Мастер-класс «Как организовать работу специалистов ДОУ в рамках психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в инклюзивном пространстве».

Черемшинская Анна Александровна

В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации»«…инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде.

 Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminr.ppt2.8 МБ
Файл master-klass_roditelskiy_universitet.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как организовать работу специалистов ДОУ в рамках психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в инклюзивном пространстве» Педагог-психолог МКДОУ Агинский детский сад №3 «Родничок» Черемшинская Анна Александровна

Слайд 2

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" :… 27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей…

Слайд 3

Категории родителей: 1. Внимательные родители, принявшие ситуацию «особого» ребенка в семье и хорошо адаптирующие его в обществе. 2. Родители, не признающие особых потребностей детей.

Слайд 4

Положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства. Основную роль во взаимодействии родителей со всеми участниками образовательного процесса ДОУ традиционно играют воспитатели. Воспитатель - главный источник информации о ребёнке, о деятельности ДОУ, он координирует взаимосвязь родителей со специалистами, доносит до родителей всю психолого-педагогическую информацию.

Слайд 5

Родительский университет Факультеты: «Здоровый ребенок»; «Творческая мастерская»; «Семейный уклад» «Дошкольная педагогика и психология»

Слайд 6

Факультет «Здоровый ребенок»

Слайд 7

Факультет «Творческая мастерская» Мастер-класс «Фигурная вырезка из бумаги»

Слайд 8

Мастер-класс «Как плести красивые косички»

Слайд 9

Факультет : «Семейный уклад» клуб «Читающая мама»

Слайд 10

Круглый стол «Совет отцов»

Слайд 11

Факультет : «Дошкольная педагогика и психология» Первая тема: «Первоклассные трудности, и что первый год нам готовит»

Слайд 12

Вторая тема: «Идем в школу всей семьей»

Слайд 13

Для родителей: 1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. 2. Сплочение детско-родительского коллектива. Для детей: 1. Присутствие и участие родителей в совместной деятельности в рамках «Родительского университета» доставляет детям удовольствие, гармонизирует детско –родительские отношения. Для педагогов: 1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников

Слайд 14

ВЫВОД

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Как организовать работу специалистов ДОУ в рамках психолого-педагогического сопровождения детей и родителей

в инклюзивном пространстве».

В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации»«…инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде.

 Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности.

Родителей этих детей можно разделить на две категории:

  1. Внимательные родители, принявшие ситуацию «особого» ребенка в семье и хорошо адаптирующие его в обществе.
  2. Родители, не признающие особых потребностей детей. Они говорят: «У нас все хорошо, это воспитатели непрофессиональные и не могут с ним справиться»«У нас нормальный ребенок, нам не нужны никакие специалисты».

Вторая категория родителей встречается довольно часто. И педагогам необходимо развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия с такими родителями. Ведь без совместной согласованной работы педагогов с родителями процесс будет менее эффективен.

Всем известно, что взаимодействие педагогов ДОУ с родителями достаточно сложный процесс. Как донести до родителей нужную педагогическую информацию? Когда родители не слышат воспитателей, специалистов. Как заинтересовать их в совместной работе? Как сделать участниками воспитательного процесса? Если родители не сразу обращают внимание на то, что у ребенка есть проблемы, и они прибегают к различным объяснениям этих «надуманных педагогом проблем», например:

  • Ребенок не идет на контакт с другими детьми, долгое время играет молча один с машинкой в углу. (Родители считают, что он спокойный мальчик, самостоятельный, умеет сам себя занять…)
  • Ребенок посещает среднюю группу, а разговаривает отдельными аморфными словами, не связывая их во фразу. (Родители не видят в этом проблему, ведь папа тоже поздно заговорил, но сейчас-то все нормально, папа работает, общается…)
  • Ребенок постоянно отбирает у детей игрушки, ему тоже они понадобились в этот момент, если не получается, то падает на пол и истерично кричит.  (Родители считают, что ребенок, таким образом, требует к себе внимание, так как с ним никто не хочет играть…)

Ведь положительный результат может быть только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Основную роль во взаимодействии родителей со всеми участниками образовательного процесса  ДОУ традиционно играют воспитатели. Воспитатель – главный источник информации о ребенке, о деятельности ДОУ, он координирует взаимосвязь родителей со специалистами, доносит до родителей всю психолого-педагогическую информацию.

Для того чтобы начать взаимодействие необходимо разобраться, почему родители часто «Не видят «проблем в поведении, развитии, здоровье ребенка, и не прислушиваются к рекомендациям педагогов».

Вышеперечисленные и многие другие примеры из педагогической практики показывают, что родители бывают, не готовы получить помощь специалистов для решения проблем ребенка.

Таким образом, сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

На протяжении четырех лет в нашем детском саду работает Родительский университет – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Данная форма интересна тем, что участвовать могут одновременно все родители детского сада.

В работе Родительского университета принимают участие все работники ДОО. Основой взаимодействия с семьей является создание благоприятных условий для полноценного социального становления, развития и воспитания детей.

В данную программу включены четыре факультета: «Здоровый ребенок», «Творческая мастерская», «Семейный уклад», «Дошкольная педагогика и психология», а для участников были вручены студенческие билеты и стартовые письменные наборы.

Наши встречи проходили в разных форматах: Факультет «Здоровый ребенок» проходила в виде конференций «Здоровые зубки», «Здоровые девочки» на этих встречах выступали родители: врач-стомотолог и врач-генеколог. Наши родители были руководители  и на факультете «Творческая мастерская», они провели  мастер-классы «Фигурная вырезка из бумаги»,  «Как плести красивые косички».

На факультете «Семейный уклад» прошла презентация клуба «Читающая мама», она  состояла из интересных заданий для мам, которые подготовили и провели дети и  воспитатели группы. Руководители клуба познакомили родителей с чемоданом интересных книг и провели несколько конкурсов, посвященные книгам, а также воспитанники записали видео-задания  для мам, которые были представлены на факультете. Было много сказано о семейном чтении, о том, что клуб «Читающая мама» будет продолжать свою работу, так как его цель - это помочь мамам осознать ценность детского чтения; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье.  В конце мероприятия мамам предложили посмотреть и послушать, что думают дети о совместном семейном чтении дома.  

Во второй части был круглый стол «Совет отцов», где были приглашены только папы воспитанников нашего детского сада. Беседу начали с видео -ролика «Говорят дети», наши воспитанники  говорили о своих папочек, чем   они любят заниматься в свободное время с папой, в какие игры играют, и многое другое. Со своим сообщением «Роль отца в семье и воспитании детей» выступила педагог-психолог, она дала много нужных и правильных рекомендаций  в воспитании своего ребенка. Были проведены тесты и упражнения для пап, проникновенные короткометражные фильмы. руководитель круглого стола, выступила с докладом «Типы отцов» и провела педагогические ситуации для отцов. Папы наших воспитанников не спешили расходиться, еще много вопросов обсуждалось о благоустройстве территории детского сада. И в конце обсуждения решили создать совет отцов, цель которого будет  привлечение мужчин к воспитанию детей, защите их прав и интересов, содействию создания благоприятных условий для пребывания детей в детском саду и т.д. Был выбран руководитель Совета отцов, папы обменялись телефонами и уже наметили в ближайшее время план работы.

Факультет «Дошкольная  педагогика и психология», первая тема занятия: «Первоклассные трудности, и что первый год нам готовит», выступала с докладом руководитель методист и учитель начальных классов Агинской средней школы.

Вторая тема называлась «Идем в школу всей семьей» (трудности адаптации), вела занятие педагог – психолог Агинского детского сада №3 «Родничок».

Родители  получили   рекомендации от специалистов, например, как положительно настроиться на школу, или  как   создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Учитель  заверила родителей, что  в школе работают знающие и опытные преподаватели, готовые оказать всяческую профессиональную помощь и поддержку детям и их родителям.   После рефлексии, которая проходила в виде тестирования,   педагог-психолог  предлагала печатную продукцию:  памятку, чтобы родители  смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении  ребенка. Предложила родителям попробовать окунуться на некоторое время в будущее, где они родители первоклассников, и дала решить  несколько проблемных задач, обсудить их  и выступить со своим видением решения данной в задаче проблемы. После заседания Родительского Университета родители подходили на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу.

Немногочисленные родители были поначалу очень напряжены и неактивны. Однако встречи предполагали неформальное, игровое общение и позволяли вовлечь родителей в диалог и совместную деятельность (игровую, музыкально-ритмическую, продуктивную, творческое сочинительство). Родители все больше интересуются новой формой взаимодействия, проявляют активность, из пассивных слушателей и наблюдателей становятся активными участниками: вступают в игровое взаимодействие и дискуссии, делятся собственным педагогическим опытом, показывают свое прикладное мастерство и обучают участников встреч на мастер-классах. Меняется не только количественный, но и качественный показатель.

Раскрывать психолого-педагогические проблемы мы стараемся не в докладах и сухих консультациях (зачастую непонятных родителям), а с помощью ролевых игр и психотренингов. Мы надеемся, что проживание той или иной ситуации помогает родителям более осмысленно взглянуть на свои взаимоотношения с ребенком.

Так же мы проводили обратную связь с нашими участниками – это мини-анкеты, обсуждение после встречи, отзывы, замечания, предложения, приглашения к дальнейшему сотрудничеству.

Выводы:

Формы работы по взаимодействию с родителями, предлагаемые программой «Родительского университета», помогают решению ряда воспитательных и социальных проблем, как в масштабе семьи, образовательной организации, так и в масштабе окружающего социума. Прежде всего, это касается повышения родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укрепления партнерских отношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании детей, а также психолого – педагогическая, методическая и консультативная помощь родителей.

Для родителей:

1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

2. Сплочение детско-родительского коллектива.

Для детей:

1. Присутствие и участие родителей в совместной деятельности в рамках «Родительского университета» доставляет детям удовольствие, гармонизирует детско –родительские отношения.

Для педагогов:

1. Повышение  уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников

 

Таким образом, Родительский университет – это очень удобная и современная форма работы с  родителями, своеобразная школа, где они получают знания о воспитании и развитии детей, о формах и методах работы с дошкольниками, о влиянии совместной психологическое и  физическое здоровье.