"Образовательная среда школы как психологически безопасное пространство для полноценного развития личности"

Людмила Юрьевна Попова

Образовательная среда школы как психологически безопасное пространство для полноценного развития личности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ ИМЦ

г.ЛУХОВИЦЫ

Практико-значимая работа

на тему:

«Образовательная среда школы как психологически безопасное пространство для полноценного развития личности»

        ГРУППА: ПБОС 2-18

ВЫПОЛНИЛА: ПОПОВА  Л.Ю.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: СУХАНОВА  Т.П.

ЛУХОВИЦЫ, 2018г

СОДЕРЖАНИЕ

      Введение                                                                                            3

  1. Актуальность темы                                                                            3
  2. Теоретическая часть работы                                                             5
  3. Практическая часть работы                                                              10                    

Заключение                                                                                         13

Список литературы                                                                            14

        

Введение

Актуальность. Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение (школа, профессиональное училище, техникум, ВУЗ), включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды.

Цель: познакомиться с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья в школе, используя полученную информацию на практике.
   Задачи:
- познакомиться с понятиями: «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»;
- рассмотреть состояние психологического здоровья учеников и педагогов;
- использовать в собственной практике полученный теоретический и практический материал;
- сделать вывод о состоянии психологической безопасности образовательного процесса школы.

Теоретическая часть

В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда. 
         
 Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении. 
       
Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных. Т.о. образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.
    Понятие 
«безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
   
Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой. 
       
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. 
Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза». 
       
Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами; 
        
Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта; 
     
Угроза – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.
     
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
         По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей - до 75% - озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с  педагогами.   Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым  вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей. 
           Факторами риска в образовательной среде могут быть: 
- недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы,
- низкая активность учащихся и педагогов, 
- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры. 
           Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников. 
          Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья. 
           К психологическим характеристикам образовательной среды школы, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:
- доброжелательную атмосферу,
-  высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение
 социальным навыкам взаимодействия,
- повышение родительского и общественного участия,
- поддержку учащихся в период возрастных кризисов, 
- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды шко-лы,   
- уважительное   отношение   и др.

Любое   усилие   по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды школы должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и  родителями.

Обеспечение   психологической  безопасности  в образовательной среде школы возможно через совместную деятельность педагога и учащегося. В процессе общения с учителем на примере его системы отношений к обществу, другим людям на примере его отношений к самому себе формируется система отношений, черты характера учащихся. 
           Учитель может обучать учащихся решению конфликтных ситуаций через использование ненасильственных средств, к которым относятся: 
- возможность выслушать с уважением друг друга, 
- выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы, 
- узнать различные точки зрения, 
- рассмотреть в группе трудные ситуации, прошлый опыт, 
- умение справляться с чувствами.
           Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. 
           Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.
          Психологическое здоровье - основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других,  осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». 
Здоровье ребенка можно трактовать как интегрирующую часть заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления. 

Одной из важнейших психологических опасностей, которая может встречаться в образовательной среде, выступает неудовлетворение потребности личностного и доверительного общения. Это касается как отношений между самими учениками, так и отношений ученика с учителем. Если все же данное неудовлетворение присутствует, то, как следствие, возникает склонность к девиантному поведению, наблюдается отрицательное отношение к школе, учебному процессу в целом, и возникновение проблем в сферах психологического и физического здоровья.

Следует обозначить проблему, которая затрагивает определение понятия «подростковый возраст», нет четко обозначенных границ перехода к данному возрасту и границах его завершения. Подростковый возраст характеризуется множеством изменений на физиологическом уровне. Это самый долгий переходный период. Но наряду с этим происходят и интенсивные личностные изменения. Как известно, в подростковом возрасте у подростков наблюдается эмоциональная неустойчивость, резкие, частые колебания настроения.

Рассматривая самооценку в рамках данного возраста, можно сказать, что она, как правило, оказывается чаще на низком уровне и проявляется ее неустойчивость. Из самооценки складывается отношение ребенка к себе. На процесс формирования самоуважения и самооценки подростка влияет множество факторов – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Как уже упоминалось ранее, подростки очень восприимчивы к влиянию психологического воздействия, насилия, опасности.

В данном возрасте возможен риск разрушения личностного и эмоционального благополучия. Поэтому чем эффективнее будет происходить процесс отражения неблагоприятных внешних воздействий на личность ребенка, его эмоциональную сферу, тем более плодотворно это будет сказываться на развитии его личности. Для того, чтобы обеспечить психологическую безопасность образовательной среды в коллективе подростков, необходимо регулярно, целенаправленно профессионально воздействовать на всех участников образовательно-воспитательного процесса, стремиться к гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса. Также немаловажно проявлять индивидуальную помощь ученику в решении тех задач, которые актуальны на определенном этапе его жизни, а также оказывать ему помощь в процессе социализации в условиях школы.

Педагогический состав должен предупреждать возникновение проблем развития ребенка в процессе учебного дня, а так же знать и применять технологии и методы работы в случае возникновения стрессовой ситуации. Но еще стоит отметить, что на обеспечение психологически безопасной образовательной среды влияет уровень психолого-педагогической компетентности как педагогов, психологов, так и родителей, а также самих детей.

Практическая часть

Для выявления уровня психологически безопасной образовательной среды в средней школе были проведены сравнительные исследование в 9 «А» и 9 «Б» классах. Всего было обследовано 30 человек (подростки – 15-16 лет). Для проведения исследования использовались методики «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой, «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинда, «Тест школьной тревожности» Филлипса.

На основе полученных результатов по методике «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой низкий уровень по шкале «референтность» выявлен у 23%, что говорит о том, что для данной категории испытуемых образовательная среда, в которой они находятся, не представляет важной значимости.

По шкале «удовлетворенность» низкий уровень выявлен у 17%. Низкий уровень по шкале «защищенность» выявлен так же у 23%. Анализируя результаты по методике «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинда, где для исследования психологически безопасной образовательной среды были рассмотрены такие категории, как отношение к учителю, школе, уроку, одноклассникам, можно отметить, что 17% выявлено отрицательное отношение к учителю.

Это говорит о том, что взаимоотношения учителя и ученика складываются очень напряженно, переживают ряд каких-либо конфликтов. Ученик старается избегать ситуаций непосредственного взаимодействия с учителем. Такие отношения учителя и ученика оказывают огромное влияние не только на качество процесса обучения, но и на дальнейшее развитие ученика как личности. Что касается отношения учеников к школе в целом, то у 13% выявлено отрицательное отношение к школе. Это говорит о том, что у детей продолжительное время наблюдался неудачный опыт в установлении контакта с учителями, сверстниками, наблюдались неудачи в учебной деятельности.

В связи с этим у учителей и сверстников сложилось негативное отношение к данной группе детей, и эти дети чувствуют психологический дискомфорт в школе: они не реализовывают себя ни в учебной деятельности, ни в коммуникативной. У 17% испытуемых выявлено отрицательное отношение к уроку. Это свидетельствует о том, что у подростков присутствуют трудности усвоения тех или иных учебных предметов.

При нарастании количества неусвоенного материала, у учеников наблюдается появление школьной дезадаптации, снижению учебной мотивации, проблемам в отношениях с учителем и родителями. Так же у 17% испытуемых выявлено отрицательное отношение к одноклассникам, что говорит о том, что подростки избегают ситуации общения со сверстниками.

Рассматривая и анализируя каждую шкалу методики «Тест школьной тревожности» Филлипса, мы можем утверждать, что повышенный и высокий уровень выраженности выявлен по шкале «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» у 33% испытуемых. Это указывает на то, что данные испытуемые ориентируются в оценке своих мыслей, поступков, результатов на мнение окружающих, будь то педагоги или сверстники.

Данная категория испытуемых испытывают тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими. Они в своей деятельности получают большое количество негативных оценок, в результате чего теряют уверенность в своих силах, и сильно переживают свои неудачи. Так же повышенный и высокий уровень выраженности выявлен по шкале «страх ситуации проверки знаний» у 33% испытуемых, что говорит о присутствии негативного отношения к ситуации проверки знаний, возможностей. Особенно следует отметить, что еще большую тревогу для детей представляет публичная оценка его способностей. Если подросток переживает неудачу в подобной ситуации, впоследствии это негативно отражается на его и без того неустойчивой психике.

Анализ результатов каждой из методик позволяет сделать вывод о том, что полученные результаты диагностического исследования характеризуют собой не достаточно благоприятной психологически безопасной образовательной среды в образовательном учреждении. Как показывают исследования и наблюдения, работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды заключается в работе по трем направлениям: работа с родителями, педагогами и, непосредственно, с учащимися.

Работа специалиста с родителями заключается в том, чтобы ознакомить их с возрастными особенностями подростков, с понятием «переходный возраст», раскрыть сущность изменений, которые происходят в подростковом возрасте, выделить проблемы, возникающие при общении с детьми и раскрыть пути их преодоления. Для этого можно проводить семинары, лекции, родительские собрания.

Работа специалиста с педагогами заключается в том, чтобы ознакомить их с возрастными особенностями учащихся, раскрыть возможные проблемы на пути организации психологически безопасной образовательной среды и показать способы преодоления данных проблем. Методами просвещения могут выступать круглые столы, тренинговые занятия, семинары.

Работа специалиста с подростками заключается в сплочении группы, выработке правил поведения на занятиях; развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, формирование чувства доверия и уверенности в себе, развитие сплоченности группы через совместную деятельность, закрепление позитивного отношения в группе; формирование коммуникативных навыков, уверенности в межличностных отношениях, снятие эмоционального напряжения, повышение уровня стрессоустойчивости. Для достижения этих целей необходимо проведение тренинговых и коррекционно-развивающих занятий.

Заключение

Таким образом, все вышеизложенное позволило сделать вывод о том, что психологическую безопасность в образовательном учреждении необходимо рассматривать как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер, обеспечить психосоциальное благополучие для всех участников образовательного процесса.  

Список литературы:

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб.: «Союз», 2002.
1. Баева И., Лактионова Е. Психологическая безопасность образования глазами учителя // Народное образование. – 2009. – № 9.
2. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной.— М.: «Академия», 1995.

3.Баева И. А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека 4.    Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье. – СПб.: Питер,  2006. – 240 с.

5.    Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е. М. Психология общения в учебно-педагогическом процессе. Методическое пособие для учителей. – Мн.: Технология, 2000. – 100 с.

6.    Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.