Проект сопровождения процесса адаптации

Макарова Людмила Анатольевна

Проект по смягчению процесса адаптации к условиям дома ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_soprovozhdeniya_protsessa_adaptatsii.docx51.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБУЗ «Смоленский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики  «Красный Бор»

Проект сопровождения

процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дома ребёнка «Красный Бор»

«Дом, в котором мы живём»

                 

Подготовила: педагог-психолог Макарова Л.А.

Смоленск

2021

Вид проекта: социальный, информационный, практико-ориентированный.

Объект: дети младшего дошкольного возраста.

Участники: вновь поступивший ребенок, психолог, воспитатели, врач-педиатр.

Срок реализации: 6 мес. для вновь  поступивших детей, 3 мес.  для ребенка, переведенного из группы в группу.

Актуальность проекта: Процесс вхождения ребенка в коллектив сиротского учреждения очень сложный и болезненный, потому перед психологом стоит задача обеспечить смягчение данного процесса. Деятельность психолога направлена на благополучное психическое развитие ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление его личностной целостности, равновесия эмоций и чувств. Только после восстановления ребенка, снятия последствий травм, полной адаптации к учреждению можно проводить работу по его дальнейшему развитию. Дети, поступающие в дом ребенка – это дети из социально неблагополучных семей, ведущих асоциальный образ жизни. Ребенок оказывается в совершенно новых условиях жизни: они попадают в незнакомый, пока совершенно чужой мир детства. Новая обстановка, новые требования, четкий распорядок дня, иной стиль общения с взрослыми и детьми – все эти изменения, хотя и положительные, происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию. Адаптивные возможности детей ограничены, поэтому резкий переход ребенка в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психического и речевого развития. Большинство детей, поступающих из неблагоприятных условий жизни, не имеют навыков общения ни с детьми, ни с взрослыми, им свойственна эмоционально-личностная незрелость, сужен круг представлений об окружающей действительности, речь их бедна, либо вовсе отсутствует, не сформирована предметно-игровая деятельность, не сформированы культурно-гигиенические навыки. Задача персонала дома ребенка – обеспечить по возможности больший личностный контакт с ребенком, сдержанно реагировать на  нарушения поведения, так как они вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребенку это тяжелое состояние. От того как пройдет привыкание ребенка к новым условиям жизни, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и дальнейшее пребывание в доме ребенка. Ведь, если при  первой социальной адаптации ребенок приобретет негативный опыт, он тяжелее будет адаптироваться и в последующем. Основная задача взрослых из ближнего окружения ребенка заключается в обеспечении наиболее благоприятного протекания процесса адаптации и ранней социализации. Необходимо создать такие условия нахождения ребенка, которые воспринимались бы им как безопасные и эмоционально благополучные. Кабинет психолога – это место, куда ребенок идет с желанием, так как там ему интересно и комфортно. Психолог становится для ребенка близким и значащим, так как ребенок ежедневно общается с психологом, который обеспечивает малышу эмоциональный комфорт, защиту, интересную и содержательную жизнь в доме ребенка.  

Цель проекта: создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка к условиям  дома ребенка.

Задачи:

1.Создание благоприятных условий, обеспечивающих ребенку физический и психологический комфорт для преодоления стрессовых состояний в условиях дома ребенка.

2.Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми.

3.Формирование доверительного отношения к окружающему миру.

4.Воспитание самостоятельности, желания и умения играть, исследовать окружающее пространство.

5.Развитие психических функций: внимания, памяти, речи, мышления.

6.Формирование у детей культурно-гигиенических навыков.

7.Организация коррекционно-развивающей работы с ребенком в соответствии с его особенностями развития.

8.Снижение заболеваемости у детей в период адаптации.

9.Повышение уровня профессиональной компетенции воспитателей дома ребенка по вопросам воспитания, обучения и развития детей в период адаптации.

Предполагаемые риски:

1.Возможное нежелание детей выполнять упражнения и играть в совместные игры.

2.Заболевание детей.

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики.

Условия, влияющие на успешную адаптацию детей к дому ребенка

Телесный контакт. Частый телесный контакт (расслабляющий массаж, поглаживания, прикосновения, «Обнимашки») с взрослым, к которому привязан ребенок, помогает снять телесные зажимы, эмоциональное напряжение, боязнь, неуверенность в себе.

 Эмпатия. Взрослый должен сочувствовать ребенку, сопереживать, принять  ребенка  таким, какой он есть и доброжелательно к нему относиться.

 Личное внимание. Взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в личном внимании. Малыш в стрессовом состоянии воспринимает только то воздействие, которое адресовано лично ему.

Похвала и поощрение. Необходимо чаще хвалить « новичка» в присутствии других детей, отмечать его успехи, это способствует формированию качеств эмоционально - благополучного ребенка. Л. С. Выготский отмечал, что эмоции участвуют в психическом развитии ребенка, его социальной адаптации.

Игра. Игра – основной вид деятельности ребенка. Взрослый обеспечивает свободный доступ и выбор игр по желанию ребенка, что способствует формированию самостоятельности и инициативности, удовлетворению естественных потребностей ребенка в игре.

Сотрудничество с взрослым – одно из важных условий успешной адаптации малыша в доме ребенка. Познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой ситуации, а  в сотрудничестве с взрослым в рамках предметной деятельности ребенок получает удовлетворение познавательных потребностей, радостные эмоции, которые способствуют  формированию вербальных средств общения.

Преобладание невербальных средств общения над вербальными. Дети испытывают трудности в общении с окружающими, а в адаптационном периоде многие вообще не пользуются речью. «Ребенок-новичок» активен при выполнении заданий  только невербального характера.

Игры-занятия по методике М. Монтессори создают условия для успешного исследования малышом окружающего мира и возможность быть самостоятельным в выборе стимульного материала, что способствует формированию любознательности и познавательной активности. В процессе игры ребенок непроизвольно вступает в речевое взаимодействие.

Коммуникативные игры  направлены на формирование у детей интереса друг к другу, потребности в общении и доброжелательном отношении к взрослым и детям.

Ожидаемый результат:

1.Благоприятное течение адаптационного периода у детей, снижение заболеваемости в период адаптации, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, навыков общения друг с другом и взрослым, а также базового доверия к окружающему миру.

2.Повышение психолого-педагогической компетенции у воспитателей дома ребенка по вопросам воспитания, обучения и развития детей в адаптационный период.

Гипотеза: если использовать комплексный, системный подход в организации процесса адаптации, в основе которого лежит система мер направленных на создание благоприятных условий адаптации детей 2-4 лет, то это позволит детям, находящимся в адаптационном периоде значительно легче перенести тот период.

Ресурсы проекта:

1. Произведения устного народного творчества: сказки, потешки, поговорки, побасенки.

2. Арт-терапевтические методы (песочная терапия, сказкотерапия, музыка)

3. «Сухой бассейн».

4. Игры с водой.

5. «Су – Джок» терапия.

6. «Монтессори – игры».

7. Коммуникативные игры

8. Психогимнастика в сенсорной комнате.

9.Здоровьесберегающие технологии.

Степени адаптации детей к условиям  дома ребенка

  1. Легкая адаптация. Продолжительность  нарушений в поведении ребенка достигает 20 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита. Восстановление сна происходит за 7 – 10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность  и взаимоотношения с детьми нормализуются в течение 15 – 20 дней, иногда и раньше. Взаимоотношения с  взрослыми не нарушены,  двигательная активность не снижена. Ребенок не болеет в период адаптации.  Легкая адаптация наблюдается у детей с благополучным анамнезом, с хорошим исходным состоянием здоровья. В условиях дома ребенка  такая адаптация бывает  при правильной организации всего воспитательно - оздоровительной процесса  и в тех случаях, когда ребенок переводится из группы в группу.
  2. Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении ребенка более ярко выражены и более длительны. Нарушения сна, аппетита нормализуется через 20 – 30 дней; период угнетения ориентировочной активности продолжается в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20 - 40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво  в течение месяца; значительная задержка двигательной активности: её восстановление происходит после 30 – 35 дней пребывания в учреждении.  Взаимоотношения с взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги  выражены отчетливо, особенно в дни предшествующие заболеванию,  которое при адаптации средней тяжести возникает в виде острой респираторной инфекции (однократной и без осложнений).  Подобные нарушения могут быть у детей любого возраста, если у них отклонения в состоянии здоровья или если в доме ребенка плохо организована оздоровительно – воспитательная работа. Проявления адаптации средней тяжести могут наблюдаться  при переводе ребенка  из группы в группу или при поступлении из стационара  в дом ребенка и в более старшем возрасте.

3. Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью всех проявлений. Тяжелая адаптация протекает в двух формах:

3.1. При первой форме ребенок заболевает  в первые 10 дней после поступления, а затем продолжает повторно болеть (от 4 до 12 и более раз) в течение  первого года пребывания в детском учреждении. Некоторые дети практически не бывают здоровыми длительное время. Это не может отразиться на общем состоянии организма ребенка, его реактивности, на показателях физического и нервно – психического развития. На втором году пребывания в детском учреждении ребенок болеет реже  и постепенно начинает адекватно  реагировать на обстановку. Тяжелая форма адаптации встречается у семейных детей,  имеющих в анамнезе вредные воздействия биологического характера (токсикозы беременности у матери, осложнения родов, заболевания в период новорожденности) и неблагоприятное состояние здоровья ещё до поступления в детское учреждение.

3.2.Адаптационный синдром.

В доме ребёнка существует несколько критических ситуаций, провоцирующих адаптацию:

  • Поступление ребёнка из больницы;
  • Поступление из семьи;
  • Переход из изолятора, приемно-карантинной группы в группу;
  • Переход из группы в группу, сопровождающийся сменой персонала;
  • Усыновление;
  • Перевод в детский дом;

Особенности исходного состояния здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка, объективные и субъективные недостатки условий жизни и воспитания приводят к тяжелым формам  адаптационного синдрома.

У детей в доме ребёнка чаще регистрируется вторая форма тяжелой адаптации – форма адаптационного синдрома.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

· глубокий сон;

· хороший аппетит;

· бодрое эмоциональное состояние;

· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

· соответствующая возрасту прибавка в весе.

                              План работы по реализации проекта

1 этап - информационно-аналитический

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Мероприятия:

  • Сбор информации о детях, поступивших в дом ребенка (Приложение 1, 2)
  • Диагностика уровня адаптации ребенка (Приложение 4)

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Метод: наблюдение за ребенком в группе, во время прогулки.

Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации».

  2 этап – практический

Цель - реализация практической части проекта

Мероприятия:

  • Коррекционно - развивающие занятия с детьми 2-4 года, 2 раза в неделю по 10-20 минут. 

Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.

  • Консультирование воспитателей (психолог, врач-педиатр)
  • Разработка рекомендаций для воспитателей по взаимодействию с детьми в период адаптации (психолог, врач-педиатр)
  • Помощь психолога в разработке плана работы воспитателя по адаптации детей к дому ребенка (Приложение 4)
  • Подготовка картотеки адаптационных игр

             

                 

  Примерное  тематическое планирование занятий с детьми

занятия

Тема занятия

Задачи

1

«Божья коровка»

- Создание положительного эмоционального фона;

- развитие умения действовать соответственно правилам игры.

2

«Прогулка в осенний лес»

- Сплочение группы, развитие эмпатии;

- снижение излишней двигательной активности.

3

«Листопад»

- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- создание атмосферы эмоциональной безопасности.

4

«Мячик»

- Повышение эмоционального тонуса;

- развитие чувства ритма, координации движений.

5

«Котята»

- формирование положительной самооценки;

- развитие стремления сопереживать, помогать.

6

«Мячики»

- развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;

- развитие ориентации в собственном теле.

7

«Веселые Зайчата»

- развитие умения подражать движениям взрослого;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

8

«Мыльные пузыри»

- снятие эмоционального напряжения;

- снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

9

«Непослушные мышата»

- Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет.

10

«Колобок»

- сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества.

11

«Мишка»

- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются психологом.

Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

3 этап - контрольно-оценочный

Цель – анализ реализации проекта, процесса адаптации детей к условиям дома ребенка, формулировка выводов.

Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности детей к условиям дома ребенка, участие  в работе МППК, анализ проделанной работы.

Мероприятия:

  • Проведение повторной диагностики уровня адаптации ребенка
  • Сравнение диагностических данных на начало и конец реализации проекта
  • Выступление с результатами адаптации на МППК
  • Публикация проекта на личной страничке психолога

Анализ адаптации:

Изучение степени адаптации ребенка  по методике А. Остроуховой.

На начало реализации проекта

Количество 16 человек

Легкий уровень адаптации

0%

Средний уровень адаптации

18.8%

Усложненный уровень адаптации

68.7%

Дезадаптация

12.5%

На конец реализации проекта

Количество 16 человек

Легкий уровень адаптации

37.5%

Средний уровень адаптации

62.5%

Усложненный уровень адаптации

0 %

Дезадаптация

0%

Вывод: В целом работу по реализации проекта адаптации детей к условиям дома ребенка можно считать успешной. В результате грамотного подхода и доброжелательного отношения  всех специалистов и  педагогов дома ребенка сроки адаптации не превышают нормы. В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группе, во время прогулки, во время занятий. Оказывалась психологическая помощь и поддержка ребенку, проводились адаптационные игры, индивидуальные и групповые занятия с детьми. Были организованы консультации психолога, врача-педиатра, старшего воспитателя всему педагогическому коллективу. Сравнительный анализ диагностики на начало, и конец реализации проекта показал положительную динамику адаптационного процесса. На конец реализации проекта увеличились показатели по легкому и среднему уровню адаптации. По результатам итоговой диагностики отсутствуют показатели по усложненному  уровню и  дезадаптация. После реализации проекта, можно сделать выводы, что: период адаптации протекал более благоприятно, у него более короткие сроки. У детей стабильное, положительное эмоциональное состояние, они коммуникабельны, охотно контактируют с взрослыми, в группе сверстников ведут себя свободно. Воспитанники стали реже болеть простудными заболеваниями. Степени адаптации – легкая и средней тяжести.

Список литературы:

1.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006.

2.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника:  2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Речь, 2005.

3.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003.

4.Смирнова Е.О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет — М.: АНО «ПЭБ», 2007.

5.Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2012.

6.Развитие и воспитание детей в домах ребёнка учебное пособие; под ред. В. А. Доскина, З. С. Макаровой. – М. Изд. Владос – пресс, 2007.

                                                                                                      Приложение 1                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Первичное  наблюдение  на  момент  поступления  в  дом ребенка

Фамилия, имя ребенка, возраст …………………………………………………………………………

Дата поступления в дом ребенка ……………………………………………………………………..

Настроение (пониженное, повышенное, эмоции, аффекты, депрессия, эйфория и т.д.)

…………………………………………………………………………………………………………………………

Активность (активный, пассивный, целенаправленные действия, проявления волевой активности)…………………...………………………………………………………………………………………

Движения (расторможенные-заторможенные, координированные-некоординированные, целенаправленные-хаотичные)……..…………………………………………………………………………………………

Контактность (легко вступает и поддерживает контакт или нет, вступает в контакт сам или с помощью взрослого, с кем легче устанавливает контакт: с детьми или взрослыми)

……………………………..…………………………………………………………………………………………

Понимание вопросов, обращений, ответные реакции на вопросы (адекватные или нет)………………………….………………………………………………….……………………………

Речь (понятность, связность, поведение в беседе)……………………………………………………..

Ориентировка в окружающем (представления о себе, об окружающем, умение рассуждать и т.д.)…………….…………………………………………………………………….………………………

Интересы (к детям, взрослым, к игрушке и т.п.)…………………………………………………………

Примечание…………………………………………………………………………………………………

 ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ ……………………………….        ПСИХОЛОГ…………………….

                                                                                                                                 

                                                                                                                                             

                                                                                                                                       

Приложение 2

АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА РЕБЕНКА

Фамилия,

имя ребенка______________________________________________________________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________

Возраст при поступлении__________________________________________

Дата поступления       __________________________________________

Группа __________________________________________________

                                          Дата                                                                                                   Па         Параметры

Эмоциональное состояние

Сон

Аппетит

Социальные

контакты

Активность

Уровень

адаптированности

Отклонения в поведении (агрессивного или избегающего характера):  ________________________________________________________

Заболеваемость:  

___________________________

Месяцы

Дни болезни

Всего дней

1.

2.

3.

4.

Уровень

адаптации:  _____________________________________________________________________________________________________

                                                                         

                                                                                                                                                         

                                                                                                                        Приложение 3

План работы воспитателя     по адаптации ребенка к дому ребенка

Ф.И.О. ребенка ………………………………………………………...………….

Возраст …………………………………….

Дата рождения …………………………..

Дата поступления в дом ребенка…….………………………………..

Данные о воспитании до поступления в дом ребенка

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Данные о родителях

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Данные анамнеза 

...........................................................................................................................................................

Актуальные проблемы ребенка

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Основные направления работы (задачи)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Формы и методы работы

Сроки выполнения

                                                                                   

                                                                                            Приложение 4

«Изучение степени адаптации ребенка»  методика

А. Остроуховой.

Цель: определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов  адаптации.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3 (т.е. +3,+2,+1; -1,-2,-3).

Суммарно по всем факторам можно получить +12 или -12; по показателям в интервале педагог-психолог и определяет уровень адаптации ребенка в ДОУ.

Определение поведенческой реакции ребенка:

1.Эмоциональное состояние ребенка.

+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 улыбается, настроение хорошее, весел.

+1 иногда задумчив, замкнут.

-1 легкая плаксивость, хныканье.

-2 плачет за компанию, плач приступообразный.

-3 сильный плач, подавленное настроение.

2.Социальные контакты ребенка.

+3 много друзей, охотно играет с детьми.

+2 сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут.

-1 невесел. С детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 недружелюбный, агрессивный, мешает детям играть.

3.Сон ребенка.

+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 сон спокойный.

+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

-1 засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3 отсутствие сна, плач.

4.Аппетит ребенка.

+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1 аппетит выборочный, но ненасыщенный.

-1 отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2 приходиться следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

-3 отвращение к еде, кормление мучительно.

Оценка ответов проводится следующим образом:

Легкий уровень адаптации – до 5 дней – 1 недели

(поведенческие реакции +12… +8).

Средний уровень адаптации – до 15 дней – 3 недель

(поведенческие реакции +7… 0).

Усложненный уровень адаптации – до 25 дней – 5 недель

(поведенческие реакции -1… -7).

Уровень дезадаптации – более 5 недель

(поведенческие реакции -8… -12).