Рекомендации учителю первого класса по организации учебного процесса и деятельности учащихся на перемене.

Логвиненко Юлия Александровна

Рекомендации подготовил: педагог-психолог Логвиненко Ю.А.

Первый год обучения в школе - непростой и волнительный в жизни каждого ученика. Начало обучения - это не только новые контакты, отношения, обязанности, новый статус ученика, но и принципиально новые условия деятельности, большие физические, эмоциональные и умственные нагрузки. Учителю важно помнить о том, что ребенок переживает серьезные перемены и помочь каждому ученику привыкнуть к новым условиям в своем индивидуальном темпе.

Стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, соответствующей психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.

 Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны  с возрастными особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких, грубых замечаний, а направлять их поведение и деятельность,  стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

     Учителю важно понимать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителю первого класса по организации учебного процесса и деятельности учащихся на перемене.

Рекомендации подготовил: педагог-психолог Логвиненко Ю.А.

Первый год обучения в школе - непростой и волнительный в жизни каждого ученика. Начало обучения - это не только новые контакты, отношения, обязанности, новый статус ученика, но и принципиально новые условия деятельности, большие физические, эмоциональные и умственные нагрузки. Учителю важно помнить о том, что ребенок переживает серьезные перемены и помочь каждому ученику привыкнуть к новым условиям в своем индивидуальном темпе.

Стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, соответствующей психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.

 Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны  с возрастными особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких, грубых замечаний, а направлять их поведение и деятельность,  стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

     Учителю важно понимать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ

К ШКОЛЕ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, помните, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут сказаться на здоровье и самочувствии ребенка

· обеспечить своевременную смену видов деятельности;

· не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;

· отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.

2. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации (спросить, что расстроило, что было трудно, как можно помочь и т.д.).

3. Обеспечить индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы, агрессивность и т. п.

4. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

5. Использовать активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата в классе.  

6. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок. Продумайте ряд ритуалов в начале урока, под конец занятия, что также положительно будет влиять на дисциплину и поддержания режима у школьников.

7. Просите доброжелательно повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания, а чтобы привлечь внимание.

8. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно, так вы формируете у них уверенность, снимаете страх. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.

9. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.

10. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний. Такой подход помогает сформировать доверительные отношения с педагогом и положительное отношение к учебному процессу. Ребенок осознает, что он интересен и важен в школе.

11. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, при возникающих трудностях, обращайтесь за помощью к коллегам, психологу.

12. Будьте открыты детям, говорите им о своих чувствах, касаемо учебного процесса и дисциплины. Если вы огорчены поведением, скажите это детям. Также, отмечайте, если вы испытываете положительные эмоции от деятельности ваших учеников.

Приемы, способствующие поддержанию дисциплины на уроке у первоклассников.

  1. «Призы» за хорошее поведение на уроке. Это маленькие картинки, которые можно найти в  интернете, нарезать на квадратики. Важно, чтобы эти картинки были чёрно-белыми, а не цветными.   Эти «призы» помогают в достижении 2х целей. Во-первых, ребёнок старается получить картинку от учителя во время урока. А во-вторых, на перемене, дети закрашивают эти черно-белые картинки теми цветами, которыми они хотят и возможно, перемены будут проходить тише и спокойнее. Для этих призов можно завести специальные конвертики-«кошельки». Я объясняю детям, что эти призы – их достижения, показатель их стараний в школе, которые вы зарабатываете своим знаниями, своей дисциплинированностью. В конце каждой недели можно подсчитать призы и отметить самого «богатого» ученика в классе за неделю, при этом, обратить внимание и на других учащихся, которые старались . При подведении итогов подчёркивать, что количество призов зависит от собственного труда и от вложения личных сил каждого ученика. Этот приём дисциплинирует учащихся, повышает мотивацию к обучению.

E:\ольга ивановна\картинки\фрукты\67056228.jpghttp://razukraska.ru/wp-content/gallery/kidmalishi/kidmalishi9.gif       http://raskraski.link/uploads/9/0/6/906-raskraska-snegovik-i-elka.jpg    http://cdn5.imgbb.ru/user/22/227913/201501/32cb3caf206962937a98674ed5092521.jpghttp://www.playing-field.ru/img/2015/051722/2404236E:\ольга ивановна\картинки\Черно-белые-картинки-машины-для-раскрашивания597.jpgE:\ольга ивановна\картинки\imgpreview.jpg  E:\ольга ивановна\картинки\729-cherno-belye-kartink.jpg

  1. Листы достижений учащихся. Это половинка листа, формата А-4, которая лежит у каждого ученика на столе. Детям сначала выдаётся чистый лист бумаги. Потом по ходу работы, они заполняют этот лист. Осенью мы можем рисовать на нём листочки, яблочки, грибочки. Зимой – снежинки и снеговиков. Весной – солнышко и цветочки. В конце каждого урока, во время рефлексии, а иногда, и по ходу урока, дети заполняют эти листы достижений. Кто на уроке был активен – рисует листочек. Кто очень активен может нарисовать 2 или 3 листочка. Кто не принимал участие в работе – ничего не рисует, а на следующем уроке он постарается включиться в работу и тогда заполнит свой лист достижений новым символом. Можно ввести цветовую гамму. Допустим, кто просто работал на уроке -рисует зелёный листочек, кто очень активно – жёлтый листочек. А самые-самые активные и внимательные рисуют красные листочки. Можно варьировать рисунки по размеру. Большие снежинки рисуют дети, которые очень хорошо отвечали на уроке. Средние -рисуют активные дети, но у которых были замечания по поведению. А маленькие снежинки рисуют дети, которые пытались давать ответ, но ответ был недостаточно полным или не совсем правильным.
  2.     «Командный футбол». Есть 2 команды (команда девочек и команда мальчишек, команды по рядам, по сторонам). На доске, рядом с доской крепятся ворота, можно нарисовать, сшить, сделать из коробок. Кто нарушает правила поведения: выкрикивает с места, поднимается во время урока, перебивает учителя, не слушает одноклассников, тот забивает гол в свои ворота. За каждое нарушение я кладу футбольный мячик (макет) в ворота либо первой, либо второй команды, смотря кто нарушает правила. Элемент игрового соревнования дисциплинирует учащихся на уроках.
  3. Использование сказочного героя в качестве помощника на уроках. В классе живёт домовёнок Кузя (может быть любой другой герой). Это хранитель нашего классного очага. Игрушка используется для сплочения ребят. Учитель говорю детям, что мы теперь с вами одна большая семья. И хранителем нашего очага является Кузька. Он всегда в классе. Наблюдает за нами. Радуется, когда в классе мирно и спокойно, все ребята вежливые и воспитанные. С Кузькой вы можете поделиться своими секретами, рассказать ему о своих обидах, ссорах, или наоборот о радостных моментах своей жизни в школе и вне школы. Кузька помогает мне вести уроки, классные часы. Он определяет порядок ответов на уроках. Кто будет первым, кто последним. Следит за самостоятельностью во время выполнения контрольных работ. Во время диалогов говорит только тот ученик, кому я в руки дам Кузю. Таким образом, это герой помогает педагогу в классе установить определенные правила поведения для учащихся, которые ребята принимают и выполняют.

Организация деятельности первоклассников на перемене

В начальной школе необходима организация игры для детей младшего возраста на школьной перемене. Правильное использование подвижных игр во время перемен способствует активному отдыху учащихся, помогает им успешнее овладевать большим объемом знаний, улучшает успеваемость. При эмоциональных игровых действиях у игроков возбуждаются те нервные центры, которые при занятиях в классе находились в заторможенном состоянии. Такое переключение работы нервных центров дает возможность учащимся лучше отдохнуть и легче воспринимать учебный материал на последующем уроке.

Важно привлекать родителей для формирования игротеки для детей.  Игры типа «Твистера», сбивание кеглей, бросание колец на палочки, игра в мягкие мячи, мягкий дартс и т.п. должны быть в доступе у учеников на перемене.

Игры не должны носить конфликтный характер и вызывать большой игровой азарт. В играх для перемены необходима простота сюжета, возможность любого участника войти в игру и выйти из нее в любое время.

Игра: «Удочка»

Возраст играющих: от шести лет

Количество игроков:10-20 человек

Веселая детская игра со скакалкой на выносливость и координацию движений. В нее можно играть очень большой группой (10-20 человек).

Описание игры:

Перед началом игры выбирается водящий. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.  Тот, кто заденет скакалку становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место. Победителями становятся 2-3 последних игрока, которые не задели скакалки.

Игра: «Зеркало»

Возраст играющих: от восьми лет

Количество игроков: может быть любым, но будет лучше, если они разделятся на группы по три-четыре человека

Описание игры

Выбирается один ведущий, за которым все остальные должны повторять прыжки. Ведущий должен менять прыжки через каждые 10 (на одной или двух ногах, скрещивая руки, 2 прыжка за один оборот скакалки).

Подвижная игра «Замри»

  • для игры необходим воздушный шар;
  • ведущий подкидывает шарик и пока он летит, дети вольны двигаться как хотят - прыгать, бегать, но, как только шар окажется в руках, все замирают;

те, кто не успел остановиться - выбывают из игры

Подвижная игра «Атомы и молекулы»

  • выбираем ведущего;
  • игроки в вольном порядке двигаются, прыгают танцуют;
  • по команде ведущего «реакция идет по три (четыре, пять)» играющие берутся за руки и образовывают цепочки из заданного числа игроков;
  • игроки не успевшие выполнить команду ведущего выбывают из игры.

Игра «Съедобное-несъедобное» с помощью мягкого мяча.

Важно: учитель обучает детей играм, играет с ними в самом начале, далее дети играют самостоятельно, учитель корректирует, следит.