Детская психология

Осийчук Вероника Андреевна

Презинтация детская психология

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Детская психология2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детская психология

Слайд 2

Ведение в детскую психологию Вопросы для изучения: 1. Детская психология как научная дисциплина: предмет, цель, задачи. 2. Связь детской психологии со смежными науками. 3. Методы и принципы исследования в детской психологии. Рекомендуемые информационные ресурсы: Детская психология. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М., 1988. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие для вузов / Д. Б. Эльконин. - Изд.5-е; стер. – Москва: Академия, 2008.

Слайд 3

Детская психология как научная дисциплина: предмет, цель, задачи. Детская психология – область психологической науки, изучающая наиболее общие факты и закономерности психического развития человека в период детства . Детская психология имеет дело с особыми единицами анализа – детство как возраст, как особенный период развития человека. Детская психология – учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому (Л.Ф.Обухова, 1995). Детская психология – это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте (Е.О.Смирнова, 1997).

Слайд 4

Детская психология как научная дисциплина: предмет, цель, задачи.

Слайд 5

Детская психология как научная дисциплина: предмет, цель, задачи.

Слайд 6

Детская психология как научная дисциплина: предмет, цель, задачи.

Слайд 7

Взаимосвязь детской психологии со смежными науками. Основные категории детской психологии.

Слайд 9

Взаимосвязь детской психологии со смежными науками Детская психология представляет собой одну из более чем ста ветвей в сложной системе психологии . Термин "психологическая наука" объединяет систему знаний, предмет которой психические явления. Предмет науки — это тот теоретический аспект, специфический угол зрения, под которым данная наука рассматривает изучаемые ею объекты. Он раскрывается в системе ее категорий и понятий и определяет ее методы (К.К.Платонов, 1984). Детская психология опирается на теоретические представления психологической науки, позволяющие представить психику как систему иерархически организованных элементов, состав и система отношений которых и обусловливают специфику их различий. В детской психологии используются методы исследования психических явлений, разрабатываемые фундаментальной психологией и прикладными психологическими науками. Отдельные области психологии представляют самостоятельный интерес для решения задач детской психологии.

Слайд 10

Взаимосвязь детской психологии со смежными науками Детская психология является самостоятельным разделом возрастной психологии , в рамках которой обосновываются общие законы и закономерности психического развития человека. Необходимо учитывать не только возрастные нормы тех или иных психических характеристик, но и закономерности их взаимодействия на разных этапах развития. Качественные изменения в психической жизни, т. е. развитие, происходит не только в детстве, но и на протяжении всего онтогенеза. И в жизни взрослого человека возможны качественные переломы в его взглядах на мир, появление новых потребностей и новых форм деятельности. Все эти изменения имеют свои психологические механизмы и закономерности. Они составляют предмет особой научной дисциплины – психологии развития, или генетической психологии. Конечно, детская и генетическая психологии имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно и эффективно психическое развитие человека происходит в детском возрасте. Генетическая психология в основном строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психологии. В свою очередь, детская психология использует закономерности психического развития человека, открытые в психологии развития. Но детская психология ограничивается ранним возрастом (от 0 до 7 лет) и стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ребенком на протяжении детства.

Слайд 11

Взаимосвязь детской психологии со смежными науками Все шире применяются знания педагогической психологии для оптимизации решения задач воспитательно-образовательной деятельности взрослых на ранних этапах онтогенеза ребенка, в частности, использование форм активного обучения, коммуникативные технологии в образовательном пространстве семьи и социальных институтов. Вместе с тем детская психология является самостоятельной фундаментальной наукой, дающей научную основу для педагогической психологии и педагогики. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза, которые дает детская психология. Только понимание возможностей (и границ этих возможностей) ребенка на разных этапах детства позволяет педагогическому психологу разработать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обучения и воспитания детей. Вместе с тем педагогическая психология дает неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического развития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии. Поэтому детская и педагогическая психологии являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дошкольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей.

Слайд 12

Взаимосвязь детской психологии со смежными науками Знание основ детской психологии необходимо для практической работы с детьми. Важнейшим условием успешной работы воспитателей и педагогов в яслях, детском саду, различных учебно-воспитательных центрах является знание закономерностей психического развития ребенка, понимание интересов каждого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Знание детской психологии помогает воспитателю устанавливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодолевать отклонения в их психическом развитии, выбирать адекватные для них формы общения и обучения. В последнее время все более широкое распространение получает профессия детского практического психолога . В задачу этого специалиста входят диагностика и коррекция психического развития детей, а также работа с «трудными» детьми и их родителями. Необходимой основой для этой профессии является знание детской психологии. Только понимание возрастных норм и закономерностей психического развития позволяет практическому психологу выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка, их соответствие возрастной норме, диагностировать отклонения в психическом развитии отдельных детей и выбирать адекватные и эффективные методы коррекции.

Слайд 13

Взаимосвязь детской психологии со смежными науками Изучение психического развития ребенка возможно только при определенных общих представлениях о том, что такое человек, в чем состоят его сущностные характеристики. Такие представления дает философия. Каждый ученый, пытающийся изучать человека обязательно опирается на определенную философскую базу, на определенное понимание сущности человека. Поэтому философия, или философская антропология, является фундаментом психологии вообще и детской психологии в частности. С другой стороны, вопросы, связанные с происхождением сознания, деятельности, личности человека, которые являются центральными для философов, конкретно и детально разрабатываются в детской психологии. Можно сказать, что детская психология, с одной стороны, опирается на философию, а с другой – дает ей необходимый эмпирический материал. Психология современного человека, в том числе и ребенка, коренным образом отличается от психологии человека средних веков или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным развитием человечества, филогенезом, занимаются другие науки – история, культурология, антропология. Предметом детской психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза. Необходимо учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие.

Слайд 14

Взаимосвязь детской психологии со смежными науками Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной , поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием нервной системы и органов чувств в целом. Психофизиологическое созревание, определяющее очередность возрастных изменений в ЦНС и в некоторых других системах организма (эндокринной, опорно-двигательной) обеспечивает условия для возникновения и реализации психических функций. Так, например, созревание правого полушария идет более быстрым темпом, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психического функционирования превышает вклад левого полушария. Психофизиология помогает выяснить, с помощью каких физиологических процессов реализуются психические явления. Основным понятием психофизиологии является функциональная система. Именно системный характер психофизиологии обеспечивает прогноз изменений изучаемого объекта — психики, в том числе отдельных ее функций, с учетом сохранности или повреждения составляющих ее элементов.

Слайд 15

Взаимосвязь детской психологии со смежными науками В центре внимания социальной психологии детства находятся социальные группы, в которые включен ребенок или с которыми он себя отождествляет. Это прежде всего семья, группа детского сада, школьный класс, а также детские игровые сообщества и своеобразные «виртуальные» группы, которые ребенок подбирает сам в соответствии со своим желанием, возникающим у него в тех или иных жизненных обстоятельствах, макросоциальные группы (региона, населенного пункта, страны), с которыми ребенок себя идентифицирует. Социально-психологическая специфика развития ребенка и его отношений с миром состоит в том, что он изначально выступает как представитель одновременно двух больших социальных общностей — мира взрослых и мира детей, каждый из которых оказывает мощное влияние на его личностное становление, а сочетание этих воздействий создает уникальную социальную ситуацию развития детства на каждом этапе его исторического и индивидуального бытия (В.В.Абраменкова, 2002).

Слайд 16

Методы детской психологии

Слайд 17

Методы детской психологии Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача состояла в феноменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась соответственно в наблюдении за процессами развития. Эти наблюдения обычно имели вид дневниковых записей. Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч. Дарвин. В 1881 г. именно он первым описал появление улыбки ребенка на 45—46-й день жизни, привязанности ко взрослому в конце 5-го месяца жизни и много других важных фактов. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка принято считать появление книги немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка» (1882). В ней В.Прейер приводит записи ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, отмечая особенности развития органов чувств, моторики, эмоций, воли, рассудка и языка от рождения до трех лет. Несмотря на явную биологическую ориентацию этих наблюдений, В. Прейер впервые описал результаты объективного исследования психики ребенка, поэтому он традиционно считается основателем детской психологии.

Слайд 18

Методы детской психологии.

Слайд 19

Методы детской психологии Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений, выявления причинно-следственных отношений между ними. Психологический эксперимент позволяет психологу целенаправленно вызывать интересующие его явления психики. В эксперименте психолог специально создает и видоизменяет условия, в которых находится ребенок. Специфика эксперимента в детской психологии заключается в том, что экспериментальные условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности. Наблюдение и констатирующий (или срезовый) эксперимент позволяют лишь зафиксировать те или иные особенности поведения ребенка, степень успешности решения задач. Но они не подводят к пониманию условий и движущих сил развития ребенка.

Слайд 20

Методы детской психологии Преимуществом обладает генетико-моделирующий, или формирующий, эксперимент. Его суть состоит в том, что методом исследования психических процессов становится экспериментальное формирование новых способностей у детей, которые раньше ими не обладали. Эту стратегию исследования можно назвать стратегией экспериментального генезиса психических способностей. Учитывая, что дети дошкольного возраста достаточно быстро развиваются и без экспериментальных воздействий, для оценки эффективности формирующего эксперимента необходимо сопоставлять изменения, которые происходят за один и тот же промежуток времени у детей–участников формирующего эксперимента и детей того же возраста, живущих в естественных условиях. Первая группа детей обычно называется экспериментальной, вторая – контрольной. Сравнение результатов экспериментальной группы показывает разницу, которую дают организованные в эксперименте условия.

Слайд 21

Методы детской психологии Преимуществом обладает генетико-моделирующий, или формирующий, эксперимент. Его суть состоит в том, что методом исследования психических процессов становится экспериментальное формирование новых способностей у детей, которые раньше ими не обладали. Эту стратегию исследования можно назвать стратегией экспериментального генезиса психических способностей. Учитывая, что дети дошкольного возраста достаточно быстро развиваются и без экспериментальных воздействий, для оценки эффективности формирующего эксперимента необходимо сопоставлять изменения, которые происходят за один и тот же промежуток времени у детей–участников формирующего эксперимента и детей того же возраста, живущих в естественных условиях. Первая группа детей обычно называется экспериментальной, вторая – контрольной. Сравнение результатов экспериментальной группы показывает разницу, которую дают организованные в эксперименте условия.

Слайд 22

Детская психология как научная дисциплина: методологические принципы.

Слайд 23

Спасибо за внимание!