Модуль 5. Лекция 5. Организация воспитательной работы по ФГОС НОО нового поколения 5.1. Значение «воспитания» и «воспитательного процесса» в современном образовательном процессе

Ольга Владимировна Лиманова

События в мире последних десятилетий (рост национализма и ксенофобии, снижение ценности производительного труда и социального здоровья населения и т.д.) заставили общество задуматься о возвращении в отечественную школу системы воспитания. Разрабатывались концепции, стратегии и программы с ориентирами и мыслями о воспитательных системах и их вариативности. Проект концепции духовно – нравственного воспитания и развития российских школьников появился в рамках разработки ФГОС второго поколения. Разработчики концепции (А.Данилюк, А.Кондаков, В.Тишков) под духовно – нравственным воспитанием и развитием понимают педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно – смысловой сферы личности посредством принятия единых ценностей: семейной жизни, культурно – регионального сообщества (мы разные, но живем в одной стране), культуры своего народа, ценностей российской гражданской нации и мирового сообщества. Авторы концепции определили базовые ценности российского общества (слайд 3,4 в презентации к лекции 5. Папка «Наглядные материалы»). В дальнейшем данная Концепция была положена в основу ООП НОО и согласована с ФГОС НОО (2010). С 01 сентября 2020 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом №304 от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания». Изменения внесли в само определение понятия «воспитания» (Слайд 4). Законом также предусмотрено введение процесса воспитания как неотъемлемой части освоения основных образовательных программ ООО, ООП СПО, ООП ВПО. Основной целью закона является возвращение воспитательной функции в школу и ее нормативное закрепление. Многие авторы рассматривают «воспитание» в различных контекстах и парадигмах (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Лихачев Б.Т., Маленкова Л.И., 2 Бондаревская Е.В., Мудрик А.В. и др.). Например, воспитание (в более широком смысле) – это процесс и результат усвоение индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, взглядов, убеждений, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В этом случае воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность и отождествляется с социализацией (что такое «хорошо», и что такое «плохо»; привитие базовых ценностей – Родина, семья, труд, спорт, здоровье, взаимопомощь, любовь к природе, стремление к знаниям, уважение к личности). Воспитание в узком педагогическом смысле рассматривается как: ✔ специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса; ✔ как специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств (физическое, эстетическое, экологическое и т.д.). И.П.Подласый также рассматривает данное понятие в широком социальном смысле как передачу опыта человеческого наследия из поколения в поколение. В узком – как воздействие на личность конкретных социальных институтов (семьи, образовательных организаций и др.). В широком педагогическом смысле как специально организованное, целенаправленное воздействие коллектива, педагогов на личность. В узком педагогическом смысле – как воздействие для решения конкретных педагогических задач. Автор также рассматривает отдельным вопросом специфику данного процесса: ● многофакторность и стихийность воздействия (педагог, воспитатель – это лишь то малое звено в цепи воспитания, которое оказывает влияние на развитие личности; без единства всех социальных институтов, осуществляющих воспитательный процесс, эффективность деятельности педагога сводится к минимуму; ● длительность, непрерывность, направленность на будущее (латентность и трудная диагностика результатов воспитания, его непредсказуемость делает процесс воспитания сложным и многогранным, т.к. результаты воздействия, в 3 отличие от учебной деятельности, увидеть внешне очень сложно. «Если ученик изменился и стал здороваться с учителем» - это еще не успех, может он просто боится педагога, мотив его поступков не всегда очевиден); ● индивидуальность процесса (трудность заключается в различных темпах психического развития воспитанника, его индивидуальных психических черт, когда одному воспитаннику достаточно тихо указать на ошибку один раз и этого достаточно, а другому необходимо напоминать постоянно); ● отсутствие регламентированности (в отличие от урока, процесс воспитания непрерывен, не ограничивается определенными методами и технологиями, когда от одного воспитательного мероприятия стоит ждать результата) и т.д. Несмотря на большое количество факторов, усложняющих процесс воспитания, педагоги вывели определенные закономерности успешного протекания данного процесса. К основным закономерностям процесса воспитания относятся: ● создание благоприятного, психологически защищенного климата для воспитанников; ● индивидуальный подход к процессу воздействия на конкретную личность; ● формирование уверенности в себе, самостоятельности; ● вовлечение воспитанников в деятельность, активизация деятельности, мотивация к ней, снижение словесной (внешне видимой) назидательности; ● совместная работа с семьей; ● субъектно – субъектные отношения и поддержка (фасилитация) со стороны воспитателя и др. Выбор методов, несомненно, зависит от возраста воспитанников: К методам формирования сознания личности относятся: собственный пример (не стоять в стороне на субботнике, а работать вместе с детьми), разъяснение, объяснение, беседа, лекция, диспут, анализ и решение воспитательных проблемных ситуаций. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников включают в себя: поручения, упражнения, создание воспитывающих ситуаций. 4 Методы стимулирования, мотивации деятельности и поведения: требование, соревнование, наказание и поощрение, «взрыв», метод естественных последствий. Методы контроля и самоконтроля в воспитании включают: педагогическое наблюдение, беседу, педконсилиум, опросы, анализ деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций. Методы самовоспитания – это рефлексия, самоприказ, самоотчет и т.п. Условия эффективности процесса воспитания зависят от: правильно выбранных целей, форм, средств и приемов; от умения создать эмоциональный отклик на происходящее, от активизации восприятия воспитанниками получаемой информации или личного участия и от авторитета педагога. Несомненно, что все методы имеют свои виды и технологии успешного их применения. Например, метод наказания имеет обязательные пункты технологии применения: кроме запрета физических наказаний, психологи советуют крайне редко прибегать к данному методу и строго его исполнять: «один поступок – одно наказание»; «наказан – прощен»; «опоздал с наказанием – не применяй»; «за поступок одного – не наказывать всех»; «отличать поступок от проступка» и т.д. И как утверждал П.Ф. Лесгафт «сила мягкого спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание». Введение воспитания в образовательный процесс осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых ОО самостоятельно. Согласно Закону № 304, в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей). Воспитание должно присутствовать в образовательном процессе как его неотъемлемая часть. Однако воспитательный компонент ФГОС ООО не должен восприниматься педагогами как стандарт на воспитание и стандарт на личность. 5 Воспитательный компонент – это, прежде всего стандарт условий («создание условий») для самоопределения и социализации обучающегося. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 03c2-00054769-0ec709b5.pdf558.84 КБ

Предварительный просмотр: