Рекомендации родителям будущих первоклассников "Готовность к обучению в школе"
Выступление педагога-психолога на родительском собрании с презентацией, тема: "Психологическая готовность детей к школе".
Поступление в первый класс — переломный момент в жизни каждого ребенка. Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был готов к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.55 КБ | |
| 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Информационное сопровождение презентации
Слайд 1
Добрый день уважаемые родители! Хочу Вам рассказать о психологической готовности детей к школьному обучению.
Поступление в первый класс — переломный момент в жизни каждого ребенка. Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был готов к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе? Слайд 2
Что такое психологическая готовность ребенка?
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной и эмоционально – волевой сфер. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Слайд 3
Содержание психологической готовности определяется той системой требований, которые предъявляет к детям школа. Эти требования отличаются от тех, к которым они привыкли в детском саду. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он стал занимать в обществе с поступлением в школу, а также со спецификой учебной деятельности. От первоклассника требуется значительно больше самостоятельности и организованности, умения управлять своим поведением.
Изменяются с поступлением в школу и отношения с окружающими. Учитель обращается к ученику, как правило, строже, чем воспитательница, и дома к нему уже относятся по-другому — как к человеку, у которого есть своя «работа», обязанности и права. В классе много незнакомых ребят, с которыми он будет учиться, проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать со взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.
Слайд 4
Выделяют 3 показателя психологической готовности:
-мотивационная
- интеллектуальная
- эмоционально – волевая
Слайд 5
Мотивационная (личностная) готовность
Мотивационная готовность – наличие у детей желания учиться. Мотивационная готовность к школе включает в себя: внутреннюю и внешнюю мотивацию.
Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит: «Хочу». Но это «хочу» будет разным. Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.
включает в себя:
- умение строить отношения с учителем (умение воспринимать учебную задачу)
- умение устанавливать контакт со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других)
- отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки, к школе, к учителям, к учебной деятельности
- желание учиться, получать знания;
- умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные) ;
Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал».
Слайд 6
Интеллектуальная готовность:
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
- Ориентировка ребенка в пространстве и времени
- Развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции)
- Любознательность
- Развитое воображение, наблюдательность
- Развитие образных представлений
- Развитие речи и мышления (способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы)
- Развитие тонкой моторики руки (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования)
- Хорошая память
Слайд 7
Эмоционально – волевая готовность:
Еще одним компонентом школьной готовности психологи выделяют эмоционально - волевую готовность. Это означает умение ребенка действовать по команде, в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями.
Включает в себя:
- Радость ожидания обучения
- Умение управлять своими эмоциями
- Способность подчинять мотивы, управлять своим поведением (на уроке, во время перемены)
- Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем
- Произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания)
Слайд 8
Успешность адаптации
Слайд 9
Чтобы адаптация ребенка к школе прошла успешно, ребенок, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.
Слайд 10
Здесь уместны экскурсии по школе, знакомство с учителем, будущими одноклассниками, совместные чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
Слайд 11
Надо уделять важное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Если ребенок не будет обладает физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.
Слайд 12
Перед школой необходимо установить режим дня - часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Особенно важное значение режим дня приобретает для первоклассника не только из-за увеличения нагрузки, но еще и потому, что у ребенка появятся новые обязанности, которые потребуют от него большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни. Режим дня - это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей.
Слайд 13
«Портрет» первоклассника, неготового к школе:
Чрезмерная игривость; недостаточная самостоятельность; импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность; неумение общаться со сверстниками; трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса; неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции; низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие; плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами); недостаточное развитие произвольной памяти; задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Практические рекомендации родителям будущих первоклассников – как лучше адаптироваться к школе?
Слайд 14
Как помочь дошкольнику?
Слайд 15
1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
Слайд 16
2. Самостоятельность.
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
Слайд 17
3. Коллектив.
Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
Слайд 18
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1. Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос.
2. Не торопите. Умение рассчитать время – Ваша задача, и если это плохо удается – это не вина ребенка.
3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.
4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок»!
5. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
Слайд 19
6. Забудьте фразу «Что сегодня получил? », встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
7. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны, и не торопитесь с выводами.
9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе лучше 1, 5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.
10. Не заставляйте делать уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными.
Слайд 20
11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку поработать одному, но если нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе», похвала, даже если не все получается, необходимы.
12. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
13. Выработайте единую тактику общения взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там Вы найдете много полезного.
14. Будьте внимательными к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учебе.
15. Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание – это успокаивает, снижает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний о неприятностях, о завтрашней контрольной и т. п.
Слайд 21
16. Верьте в ребенка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он все может, всего достигнет, стоит ему захотеть.
17. Сохраните его тетради с первыми буквами, рисунками, неправильно решенными задачами и, когда у ребенка (да и у Вас) уже опускаются руки, достаньте их! «Видишь, раньше ты не умел так красиво писать, а теперь научился, а дальше будет лучше. Я тебе помогу! »
18. Чем труднее и неудачнее сложился день для Вашего ребенка, тем внимательнее должны быть к нему Вы. Обязательно найдите за что похвалить ребенка, и только после этого можете закончить разговор с ним.
19. Низкая оценка – это психологическая травма для ребенка. Чтобы предупредить оценочный травматизм, не наказывайте за плохую оценку. И Вы, и ребенок должны понимать, что оценка – как красная лампочка, сигнал тревоги: здесь недоучили, не разобрались, недостаточно постарались, а не повод расквитаться с ребенком за Ваши, кстати, добровольно взятые на себя тревоги.
20. Помните, что любую Вашу оценку ребенок склонен принимать глобально, считая, что оценивают его личность: «Тройка – я плохой».
21.Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение.
Слайд 22
Школа – это мир новых отношений со сверстниками, с взрослым. С приходом в школу у первоклассника появляются новые обязанности. Помните, что ребенку по-прежнему нужно ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. Помните, что ваше отношение к школе и учебе вашего ребенка формирует и его отношение к этим явлениям. Поддержите своих детей на их новом жизненном этапе.
Слайд 23
Желаем вам и вашему ребенку крепкого здоровья и успехов в школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическая готовность к школьному обучению - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Изменяется социальная позиция ребенка - Ребенок начинает занимать новое, иное место в обществе - Ведущей деятельность для ребенка становится учебная - От первоклассника требуется значительно больше самостоятельности и организованности, умения управлять своим поведением.
Выделяют 3 показателя психологической готовности: -мотивационная - интеллектуальная - эмоционально - волевая
Мотивационная (личностная) готовность Это наличие у детей желания учиться. ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания. включает в себя: - умение строить отношения с учителем (умение воспринимать учебную задачу) - умение устанавливать контакт со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других) - желание учиться, получать знания; - умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные) ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ Ребенок хочет идти в школу, потому что у него будет новый ранец или родители купили ему новый велосипед или в школе он будет общаться со своим другом из детского садика
Интеллектуальная готовность: Связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений: образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. - Ориентировка ребенка в пространстве и времени - Развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции) - Любознательность - Развитое воображение, наблюдательность - Развитие образных представлений - Развитие речи и мышления (способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы) - Развитие тонкой моторики руки (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования) - Хорошая память
Эмоционально – волевая готовность: Это означает умение ребенка действовать по команде, в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями. Включает в себя : - Радость ожидания обучения - Умение управлять своими эмоциями - Способность подчинять мотивы, управлять своим поведением (на уроке, во время перемены) - Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем - Произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания)
Успешность адаптации в 1 классе
Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника
ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ РЕКОМЕНДОВАНО Экскурсии по школе Знакомство с учителем Знакомство с будущими одноклассниками Совместные чтения художественной литературы Просмотр фильмов о школе с дальнейшим обсуждением Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей
Уделяйте большое внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию. Развивайте моторику, координацию, играйте со своим ребенком в подвижные игры.
Перед школой необходимо установить режим дня - часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Режим дня важен потому, что у ребенка появятся новые обязанности, которые потребуют от него большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни. Режим дня - это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей.
«Портрет» первоклассника, неготового к школе: Чрезмерная игривость Недостаточная самостоятельность Импульсивность, бесконтрольность поведения Гиперактивность Неумение общаться со сверстниками Т рудность контактов с незнакомыми взрослыми Т рудность восприятия словесной или иной инструкции Н изкий уровень знаний об окружающем мире Н еумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие Плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации Н едостаточное развитие произвольной памяти З адержка речевого развития
Как помочь дошкольнику?
Выбор школы. Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было бы полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
Самостоятельность. Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
Коллектив. Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 1. Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. 2. Не торопите. Умение рассчитать время – Ваша задача, и если это плохо удается – это не вина ребенка. 3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать. 4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок»! 5. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
6. Забудьте фразу «Что сегодня получил? », встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться 7. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам. 8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребенка. 9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе лучше 1, 5 часа поспать для восстановления сил). 10. Не заставляйте делать уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными.
11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку поработать одному, но если нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. 12. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи. 13. Выработайте единую тактику общения взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом. 14. Будьте внимательными к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учебе. 15. Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание – это успокаивает, снижает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний о неприятностях, о завтрашней контрольной и т. п.
16. Верьте в ребенка! 17. Сохраните его тетради с первыми буквами, рисунками, неправильно решенными задачами и, когда у ребенка (да и у Вас) уже опускаются руки, достаньте их! «Видишь, раньше ты не умел так красиво писать, а теперь научился, а дальше будет лучше. Я тебе помогу! » 18. Чем труднее и неудачнее сложился день для Вашего ребенка, тем внимательнее должны быть к нему Вы. Обязательно найдите за что похвалить ребенка, и только после этого можете закончить разговор с ним. 19. Низкая оценка – это психологическая травма для ребенка. Чтобы предупредить оценочный травматизм, не наказывайте за плохую оценку. 20. Помните, что любую Вашу оценку ребенок склонен принимать глобально, считая, что оценивают его личность: «Тройка – я плохой». 21.Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение.
Школа – это мир новых отношений со сверстниками, с взрослым. Помните, что ребенку по-прежнему нужно ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. Помните, что ваше отношение к школе и учебе вашего ребенка формирует и его отношение к этим явлениям. Поддержите своих детей на их новом жизненном этапе.
Желаем вам и вашему ребенку крепкого здоровья и успехов в школе.
