Коммуникативные умения как психологический феномен
В статье описано определение коммуникативных умений, коммуникации. Чем отличаются умения от навыков. Классификация коммуникативных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных умений ― одна из важнейших проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь формируется и развивается в процессе общения. Недостаточное развитие речи у детей сокращает их круг общения, увеличивает возможность возникновения замкнутости, нерешительности, стеснительности; влечет за собой неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу.
Коммуникация ― это процесс, используемый для обмена сообщениями между двумя или более людьми. Коммуникативные навыки и умения используются каждым человеком ежедневно, чтобы передать сообщение. Дети манипулируют своими коммуникативными навыками, чтобы указать на потребность или желание, поделиться информацией и интересами с другим, а также для соблюдения социального этикета.
Согласно психолого-педагогическому словарю А. П. Астахова коммуникация по значению близка к понятию «общение», но шире по объему. Под коммуникацией понимается связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе.
Так же можно отметить, что в психологическом словаре М. И. Еникеев пишет: «Коммуникация ― акт общения между людьми через знаковые системы». Он также понимает общение как социальное взаимодействие между людьми через знаковые системы с целью вещания или передачи, социального опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности [8].
В психологическом словаре Ю. Л. Неймер под общением подразумевает процесс установления и развития контактов между людьми, А. А. Бодалев же видит, как взаимодействие людей, процессом которого является обмен информацией, а Е. О. Смирнова рассматривает общение как эмоциональное отношение к другому человеку.
Раскрывая содержание и структуру коммуникативных умений, следует направить внимание на существенные и отличительные признаки, которые характеризуют понятия «умения» и «навыки».
Умение — способность делать что-нибудь, приобретённая знанием, опытом. В итоге повторения — это действие может быть доведено до навыка.
Навык — способность деятельности, которая была сформирована путём повторения и доведённая до автоматизма.
Коммуникативные умения — это осознанные действия субъектов педагогического общения и их умение правильно выстраивать свое поведение, и управлять им в соответствии с задачами коммуникации.
Также коммуникативные умения ― умения общения, конкретной и опосредованной межличностной коммуникации.
Коммуникативные и речевые умения исследовали многие отечественные и зарубежные ученые. К ним относятся: А. А. Бодалев, Л. П. Буева, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. М. Соковкин и др.
Содержание понятия «коммуникативные умения» исследовалось в трудах различных ученых: при всем этом большая часть из подходов к интерпретации этого понятия не противоречат, а дополняют друг друга.
К примеру, Н. Н. Яковлева под коммуникативными умениями понимает умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации.
Более широкий подход к определению понятия «коммуникативные умения», который учитывает поведенческие аспекты коммуникации, дает А. В. Мудрик: согласно его мнению, коммуникативные умения ― это умения верно выстраивать поведение с учетом понимания психологических особенностей индивида.
Е. В. Сидоренко считает, что коммуникативными умениями является набор освоенных личностью приемов, способов и методов восприятия и передачи коммуникативных сигналов.
Исходя из убеждений Ю. А. Каляевой, коммуникативные умения характеризуются информативными, перцептивными и интерактивными действиями, которые оказывают влияние на готовность личности к коммуникативному взаимодействию в определенной ситуации общения.
В исследовательских работах С. В. Конченко сказано, что в дошкольной педагогике коммуникативные умения являются сознательными коммуникативными действиями дошкольников, а также их способностью верно выстраивать свое поведение и управлять им с учетом определенных задач общения. Данное определение включает в себя два важных момента:
- Коммуникативные умения ― осознанные коммуникативные действия дошкольников, основанные на существующей информационной системе и основных навыках, приобретенных детьми.
- Коммуникативные умения определяются способностью контролировать поведение дошкольников и использовать более оптимальные приемы и способы действий при решении коммуникативных задач.
А. Г. Асмолов описывает коммуникативные умения как способность детей правильно строить осознанные коммуникативные действия (на основе знаний о структурных компонентах навыков и коммуникативной деятельности) и управлять своим поведением в соответствии с коммуникативными задачами.
Существует несколько классификаций коммуникативных умений.
Например, Л. В. Чернецкая классифицирует коммуникативные умения следующим образом:
- Вербальные ― умения выразительно говорить и читать, правильно интонировать свою речь, выражать свои мысли и чувства словами.
- Невербальные ― умения контролировать свое психофизическое состояние, снижать эмоциональное напряжение и т.д.
Существует и функциональная характеристика структуры общения Г. М. Андреевой, которую чаще всего используют:
Первая группа: коммуникационная сторона общения, включающая мотивы, цели, стимулы и инструменты для общения, ясное и четкое выражение мыслей, убеждение, обоснование, проверку, анализ суждений, утверждений.
Вторая группа: перцептивный аспект общения, включающий концепции эмпатии, рефлексии, саморефлексии, коммуникативную подготовку и способности, способность слушать и слышать, правильную интерпретацию данных, понимание смысла, предсказание возможных реакций партнера в процессе коммуникации.
Третья группа: интерактивная сторона общения, включающая соотношение рациональных и эмоциональных факторов в общении, умение самоорганизовываться, выступать с речью, встречаться, вести переговоры, продолжать, формулировать умение общаться в нужде, порядке, поощрении, наказании, конфликтных ситуациях.
Исходя из убеждений А. А. Леонтьева, содержание коммуникативных умений объединяет в себе набор информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных групп.
Информационно-коммуникативные умения включают в себя такие умения, как:
- вступление в процесс общения (выражение просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения);
- ориентировка в партнерах и ситуациях общения (завязывание беседы со знакомыми и незнакомыми людьми; выполнение правил культуры общения при общении со сверстниками, педагогами, родителями и др.; осознание конкретной ситуация, в которую поставлены собеседники, целей, мотивов общения);
- соотнесение средств вербального и невербального общения (употребление слов и знаков вежливости; эмоциональное и богатое по содержанию выражение мыслей, использование жестов, мимики и символов; получение и снабжение сведениями о себе и других предметах беседы; использование рисунков, таблиц, схем, группировка содержащегося в них материала).
Регуляционно-коммуникативные умения включают в себя:
- согласование своих действий, мнений, установок с потребностями собеседника; доверие, помощь и поддержка тех товарищей по общению (помощь нуждающимся в ней, умение уступить, честность, отсутствие уклонений ответов, готовность сообщить о собственных планах, умение дать совет самому и послушать совета другого, доверие своему собеседнику: сверстнику, педагогу, взрослым и др.);
- применение своих индивидуальных умений в процессе решения совместных задач;
- оценивание результатов совместного общения (оценивание себя и остальных критически, с учетом личного вклада каждого в общение, умение принять верное решение, выразить согласие либо несогласие, одобрение либо неодобрение, оценивание соответствия вербального поведения невербальному).
Аффективно-коммуникативные умения включают в себя:
- умение разделить свои чувства, интересы, настроение с партнерами по общению;
- проявление чуткости, отзывчивости, сопереживания к собеседнику;
- оценивание эмоционального поведения друг друга.
В результате исследования различных подходов к определению коммуникативных умений, было обнаружено, что коммуникативные умения ― это сознательные коммуникативные действия, которые можно увидеть в навыках дошкольников общаться в соответствии с ситуацией и задачами, связанными с их партнерами, а также оценивать и оценивать коммуникативные контакты со своими сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные умения ― это необходимые условия эффективной социализации человека и самостоятельного выполнения познавательной, перцептивной, интерактивной работы.