Тренинг для родителей "На пороге детского сада".
Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям и факторах влияющих на успешную адаптацию и социализацию ребенка.
Задачи:
1. Содействовать формированию эффективной родительской позиции в период адаптации ребенка к детскому саду.
2. Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения.
3. Предупредить возможность тревожного состояния родителей.
4. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей
«На пороге детского сада».
Автор-составитель: педагог-психолог
Фоменко любовь Георгиевна.
Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации
ребенка к новым условиям и факторах влияющих на успешную
адаптацию и социализацию ребенка.
Задачи:
1. Содействовать формированию эффективной родительской позиции в
период адаптации ребенка к детскому саду.
2. Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности
её решения.
3. Предупредить возможность тревожного состояния родителей.
4. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между
участниками тренинга.
Ход тренинга
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и
пришли на родительское собрание, по вопросу адаптации детей к детскому
саду. Сегодня родительское собрание пройдет в форме тренинга, мы
совместно постараемся ответить на ряд вопросов, которые Вас волнуют.
1. Упражнение «Сигнал». Приветствие
Цель: переключение внимания на другой вид деятельности.
Инструкция: Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий даёт сигнал,
нажав на левую руку соседа справа. Получив сигнал, он предаёт правой
рукой сигнал дальше и т.д.
2. Упражнение «Дерево настроения».
Цель: определить эмоциональное состояние родителей.
Каждый родитель выбирает (бумажный цветной листик березы) и вешает
его на ветку (веточки стоят в вазе на столике посреди круга).
Психолог
Вопросы родителям:
- Кто из Вас отдает первого ребенка в детский сад? (ответы родителей)
- Кто из Вас самостоятельно интересовался темой адаптации? ( ответы
родителей)
- Кто из Вас начал подготовку ребенка к поступлению в ДОО?
(ответы родителей )
Мы с вами выяснили, что настроение у нас в основном спокойное, доброжелательное. Для того, чтобы настроиться на общение предлагаю поиграть.
3. Игра на мини адаптацию: «Встреча руками».
Цель: создание у родителей ситуации доверия друг к другу.
Психолог: встаньте, пожалуйста в круг, так чтобы Ваши руки могли встретиться (для удобства можно разделиться на два или три круга, а потом поменяться местами). Закройте глаза. По команде выполняем задание.
Пусть Ваши руки:
1. сначала найдут друг друга;
2. познакомятся;
3. проявят симпатию;
4. потанцуют;
5. подерутся;
6. помирятся;
7. попрощаются.
Молодцы, садитесь на свои места.
Ответьте на вопросы:
- легко ли было выполнить это упражнение? (ответы родителей);
- что мешало? (ответы родителей)
4. Информационное сообщение
Адаптация - это вхождение ребёнка в новую среду и приспособление к её условиям.
С чего начинается социализация маленького ребёнка? В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда ребёнок поступает в дошкольное учреждение. Именно там, он учится общаться с незнакомыми людьми – взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учится жить в обществе.
От того, как пройдет привыкание к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие.
Для любого ребёнка начало посещения детского сада – сильный стресс. Даже самый здоровый ребёнок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, которая помогла бы в ней разобраться, привыкнуть, освоиться; где много совершенно незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться, спать в незнакомой кроватке и нет любимой игрушки, с которой всегда засыпаешь дома.
Для каждой семьи период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность.
В связи с этим говорят о трёх вариантах адаптации:
✔ легкая адаптация - поведение ребёнка нормализуется в течение 10-15 дней; ребёнок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения учреждения;
✔ адаптация средней тяжести - изменения в поведении нормализуются в течение месяца, ребёнок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
✔ тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Вопрос родителям: Как Вы думаете, от чего зависит длительность периода адаптации? (выслушать ответы родителей)
Адаптация зависит от функционального состояния организма ребенка. К нему относят: работоспособность, состояние иммунной системы, особенности обменных процессов, тип нервной системы и темперамента, тренированность нервно-психических механизмов.
Длительность периода адаптации зависит:
• от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;
• от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
• от состояния здоровья;
• от резкого контраста м/уобстановкой, условиями домашними и условиями учреждения (режим питания, сна)
• от разницы в методах воспитания…
Психолог: сейчас вам всем вместе нужно будет ответить на два вопроса.
Вопрос 1: Как Вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?
Идет обсуждение, в конце которого подводится итог.
Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации:
- беспокойство (ощущение одиночества);
- страх (незнакомая обстановка, взрослые, дети);
- капризность;
- раздражительность;
- упрямство;
- повышенная возбудимость (заторможенность)
Вопрос 2: Какие дети адаптируются сложнее в детском саду?
Идет обсуждение, в конце которого подводится итог.
Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:
- единственные в семье;
- чрезмерно опекаемые родителями и бабушками;
- привыкшие к тому, что их капризам потакают;
- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
- эмоционально неустойчивые;
- пережившие психологическую травму
- страдающие страхами;
- тревожных родителей.
5. Упражнение Блиц-опрос: «Если завтра в детский сад».
Цель: выявить причины внутренней тревоги и страха родителей.
Психолог: каждый родитель, по кругу, проговаривает конкретно свои внутренние переживания. Психолог фиксирует ответы родителей, затем обобщает часто повторяющиеся и записывает их на флипчарте.
Совместное обсуждение каждого пункта.
Вам, как родителям ребенка важно:
- Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
- Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
- Чаще разговаривать с малышом,читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
- Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
- Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
- Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам
ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у
ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне
естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать,
в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или
переключить его внимание.
Психолог: ответы на вопросы родителей.
Рефлексия
Психолог предлагает каждому родителю высказать свое мнение о сегодняшней встрече, передавая по кругу игрушку колобок.
В конце родители получают: буклет «Адаптация, Что это?» и Анкету для родителей «Готовность ребенка к поступлению в детский сад».
Каждый родитель честно (для себя) заполняет анкету и оценивает готовность своего ребёнка к детскому саду. При необходимости приходит на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу.
Анкета для родителей
«Готовность ребенка к поступлению в детский сад».
1. Какое настроение преобладает у ребенка? (подчеркнуть)
- Бодрое, уравновешенное - 3 балла;
- Раздражительное, неустойчивое - 2 балла;
- Подавленное - 1 балл.
2. Как Ваш ребенок засыпает?
- Быстро (до 10 мин.) - 3 балла;
- Медленно - 2 балла;
- Спокойно - 3 балла;
- Неспокойно - 2 балла.
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок уснул?
- Применяю дополнительное воздействие - 1 балл;
- Без воздействий - 3 балла.
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?
- 2 часа - 3 балла;
- Менее 1 часа - 1 балл.
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
- Хороший– 4 балла;
- Избирательный - 3 балла;
- Неустойчивый - 2 балла;
- Плохой - 1 балл.
6.Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
- Положительно - 3 балла;
- Отрицательно - 1 балл;
- Просится на горшок - 3 балла;
- Не просится, но бывает сухой - 2 балла;
- Не просится и ходит мокрый - 1 балл.
7.Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
- Сосет пустышку или палец, раскачивается (указать и другое) - 1 балл;
- Нет отрицательных привычек - 3 балла.
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
- Да -3 балла;
- Нет - 1 балл;
- Иногда 2 балла.
9. Проявляет ли интерес к действиям взрослых?
- Да - 3 балла;
- Нет - 1 балл;
- Иногда - 2 балла.
10. Как Ваш ребенок играет?
- Умеет играть самостоятельно - 3 балла;
- Не всегда - 2 балла;
- Не играет сам - 1 балл.
11. Взаимоотношения со взрослыми?
- Легко идет на контакт - 3 балла;
- Избирательно - 2 балла;
- Трудно - 1 балл.
12. Взаимоотношения с детьми?
- Легко идет на контакт - 3 балла;
- Избирательно - 2 балла;
- Трудно - 1 балл.
13. Отношения к занятиям – внимателен, усидчив, активен?
- Да - 3 балла;
- Нет -1 балл;
- Не всегда - 2 балла.
14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
- Есть - 3 балла;
- Нет - 1 балл;
- Нет - 1 балл.
15. Есть ли опыт разлуки с близкими?
- Перенес разлуку легко - 3 балла;
- Тяжело - 1 балл.
16. Есть ли сильная эмоциональная привязанность к кому-либо из взрослых?
- Есть - 1 балл;
- Нет - 3 балла.
Прогноз адаптации
Готов к поступлению в детский сад 55 - 40 баллов.
Условно готов 39 – 24 балла.
Не готов 23 – 16 баллов.
Психолог: благодарю всех за участие, до встречи.
Библиография:
Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» / Л.В. Белкина – Воронеж: Учитель 2004 г.
Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад» / И.В. Лапина – Волгоград: Учитель 2011 г.
Авторы-составители Захарова Т.Н., Сурова Т.И. «Клуб успешной адаптации» методические рекомендации / авт. – сост. Т.Н. Захарова, Т. И. Сурова – Ярославль ГОУ ЯО ИРО, 2011 г.