Круглый стол

Овсянникова Светлана Викторовна

Круглый стол для родителей «Как сформировать у ребенка дошкольника установку «становиться лучше».»  

17.03.2022г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей «Как сформировать у ребенка дошкольника установку «становиться лучше».»

Цель:

Познакомить родителей с возможными установками в семье, влияющими на эмоциональное развитие детей и помочь сформировать положительные установки, что бы ребенок становился лучше.

Задачи:

 - раскрыть понятие «родительские установки»;

 - подчеркнуть значимость совместной работы детского сада с семьей  по воспитанию детей;

 - ознакомить родителей с результатами анкетирования;

Форма проведения собрания: круглый  стол

1. «Оргмомент, психонастрой».

«Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рады видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять себя и своих  детей».

 «Правила участия в нашей встрече».

Активность, открытость, доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему.

Упражнение «У кого…».

Похлопайте - те, у кого дома есть кошка;

Встаньте - те, у кого один ребенок;

Улыбнитесь -  те, у кого в семье есть сын и дочь;

Помашите - у кого хорошие отношения с детьми.

Упражнение «Губка»

Эксперимент. Прозрачная ёмкость с водой. Это – мы родители. В каждом из нас есть что-то хорошее, чем мы можем гордиться (добавляем в воду яркую краску) и что-то плохое, о чем нам не очень хочется говорить (добавляем темную краску). Это смесь наших качеств.  Губка - это ребенок. Опускаем, и он впитывает все подряд хорошее и плохое.

 Да, несомненно, и детский сад, и школа даёт очень многое, но все жизненные установки ребёнок получает в семье. Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек всю жизнь не может от них освободиться. Как писал средневековый поэт Себастьян Брант в своём стихотворении:

   Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому. Родители пример ему.

 Именно родители закладывают основы счастья и несчастья в будущем своего ребёнка.

 Дети много ждут от родителей: защищённости, любви и ласки, примера и опыта, глубокого взаимопонимания. Получают ли они это от родителей?

 Это зависит от того, какая система взаимоотношений сложилась в семье. Она - то и называется родительской установкой, которая играет решающую роль в эмоциональном развитии ребёнка.

 Вот об этом и пойдёт речь на сегодняшней встрече за круглым столом.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Сценарии поведения ребенка практически полностью формируются к 6-7 годам и потом, при необходимости,  корректируются уже в индивидуальной психокоррекционной работе.

Став взрослым, человек воспроизводит эти сценарии как естественные. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Большая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается гармоничное воспитание. Что для сохранения психического, физического и эмоционального здоровья ребенка необходимо:

  •  понимать, принимать и безусловно любить ребенка;
  • создать для ребенка атмосферу безопасности;
  • слушать и слышать ребенка;
  • поощрять выражение эмоционального мира ребенка;
  • развить в отношениях основы сотрудничества;
  • обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

Но на практике родители часто испытывают трудности. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного, гармоничного общения с детьми, применение полученных знаний на практике – тренинговые занятия, которые позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений и формировать навыки эффективного взаимодействия родителей и детей. И формировать установку для ребенка становиться лучше.

2. Аналитическая справка по результатам анкетирования на тему: «Как сформировать у ребенка дошкольника установку «Становиться лучше».

3.  Упражнение  «Родительские установки».

Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов – и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что...», «Непослушный ребенок-это...», «Родители должны...»? Затем после выхода из состояния расслабления участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», т.е. рациональные, эффективные – и «мешающие», т.е. нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений. Необходимым навыком здесь является навык «активного слушания», освоению которого посвящается этот этап занятия.

Упражнение  «Неформальное общение». 

Группа делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку. Обсуждение чувств участников завершается определением понятий формального (закрытого, равнодушного, неискреннего) и неформального (открытого, эмпатийного, искреннего) общения. 

Обратная связь        

Важным родительским умением является эффективное одобрение или поддержка. Если похвала направлена на оценку личности человека, ставит эту оценку в прямую зависимость от результатов деятельности и тем самым снижает самооценку в случае неудач - то поддержка направлена на признание промежуточных результатов и личностного вклада в их достижение, тем самым способствуя повышению самоуважения ребенка и взрослого.

Как часто вы говорите детям:

  • Я сейчас занят(а)…
  • Посмотри, что ты натворил!!!
  • Как всегда неправильно!
  • Когда же ты научишься!
  • Сколько раз тебе можно повторять!
  • Ты сведёшь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал!
  • Вечно ты во всё лезешь!
  • Уйди от меня!
  • Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами…!
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Что бы не случилось, наш дом - наша крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать лучше  и счастливее. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок - не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Упражнение  «Лавина».

«Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио». После того, как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?».

Разрешите себе:

  • Я разрешаю тебе радоваться жизни и играть, я люблю тебя.
  • Я разрешаю тебе жить так, как ты хочешь.
  • Я разрешаю тебе делать себе подарки, покупать себе вещи, которые тебе нравятся, путешествовать, куда ты хочешь, есть, что ты любишь, спать и отдыхать, сколько ты хочешь.
  • Я разрешаю тебе быть счастливой, любить и быть любимой.
  • Я разрешаю тебе наслаждаться близостью, наслаждаться своей сексуальностью.
  • Я разрешаю тебе добиваться твоих целей, быть богатой, заниматься любимым делом с удовольствием.
  • Я разрешаю тебе следовать своему пути, своему призванию, и делать, что ты хочешь.
  • Я разрешаю тебе зарабатывать и иметь столько денег, сколько ты хочешь.
  • Я разрешаю тебе следовать своему сердцу, быть с теми людьми, которые тебе нравятся.
  • Я разрешаю тебе вести такой образ жизни, как тебе нравится.
  • Я разрешаю тебе прощать и отпускать людей и события и идти по жизни с легкостью. Я люблю тебя.

 

Напишите для себя свои разрешения, все, что вам хочется.

Вы увидите, ваша жизнь начнет меняться к лучшему. И вы сможете больше радости разрешить и вашему ребенку.

 Упражнение «Я хороший родитель, потому что…».

Родителям в кругу предлагается произнести фразу «Я хороший родитель, потому что…» и  выделить положительное в процессе воспитания своего ребенка.

Наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.

Я хочу рассказать притчу о вас - мамах, о самых дорогих людях для ваших деток.

Притча «Ангел» (под музыку «Аве Мария»).

«За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой Ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой Ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой Ангел расскажет тебе обо мне и я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего Ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь называть его просто Мама…

Любите своих детей, будьте всегда для них Ангелами-хранителями...»