Тренинг педагогического общения

Наталья Яковлевна Елина

Тренинг для педагогов " педагогическое общение. Конфликты . Выход из конфликтных ситуаций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trning_pedobshch_elina_n.ya_pfz_40218s.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГБОУ ВО “Курганский государственный Университет ” Тренинг педагогического общения Педагогические конфликты. Способы разрешения Выполнила : Елина Н.Я ПФЗ40218с Проверил : Доц.Рылеева А.С

Слайд 2

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия. Конфликтная ситуация не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, напротив, при определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого. Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин.

Слайд 3

Объективные причины недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним) существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.) различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей") зависимость ученика от учителя необходимость оценивания учащихся учителе игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

Слайд 4

Субъективные причины психологическая несовместимость учителя и ученика наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, придирчивость, скептицизм и т.д.) отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей) наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса - чрезмерная загруженность учителя или ученика - несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.

Слайд 5

Виды педагогических конфликтов 1. Конфликты деятельности. Часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.

Слайд 6

2. Конфликты поведения , возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.

Слайд 7

3. Конфликты отношений , возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите о несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников.

Слайд 8

Последствия конфликтов : 1.Разрушение отношений 2. Истощение физических и душевных ресурсов. На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится и все валится из рук. Активизируется функция надпочечников, адреналин и другие гормоны поступают в кровь, в результате чего растет давление, учащается пульс и дыхание, растет мышечный тонус, возможны спазмы сосудов . 3.Стресс… частые головные боли и головокружения; высокое кровяное давление; усиленное сердцебиение; частое или затрудненное дыхание; напряжение мышц тела и боли в спине, шее, плечевом поясе, груди, животе; дрожь и нервные тики; спазмы и связанные с ними проблемы ЖКТ; затруднения при глотании; сухость во рту, горле; повышенная потливость.

Слайд 9

КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА? уместный комплимент; шутка; остроумный ответ; апелляция к достоинствам человека; искреннее удивление; извинение; обращение с просьбой об услуге; ответ с помощью вопросов; неожиданная нестандартная реакция на поведение субъекта в конфликте.

Слайд 10

Вывод: Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы . В любом случае конфликты должны разрешаться . Можно по-разному относиться к конфликту. В обыденной человеческой жизни отношение к нему негативное. И это психологически можно понять: люди слишком устали от бесконечных конфликтов, войн, проблем и стрессов. Нормальный здоровый человек желает жить в спокойном, безоблачном мире, в ладу с собой и окружающими. Однако конфликты существовали всегда и, к сожалению или к счастью, существуют и будут существовать в дальнейшем . Научить детей позитивному решению конфликтных ситуаций – важнейшая функция школьной образовательной среды.