Коррекционно-развивающая программа "Песочная страна"

Черемшинская Анна Александровна

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.

Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность.

В играх с песком у детей лучше развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память), речь, моторика, коммуникативные навыки. Усиливается желание ребенка экспериментировать или работать самостоятельно. В игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером своей сказки. То, что таилось в глубине детской души, выходит на свет и персонажи игры приходят в движение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

Агинский детский сад № 3 «Родничок»

РАССМОТРЕНО

На педагогическом Совете

МКДОУ Агинский детский сад № 3

«Родничок»

Протокол № ______

от «___» ___________20__г

   У Т В Е Р Ж Д А Ю                                                                                                                                                                                                                                                                            

_____________ 

Заведующий МКДОУ

Агинский детский сад № 3

«Родничок»

Бехлер Мария Николаевна

Коррекционно – развивающая программа «Песочная страна»

C:\Users\Администратор\Desktop\unnamed.jpg

Автор-составитель:

педагог-психолог

Анна Александровна  Черемшинская

с. Агинское

2021г.

Пояснительная записка

          К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.

Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность.

В играх с песком у детей лучше развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память), речь, моторика, коммуникативные навыки. Усиливается желание ребенка экспериментировать или работать самостоятельно. В игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером своей сказки. То, что таилось в глубине детской души, выходит на свет и персонажи игры приходят в движение.

Актуальность

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. С каждым годом детей в «группе риска» становится все больше, а также увеличивается количество воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка.

Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.

Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.

      Цель программы: развитие познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка средствами песочной терапии.

     

Задачи программы:

- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь);

- развитие процессов саморегуляции;

- развитие сенсорно-перцептивной сферы;

- формирование творческого потенциала ребенка;

- тренировка мелкой моторики рук;

- формирование установки на положительное отношение к себе;

- снижение тревожности и психофизического напряжения.

Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Методы проведения занятий: игры, упражнения, арт-терапия, сказкотерапия.

Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы:

  • состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их);
  • уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках);
  • уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
  • сформированность понятий и умение обобщать;
  • личные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

Ожидаемые результаты:

  • дети легче адаптируются в коллективе;
  • чувствуют себя более успешными;
  • развита более позитивная я-концепция;
  • выработана способность к самопринятию;
  • развита правильная самооценка и вера в самого себя.

Режим занятий: индивидуальные занятия – 15-25 минут, групповые занятия – 15-30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. 

Программа составлена на основе следующих источников:

  1. Сапожникова         О.Б.,         Гарнова         Е.В.         Песочная         терапия         в         развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. – 2015. – 64 с.
  2. Федосеева М.А., Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель. – 2016.
  3. Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы/ авт.-сост. М.В. Янчук. – Волгоград: Учитель. – 2014.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ПЕСКОМ

3-4 года

Тема занятий

Цель

«Сказочные герои»

познакомить детей с коллекцией игрушек для игр и занятий в песочнице.

«Знакомство с правилами игры с песком»

познакомить детей с правилами поведения во время игр: стараться не высыпать песок из песочницы, воду стараться не выливать.

«Веселые вагончики»

развивать умение различать предметы по цветам; память, мышление, восприятие цвета; умение снижать мышечное напряжение.  

«Чудесная песочница»

снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы.

«Осенняя прогулка»

знакомство детей со способами рисования на песке, развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Сказочная страна»

развитие мелкой моторики и воображения.

«Колобок»

формировать дружеские отношения друг к другу

«Город игрушек»

развитие мелкой моторики и воображения.

«Ковер-самолет»

формировать представление о понятии «квадрат», «круг»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.  

«Волшебные грибочки»

формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»; развивать умение регулировать мышечное напряжение.

«Клад»

развитие памяти, внимания, мелкой моторики.

«Строители»

уточнить представление о понятии «круг»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

«Путешествие золотой рыбки»

Способствовать возникновению чувства сопереживания

«Цветочная полянка»

Формировать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета, умение снимать мышечное напряжение.

5-6 лет

Тема занятий

Цель

«Путешествие в песочную страну»

создавать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью применения методов светопесочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх.

«Знакомство с правилами игры с песком»

установка положительного эмоционального отклика детей на занятие.

«Живые картинки на песке»

развитие тактильной чувствительности, воображения

«Найди песочный листочек»

снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения.

«Лабиринты»

знакомство детей с темой занятия. Развитие пространственного восприятия и мышления.

«Мир наоборот»

развитие мелкой моторики и воображения.

«Добрые волшебники»

снятие психоэмоционального напряжения.

«Солнечная сказка на песке»

расширение кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики

«Заколдованный город»

создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

«В гостях у песочной Феи»

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на проблемные ситуации игровых персонажей, желание прийти на помощь.

«Каменная страна»

Закрепить понятия «тяжело-легко», «тепло-горячо», умение сравнивать и анализировать, а также прислушиваться к своим ощущениям.

«Волшебный цветок»

развитие мелкой моторики, сообразительности, воображения.

«Учимся хорошим поступкам»

воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим, формирование адекватной самооценки, развитие воображения.

«Солнечный мальчик»

снятие психологического напряжение, создание благоприятной дружеской атмосферы.

6-7 лет

Тема занятий

Цель

«Путешествие в песочную страну»

создавать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью применения методов светопесочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх.

«Ознакомление с физическими свойствами песка

установка положительного эмоционального отклика детей на занятие.

«Волшебный песок»

гармонизация эмоционального состояния детей.

«Знакомство с песочным человечком»

Формировать представление о способах передачи разных эмоциональных состояний в имитационно-образных играх

«Осень в песочной стране»

создание благоприятной обстановки для занятия, расслабление мышц, снятие усталости.

«Рисуем геометрические фигуры»

развитие воображения, мелкой моторики; развитие логического мышления.

«Найди и сравни»

закрепление значения слов: слева, справа, вверху, внизу, снаружи, внутри; формирование пространственных представлений.

«Пишем буквы на песке»

развитие познавательных процессов, совершенствование мелко моторики рук.

«Песочный Новый год!»

использования: развитие мелкой моторики; формирование коммуникативных навыков.  

«Страна Фантазия»

развитие сенсомоторной и познавательной сферы, формирование устойчивого внимания.

«Литературная викторина»

снятие психомышечного напряжения, отработка навыков саморегуляции; закрепить знания о прочитанных ранее произведениях.

«Путешествие на Необитаемый остров»

умение передавать свои ощущения в связной речи, формирование навыков саморегуляции.

«Цветик-семицветик»

развитие мелкой моторики; формирование коммуникативных навыков; создание дружеской атмосферы на занятии.

«Наш любимый детский сад»

снятие психоэмоционального напряжение. Развитие мелкой моторики рук.