия, субъективного мнения. Через эти понятия мы приходим к тому, что советы и мнения порой трудно отличить от рамок и требований. Процесс воспитания не должен оставлять в подсознания ощущения навязывания и ощущения, что из всех делают «серую однотипную массу», а именно об этом говорит большинство ребят.  А об этом мы сказали в самом начале - синергия общего и личностного.

Мы обсуждаем, что личностные качества могут быть продолжением и развитием друг друга, даже если изначально они выглядят как разные. Искать те черты, которые схожи в понимании всех участников воспитания и делать основную ставку развития именно на них.

        Нужно максимально обеспечить взаимодействие между «воспитателями». В представлении подростка должен быть минимум расхождений среди представлений о целях – чего я хочу сам, чего хотят родители, чего хотят учителя. Чувство неопределенности, возникающие у подростка от несовпадений целей воспитания и вызывают в нем желание сопротивляться, бороться и «плыть против течения».