Рекомендации родителям пятиклассников.

Логвиненко Юлия Александровна

Перевод из младшей школы в основную – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Очень важно родителям оказывать поддержку своему ребенку в этот непростой период, верно организовать режим дня, чтобы ученику было комфортнее приспособиться к новой жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_pyatiklassnikov.pptx97.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации родителям пятиклассников. Как помочь своему ребенку адаптироваться к новой ситуации обучения Подготовил : педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района Логвиненко Юлия Александровна

Слайд 2

Психологические особенности пятиклассников Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста, развития и перестройки организма, серьезных гормональных изменений. Это приводит к временным функциональным расстройствам организма и может проявляться в головокружении, головных болях, быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у младшего подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития школьника должны иметь в виду и педагоги, и родители. У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб интеллектуально или обладает плохим характером. По объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой. В 11-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку становится определяющим. Потребность в признании и самоутверждении тоже реализуется в среде сверстников. Важно понимать, что происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения, что, естественно, может влиять на качество учебного процесса.

Слайд 3

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе ребёнка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, слишком активными, открытыми, много суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Слайд 4

Признаки успешной адаптации Ребенок удовлетворен процессом обучения. В его рассказах о школе прослеживаются положительные эмоции, интерес к получаемым знаниям. Ребенок справляется с программой. Ребенок способен самостоятельно справляться с выполнением учебных заданий или прибегает к помощи взрослых лишь после попыток справиться с задачей самому. Ребенок удовлетворен взаимоотношениями с одноклассниками, учителями. Возможные признаки дезадаптации Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне. Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Усталый, утомленный вид ребенка. Нежелание выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный ночной сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Слайд 5

ЧЕМ МОЖНО ПОМОЧЬ? Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя, но не ругая ребенка за испытываемые эмоции в отношении педагога. Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями. Помогите ребёнку выучить имена новых учителей. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.

Слайд 6

Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей семейной системой поощрений. Не стоит «наказывать» за неуспеваемость тем, что не пойдете на обещанный фильм, не поедете в гости и тому подобное. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

Слайд 7

Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения. Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере и режиме. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе. В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.

Слайд 8

Условия успешной адаптации Безусловное принятие ребёнка. Родителям необходимо проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо или даже жестоко. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.

Слайд 9

Внимание! Очень важно похвалить ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день.