Презентация "Танцедвигательная терапия в работе педагога-психолога"

Зимина Оксана Геннадьевна

Оказывается движение - это обязательное условие не только нашего физического, но и психического здоровья. В презентации я расскажу, как может использовать элементы танцедвигательной терапии в своей работе педагог-психолог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_tdt1.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В одной древней притче человек обратился к мудрецу : «О премудрый, научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал мудрец и научил человека танцевать .

Слайд 3

Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому педагоги могут использовать в развитии ребёнка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевательные методы. К этим методом относится танцедвигательная терапия (ТДТ). Она может включать в себя упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущения свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение. К выполнению упражнений подключается музыка разных темпов и настроений.

Слайд 4

Применение данного метода решает сразу несколько задач: снятие эмоционального напряжения у детей, развитие коммуникативных навыков, особенно у детей, испытывающих проблемы в общении, снятие мышечного напряжения, развитие творческой активности. Танце-двигательная терапия выступает в двух формах: индивидуальной и групповой. Цель - посредством ТДТ научить детей чувствовать и понимать своё тело, выражать свое состояние. Задачи : 1. Улучшить физические данные. 2. Улучшить психоэмоциональное состояние. 3. Развить коммуникативные способности. 4. Развить чувства ритма. 5. Развить и совершенствовать воображение. 6. Совершенствовать внимание, память, эмоции, нравственные представления. 7. Развить творчество.

Слайд 5

ТДТ , как танцевально-оздоровительная технология включает в себя : Релаксация. Наиболее эффективный способ – музыка (мелодичные классические произведения Бетховена, Шопена, Моцарта, Чайковского и др., звуки природы). Пластические этюды. Все эмоции имеют физическое выражение. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности дети открывают пути выражения эмоций вовне, а не затаивают их внутри себя. Лучше всего это достигается в процессе использования пластических этюдов. Например, с прозрачной тканью. С тканью можно фанта- зировать и танцевать , а затем передавать свои фантазии в рисунке ( «волны» , «листопад» , «снежинки» , «бабочки» , «распускающийся цветок» и др).

Слайд 6

3. Психогимнастика. Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Специальные игры, упражнения, этюды с элементами психогимнастики помогут детям преодолеть барьеры в общении, развить лучшее понимание себя и других, снять психическое напряжение, создать возможности самовыражения. Например, «Дружба начинается с улыбки» , «Комплименты» , «Зеркало» , «Лев рычит» , «Поезд колесами стучит» и др. 4. Танцевальные игры-превращения. Развивают у детей фантазию, воображение, творческие способности ( «Карнавал животных» , «Прекрасные цветы» , «Насекомые» ). 5. Театрализация движений. Техника перевоплощения : придумать своё животное и изобразить его; изобразить животное, которое изображено на картинке; передать характерные движения группы животных : стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек на пруду, плавающих уточек, полет косяка журавлей и др.

Слайд 7

6 . Саморегуляция. Попробуйте рассмотреть танец как способ помочь ребенку выразить свои чувства. Стать более уверенными и открытыми детям помогут упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, выразить свое состояние, эмоции, чувства ( «Я - эмоция» - передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, смущение, радость, нежность, лень, восторг и т. д.) 7. Игровой стретчинг. Через игру идет влияние на детский организм: активизируются его защитные силы, у детей вырабатывается способность управлять своим телом. В его основе лежит статическая растяжка мышц всего организма: позвоночных, суставно-связочных, мышц рук и ног. Игровой стретчинг оказывает серьезную поддержку всему организму в плане оздорови- тельного воздействия.. Делаются эти упражнения без какого-либо вмешательства со стороны, а их медленный темп даёт возможность ребёнку почувствовать все своё тело, при этом сохраняется максимальная безопасность здоровья. ( «Добрая кошка» , «Сердитая кошка» , «Змея» и др.)

Слайд 8

8 . Ритмические упражнения под чтение стихов. Развивают у ребенка чувство ритма, воображение, умение двигаться под музыку, выразительность, пластичность, общую культуру движений. Они помогают ребёнку сочинить свой собственный танец, научат импровизировать под музыку. ( «Вперед четыре шага, назад четыре шага…» ) 9. Свободная импровизация. Произвольное выражение себя под музыкальное произведение.

Слайд 9

10. Коммуникативный танец. Это танец с простыми, лёгкими, игровыми компонентами. Он вызывает у детей массу положительных эмоций, что способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков. Коммуникативный танец состоит из несложных танцевальных движений , включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. 11. Танцевальные сказки. Это форма ТДТ , где средствами танца дети разыгрывают небольшие сказки.

Слайд 10

Упражнение «Бабочка и ветерок» Дети встают по парам. Один из играющих - "бабочка", другой - "ветерок". "Ветерок" протягивает "бабочке" руки ладошками вверх. "Бабочка" слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза. Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором "ветерок" управляет руками-"крылышками" "бабочки". В процессе танца партнеры меняются ролями ("бабочка" открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Если подобрать спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают .

Слайд 11

Упражнение «Ведущий и ведомые» Группа выстраивается в ряд. Звучит музыка и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные — ведомыми. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар. Остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через некоторое время первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым. Упражнение «Огонь–лед» Упражнение основано на попеременном напряжении и расслаблении всего тела. Ведущий попеременно (примерно через минуту) даёт команды «огонь», «лед». По команде «огонь» начните интенсивно двигаться всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выберите по вашему желанию. По команде «лед» застыньте в позе, в которой застигла вас команда, напрягите до предела все тело. Команды чередуются через произвольное время.

Слайд 12

Упражнение «Путешествие в изумрудный город» (Название: «Песенка Элли и ее друзей». Слова: И. Токманов. Музыка: И. Ефремов) Для упражнений необходимы туфельки с бубенцами (поролоновые, на резинках). При малейшем движении бубенцы звенят. Детей просят пройти так, чтобы бубенцы не звенели; потом так, чтобы бубенцы звенели отчетливо (шаг), отрывисто (прыжки), сплошным звоном (бег) и т. д. упражнение может выполняться под музыку, которая задает ритм, под бой барабанов или других ударных инструментов, а может и без музыкального сопровождения, для того чтобы дети лучше слышали себя, соответствие своих движений звуку бубенцов – получается ли у них красивая ритмичная музыка?

Слайд 13

Упражнение «Куклы» (Название: Танцы кукол. Музыка: Д. Шостакович) При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч, ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпочным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно. В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по несколько раз подряд.

Слайд 14

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ Упражнение «Танец отдельных частей тела» Цель : Работа по раскрепощению движений в суставах. Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи. Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен танец кистей рук танец рук танец головы танец плеч танец живота танец ног Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Слайд 15

Упражнение «Ведущий и ведомые» Цели : Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов. Материалы : Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию. Время : 5 мин. Вопросы для обсуждения: что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми? что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он? когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?

Слайд 16

Упражнение «Животные» Цели : переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним движением; стимулирование идентификации со своим телом; установление участниками группы связи чувств с движениями. Материалы : Медитативная музыка. Время : 2 мин. Процедура : Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 2 минут вы должны быть этим животным, «переняв» его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и «летайте», изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь. Вопросы для обсуждения: какое животное, по мнению группы, выбрал тот или иной ее участник? почему было выбрано это животное? какое движение было наиболее характерным, что оно означает? как чувствовали себя участники, представляя себя животным? какие ощущения испытывали, чувства переживали?

Слайд 17

Варианты работы с педагогами: Мастер-класс; Цикл занятий ТДТ (с элементами гимнастики, релаксации, ритуала прощания); Использование отдельных упражнений ТДТ в семинарах, тренингах; Соревнования между группами педагогов (Эстафеты, весёлые старты).

Слайд 18

Список используемой литературы: Асламов А. Г. Психология личности. М., 1990. Бороздина А. В. Психология темпераментов. М., 2005. Баскаков В. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии. М., 2002. Колесников Л., Никитюк Б., Этинген Л. Движение, ты прекрасно! М., 2003. Курис И. Биоэнергетика йоги и танца. М., 2004. Рудестам К. Групповая психотерапия. Прогресс, 2000. Сборник Танцевально-двигательная терапия, перевод Бирюковой И., Ярославль, 2004. Статьи Старк А. и Хендрикс К. Фельденкрайз. Сознавание через движение. М., 2004. Фрегер Р., Фэйдимен Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Москва, 1996, 1 том.