Статья "Экзамены! Стресс: Норма или нет?"

Гурова Екатерина Владимировна

Экзамен –  важный и ответственный этап в жизни каждого. Предметная подготовка очень  важна, но и психологический настрой имеет важное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekzameny.docx13.24 КБ

Предварительный просмотр:

Экзамены!!! Стресс: норма или нет?

Экзамен –  важный и ответственный этап в жизни каждого. Предметная подготовка очень  важна, но и психологический настрой имеет важное значение.

Экзамен – это проверка не только знаний, но и психологической устойчивости человека. Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо психологически подготовиться и эмоционально настроиться, укрепить уверенность в своих силах. Наши мысли, тело и эмоции связаны тесно друг с другом. Все психические процессы, а именно внимание, память, мышление, движимы эмоциями.

Экзамены – это всегда стресс для организма. Испытывать  стресс и  эмоциональное напряжение во время подготовки и сдачи экзаменов нормально. В динамике стрессового реагирования выделяют три фазы:

  1. реакция тревоги;
  2. фаза сопротивления;
  3. фаза истощения.

Так называемый экзаменационный стресс возникает при информационных перегрузках, в условиях дефицита времени, высокой мотивации и эмоционального напряжения. Существует два основных варианта реакции на экзаменационный стресс: одни ребята теряются, испытывают страх неудач, начинают паниковать и не могут сосредоточиться, другие выпускники – мобилизуют все имеющиеся ресурсы и концентрируют внимание на выполнении заданий.

Важно понимать, что существует оптимальный «полезный» уровень тревожности, который позволяет человеку сосредоточиться, мобилизовать ресурсы, вспомнить всё то, что ранее изучалось. Но как только «полезный» уровень тревоги повышается и выходит за норму, то он перестает быть полезным.  Как только тревога переходит за норму, то наступает момент торможения. Тревожность полностью заполняет сознание, вытесняя из него всё выученное, и школьнику трудно справиться с выполнением поставленной задачи. Именно поэтому важно сохранять спокойствие и контролировать уровень тревоги. В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно: левое отвечает за анализ и логику, правое – за эмоции и образы. Когда человек сильно эмоционально включается в ситуацию (тревожится и волнуется), то страдает мыслительная деятельность.

Психологическая подготовка к экзаменам строится на 3-х уровнях:

1) когнитивный (познавательный) уровень;

2) эмоционально- мотивационный уровень;

3) поведенческий уровень.