Выступление на Муниципальном Фестивале педагогических идей "Формирование навыков бесконфликтного общения у подростков с особыми образовательными потребностями"

Капчук Елена Викторовна

Выступление на Муниципальном Фестивале педагогических идей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование навыков бесконфликтного общения

у подростков с особыми образовательными потребностями»

Социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными нарушениями в развитии, как отмечено во ФГОС ОО УО (ИН),  является важнейшей задачей специального (коррекционного) образования и предполагает формирование у обучающихся с ООП поведения, адекватного принятым в обществе морально- этическим и правовым нормам. Одним из признаков успешной социализации является бесконфликтное общение.

Бесконфликтное общение способствует  снижению напряжения в социальных контактах, опирается на такие личностные качества, как отзывчивость, деликатность, толерантность, вежливость, тактичность, учтивость, корректность, эмпатия, милосердие .

В подростковом возрасте немаловажной составляющей бесконфликтного общения является  контроль негативных, протестных форм,   развитие способности к переговорам, умение решать проблему в данный момент, без усложнения ситуации.

Поэтому необходимо формировать у подростков с ООП   умение определять значение эмоций, способность  понимать собственное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, голосовые интонации, перерабатывать и использовать эту информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.

Эмоции очень важны и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором живет человек. Именно на этой основе – понимании эмоций  как особого типа знаний в современном мире появилось понятие "Эмоциональный  Интеллект" - совокупность способностей  к пониманию своих и чужих эмоций, и управлению ими. Эмоциональный интеллект называют и социальным, так как среди его составляющих  есть не только эмоциональные способности, но и социальные навыки, волевые качества личности, а также характеристики самосознания.  

Практическое формирование навыков бесконфликтного общения на основе развития эмоционального интеллекта  предполагает  следующее:

  1. Изучение эмоций и чувств.

На коррекционных занятиях подростки с ООП учатся различать эмоции и чувства, выражать и передавать их с помощью мимики, жестов, движений тела, игры голосом,  используя  различные интонации. Для тренировки  я использую  пиктограммы, обучающие карточки, психогимнастические этюды и упражнения, подвижные и релаксационные упражнения, режиссерские игры. На занятиях мы с ребятами  организовываем  инсценировки, где они учатся выражать свои и «читать» чужие эмоциональные состояния;  обсуждаем  сцены, которые будут разыгрываться (характеризуем жесты, мимику, движения, особенные черты героев), составляем  письма,  дарим импровизированные  подарки  сказочным героям,  выражая  свое эмоциональное  отношение к ним.

 Имитация  различных эмоциональных состояний имеет еще и психопрофилактический характер.  Так как активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию.

Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.

При произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей. 

  1. Работа в формате тренингов. 

Психокоррекционная  работа традиционно предполагает использование  двух форм  работы – групповой и индивидуальной.  Группа выступает как модель реальной жизни, где подросток проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные поведенческие реакции, что и в повседневной жизни. Групповая психокоррекция акцентирует внимание на межличностных проблемах, индивидуальная  способствует самопознанию, саморегуляции. Тренинги   дают понимание и инструменты управления чувствами, эмоциями, состояниями.  Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

  1. Обучение технологиям эмоциональной самообороны 

Также во время тренингов, выполняя специально подобранные упражнения, ребята получают реальный опыт принятия решения  и определения способов поведения в различных жизненных ситуациях.  Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость и помогают легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия в будущем. В процессе таких занятий  у некоторых обучающихся формируются навыки медиаторов.

  1. Тренировки технологий эмоциональной самопомощи. 

Это практические приемы, которые помогут быстро и эффективно оказывать себе первую эмоциональную помощь в критических ситуациях, используя навыки саморегуляции и релаксации.  Это и естественные способы, и техники самовнушения, и дыхательные практики,  и релаксационные  упражнения, и физминутки, особенно музыкальные игры,  создающие условия для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием.

  1. Формирование позитивного мышления

Позитивное мышление - тип мышления, где при решении жизненных задач человек видит преимущественно достоинства, а не недостатки; удачи, успехи и жизненные уроки, а не ошибки и невезение; цели и задачи, а не проблемы; возможности, а не препятствия; свои желания и ресурсы, а не нужды и потребности. Позитивное мышление помогает спокойному, без обвинения, конструктивному реагированию на свои и чужие ошибки, строить грамотную критику, осуществлять мотивацию и поддержку. При этом, позитивное мышление должно быть реалистичным, конструктивным и ответственным. Тренируем  позитивное  мышление, используя приемы визуализации, дискуссии, обсуждения, аффирмации, прямые  и косвенные упражнения.  Обсуждаем различные жизненные ситуации. К примеру,  вам нездоровится, у вас высокая температура и тяжелый кашель, вы можете свое состояние интерпретировать по-разному, от "Ужас, я умираю" до "Все в порядке, начинаю лечиться". Второе, позитивное отношение - полезнее и для здоровья, и для души. Однако рассказывать себе и другим, что это вообще все ерунда, отказываться полоскать горло и сидеть неодетым на сквозняке — это другое. Это не позитивное мышление, а глупость и безответственность.

Таким образом, считаю, что   развитие  компонентов   эмоционального (социального) интеллекта  способствует  успешному  формированию бесконфликтного общения как основы социализации обучающихся и описанные  технологии могут быть использованы  как в работе педагога-психолога  при составлении профилактических, коррекционных, реабилитационных программ, так и  в рамках  педагогической деятельности   любого учителя, воспитателя, классного руководителя.

 Спасибо за внимание!