Тренинг для родителей "На пороге детского сада".

Фоменко Любовь Георгиевна

Цель: расширение представлений  родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям и факторах влияющих на успешную адаптацию и социализацию ребенка.

Задачи:

1. Содействовать формированию эффективной родительской  позиции в период адаптации  ребенка  к детскому саду.

2. Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения.

3. Предупредить возможность тревожного состояния родителей.

4. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_adaptatsii.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  для  родителей

«На пороге детского сада».

Автор-составитель:  педагог-психолог

 Фоменко любовь Георгиевна.

Цель:  расширение  представлений  родителей  об особенностях  адаптации

ребенка  к  новым  условиям  и   факторах   влияющих   на  успешную

               адаптацию и  социализацию   ребенка.

Задачи:

              1.  Содействовать  формированию  эффективной   родительской   позиции   в

                   период  адаптации  ребенка  к  детскому  саду.

              2.  Показать родителям  значимость проблемы  адаптации  и  возможности

 её  решения.

              3.  Предупредить возможность тревожного состояния родителей.

              4.  Способствовать  взаимному  эмоциональному  расположению  между

                   участниками  тренинга.

  Ход тренинга

               Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители!  Спасибо, что нашли время и  

пришли на родительское  собрание,  по вопросу адаптации детей к детскому

               саду. Сегодня родительское собрание пройдет в форме тренинга, мы

               совместно  постараемся  ответить  на  ряд  вопросов,  которые  Вас  волнуют.

           

 1. Упражнение «Сигнал».  Приветствие          

                Цель: переключение  внимания на другой вид деятельности.

Инструкция: Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий даёт сигнал,  

нажав на левую руку соседа справа. Получив сигнал, он  предаёт  правой

рукой сигнал дальше и т.д.

               2.  Упражнение «Дерево  настроения».

               Цель: определить эмоциональное состояние родителей.

Каждый родитель выбирает  (бумажный цветной листик березы) и вешает    

                его на ветку  (веточки стоят в вазе  на столике посреди круга).

Психолог

Вопросы  родителям:

-  Кто из  Вас  отдает  первого  ребенка  в  детский  сад? (ответы родителей)

-  Кто из Вас самостоятельно интересовался  темой  адаптации? ( ответы    

   родителей)

-   Кто из Вас начал подготовку ребенка к поступлению в ДОО?

    (ответы родителей )

Мы с вами выяснили, что настроение  у нас в основном спокойное, доброжелательное. Для того, чтобы настроиться на общение предлагаю поиграть.

3.  Игра  на  мини  адаптацию:  «Встреча  руками».

Цель: создание  у родителей  ситуации  доверия  друг  к  другу.

Психолог:  встаньте,  пожалуйста  в  круг,  так  чтобы  Ваши  руки могли встретиться  (для удобства можно разделиться на два или три круга, а потом поменяться местами). Закройте глаза. По команде  выполняем задание.

Пусть Ваши руки:

      1.  сначала найдут друг друга;

      2.  познакомятся;

      3.  проявят  симпатию;

      4.  потанцуют;

      5.  подерутся;

      6.  помирятся;

      7.  попрощаются.

Молодцы,  садитесь на  свои места.

Ответьте на вопросы:

-  легко ли было выполнить это упражнение? (ответы родителей);

-  что  мешало? (ответы родителей)

4. Информационное сообщение

Адаптация -  это вхождение ребёнка в новую среду и приспособление к её условиям.

            С чего начинается социализация маленького ребёнка? В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда ребёнок  поступает в дошкольное учреждение. Именно там, он учится общаться с незнакомыми людьми – взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учится жить в обществе.

От того, как пройдет привыкание к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие.

          Для любого ребёнка начало посещения детского сада – сильный стресс. Даже самый здоровый ребёнок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, которая помогла бы в ней разобраться, привыкнуть, освоиться; где много совершенно незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться, спать в незнакомой кроватке и нет любимой игрушки, с которой  всегда  засыпаешь  дома.

Для каждой семьи период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность.

В связи с этим говорят о трёх  вариантах  адаптации:

легкая адаптация - поведение ребёнка нормализуется в течение 10-15 дней; ребёнок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения учреждения;

адаптация средней тяжести - изменения в поведении нормализуются в течение месяца, ребёнок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Вопрос  родителям: Как Вы думаете, от чего зависит длительность периода адаптации? (выслушать ответы родителей)

Адаптация зависит от функционального состояния организма ребенка. К нему относят: работоспособность, состояние иммунной системы, особенности обменных процессов, тип нервной системы и темперамента, тренированность  нервно-психических  механизмов.

Длительность периода адаптации зависит:

• от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;

• от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

• от состояния здоровья;

• от резкого контраста м/уобстановкой, условиями домашними и условиями учреждения (режим питания, сна)

• от разницы в методах воспитания…

Психолог:  сейчас  вам  всем  вместе  нужно будет ответить на два вопроса.

Вопрос 1: Как Вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?

Идет обсуждение, в конце которого подводится итог.

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации:

  • беспокойство (ощущение одиночества);
  • страх (незнакомая обстановка, взрослые, дети);
  • капризность;
  • раздражительность;
  • упрямство;
  • повышенная возбудимость  (заторможенность)

Вопрос 2:  Какие  дети  адаптируются  сложнее  в  детском  саду?

Идет обсуждение, в конце которого подводится итог.

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

  • единственные в семье;
  • чрезмерно опекаемые родителями и бабушками;
  • привыкшие к тому, что их капризам потакают;
  • не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
  • эмоционально неустойчивые;
  • пережившие психологическую травму
  • страдающие страхами;
  • тревожных родителей.

5. Упражнение Блиц-опрос:  «Если завтра  в  детский сад».

Цель: выявить причины  внутренней  тревоги  и  страха  родителей.

Психолог: каждый родитель, по кругу, проговаривает конкретно свои внутренние  переживания. Психолог фиксирует  ответы родителей, затем обобщает часто повторяющиеся  и  записывает  их  на флипчарте.

Совместное  обсуждение  каждого  пункта.

Вам, как родителям ребенка важно:

  • Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
  • Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
  • Чаще разговаривать с малышом,читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
  • Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
  • Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
  • Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам

          ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у

          ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне

          естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать,

          в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или

          переключить его внимание.

Психолог: ответы  на вопросы родителей.

Рефлексия

Психолог предлагает  каждому родителю  высказать свое мнение  о  сегодняшней  встрече,  передавая  по  кругу  игрушку  колобок.

В конце родители  получают: буклет «Адаптация, Что это?»  и  Анкету  для родителей  «Готовность ребенка к поступлению в детский сад».

Каждый  родитель честно (для себя) заполняет анкету и оценивает готовность своего ребёнка  к  детскому  саду. При необходимости приходит на  индивидуальную  консультацию  к  педагогу-психологу.

Анкета для родителей

«Готовность ребенка к поступлению в детский сад».

1. Какое настроение преобладает у ребенка?  (подчеркнуть)

  • Бодрое, уравновешенное  -  3 балла;
  • Раздражительное, неустойчивое  - 2  балла;
  • Подавленное   - 1  балл.

2. Как  Ваш  ребенок  засыпает?

  • Быстро (до 10 мин.)  -  3 балла;
  • Медленно   -  2  балла;
  • Спокойно  -  3  балла;
  • Неспокойно  - 2  балла.

3. Что Вы делаете, чтобы ребенок уснул?

  • Применяю дополнительное воздействие   - 1 балл;
  • Без  воздействий  - 3  балла.

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

  • 2 часа -  3  балла;
  • Менее 1 часа  - 1  балл.

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

  • Хороший–  4  балла;
  • Избирательный - 3  балла;
  • Неустойчивый  -  2  балла;
  • Плохой  -  1  балл.

6.Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

  • Положительно  -  3  балла;
  • Отрицательно  - 1 балл;
  • Просится на горшок  -  3  балла;
  • Не просится, но бывает сухой  -  2  балла;
  • Не просится и ходит  мокрый  -  1 балл.

7.Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

  • Сосет пустышку или палец, раскачивается (указать и другое)  - 1  балл;
  • Нет  отрицательных привычек -  3  балла.

8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

  • Да  -3  балла;
  • Нет  - 1  балл;
  • Иногда  2  балла.

9. Проявляет ли интерес к действиям взрослых?

  • Да  -  3  балла;
  • Нет  -  1  балл;
  • Иногда  -  2  балла.

10. Как Ваш ребенок играет?

  • Умеет играть самостоятельно  - 3  балла;
  • Не всегда  - 2  балла;
  • Не играет сам  -  1   балл.

11. Взаимоотношения  со  взрослыми?

  • Легко идет на контакт  -  3  балла;
  • Избирательно  - 2  балла;
  • Трудно  - 1  балл.

12. Взаимоотношения  с  детьми?

  • Легко  идет на контакт  -  3  балла;
  • Избирательно  - 2  балла;
  • Трудно  - 1  балл.

13. Отношения к занятиям – внимателен, усидчив, активен?

  • Да   -  3  балла;
  • Нет  -1  балл;
  • Не всегда  -  2  балла.

14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

  • Есть  -  3  балла;
  • Нет  -  1  балл;
  • Нет  -  1 балл.

15. Есть ли опыт разлуки с близкими?

  • Перенес  разлуку  легко  -  3  балла;
  • Тяжело  - 1  балл.

16. Есть ли сильная эмоциональная привязанность к кому-либо из взрослых?

  • Есть  -  1  балл;
  • Нет  -  3  балла.

                        Прогноз  адаптации

Готов  к  поступлению  в  детский  сад      55 - 40  баллов.

Условно  готов                                             39 – 24   балла.

Не  готов                                                       23 – 16  баллов.

Психолог: благодарю всех за участие, до встречи.

Библиография:

Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» / Л.В. Белкина – Воронеж: Учитель   2004 г.

Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад» / И.В. Лапина – Волгоград:  Учитель 2011 г.

Авторы-составители Захарова Т.Н., Сурова Т.И. «Клуб успешной адаптации» методические рекомендации  / авт. – сост. Т.Н. Захарова, Т. И. Сурова – Ярославль ГОУ ЯО ИРО, 2011 г.