Презентация для родительского собрания : "Профилактика суицида"

Зимина Оксана Геннадьевна

Краткий материал для родителей по очень сложной и болезненной теме. Когда все думают - "это не про меня".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_suitsid.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ведущей потребностью в подростковом возрасте является потребность в самоутверждении. Подросток ищет различные сферы и варианты для самоутверждения, стремится к нему. Ему важно чувствовать себя значимым. Ради этого он порой идет даже на рискованные поступки! Подросткам свойственно группироваться — входить в какую-либо значимую группу, быть принятым в нее, считаться своим. Большое значение они придают своему статусу в группе, среди сверстников. У них высока потребность в престиже, они стремятся следовать «моде» как во внешнем облике, так и в занятиях, увлечениях. Формирование ценностей у подростков чаще всего происходит в форме протеста против того, что им представляет мир взрослых. Подростковый возраст является уязвимым с точки зрения переживания трудных ситуаций: мир в восприятии подростка предстает «черно-белым»: он не видит «полутонов» — подросток категоричен, а проблемы и трудности кажутся неразрешимыми. Кроме того, из-за гормональной перестройки организма снижена сопротивляемость стрессу. Все эти особенности закономерны и естественны в подростковом возрасте, однако при неблагоприятном стечении обстоятельств они могут явиться или быть специально использованы кем-то, что усиливает риски и угрозы жизни.

Слайд 3

Рисками могут быть: 1. Жизненные обстоятельства или ситуации, воспринимаемые подростком как невыносимо трудные, непреодолимые; 2. Пользование подростком интернет-ресурсами, через которые на него может оказываться опасное и зачастую разрушающее психику воздействие.

Слайд 4

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами? 1. Переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания; 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность; 3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи; 4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом); 5. Боязнь позора, насмешек или унижения; 6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонару-шения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов); 7. Любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность; 8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство; 9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека; 10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование «моде»; 11. Нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.

Слайд 5

Серьезная угроза жизни и благополучию подростка — опасные сайты в Интернете. В Интернете были организованы и развернули свою деятельность деструктивные группы и сообщества, вовлекающие детей и подростков в «роковые» и смертельно опасные игры. Для вовлечения подростков в такие группы злоумышленники как раз и используют возрастные особенности подростков: их стремление к самоутверждению, к принадлежности и высокому статусу в значимых группах, интерес ко всему тайному, включая проблемы жизни и смерти, склонность видеть в любой трудности неразрешимую проблему, эмоциональную неустойчивость, интенсивность чувств и переживаний. А еще они используют наше с Вами невнимание к проблемам подростка, наше неумение видеть его переживания, продемонстрировать ему понимание и поддержку. Система построена следующим образом: детей вовлекают в таинственную и опасную игру. Разработана система приема в группу, чтобы стать членом группы надо выполнять опасные задания, при этом, введен строгий запрет на передачу информации взрослым. Прием в группу производится на основании получения как можно большего числа «лайков». У ребенка всячески поддерживается представление о том, что он никому не нужен в реальном мире, что здесь он только страдает, но есть дугой, счастливый мир, где он будет счастлив. Дети получают задания и должны их выполнить, записав выполнение на видео и выложив видео в сеть или отправив «куратору» группы. Ребенок «зарабатывает» себе статус, значимые связи и отношения. Эксплуатируется стремление подростка принадлежать к значимой группе, создается эффект таинственности, членство в закрытой тайной группе подчеркивает «избранность» и значимость подростка. На определенном этапе игры, особенно, если подросток начинает бояться или понимать опасность участия в игре, «кураторы» начинают манипулировать семейными ценностями и интересами родных и близких подростка: ему внушается чувство вины, вплоть до угроз расправы над его близкими. Подросток боится стать причиной гибели дорогих ему людей и предпочитает уйти из жизни сам

Слайд 6

Эти обстоятельства могут отягощаться употреблением наркотиков, алкоголя, игровой или интернет-зависимостями, депрессивными состояниями. Как понять, что есть угроза? Во-первых , важно не пропустить факторы риска — то, что может вызвать желание уйти из жизни

Слайд 7

Группу риска составляют подростки: 1. Находящиеся в сложной семейной ситуации (высокая занятость родителей, при которой общение с ребенком ограничено; болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники); 2. Испытывающие серьезные проблемы в учебе; 3. Отличники, старающиеся все выполнить только на «отлично» и остро переживающие любые неудачи; 4. Не имеющие реальных друзей (при этом виртуальных (в интернете) может быть сколько угодно много); 5. Не имеющие устойчивых интересов, хобби; 6. Находящиеся в депрессивном состоянии или склонные к депрессиям; 7. Перенесшие тяжелую утрату; 8. Остро переживающие несчастную любовь (разрыв значимых любовных отношений); 9. Имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой); 10. Употребляющие алкоголь, психоактивные вещества; 11. Имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания; 12. Совершившие серьезный проступок, уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия); 13. Попавшие под влияние деструктивных групп (включая группы в соцсетях), религиозных сект или молодежных течений.

Слайд 8

Признаки участия ребенка в «опасных» группах: 1. Резкое изменение фона настроения и поведения, преобладание подавленного настроения; 2. Значительное время пребывания в Интернете (практически все свободное время), переживание тревоги, негативных эмоций при невозможности выхода в Интернет даже короткое время; 3. Общение в группе и просмотр видеосюжетов в ночное время, следствием чего являются трудности в пробуждении, ребенок выглядит не выспавшимся; 4. Сокрытие от взрослых своих страниц и действий в Интернете, нежелание ребенка обсуждать новости группы, свои действия в ней; 5. Ведение в сети одновременно нескольких страниц под разными именами, особенно от имени и девочки, и мальчика; 6. Выполнение различных заданий и их видеозапись, в том числе, связанных с агрессивными действиями по отношению к другим (к животным, к одноклассникам) или с самоповреждениями (например, порезы на руках или теле...); 7. Появление в речи и на страницах в сети рисунков, афоризмов, тегов, связанных с суицидальным поведением, например, «Раны на руках заглушают боль в душе», «Лети к солнцу», «Лифты несут людей в небеса»

Слайд 9

Во-вторых , надо быть внимательными к «знакам», сигнализирующим о суицидальных намерениях.

Слайд 10

Признаки суицидальных намерений: 1. Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться» , «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь» , «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни ; 2. Фиксация на теме смерти в рисунках, стихах, литературе, живописи, музыке ; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете); 3. Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ, подъем на крышу дома, перила моста); 4. Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах суицидальных высказываний, символов; 5. Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадѐжности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает, и я никому не нужен» ), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния); 6. Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего ; 7. Постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими; 8. Необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению , снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами; 

Слайд 11

9. Стремление к рискованным действиям , отрицание проблем; 10. Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий ; 11. Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким; дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость ; просит прощения у близких за все нанесенные ранее обиды ); 12. Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков.)

Слайд 12

Что делать, чтобы предотвратить беду? 1. Сохраняйте спокойствие. 2. Оцените степень своего участия в жизни ребенка. (Упражнение «Ценность») 3. Установите, восстановите или укрепите доверительный контакт со своим ребенком. (Упражнение) 4. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы всегда быть в курсе проблем и трудностей ребенка, того, с кем общается ребенок реально и в сети, в какие группы входит. 5. Всегда воспринимайте проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались. Не высмеивайте и не критикуйте ребенка, не торопитесь перечислять его ошибки. 6. Регулярно разговаривайте с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (не навязывать) перспективы будущего совместно с подростком. 7. Заботьтесь о том, чтобы подросток «принимал» свое тело, не отвергал свои телесные ощущения (в этом помогут спортивные занятия, специальные психологические тренинги). Старайтесь сохранять контакт с взрослеющим ребенком, в том числе на телесном уровне (объятия, прикосновения, поглаживания); 8. Поощряйте ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети, домашние питомцы). Приятные необходимые обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то» являются в жизни дополнительным ресурсом для подростка. 9. Поддерживайте семейные традиции, ритуалы.

Слайд 13

10. Старайтесь поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще фиксируйте внимание подростка на возможности получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, удобная или красивая одежда, поход на выставку, концерт, вылазки на природу, в кафе и т.д.), помогайте ему почувствовать и оценить эту радость, радуйтесь вместе с ним. 11. Установите дома традицию ежедневного обсуждения проблем и трудностей, с которыми столкнулись члены семьи: делитесь с ребенком своими трудностями, показывайте, что все они разрешимы, говорите о способах разрешения проблем и людях, которые в этом помогают; спрашивайте о его проблемах и трудностях, вместе ищите способы их разрешения; говорите о том, что вместе вы всегда найдете выход из любой ситуации. 12. Контролируйте и регламентируйте пребывание ребенка в сети с помощью технических средств

Слайд 14

Если Вы столкнулись с угрозой или заподозрили угрозу жизни Вашего ребенка , помните, что поддержка близких, их внимание, разговор по душам способны удержать от рокового шага. 1. Вызовите подростка на разговор, скажите ему, что Вас беспокоят изменения его настроения, поведения, что Вы его очень любите и хотите помочь. 2. Задавайте вопросы, давайте возможность высказаться, будьте честны в своих ответах. Подростка необходимо уверить, что он может говорить о своих переживаниях без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь, злоба или желание отомстить. 3. Подчеркивайте временный характер проблем, вселяйте надежду. Упоминайте о вещах важных для ребенка, вспоминайте ситуации, когда ребенок был успешным, когда он справился с трудной ситуацией. 4. Ищите конструктивные выходы из ситуации. Стройте совместные планы на будущее. Попросите ребенка совместно с Вами поразмыслить над альтернативными решениями, которые, возможно, кажутся на первый взгляд невыполнимыми, абсурдными, которые еще не приходили подростку в голову. 5. Заверьте ребенка в своей поддержке в любой трудной для него ситуации. Договоритесь о том, что впредь, оказавшись в критической ситуации, он не будет предпринимать каких-либо действий, прежде чем не поговорит с Вами, чтобы Вы еще раз смогли обсудить дальнейшие пути решения. Главное, чтобы разговор по душам не превратился в нравоучения. Кроме того, ребенок должен быть уверен, что в результате своей откровенности он не будет отвергнут или наказан. Необходимо показывать подростку, что Вы хотите поговорить о его чувствах и что Вы не осуждаете его за эти чувства. 6. Если Вы испытываете трудности, обратитесь за помощью к специалистам.

Слайд 15

Всероссийский Детский телефон доверия: 8-800-2000-122 (бесплатно, круглосуточно) Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.